РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика» для 6а класса основного общего образования
рабочая программа по информатике и икт (6 класс)

Примерная рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6a_novyy_fgos.docx46.75 КБ

Предварительный просмотр:

02-20

Областное казенное общеобразовательное учреждение "Верхнелюбажская школа-интернат" Фатежского района Курской области с. Верхний Любаж

РАССМОТРЕНО
на заседании МО

Руководитель МО
______ (Алехина С.И.)

Протокол №01
от "28" августа 2024г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании МС.

Замдиректора по УВР
______ (Докукина З.П. )

Протокол №01
от "29" августа 2024 г.

УТВЕРЖДАЮ.

Директор
______ (Широких О.В. )

Приказ №31

от "30" августа  2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Информатика»

для 6а класса основного общего образования

на 2024-2025 учебный год

с. Верхний Любаж,  2024

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания.

В примерной рабочей программе соблюдается преемственность с ФГОС начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности обучающихся 6 класса, межпредметные связи.

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» в 6 классе; устанавливает обязательное предметное содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса; даёт распределение учебных часов по тематическим разделам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для первого года изучения, в том числе для содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
  • основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании интегрирует в себе:

  • цифровую грамотность, приоритетно формируемую на ранних этапах обучения, как в рамках отдельного предмета, так и в процессе информационной деятельности при освоении всех без исключения учебных предметов;
  • теоретические основы компьютерных наук, включая основы теоретической информатики и практического программирования, изложение которых осуществляется в соответствии с  принципом дидактической спирали: вначале (в младших классах) осуществляется общее знакомство обучающихся с  предметом изучения, предполагающее учёт имеющегося у  них опыта; затем последующее развитие и обогащение предмета изучения, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • информационные технологии как необходимый инструмент практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Основные        задачи        учебного        предмета «Информатика» — сформировать у обучающихся:

•        понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;

•        знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;

•        базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;

•        знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

•        умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

•        умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;

•        умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.

Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:

1.        цифровая грамотность;

2.        теоретические основы информатики;

3.        алгоритмы и программирование;

4.        информационные технологии.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Обязательная часть учебного плана примерной основной образовательной программы основного общего образования не предусматривает обязательное изучение курса информатики в 5– 6 классах. Время на данный курс образовательная организация может выделить за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Программа по информатике для 5–6 классов составлена из расчёта общей учебной нагрузки 68 часов за 2 года обучения: 1 час в неделю в 5 классе и 1 час в неделю в 6 классе. Первое знакомство современных школьников с базовыми понятиями информатики происходит на уровне начального общего образования в рамках логико-алгоритмической линии курса математики; в результате изучения всех без исключения предметов на уровне начального общего образования начинается формирование компетентности  учащихся в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), необходимой им для дальнейшего обучения. Курс информатики основной школы опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. Изучение информатики в 5–6 классах поддерживает непрерывность подготовки школьников в этой области и обеспечивает необходимую теоретическую и практическую базу для изучения курса информатики основной школы в 7–9 классах.


2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля

(34 часа)

Объекты и системы (8 часов).

Объекты окружающего мира. Компьютерные объекты. Отношения объектов и их множеств. Разновидности объектов и их классификация. Системы объектов. Персональный компьютер как система.

Информационное моделирование (17 часов).

Информационное моделирование. Знаковые информационные модели. Табличные информационные модели. Графики и диаграммы. Схемы.

Алгоритмика (7 часов).

Что такое алгоритм. Исполнители вокруг нас. Формы записи алгоритмов. Типы алгоритмов. Управление исполнителем Чертежник. Управление исполнителем Робот.

Повторение (2 час).

Воспитательный потенциал учебного предмета «информатика» реализуется через:

Патриотическое воспитание:

•        ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества

Духовно-нравственное воспитание:

•        ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе         в сети        Интернет

Гражданское воспитание:

•        представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков

Ценности научного познания:

•        наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; интерес к обучению и познанию; любознательность; стремление к самообразованию;

•        овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

•        наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

Формирование культуры здоровья:

•        установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ

Трудовое воспитание:

•        интерес к практическому изучению профессий в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанных на достижениях науки информатики и научно технического прогресса

Экологическое воспитание:

•        наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ

 


3. ПЛАНИРУЕМЫЕ результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля

Личностные результаты:

•        формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

•        развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        формирование представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе государства;

•        понимание роли информационных процессов в современном обществе;

•        овладение первичными навыками анализа и оценки получаемой информации;

•        ответственное отношение к информации с учетом правовых норм;

•        формирование важности личной ответственности за качество информационной среды;

