IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ
статья по информатике и икт
В настоящее время в Российской Федерации технологии образовательной робототехники получили широкое развитие и применение. Достигнуты высокие результаты в соревновательной деятельности по образовательной робототехнике. Накоплен богатый опыт использования образовательной робототехники в рамках исследовательской деятельности учащихся с применением цифрового лабораторного оборудования. В нашем муниципальном образовании образовательная робототехника только начинает развиваться. Оказать содействие ученикам быть конкурентоспособными в этой деятельности сможет внедрение социально значимого Проекта "IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ".
Использование конструкторов повышает мотивацию обучающихся (детей) к учебной деятельности, так как при этом требуются знания практически всех учебных дисциплин: от искусства и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес детей к разработке и сборке различных механизмов. Конструкторы позволяют заниматься с обучающимися (детьми) разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Робото – среда – это современное средство обучения детей. Дальнейшее внедрение более сложных конструкторов во внеурочную деятельность детей разного возраста поможет решить проблему занятости детей, а также способствует разностороннему развитию личности ребенка и побуждает получать знания дальше.
В четком соответствии с требованиями ФГОС, образовательная робототехника позволяет реализовать системно - деятельностный подход к обучению, ориентированный на результат образования.
Не менее важной особенностью образовательной робототехники является система работы на основе формирования метапредметных компетентностей (физика, математика, информатика и т. д.), что в полной мере отвечает современным требованиям образования и федеральным государственным образовательным стандартам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
it-school_-_labytnangi.doc | 458 КБ |
Предварительный просмотр:
проект «IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ»
Введение
Динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, раскрепощенной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме. В связи с этим актуальность проекта обусловлена необходимостью успешной социализации обучающихся путем обеспечения новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях, и предполагает пропедевтику инженерной культуры учащихся как результат реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Воспитание инженерных кадров нужно начинать уже в школьном возрасте.
Проект пролонгирует реализацию двух ступеней (ступень 5-6 классы: «Робототехника. Основной уровень» и ступень 7-11 классы: «Робототехника. Продвинутый уровень. Профи-уровень») в рамках регионального инновационного проекта «Робот-Сити. Конструирование: от пропедевтики к профилизации» (приказ департамента образования ЯНАО от 31.12.2014 № 2112 «Об итогах конкурса на признание региональной инновационной площадкой в 2015 году»), а также муниципальный инновационный проект «Пропедевтика формирования инженерной культуры обучающихся в условиях реализации ФГОС» (приказ Управления образования от 21.01. 2016 № 29 «Об итогах инновационной деятельности за первое полугодие 2015-2016 учебного года»), и является кластером РИП «ИЦ «Маленькое Сколково» (приказ департамента образования ЯНАО от 29 июня 2016 года № 874 «Об итогах конкурса на признание региональной инновационной площадкой в 2016 году). По результатам проведенного патентного поиска с ретроспективой в 10 лет проектных аналогов по внедрению изучения английского и русского языков с применением лего-технологии не выявлено. В связи с этим актуальность данного проекта несомненна.
Обоснование значимости реализации инновационного проекта «IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ» для развития системы образования в Ямало-Ненецком автономном округе. Значимость реализации проекта обоснована очевидной логикой: необходимость выполнения стратегических задач по активному промышленному освоению, реализации комплекса инвестиционных проектов на территории региона, требующих привлечения значительных трудовых ресурсов соответствующей квалификации, ставит перед автономным округом задачу по планированию потребности в кадрах. Подготовку корпуса высококвалифицированных инженерных кадров возможно осуществить через реализацию подобных образовательных инновационных проектов по разработке и внедрению Модели Центра «IT-SCHOOL» как средства повышения мотивации обучающихся и качества научно-технологического образования.
О том, что это является непростой задачей, свидетельствует вся предыдущая региональная практика. Трудность и новизна этого пути для образовательной системы порождает массу методологических проблем, которые и надо решать, а также вопросов, на которые надо ответить. Вполне естественно наличие многообразия подходов не только по поводу путей к поставленной цели, но и по основным понятиям и содержанию процесса. Поэтому сегодня как никогда важно сформировать и четко отработать Модель повышения качества научно-технологического образования в рамках реализации ФГОС. В этом контексте региональная поддержка проекта
«IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ» и включение его в региональную инновационную систему – существенный шаг в нужном направлении. Проект позволяет использовать педагогический опыт МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», а также научный и педагогический потенциал муниципальной образовательной системы города Лабытнанги.
