Письменные домашние работы по разным темам курса информатики
тренажёр по информатике и икт


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя______________________________________________________________

Письменная домашняя работа по теме: Моделирование

№1. Заполните таблицу.

Примеры

Моделируемый объект

Модель

Вид модели (инф./ матер.)

Чтобы объяснить сестре движение Земли вокруг своей оси, девочка принесла глобус

Земной шар

Глобус

Материальная

Мальчик рисует своему приятелю схему дороги к его дому.

При обучении сторожевых собак помощники тренеров надевают ватные костюмы и изображают грабителей.

Для подготовки организма к перегрузкам в полете пилоты тренируются на центрифуге.

На уроке физики учитель рисует схему прохождения лучей света через линзу.

№2. Среди представленных примеров вычеркните те, которые не

являются  примерами  моделирования;  для  оставшихся заполните таблицу.

Примеры

Моделируемый объект

Цель моделирования

Моделируемые характеристики

Модель

1. Капитан корабля прокладывает по карте путь

путь корабля

Заранее определить маршрут движения корабля

скорость, расстояние, место прибытия и отбытия,  остановки

информ.

2. Вместо кино друзья решили пойти на дискотеку

3. Ученик описывает

характеристики главных героев

4. В научном сборнике приведены формулы и схемы, позволяющие определить траекторию кометы Галлея

5. Девочки в детском саду играют в дочки-матери и нянчат кукол

6. Сергей опоздал на автобус и едет на работу на такси.

№3.  В таблице приведены примеры разных моделей одного и того же объекта – водяной мельницы. Заполните пустые ячейки.

Примеры

Цель моделирования

Моделируемые характеристики

Модель

1. В магазине игрушек продается действующая модель водяной мельницы

Досуг, познание

Внешний вид

Действие

Игрушка

2. Перед постройкой водяной мельницы средневековый строитель рисует ее чертеж

3. Изобретатель представляет, как погруженное в воду колесо начинает вращаться и вращать ось.

4.Путешественник записывает в записную книжку точное описание водяной мельницы и фотографирует ее, чтобы построить похожую у себя на даче

5. Мастер-виртуоз по водяным мельницам по одной магнитофонной записи скрипа колеса определяет неисправности



Предварительный просмотр:

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

Вариант № 1.

  1. Напишите алфавит шестеричной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 231, 320, 223.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 125,47.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1100112.
  5. Переведите число 3456 из десятичной системы счисления в восьмеричную.

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

.

Вариант № 4.

  1. Напишите алфавит семеричной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 754, 670, 253.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 125,46.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1100012.
  5. Переведите число 3159 из десятичной системы счисления в семеричную.

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

Вариант № 2.

  1. Напишите алфавит пятеричной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 611, 532, 132.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 122,13.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1110112.
  5. Переведите число 3276 из десятичной системы счисления в девятеричную.

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

Вариант № 5.

  1. Напишите алфавит девятеричной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 142, 314, 133.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 121,45.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1110002.
  5. Переведите число 6851 из десятичной системы счисления в четверичную.

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

Вариант № 3.

  1. Напишите алфавит восьмеричной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 112, 22, 1112.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 124,45.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1010112.
  5. Переведите число 2476 из десятичной системы счисления в пятеричную.

Письменная домашняя работа №2 по теме:  Системы счисления

Вариант № 6.

  1. Напишите алфавит двоичной системы счисления.
  2. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны три числа: 421, 3223, 212.
  3. Представьте число в развернутой  записи числа: 125,48.
  4. Переведите число из двоичной системы счисления в десятичную: 1101112.
  5. Переведите число 1496 из десятичной системы счисления в троичную.



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя __________________________________________ Класс 11

ВАРИАНТ №1

1. Кто является создателем языка программирования Паскаль?

а) Билл Гейтс  

б) Никлаус Вирт

в)Ада Лавлейс

г) Линус Торвальдс

   Ответ: ________________

2. Запишите в правильном порядке разделы программы на языка Паскаль:

наименование раздела

запись командами Паскаля

1.

2.

3.

4.

_______________

операторы;

3. Какой символ используется для разделения элементов списка вывода?

Ответ:_________________________

4. Запишите в общем виде оператор вывода информации на экран, который переводит курсор на следующую строку.

