Разработка урока по информатике для 8 - го класса. Системы счисления
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»
Тема: Системы счисления.
Выполнила
Учитель информатики:
Васильева Татьяна Олеговна
Цели урока:
Обучающая
Обобщить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Развивающая
Продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно делать выводы, обосновывать и высказывать свое мнение.
Воспитывающая
Продолжить формирование навыков самостоятельной работы на компьютере. Развивать культуру общения, умение работать в паре.
Задачи:
Повторить способ перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, показать способы перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления.
Оборудование:
Презентация к данному уроку
Карточки
Тип урока:
Комбинированный урок
Знания и навыки учащихся:
Уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно. Умение работать на компьютере с приложением Калькулятор
Ход урока
- Организационный момент.
В организационный момент включается проверка домашнего задания. Учитель выясняет, какие задания вызывали затруднения, какие вопросы возникли у учеников.
- Актуализация опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос:
• что такое система счисления;
• дайте определение понятию «основание системы счисления»;
• как перевести число из десятичной системы счисления в двоичную (алгоритм).
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
- позиционные – количественное значение каждой цифры зависит от ее место положения (позиции) в числе;
- непозиционные – цифры не меняют своего количественного значения при изменении их положения в числе.
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
Учитель: А теперь, опираясь на новые знания, переведем несколько чисел. А для этого нам понадобится сесть за компьютеры. Давайте вспомним основные правила ТБ при работе на ПК.
Прочитайте про себя все внимательно правила и давайте будем следовать им при работе за компьютером. (Учащиеся выполняют практическую работу)
Запускаем приложение Калькулятор и выполняем команду (Вид- инженерный). Обратите внимание на группу переключателей, определяющих систему счисления:
Убедимся, что Калькулятор настроен на работу в десятичной системе счисления. С помощью клавиатуры или мыши вводим в поле ввода произвольное число. Активизируем переключатель Bin и в поле ввода видим новое число в двоичной системе счисления.
Настроим Калькулятор на работу в двоичной системе счисления. Обратите внимание, какие кнопки и цифровые клавиши нам доступны. Вводим двоичное число и с помощью переключателя Dec переводим его в десятичную систему счисления.
Закрепление. Практическая работа.
Нарисуй фигуру
Каждой паре выдается карточка, содержащая таблицу с координатами точек, записанными в двоичной системе счисления, и система координат. Для выполнения задания необходимо:
а) перевести координаты точек в десятичную систему;
б) проверить правильность с помощью программы Калькулятор (этот пункт при желании можно пропустить);
в) построить по ним фигуру в координатной плоскости по вариантам:
Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания. Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем)
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
I вариант (буква Г)
Отметьте и последовательно соедините на координатной плоскости точки, координаты которых приведены в двоичной системе счисления.
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (101;101) |
|
2 | (101;101000) |
|
3 | (11001;101000) |
|
4 | (11001;100011) |
|
5 | (1010;100011) |
|
6 | (1010;101) |
|
7 | (101;101) |
|
Ответ: (5;5), (5;40), (25;40), (25;35), (10;35), (10;5), (5;5).
I вариант. Звезда
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (10; 1111) |
|
2 | (1000; 10000) |
|
3 | (1011; 10110) |
|
4 | (1110; 10000) |
|
5 | (10100; 1111) |
|
6 | (10000; 1010) |
|
7 | (10010; 100) |
|
8 | (1011; 111) |
|
9 | (100; 100) |
|
10 | (110; 1010) |
|
11 | (10; 1111) |
|
Ответ: (2;15), (8;16), (11; 22), (14; 16), (20; 15), (16; 10), (18; 4), (11; 7), (4;4), (6;10), (2;15)
II вариант. Ракета
№ точки | Двоичный код | Десятичный код |
1 | (1000; 10) |
|
2 | (101; 10) |
|
3 | (1000; 1010) |
|
4 | (1000; 10101) |
|
5 | (1011; 11001) |
|
6 | (1110; 10101) |
|
7 | (1110; 1010) |
|
8 | (10001; 10) |
|
9 | (1110; 10) |
|
10 | (1110; 111) |
|
11 | (1100; 111) |
|
12 | (1101; 10) |
|
13 | (1001;10) |
|
14 | (1010; 111) |
|
15 | (1000; 111) |
|
16 | (1000; 10) |
|
Ответ: (8;2), (5;2), (8;10), (8;2), (11;25), (14;21), (14;10), (17;2), (14;2), (14;7), (12;7), (13;2), (9;2), (10;7), (8;7), (8;2).
Итог урока.
Что нового узнали на уроке? (В виде беседы с классом.)
Рефлексия.
Вам понравился урок?
Дом. задание
Вывод:
Данная методическая разработка урока предназначена в помощь учителю, работающему по новому учебно-методическому комплекту по информатике
(автор Босова Л.Л., издательство «Бином. Лаборатория знаний»), имеющему гриф «Допущено» Министерства образования РФ.
Учебное пособие:
- Информатика: Учебник
- /Л.Л. Босова. – 4-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 6 класса/ Л.Л. Босова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
Используемая методическая литература:
- Уроки информатики в 8-9 классах: Методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.:Бином. Лаборатория знаний, 2004.
- Занимательные задачи по информатике
/ Л.Л.Босова, А.Ю.Босова, Ю.Г. Коломенская. – 2-е изд., испр. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...
Разработка урока по алгебре в 9 классе "Системы уравнений с двумя переменными"
Предлагаю разработку обобщающего урока по алгебре в 9 классе. Тема: "Системы уравнений с двумя переменными", на данном уроке систематизируются знания по теме "Системы уравнений"....

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...
Урок информатики в 8 классе "Системы счисления"
Предмет: Информатика, урок-повторение.Тема: Системы счисления.Продолжительность: 45 минут.Класс: 8 класс.Технологии: компьютер, мультимедийный проектор, графический планшет, презентация, раздаточный м...
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую"
Урок информатики в 9 классе "Системы счисления и правила перевода чисел из одной системы счисления в другую" является заключительным уроком в этой теме, повторения и закрепления пройденного ...

Разработка урока по информатике в 8 классе "Системы счисления"
Разработка урока по информатике в 8 классе "Системы счисления"...