Цель реализации проекта: создание уровневой Модели Центра
«IT-SCHOOL» как средства повышения мотивации обучающихся и качества научно-технологического образования в рамках реализации ФГОС.
Задачи проекта:
- Разработать уровневую структуру Модели Центра «IT-SCHOOL».
- Ориентировать выпускников школы на специальности физико-технического профиля, предоставить возможность формирования инженерной культуры обучающихся средствами предметных областей «Физика», «Математика», «Информатика».
- Сформировать умения самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности детей.
- Повысить уровень профессионального мастерства педагогических работников.
- Расширить содержание стандарта образования по информатике, физике, математике.
- Создать ресурсную базу научно-образовательной среды, обеспечивающую деятельность в сфере научно-технического творчества молодёжи и пропедевтику инженерного образования.
Основная идея проекта: разработка Модели интеллектуальных центров с выстроенной структурой, где на каждом из её уровней проводится многоплановая работа с определённой возрастной группой учащихся, которая ориентирована на занятия с разными видами конструкторов, приобретение знаний о них и практикуется в работе с ними. Ученики практически применяют полученные знания и компетенции на всех этапах обучения. В системе внеурочной деятельности дети осваивают приёмы моделирования, конструирования, робототехники, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая выпускными классами школ.
Приоритеты Модели направлены на поддержку и реализацию системы формирования инженерной компетенции школьников, что обусловлено потребностью общества в развитии инженерного образования.
Новизна. Развитие инновационных технологий и автоматизация производства на Ямале требуют от будущих специалистов гибкости и мобильности, уверенного владения иностранными языками, обладания новыми надпрофессиональными компетенциями: организаторскими навыками, высокой обучаемостью и способностью оперативно и своевременно менять вектор собственного развития. Формирование этих компетенций необходимо начинать как можно раньше. Проект «IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ» - отражает принципиально новый подход и отличается высокой степенью новизны.
Навык монологической речи, формируемый через создание естественной для ребенка ситуации, является одним из важнейших компетенций освоения иностранного языка.
Метапредметность проекта в том, что дети создают комплексные мини-проекты: 1) конструируют модели, проверяют их работоспособность, устраняют ошибки; 2) учатся рассказывать о мини-проектах на русском и английском языках; 3) путем применения игровых технологий познают сложные понятия физики, математики, программирования. Центральное место в проекте занимает формирование практических умений и навыков работы на компьютере и с конструктором. Модель центра «IT-SCHOOL» включает расширение изучения не только основ математики, физики и программирования, но русского и английского языков.
Модель основана на личностно-ориентированном обучении и включает следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие, групповые, игровые, технологию проблемного обучения и технологию проектного обучения.
Основная часть
Диверсифицируется и усложняется структура современного мира. Значительную роль играет в нем техника и техническая среда, причем значение последней непрерывно возрастает. Все более значимой становится профессия инженера. Практически все сферы жизни охватывает инженерная деятельность. Необходимо создание условий для формирования инженерной компетенции школьников. Проект пролонгирует реализацию двух ступеней (ступень 5-6 классы: «Робототехника. Основной уровень» и ступень 7-11 классы: «Робототехника. Продвинутый уровень. Профи-уровень») в рамках регионального инновационного проекта «Робот-Сити. Конструирование: от пропедевтики к профилизации» (приказ департамента образования ЯНАО от 31.12.2014 № 2112 «Об итогах конкурса на признание региональной инновационной площадкой в 2015 году»). При этом проект расширен за счет метапредметных компонентов (русский язык, английский язык, этнокультурное направление). В настоящее время в МАОУ СОШ №8 ведётся работа в данном направлении: на базе инновационного кластера РИП «ИЦ «Маленькое Сколково» (приказ департамента образования ЯНАО от 29 июня 2016 года № 874 «Об итогах конкурса на признание региональной инновационной площадкой в 2016 году) создается материально-техническая база для приобщения детей к научно-техническому творчеству. Разрабатываются и внедряются актуальные программы обучения (дополнительные общеобразовательные программы «Начала робототехники», «Построй свою историю» (на русско и английском языках), «Простые механизмы» для учащихся 1-4 классов), развивающие у детей широкие надпредметные компетенции, в т.ч. инженерные, которые помогают научиться понимать происходящие процессы, а не только освоить алгоритмы решения практических задач.
