Конспект урока информатики в 10 классе "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)
Конспект урока информатики в 10 классе школы с очно-заочной формой обучения "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Арифметические операции в позиционных системах счисления»
Цели урока:
Обучающие
- Знать таблицы сложения, вычитания и умножения двоичных чисел,
алгоритмы сложения, вычитания, умножения, деления в двоичной и
десятичной системе счисления;
- Уметь выполнять основные арифметические действия для двоичных
чисел.
- Расширение связи с другими предметами. (с математикой)
- Формировать умение работать в группах
Развивающие
- Развивать память, логическое мышление;
Воспитательные
- Воспитывать интерес к предмету.
- Развивать у учащихся умения выделять главное, делать выводы,
высказывать свою точку зрения.
- Воспитывать у учащихся нравственность, культуру, эстетическое отношение к окружающему миру.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент - 1 мин
- Проверка знаний (фронтальный опрос) – 5 мин
- Изложение нового материала – 10мин
- Физкультминутка- 1мин
- Закрепление изученного материала – 7 мин
- Работа в группах (по карточкам) - 10 мин
- Проверка работ по карточкам- 4 мин
- Итог урока - 2 мин
Ход урока
- Организационный момент.
Сегодня мы закрепим наши знания по системам счисления и дополним их новыми. Тема нашего урока - Арифметические операции в позиционных системах счисления.
- Проверка знаний. Фронтальный опрос
-Что называют системой счисления(СС)? Ответ: СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
- Какие виды систем счисления вы знаете?
- Ответ: ПОЗИЦИОННЫЕ и НЕПОЗИЦИОННЫЕ
- Какие системы счисления называются непозиционные?
- Ответ: СС в которой значение цифры не зависит от ее положения в числе.
- Приведите примеры непозиционной системы счисления
- Ответ: РИМСКАЯ I(1), II (2), III(3), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
- Какие системы счисления называются позиционные?
- Ответ: В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе.
- Приведите примеры непозиционной системы счисления
- Ответ: АРАБСКАЯ десятичная система –используются
- цифры от 0 до 9 , двоичная – цифры 0 1
- Что называется основанием в позиционной системе счисления?
- Ответ: В позиционных СС количество цифр (знаков в алфавите) называется ОСНОВАНИЕМ СС
Человек использует десятичную систему счисления, а компьютер – двоичную. Поэтому часто возникает необходимость перевода чисел из десятичной системы в двоичную.
- Вспомните правила перевода чисел из десятичной СС в двоичную
- Ответ: Делим число на основание системы счисления (на 2) до тех пор пока неполное частное будет меньше 2 (равно 1).
Для записи числа запишем последнее неполное частное и затем остатки от последнего к первому.
- Вспомните правила перевода чисел из двоичной СС в десятичную
- Ответ: Необходимо записать число в развернутой форме как сумму произведений цифр на основание системы счисления в
соответствующей номеру позиции степени и вычислить его
значение .
Ученики на доске и в тетрадях выполняют задания:
1.Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно
1510 Х2 1001102 Х 10
2.Заполните пустые ячейки таблицы «Позиционные системы счисления»
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9 |
2 | ||
Восьмеричная | 8 | |
Шестнадцатеричная | 0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А(10), В(11), C(12),D(13), E(14), F(15) |
3. Изложение нового материала.
-Слово учителя:
Арифметические операции во всех позиционных системах счисления выполняются по одним и тем же хорошо известным Вам правилам.
Эти правила были изложены средневековым ученым Ал-Хорезми в книге «Об индийском счёте». Ал-Хорезми жил и творил IX веке. Арабский оригинал его арифметического труда утерян, но имеется латинский перевод XII века. Эта книга сыграла очень большую роль в развитии европейской арифметики и внедрении индо-арабских цифр. Имя автора, в латинизированной форме (Algorismus, Algorithmus), стало обозначать в средневековой Европе всю систему десятичной арифметики, а правила стали называть алгоритмами. Отсюда и берёт начало современный термин алгоритм, который является одним из важнейших понятий науки информатики.
Рассмотрим основные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение и деление. Правила выполнения этих операций в десятичной системе хорошо известны — это сложение, вычитание, умножение столбиком и деление углом.
Сложение чисел в десятичной системе счисления
В основе сложения двоичных чисел лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел: 0 +0=0
0 + 1=1
1 + 0=1
1 + 1=10
Важно обратить внимание на то, что при сложении двух единиц происходит переполнение разряда и производится перенос в старший разряд.
Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания.
Пример: Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610
112=1*21+1*20=310
610+310=910
10012=1*23+0*22+0*21+1*20=910
Вычитание чисел в десятичной системе счисления.
В основе вычитания двоичных чисел лежит таблица вычитани одноразрядных двоичных чисел:
0 - 0=0
0 - 1=1 1
1 - 0=1
1 - 1=0
При вычитании из меньшего числа (0) большего(1) производится заём из старшего разряда. В таблице заём обозначен 1 с чертой
Пример: Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610
112=1*21+1*20=310
610-310=310
Операции Умножения выполняются по алгоритму, подобному алгоритму выполнения этих операций в десятичной системе счисления с последовательным умножением множимого на цифры множителя. (столбиком) .
