План-конспект отрытого занятия на тему:" Что такое случайные числа. Датчик случайных чисел. Составление программ."
план-конспект по информатике и икт
Познакомить детей с понятиями «случайное число», «датчик случайных чисел», операторами для работы со случайными числами в Pascal. Повторить и закрепить порядок составления программы на данном языке программирования, операторы.
Закрепить умения детей применять теоретические знания на практике при работе в программе «PascalABC» .
Планируемый результат: составить программу "Угадай число".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Центр по работе с одарёнными детьми и талантливой молодёжью «ВЕГА» Дятьковского района
План-конспект занятия на тему:
«Что такое случайные числа. Датчик случайных чисел. Составление программ.»
Автор-составитель:
Лисавина Наталья Александровна,
педагог дополнительного образования
г.Дятьково
2024 год
Занятие на тему: «Что такое случайные числа. Датчик случайных чисел. Составление программ.»
Возраст детей: 9-10 лет.
Цель занятия:
Формировать основы компьютерной грамотности. Создавать благоприятные условия для развития творческих способностей.
Задачи:
- Обучающие:
Познакомить детей с понятиями «случайное число», «датчик случайных чисел», операторами для работы со случайными числами в Pascal.
Повторить и закрепить порядок составления программы на данном языке программирования, операторы.
Закрепить умения детей применять теоретические знания на практике при работе в программе «PascalABC» .
- Развивающие:
Развивать образное мышление, речевые навыки, память, внимание, умение работать в программе«PascalABC» .
Развивать познавательный интерес, умение работать самостоятельно.
3.Воспитательные:
Воспитывать интерес к занятиям информатикой.
Воспитывать нравственные качества, целеустремленность и результативность в процессе решения учебной задачи, аккуратность, настойчивость.
Планируемый результат: составить программу «Угадай число».
Основные понятия: структура программы, операторы языка программирования Pascal.
Ресурсы:
-основные: работа с компьютером. Программа «Угадай число».
-дополнительные: наглядный и раздаточный материал.
Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, в парах.
Материалы и инструменты: компьютеры, проектор, экран.
Применяемые методы: наглядно-иллюстративный, словесный, игровой, поисковый, проблемный.
План занятия
- Организационная часть………………………………….3 мин.
(подготовка детей к работе, регистрация отсутствующих, причины)
- Подготовительная часть …………………………………8 мин.
(актуализация знаний, сообщение темы, целей учебного занятия)
- Основная часть……………………………………………44 мин.
( Составление программы «Угадай число». Запуск программы на исполнение. Проверка работы программы. )
- Итоговая часть……………………………………………5 мин.
(выявление качества и уровня овладения знаний и их коррекция, анализ и оценка занятия, перспектива дальнейшей работы)
Технологическая карта занятия
Этап занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | Обучающие и развивающие задания каждого этапа | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
Iэтап. Организационный момент. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Мотивирует обучающихся на работу. | Дети приветствуют педагога. | Педагог: Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Я рада вас видеть бодрыми и здоровыми. Как вы думаете, какое у меня настроение сегодня? (Радостное, хорошее). Верно! А какое настроение у вас сегодня? Это мы сейчас и узнаем. Перед вами на столе лежат смайлики. Выберите тот, который передает ваше настроение. Молодцы! Настроение у вас хорошее. Ребята! Сегодня у нас интересное занятие. А о чем оно, нам с вами предстоит узнать. | Внутренняя позиция ребенка | |
IIэтап. Актуализация знаний. Цель: актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнения, обобщение. | Организовать фронтальную работу, подвести обучающихся к обсуждению проблемных вопросов. | Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его. | Педагог: Я предлагаю вам отгадать ребусы. (Ребусы на доске). Вспомним основные правила разгадывания ребусов. Ребята, вы молодцы. А как вы думаете, какая тема нашего занятия сегодня будет? (Ответы детей) А чтобы точнее сформулировать нашу тему, обратите внимание на свои рабочие места. Что лежит перед вами? (ребус) Посмотрите внимательно на него и попробуйте расшифровать. Что у вас получилось? (ответы детей) | Сформировать представление о теме занятия | Умение вести диалог на занятии, коллективно делать вывод |