СТРАТЕГИЯ ПРОЕКТА
Вывод: Решение этих проблем возможно посредством создания центра
«IT-SCHOOL».
СУЩНОСТЬ Модели заключается в выстроенной структуре образовательной среды, реализации современных программ по развитию технического творчества, русского и английского языков, где на каждом из её уровней предполагается и проводится комплексная многоплановая работа с определённой возрастной группой учащихся, которая ориентирована на занятия с разными видами конструкторов, приобретение знаний о них и практикуется в работе с ними. В системе дополнительного образования дети осваивают приёмы моделирования, конструирования, робототехники, начиная с младшего возраста и заканчивая выпускными классами школ.
ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ Модели: образовательная среда (внеурочная деятельность с каждой возрастной группой по конструированию, программированию, моделированию физических процессов и явлений), программно-методическое, кадровое и материально-техническое обеспечение. Педагоги, работающие по программам внеурочной деятельности, имеют достаточно высокий уровень квалификации.
СТРУКТУРА МОДЕЛИ включает 4 уровня: уровень пропедевтики, начальный уровень, основной уровень и продвинутый профи-уровень. По освоению каждого из них ставятся конкретные задачи, реализуются образовательные программы, рассчитанные на данную возрастную категорию обучающихся, используются определённые виды конструкторов.
В основе описываемой Модели лежит один из принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: инновационное техническое образование - от школы к производству.
Модель позволяет использовать технологию образовательной робототехники как средство повышения уровня технической и информационнокоммуникационной компетентности обучающихся, и включить в систему работы на постоянной основе. Стабильность практики коррелирует с нехваткой в нашей стране высококвалифицированных инженерных кадров. Президент РФ поставил задачу создать 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году. На территории УрФО будет создано 2 млн. рабочих мест. В федеральном округе сосредоточены крупнейшие индустриальные центры, поэтому подготовка инженерных кадров имеет особую актуальность. Более 90 % родителей обучающихся МАОУ СОШ №8 заинтересованы в расширении сферы дополнительного образования для своих детей, внедрении робототехники. В 2015/2016 учебном году робототехникой занимались 146 человек (18%). В 2016/2017 учебном году количество занимающихся увеличилось на 94 человека и в настоящее время составляет 240 человек (29 %).
Модель имеет значительные перспективы, поскольку уже за 2 года достигнуты определенные результаты. В 2016/2017 учебном году из 50 обучающихся, принявших участие во Всероссийском конкурсе творчества «ЛЕГО-мастерская», 26 человек (52%) стали призерами и победителями. Проект «Переправа грузов через реку Обь в период распутицы» занял II место во Всероссийском заочном конкурсе «ШАГИ В НАУКУ» (Общероссийская Малая Академия Наук «Интеллект будущего»).
Научность
- Системный подход. На каждой ступени подготовки учтены этапы включения учащихся в инженерное знание и в практико-ориентированную деятельность. Формируется от первичных сведений об основах общенаучных и общетехнических знаний (1-4 классы) через освоение основ общетехнических знаний (5-7 классы) и основ общенаучных знаний (8-9 классы) до изучения профильно-предметных основ инженерных знаний (10-11 классы).
- Принцип опережающего обучения. Концепция носит характер опережающего инженерного образования, и основным ее компонентом является его фундаментализация. Каждый уровень образования имеет конечную цель формирования различных ступеней инженерной культуры: «Знакомство» (1-4 классы), «Осведомленность» (5-7 классы), «Грамотность» (8-9 классы), «Компетентность» (10-11 классы).
- Метапредметный характер образования. Суммарное требование современного производства - обеспечение максимального роста творческих способностей человека - предполагает признание в качестве ведущей функции инженерного образования развитие способностей учащихся, необходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях. В свою очередь, это делает обязательным воплощение общекультурного аспекта содержания обучения, направленного на формирование широкой инженерной культуры, а не на адаптацию к сложившимся производственным условиям.
