Внеклассное мероприятие по информатике для 10–11-х классов по теме «В мире информатики»
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Родионова Ольга Анатольевна

Внеклассное мероприятие «В мире информатики» относится к серии занятий по воспитанию интереса к предмету информатика учащихся старшего звена.

Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-конкурс».

Такая форма проведения занятия существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всей группы, позволяет учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» мышление.

Данное занятие относится к типу комплексного применения знаний и способов деятельности по информатике.

В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения: активизация творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.

Общедидактическая цель: выработка умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, приобретенные по основным темам учебного курса «Информатика и ИКТ» за курс старшей школы, и осуществлять их перенос в новые условия.

Методы словесные методы: объяснение, вопросы, инсценировка; наглядные методы: изобразительная наглядность, демонстрация слайдов; практические; частично-поисковый, методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные и творческие задания.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по информатике для 10–11-х классов по теме «В мире информатики»

Цели:

Образовательная: повторение и закрепление знаний, умений, навыков по основным темам учебного курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе.

Развивающая: развивать познавательный интерес учащихся к предмету, логическое мышление, творческую активность, умение моделировать ситуацию, излагать мысли,  умение работать в команде.

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, целеустремленность (стойкость, волю к победе), ответственность за общее дело, уважение к сопернику.

Продолжительность: 45 минут.

Классы: 10-11

Оборудование: музыкальные заставки, фонограмма из песни «До чего дошел прогресс» (муз. Евгения Крылатова, сл. Юрия Энтина) из к/ф «Приключения электроника», мультимедийный проектор. Приложения 1-5. 2 листа бумаги формата А3, маркеры. плакаты, костюмы, компьютеры, карточки с заданиями.

Подготовка к мероприятию.

В игре принимают участие 2 команды по 3 – 4 человека. Команды готовятся заранее. Каждой команде дано домашнее задание: подготовить название команды, девиз, эмблему, сочинить и красочно представить частушки по теме, составить текст приветствия команде противника, жюри. Разработать визитки в программе PowerPoint (название команды, девиз, рассказать о каждом участнике команды и т.д. Болельщикам каждой команды подготовить по две музыкальных паузы, имеющих отношение к информатике, стихотворение и песню, посвященные информатике.

В назначенное время в кабинет входят участники и зрители. Стены кабинета украшаются плакатами с изречениями известных ученых, пословицами, поговорками и т.п.

«У умной головы сто рук».

«Знание дороже денег, острее сабли, сильнее пули».

Чтобы удивиться, достаточно одной минуты, чтобы сделать удивительное, нужны многие годы. (К. Гельвеций) 

Ибо это недостойно совершенства человеческого, подобно рабам тратить часы на вычисления. (Готфрид В. Лейбниц) 

Целые числа сотворил господь бог, все остальное – дело рук человеческих. (Леопольд Кронекер) 

Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустой забавою. (Козьма Прутков) 

Вывешиваются стенгазеты, в которых рассказывается об истории развития ВТ, помещены кроссворды, загадки, «Рисунок1», «Рисунок2», «Рисунок3», «Рисунок4» и т.д. из папки Ребусы.

