План урока «Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды» с применением игры "кроКОДил"
план-конспект урока по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Ярыш Екатерина Аркадьевна

Ни для кого не секрет, что играя человек лучше усваивает любой материал. А когда это уже давно знакомая любимая игра, обучаться ещё легче. Так на основании старой доброй игры "крокодил", дети могут научится кодировать и декодировать информацию. Данный подход очень развивает творческое и логическое мышление у ребят. Они охотно вливаются в игру и появляется соревновательный интерес. Дети сами не осознают, как обучаются, играя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План урока (по профилю «Информатика»)

Дата урока .

№ 15 урока 

Преподаватель: Ярыш Екатерина Аркадьевна

Тема урока: «Кодирование текстов. Равномерные и неравномерные коды»

Вид урока: Урок - изучение нового материала

Цели урока  (а) образовательная (формирование знаний, умений, специальных и общеучебных умений); б) развивающая; в) воспитательная)

Образовательные: Обобщить знания учащихся о действиях с информацией;

познакомить учащихся с действием «кодирование»; научить детей решать простые

информационные задачи на кодирование.

Развивающие: Развивать логическое мышление, умение сравнивать,

анализировать, делать выводы, информационную культуру учащихся.

Воспитательные: Воспитание самостоятельности и ответственности, умение

находить решение на поставленные задачи.

Форма проведения: Смешанный урок( лекция, работа на уроке).

Учебно-наглядные пособия и ТСО

Доска, мел, раздаточный материал для самооценки, компьютер,

мультимедийный проектор, экран

Междисциплинарные связи

Формирование навыков логического мышления, коммуникации и

самоорганизации. Применение творческих способностей детей.

Ход урока (указывают составные части занятия в том порядке, в котором планируется их проведение в зависимости от формы организации учебного процесса, типа урока, структуры содержания учебного материала, выбора методов обучения).Структура хода урока зависит от выбранного типа урока.

Организационная часть (приветствие, проверка отсутствующих, мотивация и стимулирование деятельности студентов, целевая установка, активация необходимых знаний (актуализация), сообщение темы урока).

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке. (3 мин.)

Взаимное приветствие.

Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний

вид).

Отметить отсутствующих.

Актуализация полученных знаний, объявление темы и целей урока(7

мин.):

На прошлых уроках мы рассматривали с вами понятие «информация», действия

с ней. Давайте вспомним основные сведения:

Что такое информация?

Вспомните, какие действия человек может совершать с информацией,

классифицируйте их и обоснуйте почему вы выбрали именно такие признаки для

классификации?

Как человек хранит информацию?

Какие современные носители информации вам известны?

Сколько информации человек воспринимает каждым из органов чувств?

Итак, когда мы повторили, что же такое информация и как её можно получить,

можем приступить к самому уроку. Ведь сегодня мы побудем настоящими разведчиками!

Вы когда-нибудь пытались расшифровать какое-либо слово? (ответы детей)

Значит для вас будет достаточно легко выполнять различные задания! А тема сегодняшнего урока «Кодирования текстов. Равномерные и неравномерные коды»

Основная часть (Основные вопросы темы, последовательность их изложения, методы и способы обучения, использование ТСО и методических материалов по каждому пункту основной части урока, время, отводимое на каждый вид деятельности)

Изучение понятия код и кодирование (10 мин)

Кодирование информации в древности началось с криптограмм (по-гречески —

тайнописи), которые использовались для засекречивания важного сообщения от тех,

кому оно не было предназначено.

Уже знаменитый древнегреческий историк Геродот (V век до н. э.) приводил

примеры писем, понятных лишь для одного адресата.

Существует множество способов шифрования информации: например, Гай

Юлий Цезарь придумал собственный код, при котором каждый символ заменяется

другим, отстоящим от него в алфавите на фиксированное число позиций.