- Принцип преемственности и непрерывности. Основу предметов естественно-математического цикла должна составлять самостоятельная проектная практическая деятельность учащихся, что позволяет сократить их репродуктивную функцию. Модульное построение содержания образовательных областей позволяет оптимизировать тематические составляющие и их объем в учебных курсах. Кроме того, блочно-модульный подход обеспечивает преемственность перехода учащихся от общетехнологического к профильному обучению в старших классах, к профессиональному образованию, трудовой деятельности, непрерывному самообразованию.
- Принцип индивидуализации и социализации обучающихся предполагает создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда; отработку гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.
- Массовость. Вовлечение в образовательный процесс большого количества учащихся способствует получению специалистов с большими возможностями.
- Единство обучения, воспитания и развития. Качество специалиста определяется не только его знаниями, но и личностными характеристиками.
Перечисленные особенности обусловливают конкурентные преимущества инновационной Модели:
- индивидуализация обучения;
- рациональная модель преобразования классно-урочно-предметной системы в более эффективную организационную форму;
- индивидуальные образовательные маршруты одаренных и талантливых детей;
- реальные возможности использования компетентностного подхода;
- отсутствие образовательных тупиков;
- открытость школы для учащихся с различными образовательными потребностями, интеллектуальными и физическими возможностями;
- возрастосообразное обучение;
- реализация школой воспитательной функции;
- ориентация образовательного процесса на реальные потребности города, региона, страны.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА
Взаимозависимость компонентов проекта «IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ»
с приведением программ, конструкторов и ресурсов для их реализации
КЛАСС | НАИМЕНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ | НАИМЕНОВАНИЕ КОНСТРУКТОРА |
1-4 класс | Занимательная математика | Занимательная математика |
Робототехника начала | (Lego WEDO) | |
Построй свою историю (русский язык) | Построй свою историю | |
Построй свою историю (английский язык) | Построй свою историю | |
Простые механизмы | Простые механизмы | |
5-7 класс | Основы робототехники | LEGO MINDSTORMS EV3 |
Физика | Набор "Технология и физика" | |
Русский язык | LEGO MINDSTORMS EV3 (Описание созданного проекта на русском языке) | |
Английский язык | LEGO MINDSTORMS EV3 (Описание созданного проекта на английской языке) | |
Прикладная математика | LEGO MINDSTORMS EV3 | |
8-9 класс | Робототехника | LEGO MINDSTORMS EV3 |
Физика | Набор «Возобновляемые источники энергии» Набор «Пневматика» | |
Русский язык | LEGO MINDSTORMS EV3 (Описание созданного проекта на русском языке) | |
Английский язык | LEGO MINDSTORMS EV3 (Описание созданного проекта на английском языке) | |
Прикладная математика | LEGO MINDSTORMS EV3 | |
10-11 класс | Робототехника | Набор Arduino UNO R3 Starter KIT |
Физика | Набор Arduino UNO R3 Starter KIT | |
Русский язык | Набор Arduino UNO R3 Starter KIT (Описание созданного проекта на русском языке) | |
Английский язык | Набор Arduino UNO R3 Starter KIT (Описание созданного проекта на английском языке языке) | |
Прикладная математика | Набор Arduino UNO R3 Starter KIT |
БЛОК № 1 ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
На занятиях внеурочной деятельности по математике, физике, робототехнике педагоги развивают у детей пространственные и математические представления в процессе конструирования и моделирования, учат самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи, защищать свои проекты. Планируется обучение конструированию, робототехнике как основам формирования специальных компетентностей в техническом творчестве, развитие мотивации к изучению физики, математики, информатики (программирование и автоматизированные системы управления). Освоение визуального языка программирования NXT-G, знакомство с основными принципами механики.
Профориентационная работа будет продолжена, с учетом накопленного опыта, через систему элективных курсов, организацию встреч с представителями различных профессий, организацию мероприятий, направленных на ознакомление с профессиями по приоритетным направлениям экономики Ямала.
