" В мире информатики"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Иркутской области
Управление образования администрации Тайшетского района
МКОУ Джогинская СОШ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО: от «28» 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Визе В. И. от «28» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ Джогинская СОШ _________ Елтратов М. П. Приказ № _______ от «29» 08 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«В мире информатики»
(9 класс)
на 2023-2024 учебный год
Джогино
2023
Пояснительная записка
1.1 Актуальность. Программа курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования. Программа основана на учебно-методическом комплекте по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).
На сегодняшний день, одним из актуальных вопросов в обучении школьников является подготовка и сдача основных государственных экзаменов по завершению 9-го класса, а одной из составляющих успешности учителя является успех его учеников. В настоящий момент главным результатом учительского труда многие считают успешность выпускников на ОГЭ и на ЕГЭ.
Экзаменационная работа охватывает основное содержание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых в школе вариантов курса информатики и входящие в федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1.2 Идея курса заключается в том, соединить воедино знания, полученные за 5 лет обучения в основной школе. Необходимо выделить существенные факторы, концентрировать внимание на них в процессе подготовки и сдачи экзаменов ОГЭ. Очевидным также является и то, что подготовку необходимо начинать заблаговременно, осуществлять её системно, индивидуально с каждым обучающимся, не исключая работу в группах, в парах и т.д.
Экзамен в рамках ОГЭ по информатике и ИКТ является необязательным, он входит в список экзаменов по выбору. Если обучающийся выбрал данный экзамен, то стоит детально изучить структуру и его особенности.
Для успешной подготовки к ОГЭ приходится использовать комбинацию допущенных и рекомендованных учебников и пособий в сочетании с теми, в которых та или иная тема изложена методически более грамотно и привлекательно. Только системная работа в течение учебного года позволяет повысить продуктивность и качество подготовки к ОГЭ.
Тексты тестов и задания можно составить из имеющихся на сегодняшний день в базе данных контрольно-измерительных материалов для проведения ОГЭ по информатике, из всевозможных демонстрационных, репетиционных и реальных вариантов ОГЭ, из сборников для подготовки к ОГЭ, допущенных Министерством образования и науки. Широкое использование систем тестового контроля не только позволяет подготовить учащихся к формату письменных экзаменов, проводимых в виде тестов, но является помощником на уроках информатики. Такие тесты могут носить не только контролирующие, но обучающие и закрепляющие функции, служить для осуществления как текущего или промежуточного, так и тематического или итогового контроля знаний.
Планирование рассчитано на аудиторные занятия в интенсивном режиме, при этом тренинговые занятия учащиеся проводят в режиме индивидуальных консультаций с преподавателем, и после каждого занятия предполагается самостоятельная отработка учащимися материалов по каждой теме курса в объеме временных рамок изучения темы. При необходимости возможны индивидуальные консультации с преподавателем в дистанционном режиме.
Цель курса:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к основному государственному экзамену по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи курса:
- выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
- сформировать: представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
- сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
- Сроки реализации программы: программа внеурочной деятельности реализуется в течение одного учебного года, рассчитана на 34 академических часа (один час в неделю).
- Возраст обучающихся. Программа элективного курса рассчитана на обучающихся 9 класса возраста 15-16 лет.
- Режим занятий: занятия по внеурочной деятельности проводятся после окончания уроков. Между началом занятия и последним уроком предусмотрен перерыв продолжительностью 45 минут. Продолжительность занятия 40 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете. На каждого обучающегося предусмотрен персональный компьютер.
- Формы проведения занятий.
Структура курса представляет собой набор логически законченных и содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать задания для учащихся различной степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса. Содержание курса можно варьировать с учетом склонностей, интересов и уровня подготовленности учеников.
Основной тип занятий − практикум. Для наиболее успешного усвоения материала планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся самостоятельно.
Данный курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение поданной программе сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере освоения тем курса.
Промежуточный контроль знаний осуществляется в форме выполнения контрольных работ, тестов в бумажном варианте и через Интернет в системе Конструктора сайтов, например, «Решу ОГЭ».
Итак, для обучения учеников по данной программе применяются следующие методы обучения:
- демонстрационные (презентации, обучающие программные средства);
- словесные (лекции, семинары, консультации);
- практические (практические работы, направленные на организацию рабочего места, подбор необходимого оборудования; выбор программного обеспечения для выполнения своей работы).
1.7 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностные результаты. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении данного курса, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
Метапредметные результаты. Основными метапредметными результатами, формируемыми приданного курса, являются:
- владение общепредметными понятиями «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Предметные результаты включают в себя:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
1.8 Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны знать:
- цели проведения ОГЭ;
- особенности проведения ОГЭ по информатике;
- структуру и содержание КИМов ОГЭ по информатике.
уметь:
- эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках ответа в соответствии с инструкцией;
- оформлять решение практический заданий на компьютере в соответствии с требованиями инструкции по проверке;
- применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике. Формы контроля.