Ответ:______________________________________________________________

5. Дополните недостающие команды программы, которая выводит на экран вашу фамилию и имя.

_____________  my_name;

begin

____________ (‘________________________________’);

end.

 6. Напишите программу, которая вывод на экран три любых двузначных числа в столбик.

Program  prog6 ;

begin

end.

7. Напишите программу, которая выводит на экран фрагмент стихотворения, как в образце:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,

                                            А.С. Пушкина

Program  prog7 ;

begin

end.

8. У исполнителя Калькулятор две команды, которым присвоены номера:

1) прибавь 2;

2) умножь на 3.

Выполняя первую из них, Калькулятор прибавляет к числу на экране 2, а выполняя вторую, утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 0  числа 28, содержащий не более 6 команд, указывая лишь номера команд. Например, программа 21211 – это программа:

умножь на 3;

прибавь 2;

умножь на 3;

прибавь 2;

прибавь 2,

которая преобразует число 1 в 19).

    Ответ: ____________________________________

9. Что будет выведено на экран, если в списке вывода записано:

а) write (154,12,56);

Ответ:

б) wrileln;

Ответ:

в) writeln (’7 mod 8’);                              

Ответ:

г) write (7,’  м’,4,’см’);

Ответ:


Фамилия, имя __________________________________________ Класс 11

ВАРИАНТ №2

 1. Язык программирования – это …?

а) язык для наименования и записи чисел и выполнения действия над ними;

б) программа для создания нового программного обеспечения;

в) алгоритм, записанный командами понятными исполнителю;

г) организованная последовательность действий, понятных исполнителю, ведущая к решению поставленной задачи

    Ответ: ________________

2. Запишите в правильном порядке разделы программы на языка Паскаль:

наименование раздела

запись командами Паскаля

1.

2.

3.

4.

___________________

операторы;

3. Что может быть указано в качестве элементов списка вывода на экран?

Ответ:___________________________________________________________

4. Запишите в общем виде оператор вывода информации на экран, который оставляет курсор на той же строке.

Ответ:______________________________________________________________

5. Дополните недостающие команды программы, которая выводит на экран  сегодняшнюю дату.

_____________  today;

begin

____________ (‘________________________________’);

end.

6. Напишите программу, которая вывод на экран числа 50, 30, 10 одно под другим.

Program  prog6 ;

begin

end.

7. Напишите программу, которая выводит на экран фрагмент стихотворения, как в образце:

  Буря мглою небо кроет,

  Вихри снежные крутя;

  То, как зверь, она завоет,

  То заплачет, как дитя,

                             А.С. Пушкин

Program  prog7 ;

begin

end.

8. У исполнителя Утроитель две команды, которым присвоены номера:

  1. вычти 2;
  2. умножь на 3.

Первая из них уменьшает число на экране 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в программе получения из 11 числа 13, содержащей не более 5 команд, указывая лишь номера команд. Например, 21211 – это программа:

умножь на 3

вычти 2

умножь на 3

вычти 2

вычти 2,

которая преобразует число 2 в 8.

Если таких программ более одной, то запишите любую из них.

        Ответ: ________________________________________________

9. Что будет выведено на экран, если в списке вывода записано:

а) write (125,15,20);

Ответ:

б) wrileln;

Ответ:

в) writeln (’10 div 5’);                              

Ответ:

г) writeln (1,‘км‘ ,20,‘  м’);

Ответ:



Предварительный просмотр:

Фамилия, имя ________________________________ Класс ______10

 ВАРИАНТ №1

1. Заполните  пустые ячейки таблицы соответствующими значениями (см. учебник §1.1,1.3).

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

8

 

 

7

 

 

 

0, 1, 2, 3, 4, 5

Пятеричная

 

 

Троичная

 

 

 

 

0, 1

 

 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

2. Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0,1,2,\,r,e,a,3.

а) каково основание этой системы счисления:______________

б) запишите число 8 в этой системе счисления: ____________

в) выпишите первые 15 чисел в этой системе счисления: ___________________

____________________________________________________________________

3. Сколько цифр нужно для записи в двенадцатеричной системе счисления?