III этап. Введение в новую тему. Цель: подвести обучающихся к постановке темы и целей занятия. | Подвести обучающихся к обсуждению проблемных вопросов. Беседа с обучающимися. | Работа с информацией. | Педагог: Сегодня мы с вами познакомимся с понятиями «случайное число», «датчик случайных чисел». А как вы думаете, что такое случайное число? (ответы детей). Посмотрите на экран. Вы видите игральный кубик, у него шесть граней. При каждом бросании кубика выпадение какого-то числа это случайное событие. Какие числа могут выпасть? (ответы детей). Правильно любое число от 1 до 6. Результат бросания кубика – это случайное число. Еще один пример. При розыгрыше лотереи из вращающегося барабана достают пронумерованные шары. Выпавший номер шара – случайное число. Сейчас мы немного поиграем с числами. Допустим, я загадаю число любое в пределах 10. У меня есть карточки с числами. Одну из них с загаданным числом я выберу и отложу в сторону. Попробуйте угадать число, которое я отложила. (ответы детей). Молодцы! Правильно угадали. А теперь усложним задачу. Каждый раз в случае неверного ответа я буду загадывать другое число. Как вы думаете, вам будет сложнее угадать задуманное число?(ответы детей). В случае с кубиком – одно и то же число может выпасть сколько угодно раз. А в случае лотереи одно и то же число выпасть не может. | Сформировать представление о случайных числах. | Личностные УУД Регулятивные УУД Познаватель-ные УУД Умение осознавать тему и цель работы с помощью педагога |
IVэтап. Новая тема. Цель: познакомить обучающихся с новыми понятиями | Организовать | В языке программирования Pascal есть аналог подобного «кубика» или лототрона, который позволяет получать случайные числа. И называется он датчиком случайных чисел. Это стандартная функция. И записывается она так : random (X). X –целое число. Для начала мы с вами рассмотрим числа до 10. Чтобы компьютер каждый раз не выдавал нам новое число, необходимо будет использовать оператор randomize. Можно сказать, что компьютер будет «помнить» загаданное число, пока мы его не отгадаем. | Освоение новых знаний | ||
Vэтап. Обобщение и систематизация знаний. Цель: закрепить с обучающимися правила составления программы | Организовать фронтальную работу, формировать умение организовать свое рабочее место. Организовать работу в парах, обеспечить контроль за выполнение задания. | Проводить инструктаж, настраивать на работу. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре) | Сейчас мы с вами будем составлять программу «Угадай число». А что же такое программа? (ответы детей). Мы с вами уже составляли программы в Pascal. Нам необходимо вспомнить структуру программы и основные приемы работы в «PascalABC». С чего начинается наша программа? (ответы детей). Program (название). Для чего необходимо указывать название? (ответы детей). Что указываем далее? (ответы детей). Следующая строка программы содержит перечисление переменных, которые будут использоваться в программе и записываются после оператора var. Здесь же указывается вид наших переменных. В нашем случае это будут целые числа(integer). Далее идет программный блок, где будут записываться операторы в определенной последовательности. С какого слова начинается этот блок ? (begin) Каким оператором будет заканчиваться этот блок и вся программа ? (end). Сколько переменных будет использоваться нами в программе? (две). Одна переменная – число, которое «загадает» компьютер, а вторая – число, которое будем вводить мы. Чтобы легче было отгадать число, мы с вами будем использовать подсказки «Мало», «Много», «Угадал». Числа мы будем вводить, пока не угадаем результат. Использовать мы будем оператор условия. | Усвоить правила техники безопасности Умение анализировать, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте | Формирование установки на безопасный образ жизни Постановка и решение проблем Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли Выбор оснований и критерий для сравнения |
VI этап. Физ-культминутка | Организует выполнение обучающимися гимнастики | Выполняют движения. | Музыкальная физкультминутка «Помогатор» | Формирование установки на здоровый образ жизни | |
