Индивидуальная работа с одаренными детьми
статья по географии (5, 6, 7 класс)
Каждый ребенок талантлив. Добъётся ли он успеха будет зависеть от того будет ли выявлен этот талант. Как рассмотреть и развить способности ученика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_v_rabote_s_odaryonnymi_detmi.docx | 31.18 КБ |
sovrem_podhody_v_rabote_s_od._detmi.pptx | 362.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные подходы к работе с одарёнными детьми
Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества. Роль одаренности и интеллекта в современном мире постоянно возрастает. Все большую роль играет творчество. Экономика все в большей степени основывается на знаниях и способностях людей к новаторству. Современные исследования подтверждают роль интеллекта как фактора первостепенного значения, определяющего темпы экономического роста современных государств. Процесс выявления и педагогического сопровождения одаренных и талантливых детей составляет одну из важнейших задач современного отечественного образования. Россия не сможет быть по-настоящему конкурентоспособной страной, если она всерьёз не встанет на путь инноваций и модернизации. А для этого нужен квалифицированный, грамотный человек, умеющий выдвигать и реализовывать нестандартные идеи.
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Каждому выпускнику школы предстоит определить свое место в сложном и многообразном мире, исходя из его личных возможностей, способностей и интересов.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние предпосылки для таких достижений в том или ином виде деятельности. Нашей целью является выявление, сопровождение и поддержка интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Создание российской национальной системы выявления и развития молодых талантов, основанной на лучшем историческом опыте и наиболее успешных современных образцах – это необходимый элемент российской политики на ближайшие годы. Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Одаренный человек словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными сферами науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Что же такое одарённость, одарённый ребёнок?
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Мне бы хотелось провести с вами небольшой эксперимент.
Эксперимент
Вам предлагается оценить личностные и деловые качества, которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, которые не нравятся. Вы у себя можете указывать номера деловых качеств и напротив них ставить + или - .
- Дисциплинированный.
- Неровно успевающий.
- Организованный.
- Выбивающийся из общего темпа.
- Эрудированный.
- Странный в поведении, непонятный.
- Умеющий поддержать общее дело.
- Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
- Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
- Занятый своими делами (индивидуалист).
- Быстро, “на лету” схватывающий.
- Не умеющий общаться, конфликтный.
- Общающийся легко, приятный в общении.
- Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
- Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
- Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Подсчитайте, пожалуйста, сколько у Вас «+» при чётных утверждениях и при нечётных. Каких “+” у Вас больше?
Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно чётные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связано еще одно заключение, особенно распространенное как раз в учительской среде: одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, лёгкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов, далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни. Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он даже был исключен из гимназии. Это не помешало ему стать выдающимся учёным.
Как можно распознать одарённого ребёнка?
Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Всех одаренных детей можно разделить на три категории:
- Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
- Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
- Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Отсюда вывод: выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Какие типы одарённости присущие детям, обучающимся в школе?
В общеобразовательной школе могут быть разные типы одарённости. Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность:
умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т.д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и «так себе» по другому.
Особый вид одарённости — творческая одаренность. Имеются в виду не столько способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одарённость — это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Нестандартность мышления приводит к нестандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.
Но далеко не всякий вид одаренности находит условия для развития в школе. Например, так называемая социальная (лидерская) одарённость. По понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одарённость в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте непосредственно к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».
Мы, педагоги, чаще всего сталкиваемся с одарёнными детьми в учебной деятельности, т.е. с детьми имеющими академическую и реже интеллектуальную одарённость.
Чем же отличаются одарённые дети в учебной деятельности от других детей?
Одарённые дети:
- Хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
- Способны к самостоятельным действиям, благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
- Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
- Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
- Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
- Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо. Отсюда — постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
- Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
- Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
- Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
- Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое
в данный момент для самореализации. - Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
- Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Каждый одарённый ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода.
Для полного раскрытия таланта ребенка, необходимо применять различные формы и методы организации работы с одаренными детьми
- Интеллектуальные марафоны
- Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня;
- Предметные недели (декады).
- Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения.
- Ученические научно-практические конференции
- Организация и работа профильных классов
- Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам;
- Элективные и специальные курсы
- Занятия в профильных классах
- Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми
Среди многочисленных приёмов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие одарённых детей, особое место занимают предметные олимпиады. Олимпиада – это образовательное пространство, созданное с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности учащихся и учителей за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества.
В основе подготовки к олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности. Когда пятиклассники и шестиклассники приходят ко мне на географию 1 час в неделю, очень трудно выявить юных географов, но уже в 7 –ом классе проявляются знатоки географии. На каждом уроке таких детей не оставляю без внимания: на этапе проверки домашнего задания, дети выполняют творческие задания повышенного уровня; на этапе изучения нового материала решают проблемные и исследовательские задания, на этапе выполнения практических работ они вовлекаются учителем в консультативную работу со слабоуспевающими учащимися. Стараюсь вовлекать в разнообразную работу: составление презентаций, проектных работ.
В нашей школе много детей, поэтому очень важно сделать правильный выбор. Иногда ученик на уроках отвечает, в различных работах участвует и в школьной олимпиаде - победитель, но в районе показывает невысокие результаты. Теряется в незнакомой обстановке, с незнакомыми людьми, психологическую нагрузку не выдерживает. Иногда теребишь, теребишь ученика, зная его сособности, а он не желает развиваться, а потом, вдруг в старших классах проявляется. Или, наоборот, на умного ученика имеешь большие надежды, а он уходит в математику или информатику, химию, то есть не распыляет свою энергию, а целенаправленно выбирает себе предметы, какие необходимы для поступления в вуз. Поэтому стараюсь выбирать тех учащихся, кто желает получить всестороннее развитие, много читает.
Очень важна индивидуальная работа с ребятами, идущими на муниципальный или региональный этап ВОШ.
В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Этот процесс требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
И напоследок, хочу привести ещё одно высказывание В.А.Сухомлинского
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод»
В. А. Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский
Понятие одаренности Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Эксперимент 1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный . 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный . 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело. 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями .
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, “на лету” схватывающий. 12. Не умеющий общаться,конфликтный . 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли. 16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Категории одаренных детей Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях. Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки. Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами
Типы одарённости академическая интеллектуальная творческая Социальная(лидерская) Одаренность в области искусств Одаренность в спорте
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Формы работы Урочная урок-исследование урок-игра урок-путешествие урок-семинар урок- взаимообучение урок-конференция урок-беседа за круглым столом урок-лекция урок-дискуссия. Внеурочная творческие мастерские групповые занятия с сильными учащимися кружки по интересам; Конкурсы интеллектуальный марафон участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; научно-исследовательские конференции
«Успех – это не случайность – это определённый результат непрерывной и упорной деятельности» Писатель Брайан Трейс и
«Одаренность человека — это маленький росточек , едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод» В. А. Сухомлинский.
«Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться». Сократ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми"
В презентации "Развитие творческой компетенции детей через внедрение проектного метода и индивидуальной работы с одаренными детьми" представлен опыт работы в студии декоративно-прикладного т...
Индивидуальная работа с одаренными детьми
план работы...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...
План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку
План индивидуальной работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время по бурятскому языку...
Индивидуальная работа с одаренными детьми.
Планируемый результат развитие логики, участие в конкурсах ...
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год
Программа индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство» на 2021–2022 учебный год учителя технологии, изо и черчения Прониной татьяны Алексеевны...
ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»
ПРОГРАММА индивидуальной работы с одаренными детьми по предмету «Изобразительное искусство»...