Ответ:_______________________________________________________

4. Какое число верно записано в троичной системе счисления:

а) 125  б) 141   в)122   г)123?       Ответ:____________________

5. Переведите в десятичную систему счисления следующие  числа других систем счисления (алгоритм перевода см. §1.5 п. 1.5.1)

а)101012=

б)101013=

в)101014=

6. Переведите следующие  числа  из десятичной системы счисления в другие системы счисления (алгоритм перевода см. §1.6 п. 1.6.1). Перевод выполнять на обратной стороне листа.

а)5110=

б)62010=

в)7210=

Фамилия, имя _______________________________________ Класс  10

 ВАРИАНТ №2

1. Заполните  пустые ячейки таблицы соответствующими значениями (см. учебник §1.1,1.3).

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

8

 

 

7

 

 

 

0, 1, 2, 3, 4, 5

Пятеричная

 

 

Троичная

 

 

 

 

0, 1

 

 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

2. Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0,1,2,/,s,e,t,3,4.

а) каково основание этой системы счисления:______________

б) запишите число 9 в этой системе счисления: ____________

в) выпишите первые 12 чисел в этой системе счисления: ___________________

____________________________________________________________________

3. Сколько цифр нужно для записи в тринадцатеричной системе счисления?

Ответ:_______________________________________________________

4. Какое число верно записано в пятеричной системе счисления:

а) 153  б) 141   в)812   г)161?       Ответ:____________________

5. Переведите в десятичную систему счисления следующие  числа других систем счисления (алгоритм перевода см. §1.5 п. 1.5.1)

а)101015=

б)101016=

в)101012=

6. Переведите следующие  числа  из десятичной системы счисления в другие системы счисления (алгоритм перевода см. §1.6 п. 1.6.1). Перевод выполнять на обратной стороне листа.

а)9610=

б)81010=

в)4610=


Фамилия, имя _____________________________________ Класс  10

 ВАРИАНТ №3

1. Заполните  пустые ячейки таблицы соответствующими значениями (см. учебник §1.1,1.3).

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

8

 

 

7

 

 

 

0, 1, 2, 3, 4, 5

Пятеричная

 

 

Троичная

 

 

 

 

0, 1

 

 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

2. Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0,1,3,\,r,p,4.

а) каково основание этой системы счисления:______________

б) запишите число 9 в этой системе счисления: ____________

в) выпишите первые 13  чисел в этой системе счисления: ___________________

____________________________________________________________________

3. Сколько цифр нужно для записи в девятеричной системе счисления?

Ответ:_______________________________________________________

4. Какое число верно записано в семеричной системе счисления:

а) 123  б) 741   в)832   г)127?       Ответ:____________________

5. Переведите в десятичную систему счисления следующие  числа других систем счисления (алгоритм перевода см. §1.5 п. 1.5.1):

а)111012=

б)111013=

в)111014=

6. Переведите следующие  числа  из десятичной системы счисления в другие системы счисления (алгоритм перевода см. §1.6 п. 1.6.1). Перевод выполнять на обратной стороне листа.

а)5810=

б)71010=

в)6710=

Фамилия, имя _____________________________________________ Класс   10

 ВАРИАНТ №4

1. Заполните  пустые ячейки таблицы соответствующими значениями (см. учебник §1.1,1.3).

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Восьмеричная

8

 

 

7

 

 

 

0, 1, 2, 3, 4, 5

Пятеричная

 

 

Троичная

 

 

 

 

0, 1

 

 

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,A,B,C,D,E,F

2. Известно, что алфавитом некоторой позиционной системы счисления являются следующие символы: 0,1,2,w,v,6.

а) каково основание этой системы счисления:______________

б) запишите число 8 в этой системе счисления: ____________

в) выпишите первые 14 чисел в этой системе счисления: ___________________

____________________________________________________________________

3. Сколько цифр нужно для записи в двенадцатеричной системе счисления?

Ответ:_______________________________________________________

4. Какое число верно записано в восьмеричной системе счисления:

а) 194  б) 741   в)832   г)129?       Ответ:____________________

5. Переведите в десятичную систему счисления следующие  числа других систем счисления (алгоритм перевода см. §1.5 п. 1.5.1):

а)101113=

б)101115=

в)101112=

6. Переведите следующие  числа  из десятичной системы счисления в другие системы счисления (алгоритм перевода см. §1.6 п. 1.6.1). Перевод выполнять на обратной стороне листа.

