Управление качеством образования в МАОУ СОШ № 1, г. Лабытнанги ЯНАО (из опыта работы)
статья на тему
Файл содержит информацию о направлениях и особенностях работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы. Особое внимание уделено вопросам управления качеством образования в учебном заведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_upravl_kachestvom_obrazovaniya.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление качеством образования в МАОУ СОШ № 1, г. Лабытнанги ЯНАО (из опыта работы)
Сальникова Галина Дмитриевна, заместитель директора по УВР
МАОУ СОШ № 1
Основные результаты работы заместителя директора по УВР:
- овладение основами управления (менеджмента) образовательным учреждением, системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности;
- обеспечение инновационной деятельности посредством программно-целевого подхода к управлению образовательного учреждения;
- создание системы мониторинга по организации и результатам образовательного процесса;
- использование информационных технологий в управлении образовательным процессом.
Направление деятельности заместителя директора по УВР:
“Овладение основами управления (менеджмента) образовательным учреждением, системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности”.
Из опыта работы заместителя директора по УВР:
“Считаю, что в теории управления людьми важно придерживаться человекоцентристского подхода, где обеспечивается видение психолого- педагогических проблем функционирования школы:
- “Управлять – значит, приводить других к успеху”.
- “Как можно больше требовательность к человеку, как можно больше уважения к нему”.
Я понимаю так, что в осуществлении человекоцентристского подхода важно добиться психологической контактности в работе с людьми, а именно необходимо:
- знание мотивирующих факторов (важно помочь работнику ощутить значимость его работы);
- индивидуальный подход к учителю (успех школы складывается из деятельности каждого члена коллектива);
- формирование целей, которые были бы едиными для всех педагогов и воспринимались бы как собственные;
- использование принципов делегирования полномочий, консенсуса в коллективе.
Эффективность управления понимаю как результат деятельности образовательного учреждения, которые соответствуют:
- социальному заказу общества;
- целям и задачам Программы развития общеобразовательного учреждения.
Таким образом, от чего зависит успех в управлении педагогами?
- От планирования, правильной постановки целей и задач, расстановки приоритетов.
- От квалификации и опыта руководства школы и системы повышения их педагогического мастерства.
- От налаживания системы внутришкольной информации и эффективности обратной связи.
- От глубины контроля и анализа, своевременной коррекции в целях предупреждения и скорейшей ликвидации недостатков в работе.
- От эффективности использования имеющихся ресурсов, наличия необходимого психологического климата.
Планирование и анализ
При подготовке анализа работы школы по направлению “Образовательный процесс” прежде всего нами изучается реальное состояние качества образования в школе, затем выявляется то, что не соответствует нормативным требованиям и перспективам завтрашнего дня. Особое внимание уделяется конкретным результатам деятельности. На основании собранной информации мною как заместителем директора проводится педагогический анализ в области образовательного процесса, который помогает определить цели и задачи дальнейшей управленческой деятельности
Таким образом, используется следующий алгоритм педагогического анализа:
- изучение состояния, тенденций и развития школы;
- объективная оценка результатов образовательного процесса;
- выработка рекомендаций по упорядочению деятельности или переводу образовательного процесса в более качественное состояние, подготовка планирования.
Нами подготовлена нормативно-организационная документация, определяющая функционирование и развитие образовательного учреждения, которая разработана в соответствии действующим законодательством.
На мой взгляд, системность и упорядоченность в организации управленческой деятельности достигнута за счет:
- оптимальности структуры школы;
- четкости распределения функциональных обязанностей;
- своевременности выполнения запланированного;
- анализа эффективности принятых и выполненных решений;
- замкнутости управленческого цикла.
Как нами планируется работа в образовательном учреждении?
Она зависит от управления конечными результатами работы в школе. Так складывается контур управленческого цикла. (Приложение 1)
Направление в работе зам. директора школы: “Создание системы мониторинга по организации и результатам образовательного процесса”.
