Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Алгоритмы и исполнители"
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Ли Оксана Денировна

Курс «Алгоритмы и исполнители» предлагает теоретическое и практическое освоение техники составления алгоритмов и их перевода на программный язык в системе программирования Кумир. Обучение адаптировано для детей от 12 до 17 лет и проходит в очной форме. Курс включает изучение правил безопасности, свойств алгоритмов, системы команд исполнителей, блок-схем, учебного алгоритмического языка, линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов, вспомогательных алгоритмов и подпрограмм. Преподаватели помогают учащимся выявлять и развивать свои способности в области алгоритмизации и программирования, подготавливая их к дальнейшему изучению основ алгоритмизации и программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_praktikum_po_informatike_8_klass.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Алгоритмы и исполнители»

8 – 9 класс

объем программы: 68 часов

Составил:

Учитель информатики

МБОУ г. Иркутска СОШ № 1

Ли О.Д.

        г.Иркутск

2024

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: -Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; -Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее - ФГОС основного общего образования);

  • Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;

-Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН

2.4.2. 2821-10);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством просвещения Российской Федерации по Приказу Минпросвещения России от 28.12.2018 №345,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным Научно-методическим советом по учебникам. Протокол заседания от 10 декабря 2018 г. №ОВ-10/04;
  • Примерная программа внеурочной деятельности по информатике; научно-методических рекомендации: Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Д. В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М.: Просвещение, 2015. - 96 с.
  • Рабочая программа по информатике для учащихся 8 класса под редакцией Л.Л. Босовой (Бином ,2016 год);
  • Устав МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
  • Положение о порядке утверждения и структуре программ внеурочной деятельности педагогических работников МБОУ СОШ №3 г. Донецка;
  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных

общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672;

  • Учебный план МБОУ СОШ №3 г. Донецка на 2019 - 2020 учебный год.

Внеурочная деятельность по информатике в 8 классах является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных) личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов - освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Цель программы:

формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; знакомство с одним из языков web- программирования;

формирование у учащихся целостного представления о глобальном информационном пространстве;

создание собственных информационных ресурсов;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами; умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Задачи изучения:

систематизировать подходы к изучению информационных технологий;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • дать представление о профессии дизайнера, web-дизайнера;
  • сформировать у учащихся знания и умения работать с графической информацией в изучаемых программах; умения разрабатывать и создавать дизайн рассматриваемого объекта;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

С целью предоставления равных возможностей всем ученикам обучение построено на дифференцированном и индивидуальном подходе в изучении предмета. Индивидуальные особенности каждого ученика учитываются при планировании урока.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности.

Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 8 классов.

Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием и найти ответы на вопросы, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни при работе с большим объемом информации; научиться общаться с компьютером, который ничего не сможет сделать, если человек не напишет для него соответствующую программу.

Целесообразность изучения пропедевтики программирования в игровой, увлекательной форме, используя среду КУМИР обусловлена следующими факторами.

Во-первых тем, что среда КУМИР обладает расширенным набором Исполнителей (Черепашка, Робот, Чертежник) с разнообразными системами команд.

Во-вторых, существенной ролью изучения программирования и алгоритмизации в развитии мышления, формировании научного мировоззрения школьников именно этой возрастной группы.

В-третьих, занятия по программе «В удивительном мире информатики» подготовит их к более успешному усвоению базового и профильного курса «Информатика и ИКТ» в старших классах.

Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями учащихся 8-х классов.

Сроки реализации программы: 1 год.

Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Цель программы:

помочь формированию у детей базовых представлений о языках программирования, алгоритме, исполнителе, способах записи алгоритма.

Задачи программы:

Обучающие:

  • обучение основным базовым алгоритмическим конструкциям;
  • освоение основных этапов решения задачи;
  • обучение навыкам разработки, тестирования и отладки несложных программ;
  • обучение навыкам разработки проекта, определения его структуры, дизайна.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • развивать творческое воображение, математическое мышление учащихся;
  • развивать умение работать с компьютерными программами;
  • развивать умение работать с дополнительными источниками информации;
  • развивать навыки планирования проекта, умение работать в группе.