а)8510=

б)51010=

в)5610=



Предварительный просмотр:

Тема: Переменные величины в программировании.

Необходимо прочитать новый материал и на его основе письменно выполнить задания.

ТЕОРИЯ

Правила языка Паскаль

  • Выражения записываются в строчку.
  • Используются буквы латинского алфавита, цифры, спец. символы, знаки логических операций (and, not, or), знаки арифметических операций (* / - +), знаки сравнения (>, <, <=, >=, <>).
  • Двухэтажные выражения, верхние, нижние индексы не допускаются.
  • Используются только круглые скобки.
  • Нельзя записывать подряд два знака операций.
  • Разделитель между операторами ; (точка с запятой).

Как преобразовать выражение принятое в математике в выражение понятное компьютеру:

  1. знаки арифметических действий: умножение обозначается *, деление обозначается /, сложение +, вычитание -.
  2. возведение в степень ^, например:   3x2      =>   3*x^2
  3. дроби записывают в одну строку:   =>  (a+2*b) / (2*a)

Величины бывают двух типов: постоянные, или константы, и переменные. В программировании под переменными понимают ячейку памяти, которая имеет имя и хранит знание. Причем, значение переменной может изменяться в ходе выполнения программы.

Правила для имен переменных:

  1. можно использовать латинские буквы, цифры;
  2. нельзя использовать русские буквы, пробелы, специальные символы;
  3. имя всегда начинается с буквы,
  4. Паскаль не различает маленькие и большие буквы в именах переменных.

Примеры имен переменных: A, B, hislo, a1, b12

Чтобы задать или изменить значение переменной величины, в программировании используется  оператор присваивания. Записывается, как двоеточие равно без пробела  :=

Формат записи оператора присваивания:

имя_переменной := выражение;

Примеры использования оператора присваивания: а:=3;  X:=X+1;   k:= 100 * 5*x;

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСЯТОТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Напишите команду вывода на экран слова Программирование.

2. Что можно указывать в качестве элементов списка вывода?

3. Какой символ используется для разделения элементов списка вывода?

4. Что будет выведено на экран, если в списке вывода записано:

а) write (155, 23, 78);

б) a:=45;  write (a);

в) d:=15;  f:=4;  s:=d + f;  writeln (s);                              

г) d:=15;  f:=4;  s:=d * 2 + f ^ 2;   writeln (s);

5.  Напишите в общем виде вариант оператора вывода, при котором следующее сообщение выводится с новой строки.

6. Запишите в общем виде формат записи оператора присваивания.

7. Выпишите номера неверно записанных имен переменных?

А)  doc’s

Д)  alpha

И)  a2

Н)  IBM_C

С) s8.9

Б)  ASU-PT

Е)   a5

К)  d 3

О) end_begin

Т) RaDuGa

В)  омега

Ж)  2a

Л)  write

П)  pascal

У) d1

Г)  i.f.g

З)  z2

М) g*f

Р)  час_пик

Ф) comp

8. Запишите в одну строку по правилам языка программирования следующие выражения:

а)  2х

б)  -7,5a2

в) 5cosY

г) 3х2

д) 

е) b2-4ac

з)  x1x2+ x1x3+ x2x3

9. Переведите из линейной записи в обычную следующие выражения:          

а)  (a+b)/c

б) 5*a+6*b/4c 

в) 1/2*a*b*sin(x)

10. Напишите значения переменных а и b после последовательного выполнения следующих операторов присваивания:

а)   f:= 8;

      b:=-9;

      a:=f;

      f:=b;

      b:=a;

Ответ:

a=

b=

f=

b)   a:=0;

      b:=-9.99:

      b:=a;

      a:=b;

Ответ:

a=

b=



Предварительный просмотр:

Задания для повторения тем:

Ввод и вывод, оператор присваивания, условный оператор

1. Напишите команду вывода на экран слово Программирование.

Ответ:

2. Что можно указывать в качестве элементов списка вывода?

Ответ:

3.  Какой символ используется для разделения элементов списка вывода?