Из опыта работы заместителя директора по УВР:
“Исходя из практики работы, стало ясно, что сегодня необходимо осознать, что управление на основе традиционных методы позволяет лишь констатировать те или иные количественные показатели, не выходя на глубину анализа протекающих образовательных процессов. Поэтому использование методов управления, основанных на диагностике – необходимое условие повышения эффективности управления.
Создавая модель школьного мониторинга, нам было важно определить основные цели и задачи, направления критериев диагностики и разработать показатель каждого направления, продумать информационные потоки и диагностический инструментарий по сбору и обобщению диагностических материалов, характеризующих образовательный процесс.
Этой цели служит программа управления качеством образования школы (СОКО), утвержденная научно-методическим советом МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1” еще несколько лет назад.
В организации данного вида инспектирования мы продолжаем ориентироваться на основные блоки внутреннего и внешнего мониторинга: “Образовательная среда ОУ”, “Ученик”, “Учитель”, “Образовательный процесс”.
Система мониторинга включает следующие элементы:
- разработаны информационные потоки для проведения мониторинговых наблюдений;
- результаты мониторинга являются материалом для аналитических документов школы;
- результаты мониторинга обсуждаются на заседаниях педсовета и совещаниях учителей;
- принимаются решения по коррекции учебного процесса на основе информации, предоставленной в процессе мониторинга;
- создание информационного банка деятельности школы (по ступеням, по предметам, среди выпускников 4, 9, 11 классов, по учителям).
Для оформления результатов мониторинга использую возможности технической базы школы и технологии информационного обеспечения образовательного процесса.
Вывод: организованный в учреждении педагогический мониторинг состояния и динамики качественных и количественных изменений основных объектов внутришкольного контроля, использование контрольно-измерительных диагностик, направленных на выявление уровня и динамики развития школьников, способствовали переводу процесса управления качеством образования на диагностическую основу.
Разработанная система мониторинга за успеваемостью обучающихся в школе подтверждается положительной динамикой или стабилизацией результатов образовательного процесса по ступеням и предметам на протяжении последних трех лет с тенденцией к росту качественных показателей на выпуске учащихся (4, 9,11 классы).
В то же время нельзя утверждать, что в школе уже сложилась полная модель управления качеством образования (СОКО). В связи, с тем, что мы находимся лишь на пути ее формирования и оформления в единое целое, следует выделить проблему управления качеством образования.
Из опыта заместителя директора по УВР:
“Согласно Закону РФ “Об образовании” (ст.32) образовательное учреждение несет в установленном порядке ответственность за качество образования своих выпускников.
Поскольку различного типа школы ставят перед собой различные задачи, то можно сказать, что определение критериев и показателей качества образования является актуальной проблемой для каждого типа учреждения.
В настоящее время в программных документах школы сформулированы цели достижения высокого качества и результатов образовательного процесса (Устав школы, программа развития, миссия школы, модель выпускника, где изложены базовые компетенции и др.) ряд учителей и (с каждым годом их процент растет) выдвигают цели достижения качества образования в числе приоритетных, в школе внедряются технологии, обеспечивающие высокое качество образования. В школе осуществляются меры материального и социального стимулирования по отношению к данным педагогам. В течение последних трех лет предпринимаются меры по распространению идеи повышения качества образования: проведены тематические педсоветы, проводятся семинары и совещания по вопросам управления качества образования. Считаю, что критерии и показатели качества и результативности обучения должны быть, главными при принятии любого управленческого решения, проведения любых изменений функционирования и развития образовательной системы школы.
Все показатели качества образования, на мой взгляд, можно объединить в следующие группы:
- качество основных условий образовательного процесса;
- качество реализации образовательного процесса (качество процесса образования);
- качество результатов образовательного процесса (качество знаний, качество интеллектуального развития и мотивации к образованию, способности к творчеству.