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к занятиям информатикой;
  • воспитывать культуру общения между учащимися;
  • воспитывать культуру безопасного труда при работе за компьютером;
  • воспитывать культуру работы в глобальной сети.

Формы и методы обучения определены возрастом учащихся. При проведении занятий используются компьютеры с установленной программой, проектор, принтер, компьютерная сеть с выходом в Интернет. Теоретическая работа чередуется с практической, а также используются интерактивные формы обучения.

Формы проведения занятий: беседы, игры, практические занятия, самостоятельная работа, викторины и проекты.

Использование метода проектов позволяет обеспечить условия для развития у учащихся навыков самостоятельной постановки задач и выбора оптимального варианта их решения, самостоятельного достижения цели, анализа полученных результатов с точки зрения решения поставленной задачи.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, творческие, практические.

Программа внеурочной деятельности «В мире информатики» для учащихся основной ступени 8 классов является расширением предмета «Информатика» предметной области «Основные приемы программирования», на которую в 8 классе по учебному плану отводится 8 часов. Внеурочная деятельность «В мире информатики» в основной школе расширяет ИКТ-компетентность обучающихся в области применения информационных технологий (для работы в среде Кумир).

Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности «В мире информатики» являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.

Личностные и метапредметные результаты освоения
курса внеурочной деятельности
.

Программа реализуется на основе следующих принципов:

  1. Обучение в активной познавательной деятельности. Все темы учащиеся изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в группах друг с другом.
  2. Индивидуальное обучение. Обучение учащихся работе на компьютере дает возможность организовать деятельность учащихся с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объеме. Данный принцип реализован через организацию практикума по освоению навыков работы на компьютере.
  3. Принцип прироДосообразности. Основной вид деятельности школьников - игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса.
  4. Преемственность. Программа курса построена так, что каждая последующая тема логически связана с предыдущей. Данный принцип учащимся помогает понять важность уже изученного материала и значимость каждого отдельного занятия.
  5. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 8-9 (основной курс) и 10-11 (профильные курсы) классах.
  6. Практико-ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.
  7. Принцип ДиДактической спирали как важнейший фактор структуризации в методике обучения информатике: вначале общее знакомство с понятием с учетом имеющегося опыта обучаемых, затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах.
  8. Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Требования к результатам обучения

Личностные результаты:

  • широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
  • способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты:

  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств;
  • прогнозирование - предвосхищение результата;
  • контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;
  • оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
  • структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;
  • умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта;
  • умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
  • использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы управления исполнителями в среде КУМИР;
  • умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов;
  • умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в среде КУМИР;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Универсальные учебные действия самоопределения и смыслообразования.

  • устойчивой учебно-познавательной мотивации учения,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»,
  • умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования».

Регулятивные универсальные учебные действия

  • ставить учебные цели,
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль, сличая результат с эталоном,
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи и ранее поставленной целью.

В результате учебной деятельности, для решения разнообразных учебнопознавательных и учебно-практических задач, у обучающихся будут формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе.


Содержание курса внеурочной деятельности

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

1

Представление об алгоритме

9

Записывать алгоритм различными способами. Чертить простые блок-схемы.

2

Основные приемы программирования и создания проекта среде

КУМИР

45

Аналитическая: сопоставление алгоритмических конструкций в виде блок - схем с записью в среде КУМИР

Практическая: создание и отладка программного алгоритма на языке КУМИР.

3

Создание личного проекта

14

Аналитическая: Обоснование выбора темы проекта. Практическая: Реализация и защита проекта.

4

Резерв

5

Итого

68

Календарно-тематическое планирование (8 класс)

Дата

Тема урока

Основные виды у

План

Факт

Представление об алгоритме. (9 часов)

1

ТБ. Понятие алгоритма, исполнителя.

Соблюдать требования безопас Выполнять требования к органи места. Приводить примеры алго

2-3

Способы описания алгоритма: блок-схема.

Записывать алгоритм различны

Чертить простые блок-схемы.

4-5

Способы описания алгоритма: программа.

Составлять программы.