БЛОК № 2 – ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ ЦЕНТРА «IT-SCHOOL»
Ежегодно проводится психодиагностическое исследование обучающихся с целью определения уровня психических процессов обучающихся на начало и конец учебного года, а также осуществляется профилактическая деятельность в целях предупреждения возникновения трудных ситуаций, определения ближайших перспектив разрешения проблем. Для этого проводится изучение личности ребенка через психолого-педагогическую диагностику и изучение проблем, связанных с развитием личности, самоопределением детей и подростков. Применяемые методики (диагностика объема логической памяти, исследование параметров внимания, методика таблицы Шульте, установление последовательности событий). На основе анализа банка данных составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций преподавателей и родителей.
БЛОК № 3 ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
3.1. РУССКИЙ ЯЗЫК
Применение лего-технологий на занятиях по русскому языку позволяет школьникам освоить навыки повествования, устной речи, чтения, письма и языкового восприятия, мотивирует их использовать своё воображение для разработки и создания рассказов, развивает творческие способности, помогает ученикам находить новые идеи. Работа направлена на создание карты событий, сцен, объектов и животных, образов, диалогов, придумывание увлекательных действий и структурированных сюжетных линий.
При этом использование лего-технологий позволяет значительно обогатить словарь детей техническими терминами (конструкция, крепление, соединение и пр.).
3.2. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Современный инженер должен быть специалистом высокого класса, обязательно владеть английским языком на практическом уровне.
Данное направление предполагает организацию изучения английского языка, начиная с 1 класса. Применение конструктора ЛЕГО на занятии английского языка повышает интерес к объекту изучения. Постоянное проговаривание на английском языке всех действий, деталей, ситуаций при сборке значительно продвинет уже имеющие практические навыки, а также мотивирует к занятиям самообразованием.
БЛОК № 4 ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В воспитании детей неотъемлемой составляющей является этнокультурное образование, что имеет большое значение при социализации школьника. Каждый человек должен быть знаком с традициями, обычаями и культурой народа, на территории которого он проживает.
В ходе реализации программ курсов внеурочной деятельности используются элементы культуры народов Ямала. На занятиях по русскому и английскому языкам на основании собранных из Лего-конструкторов сюжетов создаются рассказы о жизни народов Крайнего Севера, о традиционных промыслах коренных народов Севера: животноводство, рыболовство, охота, собираются модели тундровых животных-помощников, затрагиваются экологические проблемы Ямала. Изучаются значения орнаментов и строятся их схемы из конструктора на занятиях по математике.
Вывод: таким образом, реализация в проекте «IT-SCHOOL - ЛАБЫТНАНГИ» современных программ по развитию технического творчества позволит подготовить выпускников, адаптированных к условиям становления и развития рыночных отношений, к условиям широких международных контактов во всех сферах.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ЦЕНТРА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа саморазвития учителя математики, методиста Гимназии г. Лабытнанги Лазаренко Л.С.
Программа саморазвития представляет собой систему моей деятельности по теме "Реализация компетентностного подхода через использование приемов обучения, развивающих продуктивное творческое мышлен...
Управление качеством образования в МАОУ СОШ № 1, г. Лабытнанги ЯНАО (из опыта работы)
Файл содержит информацию о направлениях и особенностях работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы. Особое внимание уделено вопросам управления качеств...
Расписание звонков для учащихся Гимназии г.Лабытнанги
Уважаемые родители, данное расписание будет действовать на протяжении всего учебного года....
График посещения учащимися 9б класса индивидуальных консультаций по подготовке к ОГЭ по предмету «Иностранный язык» (английский) МОУ Гимназии г.Лабытнанги
Таблица-график, бланк....
Работа с одаренными детьми в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги в сфере научно-исследовательской и проектной деятельности: из практики работы в области создания личностно-ориентированной образовательной среды для одаренных детей
АннотацияВ статье описывается система работы образовательной организации с одаренными детьми в области научно-исследовательской и проектной деятельности включающую в себя тьюто...
ОПЫТ МБОУ СОШУИП №3 Г. ЛАБЫТНАНГИ В ПРОФОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
описание практики профориентационной работы МБОУ СОШУИП №3 г.Лабытнанги с перечислением этапов профориентации на каждом из уровней обучения....
Благодарность от Управления образования Администрации города Лабытнанги
Благодарность за участие в качестве волонтера во II муниципальном отборочном этапе межрегионального Чемпионата «Юный мастер» в 2023 году по компетенции «Физическая культура, спорт и ...