Анализ и оценка школьной системы обеспечения качества образования основаны на использовании методики анализа и оценки СОКО
(адресована руководителям школ, осваивающих технологию самообследования по качеству образования) – предложена доктором педагогических наук, профессором В.П. Панасюком (опубликована в книге “Школа и качество: выбор будущего – СПБ: Каро – 2003 г.)
Решая проблемы совершенствования управления качеством образования в дальнейшей практике, считаю, особоевнимание должно быть уделено:
- внедрению в образовательный процесс современных педагогических технологий;
- повышению профессиональной компетентности и творческо-инновационного потенциала педагогов, принимающих идеи управления качеством образования;
- эффективному использованию информационных, методических, кадровых, материально-финансовых ресурсов”.
Деятельность по преодолению учебной неуспешности
Из опыта работы заместителя директора по УВР:
“Одной из проблем, с которой приходится сталкиваться в работе заместителя директора по учебно-воспитательной работе, является наличие неуспевающих обучающихся, которыми не усвоен государственный образовательный стандарт на соответствующем этапе обучения в школе. Проанализировав причины неуспеваемости и качественный состав контингента неуспевающих, мы пришли к выводу, что преобладают следующие причины:
- пробелы в знаниях, умениях, применении ЗУН на практике;
- пробелы в интеллектуальном развитии, педагогическая запущенность;
- пробелы в навыках учебного труда (неумение учиться)
- пропуски занятий без уважительной причины
- неблагополучие в семье, отсутствие контроля со стороны родителей.
Как мы видим, неуспеваемость имеет серьезные “корни” и чтобы с нею бороться, необходима серьезная кропотливая работа по выявлению и своевременной ликвидации пробелов в знаниях, применение рациональных способов учебной работы, гибкая система по повышению мотивации учебной деятельности школьников. В МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1” проведены методические семинары, заседания ШМО учителей, классных руководителей, посвященные проблеме преодоления неуспеваемости, профилактике неуспешности учения.
Педагогическая профилактика
По результатам изучения данного вопроса мною как заместителем директора выявлено, что в настоящее время учителями – предметниками школы используются следующие формы и приемы организации работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности и критический уровень обученности:
- применение парных и групповых форм работы, где стимулируется усилие на немедленное выполнение задания, где целью является усвоение основного непосредственно на уроке;
- выдача индивидуальной карточки ликвидации пробелов: задание, срок выполнения, контрольный вопрос, карточка с направляющим планом действия;
- использование опорных таблиц, опор, наглядных материалов при подготовке ответа или выполнении задания;
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
- применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (задания), возможность альтернативы.
Педагогическая диагностика
Конечно же, важна система оценивания знаний учеников, имеющих неудовлетворительные оценки. Для того, чтобы своевременно выявлять любое отставание в учении каждого ученика и тут же его восполнять, текущий контроль должен иметь всеохватывающий характер. Это означает, что контроль должен проводиться по каждому элементу содержания учебной программы и охватывать всех обучающихся.
Для этого необходимо привлечение самих учащихся к проведению текущего контроля и оценки в форме взаимоконтроля, коллективных способов обучения и т.д. По результатам данных контроля за усвоением ЗУН ведется работа над ошибками и составляется план ликвидации пробелов (план индивидуальной работы) с учащимися не усвоившими учебный материал, что позволяет планомерно и эффективно отслеживать уровень обученности учащихся и работу учителя по преодолению неуспешности. Школа информирует родителей неуспевающих обучающихся, направляя им письма, привлекает родителей к решению задач неуспеваемости. На мой взгляд, для профилактики неуспешности важно обеспечить участие ребенка в системе дополнительного образования или спорта, где данный ученик мог бы проявить себя с положительной стороны, поднять свою самооценку и авторитет в глазах детей и педагогов”.
Использование программно-целевого подхода к управлению предполагает определение миссии школы, моделирование конечного результата (модель выпускника) и реализацию программы развития учреждения.