VII этап. Практическая работа. | Организовать работу за компьютерами и обеспечить контроль за выполнением задания. Организует выполнение обучающимися зрительной гимнастики | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Оценивать правильность выполнения задания Выполняют зрительную гимнастику | Педагог: Приступаем к созданию программы: program ugadai; var a,b:integer; begin randomize; a:=random(10); while a<>b do begin write(‘Введи число: ‘); readln(b); if b>a then writeln (‘Много’) else writeln (‘Угадал’) end end. Запуск программы на исполнение. Если компьютер указывает на ошибки, исправляем их. А теперь давайте попробуем увеличить количество чисел. Что нам надо изменить в программе? ( ответы детей) И вспомним главное правило: Сделал сам – помоги другу. Дети выполняют задание самостоятельно, помогая друг другу. Педагог контролирует выполнение практической работы, в случае необходимости помогает ребятам. В середине практической работы за компьютером проводится зрительная гимнастика во время работы на компьютере. (Зарядка для глаз. Видео) В конце практической работы за компьютером проводится зрительная гимнастика после компьютерного занятия. (Зарядка для глаз. Видео) | Способность справляться с доступными заданиями, с опорой на знание. | Формировать умение оказывать помощь друг другу, умение задавать вопросы. Формирование установки на здоровый образ жизни. |
VIII этап. Итог занятия. Рефлексия деятельности. Цель: подвести итог проделанной работе на занятии | Организует просмотр работ. | Показывают свои работы на компьютерах. | Педагог: Молодцы! Сегодня мы с вами познакомились с понятиями «случайное число», «датчик случайных чисел» в языке программирования Pascal и составили программу «Угадай число». Что вам понравилось на занятии? Чему научились? (ответы детей) А что было сложного на занятии? (Ответы детей). Как и в начале занятия у вас на столе лежит смайлик. И сейчас вам надо сделать выбор, каким же он будет: улыбающимся, серьезным или грустным. Именно он будет соответствовать вашему настроению. Теперь я вижу, что занятие вам понравилось. Потрудились вы отлично. Молодцы. Итог: Сегодня мы с вами плодотворно потрудились: написали программу, которая помогла нам поиграть с компьютером. Вы познакомились с еще одной возможностью работы в языке программирования Pascal. Программирование – это не только трудное, сложное, неинтересное написание программ, но возможность изучения новых интересных способов применения . До новой встречи! | Формулировать собственное мнение, аргументировать свое предположение, убеждать и уступать. | Ориентирование на понимание причин успеха в деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Моделирование фартука».
Урок с элементами игровых ситуаций. На уроке обучающимся предстоит узнать о том, как создаются новые модели одежды, познакомиться с профессией модельера, научиться моде...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Обработка накладного кармана»
Урок - игра “Путешествие в страну «Карманию». Знакомство с историческими сведениями о кармане, его ролью в современной одежде, способами его обработки. ...
План-конспект группового логопедического занятия-развлечения. Тема: сказка «Рукавичка».
Уважаемые коллеги! Представляю план-конспект логопедического занятия - развлечения с учащимися 1 класса( логопедическое заключение: общее недоразвитие речи 3 уровня). Занятие вызвало у реб...
План-конспект проведения внеурочного занятия по теме: «Музыкальные игры-этюды». 1 «А» класс
Предмет: РитмикаКласс: 1 АТема занятия: Общеразвивающие упражнения в игровой форме.Цель занятия: Развитие творческих способностей ребенка средствами хореографии в игровой форме, раскрытие физических д...
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В АНТАРКТИДУ. ЗНАКОМСТВО С ПИНГВИНАМИ».
Тема: «Путешествие в Антарктиду. Знакомство с пингвинами». Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при шитье игрушки «Пингвин» - туловище. Задачи: Об...
КОНСПЕКТ ОТРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «История возникновения сувениров».
Тема: История возникновения сувениров. Тип занятия: урок – путешествие. Цель занятия: Познакомить с историей возникновения сувениров. Дать представление п...