Подходы к измерению информации 10 класс
методическая разработка по информатике и икт

Ооржак Алдына Чойгановна

Технологическая карта урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_podhody_k_izmereniyu_informatsii_10kl.docx55.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Подходы к измерению информации»

Предмет: информатика, 10 класс            

Учитель: Ооржак Алдына Чойгановна

Учебник (УМК): Информатика: учебник для 10 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Тема урока: Подходы к измерению информации.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.

Цель урока: расширить знания учащихся по измерению информации, научить вычислять количество информации с применением различных подходов.

Задачи урока:

  • Образовательные: рассмотрение содержательного и алфавитного подходов к измерению информации; определение информационного объёма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита; изучение единиц измерения информации и соотношений между ними.
  • Воспитательные: формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
  • Развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления; воздействие на психологические процессы: внимание, восприятие, память.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-

техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Предметные: понимание сущности различных подходов к измерению информации; знание единиц измерения информации; умение определять информационный объём сообщения.

Метапредметные: способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.

Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, словесный, наглядный, практический; прием создания проблемной ситуации.

Формы организации деятельности на уроке:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • коллективная


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Мотивационно-целевой.

1) Организационный момент

2

мин

Приветствие учащихся.  Проверка учителем готовности класса к уроку, техники безопасности; организация внимания.

Приветствие учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют рабочее место.

Регулятивные: умение слушать и вступать в диалог; умение выделять нравственный аспект поведения.

2) Актуализация знаний

5 мин

 

Проверка домашнего задания.

Повторение материала прошлого  урока. Дает онлайн-тест №1:

https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m 

Проверяют домашнее задание, оценивают работу.

Учащиеся переходят по ссылке https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m отвечают на  вопросы теста. Получают оценку.

Познавательные: применение предметных знаний;

выполнение учебных заданий.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся.

5 мин

 

-Давайте вспомним, что такое информация?

-Вещество, энергия измеряются в известных величинах, приведите соответствующие примеры.

-Информация также имеет меру, а человек в своей практической деятельности часто сталкивается с необходимостью измерения информации. Отсюда вытекает обучающая цель урока:

- информация – это осведомление, разъяснение, одно из фундаментальных понятий современной науки, такое как вещество, энергия.

- вес в кг, расстояние в км, энергия в Дж и т.д.

- научиться измерять информацию

Коммуникативные: развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

Личностные: формирование математического мышления

Регулятивные: умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка.

  1. Процессуально-познавательный

1) Изучение нового материала

15

мин

Из курса основной школы мы знаем, что существует два подхода к измерению информации.

Класс делит на группы, дает задание группам:

1 группа – изучить содержательный подход к измерению информации.

2 группа – изучить алфавитный подход к измерению информации.

Источники информации – учебник, параграф 2 стр. 16

Видео на сайте РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6469/main/15061/

Делятся на 2 группы, распределяют обязанности (работа с учебником, на сайте РЭШ), обсуждают результаты работы, составляют краткий конспект, выступают перед классом.

1 группа

Содержательный подход. Информация – это снятая неопределенность.

Неопределенность – это количество исходов из данного события. Событие, уменьшающее неопределенность в два раза, несет 1 бит информации. Количество информации, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется  из решения уравнения: N=2i.

2 группа

При алфавитном подходе количество информации зависит от количества символов и алфавита.

Мощность алфавита (N)- количество символов в алфавите.

I – информационный вес одного символа, количество бит, необходимый для кодировки.

Информационный объем сообщения:

I= k*i

где k – количество символов.

Познавательные: развитие познавательной активности.

Личностные: формирование навыков грамотного письма,  формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике.

Регулятивные: умение использовать полученные знания на практике.

Физкультминутка

1 мин

Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся.

Меняют  вид  деятельности, выполняют упражнения.

Коммуникативные:  умение  работать  в  группе.

2) Закрепление изученного материала

10 мин

Разбирает примеры из учебника 1-4

1. В книжном шкафу 8 полок, книга может быть поставлена на любую из них. Сколько бит информации несет сообщение о том, что книга поставлена на 3 полку?

2. Петя и Вася играют в крестики нолики на поле nxn. Количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 бит. Требуется определить размеры поля.

3. Вычислите объём сообщения (в килобайтах), если оно содержит 512 символов 16-символьного алфавита.

Постановка проблемы: как решить задачу, если число исходов равновероятных событий N не является целой степенью числа 2?

можно вычислить объём информации в сообщении, используя логарифмическую функцию.

Задание для учеников: Решите задачи с помощью ЭТ.

Решить задачи № 4,9 стр. 28 учебника

Решают задачи в тетрадях

N=8

N=2i   8=23    i=3 бит

i=6 бит

2i=N     26=64

nxn=64   8x8=64

Ответ: 8x8

K=512 с

N=16 c.

Найти: I=?

Кбайт

Возможно с помощью компьютера:

Решают задачи

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы.

Коммуникативные: умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику.

Личностные: самооценка.

III. Рефлексивно-оценочный.

1) Подведение итога урока.

2) Информация о выполнении  домашнего задания

4

мин

Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги.

О чем мы сегодня говорили?

Дома: повторить изученный материал.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают домашнее задание.

Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

3) Рефлексия учебной деятельности.

3 мин

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

 

Рефлексия.

Регулятивные: оценка своей деятельности и деятельности других людей

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные: самооценка на основе критерия успешности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Единица измерения. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.

Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....

Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации.

Презентация к уроку в 10 классе "Измерение информации.  Содержательный подход к измерению информации."...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...