План урока «Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды» с применением игры "кроКОДил"
план-конспект урока по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Ни для кого не секрет, что играя человек лучше усваивает любой материал. А когда это уже давно знакомая любимая игра, обучаться ещё легче. Так на основании старой доброй игры "крокодил", дети могут научится кодировать и декодировать информацию. Данный подход очень развивает творческое и логическое мышление у ребят. Они охотно вливаются в игру и появляется соревновательный интерес. Дети сами не осознают, как обучаются, играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_informatika_kodirovanie_tekstov._ravnomernye_i_neravnomernye_kody.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План урока (по профилю «Информатика») Дата урока . |
№ 15 урока |
Преподаватель: Ярыш Екатерина Аркадьевна |
Тема урока: «Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды» |
Вид урока: Урок - изучение нового материала |
Цели урока (а) образовательная (формирование знаний, умений, специальных и общеучебных умений); б) развивающая; в) воспитательная) |
Образовательные: Обобщить знания учащихся о действиях с информацией; |
познакомить учащихся с действием «кодирование»; научить детей решать простые |
информационные задачи на кодирование. |
Развивающие: Развивать логическое мышление, умение сравнивать, |
анализировать, делать выводы, информационную культуру учащихся. |
Воспитательные: Воспитание самостоятельности и ответственности, умение |
находить решение на поставленные задачи. |
Форма проведения: Смешанный урок( лекция, работа на уроке). |
Учебно-наглядные пособия и ТСО |
Доска, мел, раздаточный материал для самооценки, компьютер, |
мультимедийный проектор, экран |
Междисциплинарные связи |
Формирование навыков логического мышления, коммуникации и |
самоорганизации. Применение творческих способностей детей. |
Ход урока (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения).Структура хода урока зависит от выбранного типа урока. |
Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний (актуализация), сообщение темы урока). |
Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. (3 мин.) |
Взаимное приветствие. |
Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний |
вид). |
Отметить отсутствующих. |
Актуализация полученных знаний, объявление темы и целей урока(7 |
мин.): |
На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия |
с ней. Давайте вспомним основные сведения: |
Что такое информация? |
Вспомните, какие действия человек может совершать с информацией, |
классифицируйте их и обоснуйте почему вы выбрали именно такие признаки для |
классификации? |
Как человек хранит информацию? |
Какие современные носители информации вам известны? |
Сколько информации человек воспринимает каждым из органов чувств? |
Итак, когда мы повторили, что же такое информация и как её можно получить, |
можем приступить к самому уроку. Ведь сегодня мы побудем настоящими разведчиками! |
Вы когда-нибудь пытались расшифровать какое-либо слово? (ответы детей) |
Значит для вас будет достаточно легко выполнять различные задания! А тема сегодняшнего урока «Кодирования текстов. Равномерные и неравномерные коды» |
Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока, время, отводимое на каждый вид деятельности) |
Изучение понятия код и кодирование (10 мин) |
Кодирование информации в древности началось с криптограмм (по-гречески — |
тайнописи), которые использовались для засекречивания важного сообщения от тех, |
кому оно не было предназначено. |
Уже знаменитый древнегреческий историк Геродот (V век до н. э.) приводил |
примеры писем, понятных лишь для одного адресата. |
Существует множество способов шифрования информации: например, Гай |
Юлий Цезарь придумал собственный код, при котором каждый символ заменяется |
другим, отстоящим от него в алфавите на фиксированное число позиций. |
В современном мире тоже есть место коду. Например, сигнал может быть |
световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова, |
сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла |
передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и |
расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло |
время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то |
нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный |
звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо |
заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется |
разработка кода. |
Код — это система условных знаков для представления информации. |
Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода. |
Дорожные знаки – это тоже способ кодирования информации. Так водители |
могут понимать, как и где можно или нельзя ездить, а пешеходы, могут знать, где им |
переходить дорогу. Так же код используется для оценки знаний в школе (число “5” — |
код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”— |
плохих). |
Кодирование может быть равномерное и неравномерное. При равномерном |
кодировании все символы кодируются кодами равной длины; при неравномерном |
кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины. Оценка – |
равномерный код, по одному символу. Азбука Морзе – неравномерный код. |
Физкультминутка (3 минуты) |
Игра «КроКОДил» (15 мин) |
Ребята, все помнят детскую игру крокодил? Напоминаю правила игры: Один из |
участников встаёт напротив других игроков и начинает изображать загаданное слово, а |
задача остальных игроков — назвать это понятие в той форме, в которой оно было |
задумано. Это же ведь тоже способ кодирования, но только жестами. Сейчас я предлагаю |
вам совместить эту игру и самый известный способ шифрования – Азбука Морзе. |
Перед вашими глазами есть алфавит Азбуки Морзе. Кто хочет первый |
попробовать закодировать слово, которое я скажу? ( выбранный ученик выходит к доске) |
Сейчас я скажу (имя ученика) слово на ушко, он должен будет написать его на |
доске, но не буквами, а при помощи азбуки Морзе. Чтобы вам пока было легче, можем |
воспользоваться разделительной чертой по буквам ( « | »). А задача остальных ребят – |
угадать, что за слово (имя ученика) пишет. Тот, кто первый отгадает, выходит к доске и |
пишет следующее слово, которое ему скажут. За 5 отгаданных слов, вы получите оценку |
«5». Поехали! (игра может продолжаться до конца урока, по усмотрению учителя) |
Подведение итогов урока (Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу) |
Рефлексия и самостоятельное задание (2 мин) |
Итак, ребята, что сегодня нового вы узнали? (ответы детей) |
Отлично! Вижу, вы усвоили новый материал! Если вам понравился сегодняшний |
урок - то протяните большой палец вверх. Если вам урок показался очень длинным и не |
очень интересным - то покажите язык и веселую гримасу. Если вы не знаете какая |
эмоция вам ближе- то вытяните руки по сторонам и подрыгайте плечиками. Это будет |
наш собственный способ кодирования эмоций! |
Домашнее задание: составить ребус для одного из известных вам понятий |
информатики |
Окончание урока прощанием и пожеланием хорошего дня. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Прямолинейное равномерное и неравномерное движение"
Повторительно-обобщащий урок по физике в 9 классе в форме соревнования....
Урок. Механическое движение, равномерное и неравномерное движение
Открытый урок в 7 классе по теме "Механическое движение и величины его характеризующие"...
Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"
Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...
Равномерное и неравномерное движение
Урок физики в 7 классе учитель физики Безчаснюк В.АТема: Равномерное и неравномерное движение. Расчет скорости и пути.Цели : Образовательная: знать определение равномерного и н...
Урок Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение
Материал данного урока позволит дать понятие механического движения, познакомить учащихся с видами механического движения: равномерное и неравномерное; объяснить новые понятия: тело отсчета, траектори...
Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация
В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....
Равномерное и неравномерное кодирование. Комбинаторика
Равномерное и неравномерное кодирование. Комбинаторика. Решение задач 7 класс...