Реализация Программы развития школы на 2011-2016 годы
Тема: “Совершенствование модели образовательного учреждения, реализующего программы профильного (углубленного) изучения предметов естественно-математического и информационно-технологического направления на основе компетентностного подхода к обучению и воспитанию” позволяет школе обеспечить:
- Достижение эффективности и высокого качества образования и воспитания за счет обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов и компетентностного подхода к обучению и воспитанию обучающихся.
- Создание механизма для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности.
- Совершенствование оптимальных моделей профильной подготовки обучающихся 10-11 классов по предметам естественно-математического цикла и информационно-технологического цикла, в том числе с использованием сетевых и дистанционных форм обучения.
- Формирование устойчивой модели предпрофильной подготовки обучающихся и углубленного изучения математики (начиная с 7 класса) на основе оптимального сочетания качественного уровня общего образования с широким спектром дополнительного образования, в том числе с использованием сетевых и дистанционных форм обучения.
Структурная модель образовательного процесса в МАОУ “Средняя общеобразовательная школа № 1” приводится вПриложении 2.
Информатизация образовательного процесса – эффективный инструмент, своеобразный “фундамент” для других видов инновационной деятельности.
При организации образовательного процесса на основе внедрения информационных технологий на уроке мы придерживаемся таких методических правил:
- информационные технологии в образовании являются не самоцелью, а средством, направленным на решение задач реального изменения качества образования, повышение его эффективности;
- новейшие информационные технологии оптимально интегрируются в традиционную систему с учетом педагогической целесообразности, требующей всесторонней оценки применения ИКТ в сочетании с другими педагогическими технологиями.
Использование компьютера в работе заместителя директора помогает:
- вести управление по результатам деятельности;
- принимать эффективные управленческие решения;
- четко видеть динамику происходящих в школе изменений;
- объективно оценивать деятельность педагогических работников;
- повысить уровень организации управленческого труда;
- создать объективную систему мониторинга качества учебного процесса.
Заключение
В современных условиях возрастает сложность образовательной системы школы как объекта управления:
- увеличилась число связей системы с другими системами (культура, здравоохранение, спорт, профессиональные учреждения), в связи с чем, система приобретает ряд новых функций;
- возрастает необходимость максимально учитывать образовательные запросы обучающихся, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности рынка труда;
- продолжаются инновационные процессы в содержании и технологиях образования;
- возрастает роль проектно-программной деятельности в управлении, отражающаяся на совпадении интересов сотрудничества субъектов образовательного процесса, а также их готовности нести солидарную ответственность за решение образовательных проблем в школе.
При этом должны одновременно работать два взаимосвязанных процесса:
- сохранить все лучшее, дающее устойчивые положительные результаты;
- проектировать развитие образовательного учреждения;
Эффективность управленческой деятельности заместителя директора определяется реальными результатами деятельности школы. Умение проектировать модель выпускника и программу развития школы, корректировать и направлять деятельность учителя с учетом изменений в содержании и технологии образовательного процесса помогает добиться определенных результатов в управлении образовательным учреждением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Управление качеством образования. Работа со слабоуспевающими учащимися.»
В связи с тем, чтовступил в силу закон об обязательном 11-летнем образовании, остро встает вопрос о работе с неуспевающими и слабоуспевающими учениками....
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования.
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования
. Одной из альтернативных форм оценивания,в теории и практике организации работы по повышению качества образования сложилась ситуация, характеризующаяся ведущим противоречием: между необходимост...
Управление качеством образования на основе компетентностного подхода в условиях перехода на ФГОС второго поколения (из опыта работы)
Мир вокруг школьника меняется с огромной скоростью, любая информация быстро устаревает, большой объём знаний в изменяющемся мире потерял свою актуальность,Необходимой становится не сумма каких-т...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
Модель управления качеством образования в ГОУ ДО (из опыта работы методиста)
В статье описан пример сосзания системы мониторинга качества образования в учреждении дополнительного образования. От стихийных опросов родителей, через участие в городских исследованиях, чрезе пробу ...
От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные
В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...