В основе умножения двоичных чисел лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел: 0 х 0=0
0 х 1=0
Пример: 1 х 0=0
1 х 1 =1
Проверка: 1102=1*22+1*21+0*20=610
112=1*21+1*20=310
610*310=1810
100102=1*24+0*23+0*22+1*21+0*20=1810
Деление чисел в десятичной системе счисления.
Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления. (углом)
Пример:
Проверка : 1102=1*22+1*21+0*20=610
112=1*21+1*20=310
610 : 310=210
4.Физкультминутка
5.Закрепление изученного материала
Провести сложение, вычитание, умножение и деление двоичных чисел 10102 и 102 и проверить правильность выполнения арифметических действий.
6.РАБОТА в группах по КАРТОЧКАМ
Задание1. Русская поговорка. (Задание оценивается 3-мя баллами.)
Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.
Задание 2. Загадка поэта.
Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. Для этого выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления.
Ей было тысяча сто лет, | Она ловила каждый звук |
Когда, пыля десятком ног, | И десять темно-синих глаз |
Задание 3. В таблице приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. Координаты некоторых точек нужно найти, выполнив арифметические действия в указанных системах счисления.
Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок.
№ точки | Координаты точки | |
X | Y | |
1 | 1102 | 102 |
2 | 1102 | 112 |
3 | 102 | 112 |
4 | 112 +112 | 1012 |
5 | 112 | 1012 |
6 | 1102 | 1012 +112 |
7 | 1002 | 1112 |
8 | 10012 - 102 | 10012 |
9 | 1012 +1102 | 1112 |
10 | 10012 | 1112 |
11 | 1002 * 112 | 1012 |
12 | 10012 | 102 +112 |
13 | 1102 | 1012 |
14 | 1012 +1002 | 102 |
15 | 10012 | 102 |
Ответы к заданиям
Задание 1 ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ
Задание 2. Ребята переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение:
Ей было 12 лет, | Она ловила каждый звук |
Когда, пыля двумя ногами, | И двое темно-синих глаз |
Задание 3. Выполнив правильно задания, ученики должны получить рисунок «елочка»
6.Подведение итогов
-Что нового узнали на уроке?
-Чему научились?
Анализ урока по ФГОС
Класс__10Б_________
Предмет информатика_________
Учитель_Чупахина ТМ__________________________________________________________
Тема урока_Арифметические операции в позиционных системах счисления________________________________________________________
Этапы анализа | Баллы | |
1 | Прослеживаются основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. | 2 |
2. | Соответствие урока требованиям ФГОС | |
2.1 | Ориентация на новые образовательные стандарты | 1 |
2.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД | 2 |
2.3 | Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, др. | 1 |
3 | Содержание урока: | |
3.1 | Научная правильность освещения материала на уроке | 2 |
3.2 | Соответствие возрастным особенностям | 1 |
3.3 | Соответствие содержания урока требованиям программы | 2 |
3.4 | Связь теории с практикой | 2 |
3.5 | Использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности | 1 |
3.6 | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом | 2 |
3.7 | Межпредметные связи | 2 |
4 | Определение темы урока. Постановка целей и задач | |
4.1 | Учитель сообщает тему. Этап целеполагания отсутствует | 0 |
4.2 | В процессе формулирования темы, определения цели и задач принимают участие обучающиеся | 1 |
5 | Планирование деятельности. Осуществление практической деятельности | |
5.1 | Этап планирования отсутствует. Учащиеся выполняют ряд задач | 1 |
5.2 | Работа ведется по плану, предложенному учителем | 1 |
5.3 | Учебные действия осуществляются по намеченному плану | 2 |
6 | Форма взаимодействия в ходе урока | |
6.1 | Применение диалоговых форм общения | 2 |
6.2 | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся | 1 |
6.3 | Осуществление обратной связи: ученик – учитель | 2 |
6.4 | Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы | |
6.5 | Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности | 2 |
6.6 | Обучающиеся самостоятельно формулируют возникшие затруднения и осуществляют их коррекцию | 1 |
6.7 | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач | 1 |
6.8 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки | 1 |
7 | Психологические основы урока | |
7.1 | Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи | 2 |
7.2 | Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности | 2 |
7.3 | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока | 2 |
7.4 | Наличие физкультминутки | 2 |
8 | Подведение итогов деятельности | |
8.1 | Подведение итогов не осуществляется ни в каком виде | 0 |
8.2 | Учитель выясняет у обучающихся, что они узнали, запомнили | 2 |
8.3 | Учитель организует рефлексию | 1 |
9 | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона) | |
Итого: | 44 | |
За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует, 1 – проявляется частично, 2 – в полном объеме. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Урок разработан с учетом особенностей работы в школе для детей с девиантным поведением....
Открытый урок на тему "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления...
Конспект урока на тему: "Перевод чисел в позиционных системах счисления"
Цель: освоить основы системы счисления.Задачи урока:Образовательная:– Познакомить учащихся с алгоритмами перевода чисел из одной с/с в другую–...
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс
Конспект урока по теме:"Перевод чисел в позиционных системах счисления " 10 класс...
Открытый урок по теме Арифметические операции в позиционных системах счисления
Освоение операций сложения, вычитания, умножения и деления в позиционных системах счисления (на примере двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления);Совершенствование навыка перевода ч...
Урок по теме "Арифметические операции в позиционных системах счисления"
Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Арифметические операции в позиционной системе счисления"....