Программа курса Компьютерная азбука
рабочая программа по информатике и икт

Шипкова Светлана Николаевна

Данный курс ориентирован на учащихся 6 классов.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

 

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_kompyuternaya_azbuka.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данный курс ориентирован на учащихся 6 классов.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • формирование общеучебных умений и способов интеллектуальной деятельности на основе методов информатики;
  • формирование у учащихся навыков информационно-учебной деятельности на базе средств ИКТ для решения познавательных задач и саморазвития;
  • усиление культурологической составляющей школьного образования;
  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

В основу курса информатики и ИКТ для  6 классов положены следующие задачи:

  • целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень  является важным звеном непрерывного курса информатики и ИКТ.
  • научность в сочетании с доступностью,  строгость и систематичность изложения (включение в содержание  фундаментальных положений  современной  науки  с учетом возрастных особенностей обучаемых);
  • практическая направленность,  обеспечивающая отбор содержания,  направленного  на формирование у школьников умений и навыков, которые в современных условиях становятся необходимыми не только на уроках информатики, но и в учебной деятельности по другим предметам, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в повседневной жизни,  в дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его;
  • дидактическая  спираль  как  важнейший  фактор структуризации в методике обучения информатике:  вначале  общее знакомство с понятием, предполагающее учет имеющегося опыта обучаемых;  затем его последующее развитие и обогащение, создающее предпосылки для научного обобщения в старших классах;
  • развивающее обучение – обучение  ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и на активизацию мыслительных процессов,  формирование   и развитие у школьников обобщенных способов деятельности,  формирование навыков самостоятельной работы и т.д.

Методы обучения

При организации занятий школьников по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На курсе параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

Содержание и структура курса.

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

Кол-во часов

1

Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.

 Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации.

Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передач информации. Электронная почта.

Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

12 ч

2

Компьютер

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.

Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол, панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютера с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция клавиш на клавиатуре.

7 ч

3

Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор.

Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.

Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов.

Проверка правописания, расстановка переносов. форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.)

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее формирование и заполнение данными.

8 ч

4

Компьютерная графика

Компьютерная графика.

Простейший графический редактор.

Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.

3 ч

5

Создание мультимедийных объектов.

Мультимедийная презентация.

Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций.

3 ч

3

Резерв

1 ч

итого

34

Содержание и предметные результаты обучения

Раздел 1. Информация вокруг нас

Ученик научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам её восприятия человеком, по формам
  • представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
  • способности конкретного субъекта к его восприятию.

Ученик получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • преобразовывать информацию по заданным правилам и путём рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
  • приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или
  • самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем;

Раздел 2. Информационные технологии

Ученик научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;
  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования
  • простых рисунков;
  • использовать основные приёмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Ученик получит возможность:

  • овладеть приёмами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами;
  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические
  • изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы;
  • расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.

Раздел 3. Информационное моделирование

Ученик научится:

  • понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
  • различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
  • «читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.

Ученик получит возможность:

  • сформировать начальные представления о о назначении и области применения моделей; о моделировании как методе научного познания;
  • приводить примеры образных, знаковых и смешанных информационных моделей;
  • познакомится с правилами построения табличных моделей, схем, графов, деревьев;
  • выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма, граф, дерево) в соответствии с поставленной задачей.

Раздел 4. Элементы алгоритмизации

Ученик научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
  • осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
  • подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;

Ученик получит возможность:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции и вспомогательные алгоритмы.

Календарно-тематическое планирование

урока

Раздел, тема

Количество часов

Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места

1

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

1

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру»

1

Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приемы управления компьютером»

Тест №1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса»

1

Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаем и сохраняем файлы»

1

Передача информации.

1

Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой»

1

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

Метод координат.

Тест №2 «Информация и информационные процессы»

1

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст»

1

Редактирование текста. Практическая работа №6 «Редактируем текст»

1

Текстовый фрагмент и операции с ним. Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста»

1

Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст»

1

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаем простые таблицы»

1

Табличное решение логических задач Разноуровневая практическая контрольная работа №3 по теме «Создание текстовых документов»

1

Разнообразие наглядных форм представления информации.

1

Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы»

1

Компьютерная графика. Графический редактор. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора»

1

Преобразование графических изображений. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами»

1

Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе»

1

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

Тест №4 «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов»

1

Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаем списки»

1

Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет»

1

Кодирование как изменение формы представления информации.

Разноуровневая практическая контрольная работа №5 «Структурирование и визуализация информации»

1

Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор»

1

Преобразование информации путем рассуждений.

1

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

1

Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 1)

1

Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2)

1

Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу»

1

Итоговое тестирование №6 «Информационные процессы и информационные технологии»

1

Игра  по информатике «Сто к одному»

1

Информационно-методическое обеспечение

УМК:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. –М:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Для учащегося:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Для учителя:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5-6 классы. 7-9 классы. –М:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5-6 классы: методическое пособие. -  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс». -  
  6. Югова Н.Л., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике: 5 класс. – М.ВАКО, 2009.
  7. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по информатике "Компьютерная азбука"

  Элективный курс разработан для учащихся 5-6 классов. Включает в себя  теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся умения работать в текстовых и графических редакторах, программах с...

Авторская программа по информатике для 1 класса "Компьютерная азбука"

Курс информатики на ступени начального общего образования представляет собой пропедевтический курс, который должен сформировать у младших школьников не только элементы компьютерной грамотности, но и н...

Дополнительная образовательная программа курса «Компьютерная графика»

Данная учебная программа рассчитана на 15 часов.Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 16 лет, получивших начальное образование и обладающих характерным для данного возраста уровнем развития...

Программа кружка "Компьютерная азбука"

Данная программа направлена формирование знаний, умений и навыков детей с ограниченными возможностями пользования персональным компьютером, различными программами и периферийными устройствами....

Программа курса "Компьютерная графика"

Программа элективных  занятий по компьютерной графике для учащихся 9 классов разработана в рамках предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на информационно-технологический, гуманита...

Программа курса "Компьютерная математика. Основы работы в системе MATHCAD"

Предлагаемый курс предназначен для изучения в  X—XI классах в двух вариантах:в X классе – 17 часов («Компьютерная математика. Основы работы в системе MATHCAD»; XI классе ...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...