Подходы к измерению информации 10 класс
методическая разработка по информатике и икт
Технологическая карта урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_podhody_k_izmereniyu_informatsii_10kl.docx | 55.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Подходы к измерению информации»
Предмет: информатика, 10 класс
Учитель: Ооржак Алдына Чойгановна
Учебник (УМК): Информатика: учебник для 10 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Тема урока: Подходы к измерению информации.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: мультимедийный комплекс, слайды по теме урока.
Цель урока: расширить знания учащихся по измерению информации, научить вычислять количество информации с применением различных подходов.
Задачи урока:
- Образовательные: рассмотрение содержательного и алфавитного подходов к измерению информации; определение информационного объёма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита; изучение единиц измерения информации и соотношений между ними.
- Воспитательные: формировать познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.
- Развивающие: способствовать развитию логического и алгоритмического мышления; воздействие на психологические процессы: внимание, восприятие, память.
Прогнозируемые результаты:
Личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-
техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.
Предметные: понимание сущности различных подходов к измерению информации; знание единиц измерения информации; умение определять информационный объём сообщения.
Метапредметные: способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия.
Технологии, методы и приемы: проблемное обучение, частично-поисковый метод, словесный, наглядный, практический; прием создания проблемной ситуации.
Формы организации деятельности на уроке:
- фронтальная
- индивидуальная
- коллективная
Ход урока
Этапы урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1) Организационный момент | 2 мин | Приветствие учащихся. Проверка учителем готовности класса к уроку, техники безопасности; организация внимания. | Приветствие учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют рабочее место. | Регулятивные: умение слушать и вступать в диалог; умение выделять нравственный аспект поведения. |
2) Актуализация знаний | 5 мин
| Проверка домашнего задания. Повторение материала прошлого урока. Дает онлайн-тест №1: | Проверяют домашнее задание, оценивают работу. Учащиеся переходят по ссылке https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m отвечают на вопросы теста. Получают оценку. | Познавательные: применение предметных знаний; выполнение учебных заданий. Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся. | 5 мин
| -Давайте вспомним, что такое информация? -Вещество, энергия измеряются в известных величинах, приведите соответствующие примеры. -Информация также имеет меру, а человек в своей практической деятельности часто сталкивается с необходимостью измерения информации. Отсюда вытекает обучающая цель урока: | - информация – это осведомление, разъяснение, одно из фундаментальных понятий современной науки, такое как вещество, энергия. - вес в кг, расстояние в км, энергия в Дж и т.д. - научиться измерять информацию | Коммуникативные: развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности. Личностные: формирование математического мышления Регулятивные: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему в соответствии с нормами русского языка. |
1) Изучение нового материала | 15 мин | Из курса основной школы мы знаем, что существует два подхода к измерению информации. Класс делит на группы, дает задание группам: 1 группа – изучить содержательный подход к измерению информации. 2 группа – изучить алфавитный подход к измерению информации. Источники информации – учебник, параграф 2 стр. 16 Видео на сайте РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6469/main/15061/ | Делятся на 2 группы, распределяют обязанности (работа с учебником, на сайте РЭШ), обсуждают результаты работы, составляют краткий конспект, выступают перед классом. 1 группа Содержательный подход. Информация – это снятая неопределенность. Неопределенность – это количество исходов из данного события. Событие, уменьшающее неопределенность в два раза, несет 1 бит информации. Количество информации, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется из решения уравнения: N=2i. 2 группа При алфавитном подходе количество информации зависит от количества символов и алфавита. Мощность алфавита (N)- количество символов в алфавите. I – информационный вес одного символа, количество бит, необходимый для кодировки. Информационный объем сообщения: I= k*i где k – количество символов. | Познавательные: развитие познавательной активности. Личностные: формирование навыков грамотного письма, формирования навыков поиска информации в имеющемся источнике. Регулятивные: умение использовать полученные знания на практике. |
Физкультминутка | 1 мин | Обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. | Меняют вид деятельности, выполняют упражнения. | Коммуникативные: умение работать в группе. |
2) Закрепление изученного материала | 10 мин | Разбирает примеры из учебника 1-4 1. В книжном шкафу 8 полок, книга может быть поставлена на любую из них. Сколько бит информации несет сообщение о том, что книга поставлена на 3 полку? 2. Петя и Вася играют в крестики нолики на поле nxn. Количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 бит. Требуется определить размеры поля. 3. Вычислите объём сообщения (в килобайтах), если оно содержит 512 символов 16-символьного алфавита. Постановка проблемы: как решить задачу, если число исходов равновероятных событий N не является целой степенью числа 2? можно вычислить объём информации в сообщении, используя логарифмическую функцию. Задание для учеников: Решите задачи с помощью ЭТ. Решить задачи № 4,9 стр. 28 учебника | Решают задачи в тетрадях N=8 N=2i 8=23 i=3 бит i=6 бит 2i=N 26=64 nxn=64 8x8=64 Ответ: 8x8 K=512 с N=16 c. Найти: I=? Кбайт Возможно с помощью компьютера: Решают задачи | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, анализировать и оценивать результат работы. Коммуникативные: умение слушать, обращаться с вопросом к учителю и сверстнику. Личностные: самооценка. |
III. Рефлексивно-оценочный. 1) Подведение итога урока. 2) Информация о выполнении домашнего задания | 4 мин | Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. О чем мы сегодня говорили? Дома: повторить изученный материал. | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание. | Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
3) Рефлексия учебной деятельности. | 3 мин | - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу?
| Рефлексия. | Регулятивные: оценка своей деятельности и деятельности других людей Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Личностные: самооценка на основе критерия успешности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Измерение информации. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации"
Предложены задания, тесты по данной теме...
Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»
Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.
Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....
Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации.
Презентация к уроку в 10 классе "Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации."...
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...
Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"
Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;3) определе...
Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой
Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...