План мероприятия

  1. Вступительное слово ведущих.
  2. Представление команд (2 команды по 3 человека).
  3. Представление жюри.
  4. Жеребьевка.
  5. Домашнее задание. Слово командам. Визитка (Название, девиз, приветствие жюри и соперникам).
  6. 1 конкурс. «Эрудит»  «Приложение 1, слайды 2-43» По 1 баллу за верный ответ.
  7. Болельщики. Музыкальная пауза, исполняется песня, посвященная информатике. «Приложение 1, слайды 44».
  8. Объявление итогов жюри за домашнее задание и 1 конкурс.
  9. 2 конкурс «Угадай термин» <Приложение 1, слайды 46-47> По одному баллу за верный ответ. Команды сдают листочки жюри.
  10. 3 конкурс «Управляй роботом» <Приложение 1, слайды 49-51> Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.
  11. Объявление итогов жюри.
  12. 4 конкурс «Компьютерное зазеркалье» <Приложение 1, слайды 52-64> За каждый правильный ответ 1 балл.
  13. Физкультурная пауза для глаз. Леопольд.1 мин. <Приложение 1, слайд 65>
  14. 5 конкурс «Тестирование». <Приложение 1, слайд 67> Кто быстрее и больше ответит на правильное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
  15. Подведение итогов жюри
  16. Во время работы команд – игра со зрителями «Спрятанный термин».  <Приложение 1, слайды 68-77> Правильно ответивший  добавляет команде, за которую болеет  1 балл.
  17. Физкультурная минутка. Веселая зарядка. <Приложение 1, слайды 78-89> Объявление итогов жюри
  18. 6 конкурс «Частушки»   <Приложение 1, слайд 91>,  <Приложение 5> Основные критерии оценивания – артистизм,   задор и удаль.  Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.
  19. Пока команды готовятся к выступлению, предлагаем зрителям творческое задание: дано начало частушки, ее окончание придумайте сами. <Приложение 1, слайд  92>
  20. Выступление болельщиков. Чтение басни по информатике.
  21. Объявление итогов жюри
  22. Подведение итогов игры, вручение дипломов. «Приложение 2»

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Начинается конкурс с фонограммы песни «До чего дошел прогресс» (муз. Евгения Крылатова, сл. Юрия Энтина) из к/ф «Приключения электроника».

С двух сторон сцены появляются ведущие Бит и Байт. На тонкой ленточке на груди у каждого из ведущих висит лазерный диск.

Байт Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать всех, кто пришел сегодня принять участие в увлекательном соревновании. В современном мире информатика – самая молодая и стремительно развивающаяся наука, знание которой просто необходимо  каждому человеку.   Сегодня  мы с вами и в шутку,  и всерьез попытаемся прикоснуться  к разным граням этой интереснейшей науки.

Байт Конкурс поручено вести нам: Биту (делает жест рукой в его сторону). Это он будет внимательно следить за ходом игры, и направлять ее в нужное русло.

Бит … и Байту, который будет не только вести игру вместе со мной, но и наблюдать за вами, дорогие болельщики.

Бит В нашей игре участвуют  две команды, команда 10 класса  «Компьютерные гении» и  команда 11 класса «220 Вольт», которые отправятся в увлекательное путешествие, покажут свои знания, умения и навыки по основным темам учебного курса «Информатика и ИКТ», полученные в старшей школе. Поприветствуем их.

Байт 

Все участники крутые

Выступать им не впервой,

И ребята удалые –

Так и рвутся прямо в бой! –

Бит А теперь, позвольте представить Центр наблюдения за игрой, наше уважаемое жюри.

Председатель: классная дама, имеющая непосредственное отношение к информатике, к тому же обладающая очень тонким юмором и популярностью у учеников – _________________.

Большой авторитет в сфере воспитания молодого поколения, который не имеет никакого отношения к информатике, а потому будет очень объективен к участникам, _______________.

Мастер своего дела, которого обожают ученики, имеющий косвенное отношение к информатике, но прямое к участникам викторины - завуч нашей школы ____________________.

 Они чутко будут следить за маршрутами команд, для этого мы вручаем им супербинокль, и оценивать каждый шаг, с этой целью мы вооружаем Вас суперсовременным микрокалькулятором.

Байт Приглашаем капитанов команд на жеребьевку. Жеребьевка определит, какая команда будет сегодня выступать первой.

Домашнее задание. Представление команд. (5 баллов).

Бит Итак, мы начинаем игру. Команда «_____________» вступает в поединок первой. Представляем Вам слово. Сдайте визитку жюри. Предлагаю представиться команде «»

1 конкурс. «Эрудит»  «Приложение 1, слайды 2-43»

Задание: за  120  секунд каждая команда должна  верно ответить на как можно большее количество вопросов. Если команда затрудняется с ответом, капитан просит перейти к следующему вопросу, сказав слово «Дальше». Верный ответ  приносит команде  1 балл.