В качестве объектов контроля используются:
- вопросно – ответные упражнения;
- тестовые задания по темам курса (промежуточный контроль);
- компьютерный практикум; самоконтроль, взаимоконтроль; итоговый контроль.
2.Учебно-тематический план
№ п/п | Перечень тем |
Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1. | Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике | 1 | 1 | - |
2. | Тематические блоки: | 33 | 13 | 20 |
2.1 | «Представление и передача информации» | 4 | 1 | 3 |
2.2 | «Обработка информации» | 2 | 1 | 1 |
2.3 | «Проектирование и моделирование» | 3 | 1 | 2 |
2.4 | «Основные устройства ИКТ» | 2 | 1 | 1 |
2.5 | «Создание и обработка информационных объектов» | 3 | 1 | 2 |
2.6 | «Алгоритмизация и программирование» | 11 | 4 | 7 |
2.7 | «Математические инструменты, электронные таблицы» | 3 | 1 | 2 |
2.8 | «Организация информационной среды, поиск информации. Телекоммуникационные технологии»» | 3 | 1 | 2 |
3. | Итоговый контроль | 2 | 1 | 1 |
| Итого: | 34 | 13 | 21 |
Календарно-тематическое планирование «В мире информатики» 9 класс
№ п/п | Название темы | Дата | |
План | Факт | ||
1 | Введение. ТБ |
|
|
2 | Создание презентаций |
|
|
3 | Создание презентаций |
|
|
4 | Создание презентаций |
|
|
5 | Создание простых текстовых документов |
|
|
6 | Создание простых текстовых документов |
|
|
7 | Создание простых текстовых документов |
|
|
8 | Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике |
|
|
9 | Знакомство с контрольно-измерительными материалами ОГЭ по информатике |
|
|
10 | Оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных |
|
|
11 | Оценивание объема памяти, необходимой для хранения текстовых данных |
|
|
12 | Декодирование кодовых последовательностей |
|
|
13 | Анализ информации, представленной в виде схем |
|
|
14 | Анализ информации, представленной в виде схем |
|
|
15 | Анализ простейших моделей объектов |
|
|
16 | Определение истинности составного высказывания |
|
|
17 | Принципы поиска информации в Интернете |
|
|
18 | Адресация в сети |
|
|
19 | Запись числа в разных системах счисления |
|
|
20 | Запись числа в разных системах счисления |
|
|
21 | Поиск информации в файлах и каталогах компьютера |
|
|
22 | Создание сложных текстовых документов |
|
|
23 | Создание сложных текстовых документов |
|
|
24 | Создание сложных текстовых документов |
|
|
25 | Анализ простых алгоритмов для конкретного исполнителя |
|
|
26 | Алгоритмы, записанные на языке программирования |
|
|
27 | Алгоритмы, записанные на языке программирования |
|
|
28 | Создание и выполнение программ на универсальном языке программирования |
|
|
29 | Создание и выполнение программ на универсальном языке программирования |
|
|
30 | Обработка большого массива данных с помощью электронных таблиц |
|
|
31 | Обработка большого массива данных с помощью электронных таблиц |
|
|
32 | Итоговый контроль |
|
|
33 | Итоговый контроль |
|
|
34 | Резерв |
|
|
- Материально-техническое обеспечение:
- персональный компьютер учителя и обучающихся, проектор;
- интернет-ресурсы, компьютерные презентации;
- раздаточный материал (набор карточек, тестов, КИМы).
6. Список использованной литературы 1. Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 160 с.: ил.
- Информатика: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова – 2-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 184 с.: ил.
- Информатика. Основы логики. 7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014. – 184 с.
- Информатика. Системы счисления и компьютерная арифметика.7-9 классы/ Е.Ю.Кузнецова, Н.Н.Самылкина. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2014. – 104 с.
- ОГЭ. Информатика и ИКТ: типовые экзаменационные варианты : 10 вариантов / С.С. Крылов, Т.Е. Чуркина – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 144 с. – (ОГЭ.ФИПИ – школе).
- http://kpolyakov.spb.ru/ – Преподавание, наука и жизнь.
- inf.sdamgia.ru – Сдам ГИА информатика.
- www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "В мире информатики"
Внеклассное мероприятие...
В мире информатики
Разработка урока - Интеллектуальная игра...
Внеклассное мероприятие "В мире информатики"
Конкурсы между командами...
Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"
Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...
В мире информатики
Ответы, решения, разъяснения к заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики»...
Внеклассное мероприятие по информатике для 10–11-х классов по теме «В мире информатики»
Внеклассное мероприятие «В мире информатики» относится к серии занятий по воспитанию интереса к предмету информатика учащихся старшего звена.Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-конкурс».Такая форма ...
ВИКТОРИНА по информатике и ИКТ для 8 класса «В мире информатики»
Викторина проводится в рамках мероприятий, посвящённых неделе естественно-математических наук. Каждой команде выдаётся задание, которое необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Каждый ...