•        умение организации информационно-образовательного пространства с учетом гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;

•        формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

•        умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

•        формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

•        овладение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        овладение умениями планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности;

•        определение способов действий в рамках предложенных условий, корректирование своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивание правильности выполнения учебной задачи;

•        овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        овладение основными универсальными умениями информационного характера, такими, как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Предметные результаты:

•        овладение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умения преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; читать таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д.; самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи; проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

•        освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

•        овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

•        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•        воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

•        выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

•        умение использовать термины информация, сообщение, данные, кодирование, алгоритм, программа; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

•        умения описывать размер двоичных текстов, используя термины бит, байт и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

•        умения кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

•        умения составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

•        умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

•        умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;

•        умения создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

•        умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, работать с описаниями программ и сервисами;

•        овладение навыками выбора способа представления данных в зависимости от поставленной задачи.


4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ с указанием академических  часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля

№ п/п

Наименование темы

Кол-во часов

Дата проведения

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

По плану

По факту

ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира.

1

03.09

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Компьютерные объекты.

1

10.09

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Отношение объектов и их множеств.

1

17.09

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Разновидности объектов и их классификация.

1

24.09

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Системы объектов. 

1

01.10

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Персональный компьютер как система.

1

08.10

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Тест «Объекты и системы».

1

15.10

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php

Анализ теста. Как мы познаем окружающий мир.

1

22.10

https://xn--d1abkefqip0a2f.xn--d1acj3b/component/k2/item/17-edinyj-urok-po-bezopasnosti-v-seti-internet 

Понятие как форма мышления.

1

12.11

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Информационное моделирование.

1

19.11

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

1

24.11

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Математические модели.

1

03.12

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Табличные информационные модели.

1

10.12

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Тест «Как мы познаем окружающий мир».

1

17.12

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Анализ теста. Урок безопасности в сети Интернет.

1

24.12

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php

Вычислительные таблицы.

1

14.01

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Проект «Роботы в нашем мире».

1

21.01

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц.

1

28.01

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Зачем нужны графики и диаграммы.

1

04.02

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Наглядное представление о соотношении величин.

1

11.02

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Многообразие схем.

1

18.02

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Информационные модели на графах.

1

25.02

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Использование деревьев при решении задач.

1

04.03

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Тест «Информационное моделирование».

1

11.03

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Анализ теста. Практическая работа «Таблицы, диаграммы, схемы».

1

18.03

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Что такое алгоритм.

1

01.04

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Исполнитель вокруг нас. Формы записи алгоритмов.

1

08.04

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Линейные алгоритмы.

1

15.04

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Алгоритмы с ветвлениями.

1

22.04

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Алгоритмы с повторениями.

1

29.04

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Промежуточная контрольная работа.

1

06.05

Анализ контрольной работы. Исполнитель Чертежник.

1

13.05

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Управление исполнителем Чертежник.

1

20.05

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor6.php 

Выполнение итогового проекта «Исполнитель Чертежник».

1

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Информатика 6 класс/Информатика. 5, 6. класс. Авторский коллектив: Автор(ы): Босова Л. Л. / Босова А. Ю.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

https://bosova.ru/books/1072/7396/

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Resh edu resh.edu.ru uchi.ru foxford.ru infourok.ru testedu.ru lbz.ru/metodist


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык» 5 класс основного общего образования на 2013-2014 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета  «Русский язык» 5 класс основного общего образования       на  2013-2014 учебный год составлена в соответствии с Ф...

Рабочая программа предмета "История" для 8 класса Основного общего образования на 2015-2016 учебный год. С использованием ФГОС

Программа ориентирована на учебники: Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М.  «Новая история 1800-1917гг.- М.: Просвещение, 2013г. и А. А. Данилова,  Л. Г. Косулина «История России. 19 век – М.: ...

Рабочая программа по предмету математика для 7 класса основного общего образования

Рабочая программа по математике для  7 класса уровня основного общего образования составлена на основе:1.      Федерального компонента государственного стандарта основног...

Методическая разработка.Рабочая программа учебного предмета "Биология". 5-11 классы. Основного общего образования

Рабочая программа 5-6 класс (ФГОС)  составлена на основе «Программы основного общего образования (Биология 5 – 9 кл. Концентрический курс)». Авторы: Сонин Н.И., Захаров...

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования и науки Челябинской области МАОУ "СОШ №7" РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 887046) учебного предмета «Биология» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представлен...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5 класса основного общего образования

Рабочая программа даёт представление о целях, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Информатика» на базовом уровне; устанавливает обязат...

Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА"    Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...