Ответ:

4. Что будет выведено на экран, если в списке вывода записано:

а) write (155);

Ответ:

б) a:=45;  write (a);

Ответ:

в) writeln (’7 mod 8’);                              

Ответ:

г) writeln (7 mod 8);

Ответ:

5.  Как должен быть оформлен оператор вывода, чтобы информация выводилась на экран с новой строки?

Ответ:

6. Запишите в общем виде оформление оператора ввода?

Ответ:

7. Что можно указывать в качестве элементов списка ввода?

Ответ:

8. Почему перед оператором ввода в программе целесообразно записывать оператор вывода?

Ответ:

9. Как оформляется оператор присваивания?

Ответ:

10. Выпишите номера неверно записанных имен переменных?

А)  doc’s

Д)  alpha

И)  a2

Н)  IBM_C

С) s8.9

Б)  ASU-PT

Е)   a5

К)  d 3

О) end_begin

Т) RaDuGa

В)  омега

Ж)  2a

Л)  write

П)  pascal

У) d1

Г)  i.f.g

З)  z2

М) g*f

Р)  час_пик

Ф) comp

Ответ:

11. Записать по правилам языка  программирования следующие выражения:

а)  2х

б)  -7,5a2

в) 5cosY

г) 3

д) 

е) b2-4ac

ж)

з)  x1x2+ x1x3+ x2x3

Задания для повторения тем:

Ввод и вывод, оператор присваивания, условный оператор

1. Напишите команду вывода на экран слово Программирование.

Ответ:

2. Что можно указывать в качестве элементов списка вывода?

Ответ:

3.  Какой символ используется для разделения элементов списка вывода?

Ответ:

4. Что будет выведено на экран, если в списке вывода записано:

а) write (155);

Ответ:

б) a:=45;  write (a);

Ответ:

в) writeln (’7 mod 8’);                              

Ответ:

г) writeln (7 mod 8);

Ответ:

5.  Как должен быть оформлен оператор вывода, чтобы информация выводилась на экран с новой строки?

Ответ:

6. Запишите в общем виде оформление оператора ввода?

Ответ:

7. Что можно указывать в качестве элементов списка ввода?

Ответ:

8. Почему перед оператором ввода в программе целесообразно записывать оператор вывода?

Ответ:

9. Как оформляется оператор присваивания?

Ответ:

10. Выпишите номера неверно записанных имен переменных?

А)  doc’s

Д)  alpha

И)  a2

Н)  IBM_C

С) s8.9

Б)  ASU-PT

Е)   a5

К)  d 3

О) end_begin

Т) RaDuGa

В)  омега

Ж)  2a

Л)  write

П)  pascal

У) d1

Г)  i.f.g

З)  z2

М) g*f

Р)  час_пик

Ф) comp

Ответ:

11. Записать по правилам языка  программирования следующие выражения:

а)  2х

б)  -7,5a2

в) 5cosY

г) 3

д) 

е) b2-4ac

ж)

з)  x1x2+ x1x3+ x2x3

12. Перевести из линейной записи в обычную следующие выражения:          

Например:

а)  (a+b)/c

 =  

б) 5*a+6*b/4c

в) 1/2*a*b*sin(x)

г)  a*b/sqr(c)

д)  sqr(a)+b/b+c

е) sqrt(a/b)*c

13. Указать значения величин а и b после выполнения следующих операторов присваивания:

а)   f:= 8;

      b:=-9;

      a:=f;

      f:=b;

      b:=a;

Ответ:

a=

b=

f=

b)   a:=0;

      b:=-9.99:

      b:=a;

      a:=b;

Ответ:

a=

b=

14. По заданной блок-схеме вычисления значения функции определите чему равен y при x=3?

Ответ:

15. Какое значение будет иметь переменная Z после выполнения следующих   операторов:

а)  при x = 2, y = - 4

z:=0;

if y<0 then z:=10*x+y else z:=x*y;

Ответ: z=

б) при x=-1, y=1

z:=0;

if x>0 then  z:=x*y+10 else z:=5*x+7;

Ответ: z=

12. Перевести из линейной записи в обычную следующие выражения:          

Например:

а)  (a+b)/c

=

б) 5*a+6*b/4c

в) 1/2*a*b*sin(x)

г)  a*b/sqr(c)

д)  sqr(a)+b/b+c

е) sqrt(a/b)*c

13. Указать значения величин а и b после выполнения следующих операторов присваивания:

а)   f:= 8;

      b:=-9;

      a:=f;

      f:=b;

      b:=a;

Ответ:

a=

b=

f=

b)   a:=0;

      b:=-9.99:

      b:=a;

      a:=b;

Ответ:

a=

b=

14. По заданной блок-схеме вычисления значения функции определите чему равен y при x=3?