Жюри подсчитывает количество верных ответов.

Вопросы 1 команде:

Значок на экране, щелкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку. (Ярлык)

Запись числа 15 в 16-ричной системе счисления. (F)

Не имеющий физического воплощения, а созданный на экране монитора компьютера. (Виртуальный)

Образное представление схемы организации на диске файлов и каталогов (папок). (Дерево)

Фирма, предоставляющая услуги по пользованию Интернетом. (Провайдер)

Размер шрифта. (Кегль, пункт)

Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы).  (Цикл)

Человек – фанат компьютерных игр. (Геймер)

Назовите  «антипод» для слова  «клиент». (Сервер)

Сколько байт в 40 битах?(5)

Минимальная единица измерения информации. (бит)

От имени какого  математика произошло слово  АЛГОРИТМ. (Аль Хорезми)

(Вопрос-шутка) Какой носитель имеет форму пиццы? (Гибкий, жесткий, компакт-диски)

Как называется объект – заместитель оригинала? (модель)

Гибкий магнитный диск. (дискета)

(Вопрос-шутка) Книгу по какому языку программирования химики называют книгой  проионы меди? (Си++.)

Когда появился манипулятор «мышь», то для него в русском языке некоторое время использовалось название по имени персонажа известной русской сказки. Назовите имя этого персонажа. (Колобок).

Аппаратные и программные средства, обеспечивающие объединение на компьютере текста, графики, анимации и звука. (Мультимедиа)

Состояние, при котором включенный компьютер не реагирует на действия пользователя (Зависание)

Изобретатель системы кодирования информации, использующий два символа: точку и тире. (Морзе).

Вопросы 2 команде:

Перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл. (Путь)

Запись числа 8 в 8-ричной системе счисления. (10)

Элемент печатающей головки матричного принтера (Иголка)

Текст, содержащий связи с текстом других документов. (Гипертекст)

Минимальный элемент изображения на экране монитора. (Пиксель)

Главный компьютер многоранговой локальной сети. (Сервер)

Начинающий пользователь. (Чайник, лузер)

Процедура «альтернатива», как ее можно назвать иначе? (Ветвление, выбор)

Назовите  "антипод" для слова  «константа». (Переменная)

Сколько бит в 3 байтах?(24)

Минимальный информационный объект.  (Файл)

Имя первой женщины – программиста. (Ада Лавлейс)

(Вопрос-шутка) Кто жужжит в дисководе? (Овод — дисковод.)

Последовательность действий, направленная для достижения конкретной цели. (Алгоритм)

Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и дискетой? (Хранение информации).

(Вопрос-шутка) Как зовут дирижера оркестра компьютерных устройств? (Операционная система.)

Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты. (Абак).

Специальные правила, определяющие принцип построения слов и предложений в языке программирования. (Синтаксис)

Как называются программы, предназначенные для просмотра страниц Интернета? (браузеры)

Символ, используемый в обозначении интервала ячеек в электронных таблицах. ( :)

Болельщики. 44 слайд. Музыкальная пауза. Исполняется песня, посвященная информатике под мелодию Утесова Л. «Легко на сердце от песни веселой».

Информатика - жизни основа,

Она скучать не дает никогда

Информатика в яслях и школах -

Мы будем верными ей навсегда!

Припев:

Она нам мир объяснить помогает,

Она как друг и зовет, и ведет,

Кто с информатикой в сердце шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы информатикой жизнь проверяем,

Мы ею дышим, горим и живем,

Мы информатику все изучаем

И за нее как один мы умрем, умрем, умрем.

Припев.

Она нам мир объяснить помогает,

Она как друг и зовет, и ведет,

Кто с информатикой в сердце шагает,

Тот никогда и нигде не пропадет

Байт. Слово жюри. Объявление итогов жюри

2 конкурс «Угадай термин» (4 минуты) <Приложение 1, слайды 46-47>

Раздать задания на листах. По 1 баллу за верный ответ.

Задание: Командам необходимо определить, каким понятиям соответствуют приведенные комментарии.

