Внеклассное мероприятие по информатике «Системы счисления разных народов»
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Это внеклассное мероприятие поможет в увлекательной интересной форме углубить и расширить знания учащихся по теме непозиционные системы счисления. Мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_informatike_sistemy_schisleniya_raznyh_narodov_mira_7-8_klass.docx | 713.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по информатике
«Системы счисления разных народов»
Это внеклассное мероприятие поможет в увлекательной интересной форме углубить и расширить знания учащихся по теме непозиционные системы счисления. Мероприятие рассчитано на учащихся 7-8 классов.
Цели урока:
- расширить представления студентов о системах счисления;
- указать особенности непозиционных систем счисления;
- научить выполнять перевод чисел в разные системы счисления;
Задачи:
Ход урока:
Слайд 1.
Интеллектуальная викторина по информатике «Системы счисления разных народов».
Слайд 1. «Все есть число».
Лозунг «Все есть число». Так говорили пифагорейцы, подчеркивая необычайно важную роль чисел в практической деятельности.
Сейчас в большинстве стран мира, несмотря на то, что там говорят на разных языках, считают одинаково, "по-арабски". Но так было не всегда. Еще каких-то пятьсот лет назад ничего подобного и в помине не было даже в просвещенной Европе, не говоря уже о какой-нибудь Африке или Америке.
Но тем не менее числа люди все равно как-то записывали. У каждого народа была своя собственная или позаимствованная у соседа система записи чисел. Одни использовали буковки, другие - значки, третьи - закорючки. У кого-то получалось удобнее, у кого-то не очень.
Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупки, ведет семейный бюджет и.т.д. Числа, цифры - они с нами везде. Люди всегда считали и записывали числа, даже 5 тыс. лет назад. Но записывали они их совершенно по – другому по другим правилам. Но в любое случае, число изображалось с помощью одного или нескольких символов, которые называется цифрами.
Слайд 3. Цифры – это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит.
Первоначально число было привязано к теме предметам, которые пересчитывались. Но с появлением письменности число отделилось от предметов пересчета и появилось понятие натурального числа.
Число- это некоторая величина.
Числа складывается из цифр по особым правилам. На разных этапах развития человечества, у разных народов, эти правила были различны. Когда появилась необходимость в больших числахлюди стали изобретать способы их записи. Способ записи чисел называют нумерацией,или системой счисления.
Тема нашей интеллектуальной викторины «Системы счисления разных народов».
Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.
Непозиционные системы счисления.
Слайд 4. Единичная система счисления. Простейшая и самая древняя унарная - единичная система счисления.В ней для записи любых чисел используется один символ: палочка, узелок, зарубка, камушек …..и.т.д.
Неудобства такой системы счисления очевидны: чем большее число надо записать, тем больше нужно написать палочек.При записи большого числа легко ошибиться, нанести лишнее количество палочек или наоборот не дописать.
Поэтому позже эти значки сталиобъединять в группы по 3,5 и10 палочек., таким образомвозникали уже болееудобные системы счисления.
Слайд 5. Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления.
Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисление возникла во второй половине 3-го тысячелетия до.н.э. Бумагу заменила глиняная дощечка и именно поэтому цифры имеют такое начертание .
В этой системе счисление использовали в качестве цифр ключевые числа 1,10,100,1000,и.т.д. записывались они при помощи специальных иероглифов.
Слайд 6. Римская система счисления
Знакомая нам римская система принципиально не намного отличается от египетской. Но она более распространена в наши дни: в книгах – для обозначения глав, в истории для обозначения веков, циферблат часов и.т.д.
Число в Римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд цифр. Для записи чисел используются буквы латинского алфавита.
Слайд 7. Итак, объявляется 1 конкурс. Команды получают карточки с заданиями. Перевести числа в Римскую систему счисления.
3265 | MMMCCLXVI | 796 | DCCXCVI |
2789 | VVDCLXXXIX | 438 | CDXXXVIII |
1904 | MCMIV | 337 | CCCXXXVII |
Мы продолжаем знакомство с непозиционными системами счисления.
Слайд 8. Древнегреческая система счисления.
В древнейшее время в Греции была распространена так называемая Аттическая нумерация. В этой нумерации числа 1, 2, 3, 4 изображались соответствующим количеством вертикальных полосок: ,,,. Число 5 записывалось знаком (древнее начертание буквы "Пи", с которой начиналось слово "пять" - "пенте". Числа 6, 7, 8, 9 обозначались сочетаниями этих знаков: .
Древнегреческая система счисления | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | II | III | IIII | Г | ГI | ГII | ГIII | ГIIII |
Число 10 обозначалось - заглавной "Дельта" от слова "дека" - "десять". Числа 100, 1 000 и 10 000 обозначались H, X, M. Числа 50, 500, 5 000 обозначались комбинациями чисел 5 и 10, 5 и 100, 5 и 1 000, а именно:
Древнегреческая система счисления | ||||||||
10 | 100 | 1000 | 10 000 | 50 | 500 | 5000 | ||
Н | Х | М | Г | ГН | ГХ |
Слайд 9. Объявляется 2 конкурс. Команды получают карточки с заданиями. Перевести числа из в Древнегреческой системы счисления.
ННH Г ГI | 366 |
ХХХ H Г I | 3151 |
НН Г II | 282 |
Молодцы, ребята! Все справились с заданием!
Наше путешествие в историю систем счисления продолжается.