Ответ:

15. Какое значение будет иметь переменная Z после выполнения следующих   операторов:

а)  при x = 2, y = - 4

z:=0;

if y<0 then z:=10*x+y else z:=x*y;

Ответ: z=

б) при x=-1, y=1

z:=0;

if x>0 then  z:=x*y+10 else z:=5*x+7;

Ответ: z=



Предварительный просмотр:

Основы языка программирования Паскаль

1. Правила языка

  • Выражения записываются в строчку.
  • Используются буквы латинского алфавита, цифры, спец. символы, знаки логических операций (and, not, or), знаки арифметических операций (* / - +), знаки сравнения (>, <, <=, >=, <>).
  • Двухэтажные выражения, верхние, нижние индексы не допускаются.
  • Используются только круглые скобки.
  • Нельзя записывать подряд два знака операций.
  • Разделитель между операторами ; (точка с запятой).

2. Основные понятия

  • __________________ представляет собой законченную фразу языка, определяющий некоторый вполне законченный этап обработки данных.

3. Структура программы

I .____________________________

PROGRAM <имя_программы>;

II. ___________________________

начинается со служебного слова VAR

содержит константы, переменные, процедуры, функции, метки, которые будут использованы в программе.

III. _________________________

BEGIN

оператор1;

оператор2;

операторN;

END.

4.Оператор вывода информации на экран

Общий вид:

WRITE (список вывода);

WRITELN (список вывода);

Примеры вывода информации на экран:

Program prog1;

На экране

BEGIN

write (‘Привет!’);

writeln (7, 206);

writeln (a);

writeln ((a+b)/2);

END.

Блок задач № 1.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран число.

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран два числа (в строчку через пробел).

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит на экран пять произвольных чисел (в столбик).

BEGIN

END.

  1. Напишите программу, которая выводит четверостишие Пушкина А.С.:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

                     А. С. Пушкин

BEGIN

END.

5. Переменные величины в программе

ВЕЛИЧИНЫ

- ячейка памяти, которая имеет имя и хранит значение.

- постоянная величина.

Не изменяются в процессе

Имена переменных:

выполнения программы

- латинские буквы и цифры

- начинается с буквы

-  без пробелов

Тип переменной определяет, какие значения может принимать величина.

Целые типы переменных:

Тип

Значения

Формат представления в памяти ЭВМ

integer

-32768…+32767

2 байта во внутренней памяти со знаком

word

0…+65535

2 байта во внутренней памяти без знака

byte

0…+255

1 байт во внутренней памяти без знака

shortint

-128…+127

1 байт во внутренней памяти со знаком

longint

-21*108…+21*108

4 байта во внутренней памяти со знаком

Вещественные типы данных:

real

-98304…+98303

6 байт, со знаком

Форматированный вывод вещественных чисел:

writeln (‘Площадь равна ’, a:m:n);

а – это имя переменной,

m – общее число позиций (знаков) для вывода, включая n, точку и знак числа;

n – число знаков после запятой.

Операции, используемые для работы с целыми переменными:

Знак операции

Назначение

Приоритет (последовательность выполнения действий в строке)

+

Сложение

во 2-ую очередь

-

Вычитание

во 2-ую очередь

*

Умножение

в 1-ую очередь

div

Определяет целую часть от деления

в 1-ую очередь

mod

Определяет остаток от деления

в 1-ую очередь

Операции, используемые для работы с вещественными переменными: +, - , *, / .

Основные функции:

Функция

Тип аргумента

Назначение

Abs(Х)

Х- целое

Абсолютная величина Х

Sqr(Х)

Х- целое

Возведение Х в квадрат

Sqrt(Х)

Х- целое

Извлечение квадратного корня

6. Оператор ввода данных

позволяет задать значение переменной в ходе выполнения программы.