6-7

Основные алгоритмические конструкции. Линейный и разветвляющийся алгоритмы.

Приводить примеры линейных

Записывать алгоритмы различн

8-9

Основные алгоритмические конструкции. Циклы.

Составлять циклические алгори различными способами.

Основные приемы программирования и создания проектов в среде КУМИР (45 часа)

10

11

Знакомство со средой алгоритмического языка КуМир. Исполнитель Черепаха.

Знакомиться со средой КУМИР Осваивать среду исполнителя Ч

12

13

Составление линейного алгоритма для исполнителя Черепаха.

Составлять маршрут движения исполнителя.

14

15

Программирование движения исполнителя Черепаха.

Использовать переменные при

16

17

Знакомство с исполнителем Робот. СКИ.

Осваивать среду исполнителя Р управлять движением исполнит

18

19

Исполнитель Робот. Составление простейших программ.

Знакомиться с СКИ. Составлять перемещения исполнителя.

20

21

Составление линейного алгоритма для исполнителя Робота.

Составлять и анализировать пр исполнителя.

22

24

Основные базовые алгоритмические конструкции (ветвление) и их реализация в среде исполнителя Робот.

Анализировать исходные услов зависимости от заданных услов алгоритмы с целью обхода преп

25

26

Составление разветвляющегося алгоритма для исполнителя Робот.

Составлять разветвляющиеся а препятствий.

27

28

Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Робот.

Записывать циклические алгори языке исполнителя. Составлять циклические конструкции для о программы.

29

30

Составление циклического алгоритма для исполнителя Робот.

Составлять программы, исполь оптимизации структуры програ

31

32

Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Робот

Записывать циклические алгори языке исполнителя. Составлять циклическую конструкцию для программы.

33-

Составление алгоритма с циклом для исполнителя

Составлять программы, выбира


34

Робот.

конструкцию для оптимизации

35

36

Среда исполнителя Чертежник. СКИ.

Знакомиться с СКИ исполнител переместиться в точку и смест

37

38

Составление разветвляющегося алгоритма для исполнителя Чертежник.

Выбирать действия в зависимос Использовать переменные при координат. Записывать алгоритм

39

40

Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл со счетчиком) и их реализация в среде исполнителя Чертежник.

Приводить примеры циклическ повторение фрагментов при соз переменные при изменении пар

41

42

Составление циклического алгоритма для исполнителя Чертежник.

Использовать переменные при

43

44

Основные базовые алгоритмические конструкции (цикл с условием) и их реализация в среде исполнителя Чертежник.

Различать понятия постоянной Записывать циклические алгори языке исполнителя. Составлять циклическую конструкцию для программы.

45

46

Составление алгоритма с циклом для исполнителя

Чертежник.

Составлять программы, выбира конструкцию для оптимизации

47

48

Сложные алгоритмические конструкции (вложенные циклы и ветвления) и их реализация в среде исполнителей Робот и Чертежник

Записывать сложные алгоритм исполнителя. Составлять прогр циклическую и разветвляющую оптимизации структуры програ

49

50

Функция случайных чисел. Математические операции и функции в среде КУМИР.

Приводить примеры случайных случайных чисел в языке КУМ

51

52

Математические операции и функции в среде КУМИР.

Правила записи математически Проект «Игра Угадай число»

53

54

Основные этапы разработки проекта.

Составлять план работы над пр Выбор темы. Подготовка элеме

Создание личного проекта (14 часов)

55

57

Создание личного проекта

Разработка компьютерной игры подготовленных материалов.

58

60

Работа с проектом.

Разработка и создание компьют заранее подготовленных матери

61

63

Работа с проектом.

Разработка и создание компьют заранее подготовленных матери

64

66

Тестирование и отладка проекта.

Групповая проверка созданной

67

68

Защита проекта.

Представлять свою работу, дем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Оригами"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности ФГОС. Вокальный кружок «Весёлые нотки».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности Вокальный кружок «Весёлые нотки»   4 годасрок реализации программы 7-11 летвозраст обучающихся...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Физика вокруг нас" для 7-8 классов

Данная рабочая программа предназначена для планирования и проведения факультативных занятий в 7-8 классах...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....