Разработка урока по информатике для 8 - го класса. Системы счисления
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Васильева Татьяна Олеговна

Системы счисления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Тема: Системы счисления.

Выполнила

Учитель информатики:

Васильева Татьяна Олеговна

Цели урока:

Обучающая

Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Развивающая

        Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.

Воспитывающая

        Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере.  Развивать культуру общения, умение работать в паре.

Задачи:

Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.

Оборудование:

        Презентация к данному уроку

        Карточки

        

Тип урока:

Комбинированный урок

Знания и навыки учащихся:

 Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор

Ход урока

  1. Организационный момент.

В организационный момент включается проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.

  1. Актуализация опорных  знаний учащихся.

Фронтальный опрос:

•        что такое система счисления;

•        дайте определение понятию «основание системы счисления»;

•        как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).

Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:

  • позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
  • непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.

Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.

Учитель: А теперь, опираясь на новые знания, переведем несколько чисел. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК.

Прочитайте про себя  все внимательно правила и давайте будем следовать им при работе за компьютером. (Учащиеся выполняют практическую работу)

Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:

                                                                                                                   

    Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.

        Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec  переводим его в десятичную систему счисления.

Закрепление. Практическая работа.

Нарисуй фигуру

Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:

а) перевести координаты точек в десятичную систему;

б) проверить правильность с помощью программы Калькулятор (этот пункт при желании можно пропустить);

в) построить по ним фигуру в координатной плоскости по вариантам:

Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.  Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем)

Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.

I вариант (буква Г)

Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(101;101)

 

2

(101;101000)

 

3

(11001;101000)

 

4

(11001;100011)

 

5

(1010;100011)

 

6

(1010;101)

 

7

(101;101)

 

Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).

I вариант. Звезда

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(10; 1111)

 

2

(1000; 10000)

 

3

(1011; 10110)

 

4

(1110; 10000)

 

5

(10100; 1111)

 

6

(10000; 1010)

 

7

(10010; 100)

 

8

(1011; 111)

 

9

(100; 100)

 

10

(110; 1010)

 

11

(10; 1111)

 

Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)

II вариант. Ракета

№ точки

Двоичный код

Десятичный код

1

(1000; 10)

 

2

(101; 10)

 

3

(1000; 1010)

 

4

(1000; 10101)

 

5

(1011; 11001)

 

6

(1110; 10101)

 

7

(1110; 1010)

 

8

(10001; 10)

 

9

(1110; 10)

 

10

(1110; 111)

 

11

(1100; 111)

 

12

(1101; 10)

 

13

(1001;10)

 

14

(1010; 111)

 

15

(1000; 111)

 

16

(1000; 10)

 

Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).

   Итог урока.

Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)

Рефлексия.

Вам понравился урок?  

Дом. задание

Вывод:

Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике

 (автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»),  имеющему  гриф «Допущено» Министерства образования РФ.

Учебное пособие:

  1. Информатика: Учебник
  2. /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
  1. Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

Используемая методическая литература:

  1. Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/  Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
  2. Занимательные задачи по информатике

/ Л.Л.Босова,   А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином.  Лаборатория знаний, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"

Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...

Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"

Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....

Разработки уроков по информатике для 5 класса

Разработки уроков к учебнику Л. Босовой. 5 класс...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

Урок информатики в 8 классе "Системы счисления"

Предмет: Информатика, урок-повторение.Тема: Системы счисления.Продолжительность: 45 минут.Класс: 8 класс.Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, графический планшет, презентация, раздаточный м...

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"

Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...

Разработка урока по информатике в 8 классе "Системы счисления"

Разработка урока по информатике в 8 классе "Системы счисления"...