Слайд 10. Древнерусская система счисления.
В старину на Руси широко применялись системы счисления, отдаленно напоминающие римскую. С их помощью сборщики налогов заполняли квитанции об уплате налога и делали записи в отчетной тетради.
ДРЕВНЕРУССКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | |
- 1000 руб. | - 1 руб. |
- 100 руб. | - 1 копейка |
- 10 руб. |
Чтобы на каждой квитанции, выдаваемой Родовитому старосте, от которого внесен будет налог, кроме изложения словами, было показано особыми знаками число внесенных рублей и копеек, так чтобы сдающие простым счетом сего числа могли быть уверены в справедливости показания.
Употребляемые в квитанции знаки означают: звезда – 1000 р., колесо - 100 р., квадрат – 10 р., Х – 1 р., IIIIIIIIII – 10 к., I – 1 к.
Слайд 11. Объявляется 3 конкурс. Команды получают карточки с заданиями. Перевести числа из Древнерусской системы счисления.(Рис.1. 1232 руб. 24коп.; Рис.2. 3486руб. 54коп.)
Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданием!
И мы продолжаем знакомство с системами счисления разных народов.
Слайд 12. Славянская система счисления.
Более современными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. К числу таких систем счисления относились славянская, ионийская (греческая), финикийская и другие. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита. Алфавитная система была принята в древней Руси. Числа от 1 до 10 записывались так:
Над буквами, обозначавшими числа, ставился специальный знак – титло.
Это делалось для того, чтобы отличить числа от обычных слов:
Слайд 13. Пример записи числа 444 и 32 в славянской системе счисления.
Мы видим, что запись получилась не длиннее нашей десятичной. Это объясняется тем, что в алфавитных системах использовались, по крайней мере, 27 «цифр». Но эти системы были удобны только для записи чисел до 1000.
Слайд 14. Славянская кириллическая система счисления.
Правда, славяне, как греки, умели записывать числа и больше 1000. Для этого к алфавитной системе добавляли новые обозначения. Так, например, числа 1000, 2000… записывали теми же «цифрами», что и 1, 2, 3…, только перед «цифрами» ставили слева снизу специальный знак:
1000 =
Число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титла, ее обводили кружком: 10000 =
Называлось это число «тьмой». Отсюда и произошло выражение «тьма народу».
Самая большая из величин, имеющих свое обозначение, называлось «колода», она равнялась 1050.
Такой способ записи чисел можно рассматривать как зачатки позиционной системы, так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда.
Слайд 15. Объявляется 4 заключительный конкурс. Команды получают карточки с заданиями. Определите, какие числа записаны в славянской системе счисления
420 000 000 | |
32 000 | |
5 000 000 |
Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданием!
А пока наше жюри подводи итоги, для вас звучит музыкальный номер.
Слайд 16. Спасибо за внимание!
Слайд 17-19. Используемые ресурсы
Список используемых источников:
1. Системы счисления. Лозунг «Все есть число» http://ru.convdocs.org
2. Системы счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления http://fiercest.ru
4. http://number-systems.3dn.ru/index/slavjanskaja_sistema_schislenija/0-18
5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Греческая_система_счисления
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Римские_цифры
Приложение 1.
(карточки с заданиями)
1 конкурс. Перевести числа в Римскую систему счисления.
3265 | 796 | ||
2789 | 438 | ||
1904 | 337 |
2 конкурс.
Перевести числа из в Древнегреческой системы счисления.
Древнегреческая система счисления | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I | II | III | IIII | Г | ГI | ГII | ГIII | ГIIII |
10 | 100 | 1000 | 10 000 | 50 | 500 | 5000 | ||
Н | Х | М | Г | ГН | ГХ |
ННH Г ГI | 366 |
ХХХ H Г I | 3151 |
НН Г II | 282 |
3 конкурс. Перевести числа из Древнерусской системы счисления.
ДРЕВНЕРУССКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ | |
- 1000 руб. | - 1 руб. |
- 100 руб. | - 1 копейка |
- 10 руб. |
4 конкурс. Определите, какие числа записаны
в Славянской системе счисления
Приложение 2
Таблица жюри
класс | 1 конкурс | 2 конкурс | 3 конкурс | 4 конкурс | Итого: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по информатике "Системы счисления"
В презентации содержатся интересные исторические сведения по системам счисления, примеры на двоичную систему счисления, задания на десятичную систему счисления. В конце есть небольшой тест....
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс Босова Л.Л.
Урок информатики "Системы счисления" 6 класс, автор Л.Л. Босова...
Презентация к уроку информатики "Системы счисления" 9, 10 кл.
В данной презентации в игровой форме представлены различные задания в системах счисления: двоичной, десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной....
Подготовка к ЕГЭ по информатике "Системы счисления"
Подготовка к ЕГЭ по информатике "Системы счисления"...
Методическая разработка к уроку информатики "Системы счисления"
Материал предназначен для учащихся 9-х классов при изучении систем счисления....
Методическая разработка по информатике "Системы счисления"
Рассматривается история появления различных систем счисления. Перевод и арифметические операции с ними....
Методическая разработка внеклассного мероприятия для студентов системы СПО "Разные грани единого подвига (подвиг А.А. Печерского и Д.М. Карбышева)"
Классный час "Разные грани единого подвига" являлся одним из мероприятий, проводимых в Год памяти и славы с целью расширения знаний обучающихся о Великой Отечественной ...