Общий вид

READ (список ввода);

READLN (список ввода);

Примеры:

read (v);

readln (a, b, c);

7. Оператор присваивания

предназначен для изменения значения переменной величины.

Общий вид

<имя_переменной> := <выражение>;

Примеры:

A := 32;

dl := k +1;

plotnost := p / t;

y := (a + 2) / 3.14

Блок задач №2.

1. Найди ошибку.

Наберите программу, и измените ее так, чтобы она выполнилась.

Условие задачи: Ввести с клавиатуры 2 числа – длины сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран периметр прямоугольника.

Программа:

Program perimeter;

Var a,  P: integer;

BEGIN

writeln (Введите длины сторон прямоугольника);

readln (a, b);

P := (a b) * 2;

writeln (‘Периметр =  ’, P );

END.

2. Реши самостоятельно.

  • Напишите программу, которая будет вычислять значение y при любых значения х из следующего выражения y = 7х2 - 3х + 6.
  • Ввести с клавиатуры 2 числа – длин сторон прямоугольника. Посчитать и вывести на экран площадь прямоугольника.
  • Ввести с клавиатуры длины сторон квадрата. Посчитать и вывести на экран его периметр.
  • Ввести с клавиатуры 3 числа – длин сторон треугольника. Посчитать и вывести на экран его периметр.
  • Напишите программу, запрашивающую три стороны треугольника А,В,С и вычисляющую его площадь по формуле Герона: , где p=(a+b+c)/2 – полупериметр.
  • Даны два целых числа найдите их среднее арифметическое.

8. Условный оператор

Условие в программировании – это логическое выражение, а в математике неравенство.

Задача. НА координатной прямой задан отрезок. Определить, принадлежит ли точка с координатой Х отрезку, концы которого имеют координаты А и В (А < В).

                     

                    А                                                                     В  

Назначение условного оператора:

Проверяет условие и в зависимости от результатов проверки выполнит то или иное действие.

Полный условный оператор

IF  <условие>  THEN <оператор1>  ELSE <оператор2>;

Неполный условный оператор

IF  <условие>  THEN <оператор1>;

Напишите условия для следующих ситуаций:

а) Опередить число Х является положительным или отрицательным и вывести об этом информацию на экран.

____________________________________________________________

б) Определить число Х больше ли 14 и вывести об этом сообщение на экран.

____________________________________________________________

Блок задач №3.

1. Даны два числа. Вывести на экран наибольшее.

2. Расставьте строки программы в правильном порядке.

Условие задачи: определите значение наибольшего из 3-х чисел.

  1. var x, y, z: integer;
  2. writeln (y)
  3. end.
  4. writeln (x);
  5. else if (y>x) and (y>z) then  
  6. readln (x, y, z);
  7. program z1;
  8. begin
  9. else writeln (z);
  10. writeln (‘введите 3 числа’);
  11. if (x>y) and (x>z) then

3. Даны три целых числа. Вывести на экран те из них, которые принадлежат интервалу [-8, 15].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для индивидуальной подготовки по темам курса "Информатика и ИКТ"

Данные задания предназначены для самоподготовки учащихся...

Практические домашние работы по информатике как средство развития логического мышления

Формирование логического мышления – важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциа...

Сборник самостоятельных и домашних работ для студентов первого курса очной формы обучения часть I; часть II

Данные методические рекомендации предназначены для выполнения самостоятельных работ и домашних заданий студентами первого курса очной формы обучения по дисциплине «Математика». ...

Тесты по разным темам курса русского языка 5 класс

Тестовый материал для контроля по разным темам курса русского языка 5 класс...

тетрадь для домашних работ по информатике

Данное пособие предназначено для уроков информатики в 9 классах по учебнику Семакина...

Письменные домашние задания по теме: "Системы счисления", 8кл

Письменные домашние задания по теме: "Системы счисления" (несколько вариантов)1. Отрабатываются понятия алфавит, основание системы счисления, алгоритм перевода из двоичной в десятичную систе...

Письменное домашнее задание по теме: "Объект. Модель", 10кл

Письменное домашнее задание по теме: "Объект. Модель" (раздел Моделирование и формализация)....