Например,  И ковровая, и беговая, и на магнитном диске в компьютере  (дорожка).

И нота, и язык программирования  (СИ)

И семейный, и военный, и файловый  (архив)

И категория в спорте, и позиция в записи числа (разряд)

И в трапеции, и у памятника, и у системы счисления (основание)

И почтовый, и нижний или верхний, и у элемента массива (индекс)

И город в Англии, и разговорное название жесткого диска (винчестер)

И медицинская, и в компьютерной программе (процедура)

И  искусственное русло, наполненное водой, и  линия связи (канал)

И  рыболовная, и компьютерная (сеть)

И движение ногой при ходьбе, и величина изменения  параметра цикла (шаг)

Байт. Время вышло. Сдаем листочки жюри.

Байт.  Приступаем к 3 конкурсу «Управляй роботом» <Приложение 1, слайды 49-51>

Задание:  Один из вас будет художником, но необычным, а роботом-манипулятором. А остальным членам команды  по очереди предстоит управлять роботом.   На листах  вы увидите изображение. Ваша задача — посредством  команд роботу воспроизвести изображение на импровизированном экране монитора (лист бумаги формата A3, прикрепленный к стене или стенду). Такие явные команды, как «Нарисуй дерево» или «Нарисуй уши», недопустимы. Нельзя называть предметы, изображенные на рисунке. Разрешенные команды: «Поставь точку в левом верхнем углу», «Начерти окружность», «Соедини точки отрезком» и т. п.

Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.

Объявление итогов жюри

4 конкурс «Компьютерное зазеркалье» <Приложение 1, слайды 52-64>

В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п. Команде необходимо как можно быстрее определить  исходные словосочетания.  Капитан команды поднимает руку, если команда готова дать ответ. Если команда дала неправильный ответ, то предоставляется слово другой команде. За каждый правильный ответ 1 балл.

Например,  Беззвучный микрофон  (звуковая колонка)

Гибкая плата (жесткий диск)

Видимая папка (скрытый файл)

Долговременный склероз (оперативная память)

Естественная глупость (искусственный интеллект)

Коллективные счеты (персональный компьютер)

Лиственный файл (корневой каталог)

Отцовский блок (материнская плата)

Одеяло для кошки  (коврик для мышки)

Ручная вакцина (компьютерный вирус)

 Низкий запрет (высокое разрешение)

Физкультурная минутка для глаз. Леопольд.

Подведение итогов жюри

5 конкурс «Тестирование». Слайд 67. Кто быстрее и больше ответит на правильное количество вопросов. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. 7-9 минут.

Пока команды работают – игра со зрителями «Спрятанный термин» <Приложение 1, слайды 68-77>

Правильно ответивший  добавляет команде, за которую болеет  1 балл

В приведенных предложениях  идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите их.

Например, Этот процесс орнитологи называют миграцией. В данном предложении спряталось слово  ПРОЦЕССОР. 

Потом они торжествовали и радовались как дети. Монитор

Его феска не раз падала с головы. Сканер

Река Днепр интересна тем, что на ней имеется несколько электростанций. Принтер

По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули с места. Мышка

Этот старинный комод ему достался в наследство. Модем

Когда-то он работал в идеологическом отделе. Видео

В присутствии начальника Потап робел, как ребенок. Пробел

Оказалось, что граф и Казанова – одно и то же лицо. Графика

Физкультурная минутка. Веселая зарядка. <Приложение 1, слайды 78-89>.

Объявление итогов жюри

6 конкурс «Частушки»   <Приложение 1, слайд 91>

Задание: каждая команда поет частушки, посвященные информатике, переодевшись в специальные костюмы.  Основные критерии оценивания – артистизм,   задор и удаль. Максимальное количество баллов за этот конкурс – 10.

Пока команды готовятся к выступлению, предлагаем зрителям творческое задание: дано начало частушки, ее окончание придумайте сами. <Приложение 1, слайд  92>

Выдает компьютер сбои,  

Мне ужасно надоел...