В современном мире тоже есть место коду. Например, сигнал может быть

световым, звуковым, тепловым, электрическим или в виде жеста, движения, слова,

сломанной веточки на дереве, другого условного знака. Для того чтобы произошла

передача информации, приёмник информации должен не только получить сигнал, но и

расшифровать его. Так, услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло

время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то

нужно с вами поговорить. Звонок в дверь сообщает, что кто-то пришёл, а школьный

звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене. Необходимо

заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется

разработка кода.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — это представление информации с помощью некоторого кода.

Дорожные знаки – это тоже способ кодирования информации. Так водители

могут понимать, как и где можно или нельзя ездить, а пешеходы, могут знать, где им

переходить дорогу. Так же код используется для оценки знаний в школе (число “5” —

код отличных знаний, “4” — код хороших знаний, “3” — удовлетворительных, “2”—

плохих).

Кодирование может быть равномерное и неравномерное. При равномерном

кодировании все символы кодируются кодами равной длины; при неравномерном

кодировании разные символы могут кодироваться кодами разной длины. Оценка –

равномерный код, по одному символу. Азбука Морзе – неравномерный код.

Физкультминутка (3 минуты)

Игра «КроКОДил» (15 мин)

Ребята, все помнят детскую игру крокодил? Напоминаю правила игры: Один из

участников встаёт напротив других игроков и начинает изображать загаданное слово, а

задача остальных игроков — назвать это понятие в той форме, в которой оно было

задумано. Это же ведь тоже способ кодирования, но только жестами. Сейчас я предлагаю

вам совместить эту игру и самый известный способ шифрования – Азбука Морзе.

Перед вашими глазами есть алфавит Азбуки Морзе. Кто хочет первый

попробовать закодировать слово, которое я скажу? ( выбранный ученик выходит к доске)

Сейчас я скажу (имя ученика) слово на ушко, он должен будет написать его на

доске, но не буквами, а при помощи азбуки Морзе. Чтобы вам пока было легче, можем

воспользоваться разделительной чертой по буквам ( « | »). А задача остальных ребят –

угадать, что за слово (имя ученика) пишет. Тот, кто первый отгадает, выходит к доске и

пишет следующее слово, которое ему скажут. За 5 отгаданных слов, вы получите оценку

«5». Поехали! (игра может продолжаться до конца урока, по усмотрению учителя)

Подведение итогов урока (Выводы по уроку, рефлексия (закрепление знаний (в любой, предполагаемой педагогом, форме)), анализ типичных ошибок, задание на самостоятельную работу)

Рефлексия и самостоятельное задание (2 мин)

Итак, ребята, что сегодня нового вы узнали? (ответы детей)

Отлично! Вижу, вы усвоили новый материал! Если вам понравился сегодняшний

урок - то протяните большой палец вверх. Если вам урок показался очень длинным и не

очень интересным - то покажите язык и веселую гримасу. Если вы не знаете какая

эмоция вам ближе- то вытяните руки по сторонам и подрыгайте плечиками. Это будет

наш собственный способ кодирования эмоций!

Домашнее задание: составить ребус для одного из известных вам понятий

информатики

Окончание урока прощанием и пожеланием хорошего дня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Прямолинейное равномерное и неравномерное движение"

Повторительно-обобщащий урок по физике в 9 классе в форме соревнования....

Урок. Механическое движение, равномерное и неравномерное движение

Открытый урок в 7 классе по теме "Механическое движение и величины его характеризующие"...

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"

Тест 7 класс "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движения"...

Равномерное и неравномерное движение

Урок физики в 7 классе    учитель физики Безчаснюк В.АТема:  Равномерное и неравномерное движение. Расчет скорости и пути.Цели : Образовательная: знать определение равномерного и н...

Урок Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Материал данного урока позволит дать понятие механического движения, познакомить учащихся с видами механического движения: равномерное и неравномерное; объяснить новые понятия: тело отсчета, траектори...

Технологическая карта урока "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение" 7 класс + презентация

В работе представлена технологическая карта урока в 7 классе по физике "Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение". К уроку подготовлена презентация....

Равномерное и неравномерное кодирование. Комбинаторика

Равномерное и неравномерное кодирование. Комбинаторика. Решение задач 7 класс...