Объявление итогов жюри

Выступление болельщиков. Чтение басни по информатике.

Однажды программист пошел воды напиться.

И надо же тому случиться, на беду,

Компьютер он оставил на виду

У толстого, ленивого кота.

У рыжего моментом скукота

Вдруг улетучилась,

И, приёмов пять, кряхтя, на стол взвалился он

И ну гулять по кнопкам ЭВМ

И за изящной «мышкою» гоняться.

Компьютер запищал.

Тараща свой дисплей на жирного кота,

Шкалою заморгал, пытаясь защищаться,

Но тщетно.

Гибкий диск устал вращаться

То в бок

То в бег

То вскачь,

То вверх.

Процессор верещит, как дикий

ОЗУ и ПЗУ сплелись проводами,

А принтер раскаленными болтами

Бумагу жжет.

Но от когтистых лап

Покоя всё не знал «ки-борд»

И может быть, не быть компьютеру в живых

Да Канарейка заскучав на жерди,

Из клетки выпорхнув,

Насвистывая Верди

Воспользовалась тем, что у кота

Все лапы заняты,

И ну щипать

Конец его хвоста.

Кот заорал и носом в дисковод,

А там его мотором так примяло,

Что вырвался едва он.

Да

Немало

Холёной шерсти

На диск системный намотало.

Очухавшись едва, все беды

Кот канарейке приписал.

И уж почти её достал,

Но тут, попив, поспав и плотно пообедав

Наш Программист вошёл

И их застал.

Извлечь мораль из басни просто:

Кот должен есть мышей, а Канарейка - просо.

А программист обязан знать,

Что, уходя попить,

Компьютер надо выключать,

Кота на крышу выпускать,

А Канарейку - запирать,

А уж потом спокойно спать.

Подведение итогов игры. «Приложение 2»

– Итак, дорогие зрители и гости, наша игра подошла к концу. Я благодарю за увлекательную игру наши команды. Мы с нетерпением ждем от жюри подведения итогов.

Оглашаются результаты, команды награждаются грамотами «За победу», «За волю к победе».

Литература:

Златопольский Д.М. Сборник заданий для внеклассной работы по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

Златопольский Д.М. Задания для конкурсов, викторин, КВН и учебные кроссворды по информатике / Д.М. Златопольский. – М.: Чистые пруды, 2007. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 класса по теме "Чтение"

Мероприятие на английском языке проводится в форме игры "Детектив Шоу". Повышению интереса к  изучению иностранного языка способствует использование ИКТ-презентации к данному мероприятию....

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 8 класса по теме: "Travelling: Who Knows More?" КВН по английскому языку “STAR HOUR”

Цели:1. Расширение лингвострановедческой компетенции учащихся.2. Воспитание интереса к культуре стран изучаемого языка.Задачи:1. Образовательные:Обобщение страноведческих знаний учащихся, полученных в...

Открытое итоговое внеклассное мероприятие по изобразительному искусству для учащихся 8 классов по теме «Архитектура». «Путешествие по Золотому кольцу России».

Вступительное слово учителя.   Сегодня мы собрались в необычной обстановке, чтобы подвести итоги нашей работы по изученной теме «Архитектура». В течение нескольких уроков вы создавали творче...

Внеклассное мероприятие по географии для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира"

Внеклассное мероприятие для обучающихся 10-11 классов по теме "Политическая карта мира"...

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 5 классов по теме "Город от которого нельзя устать"

Внеклассное мероприятие по английскому языку для учащихся 5 классов по теме "Город от которого нельзя устать"...

Внеклассное мероприятие по географии для учащихся 6-х классов по теме "План местности и географическая карта"

Данное мероприятие проводится в форме игры в рамках школьной недели географии, за основу взят сценарий игры «Счастливый случай»....

Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку для учащихся 9 классов по теме «Говорение» в форме урока – экскурсии "Around London" (составлен Гаджиевой Р.А., учителем англ. языка)

Способствует повышению интереса к  изучению иностранного языка с использованием ИКТ- презентации к данному мероприятию....