«Развитие функциональной грамотности на уроках информатики»
материал по информатике и икт

Сорокина Ольга Анатольевна

 «Развитие функциональной грамотности на уроках информатики», описание функциональной грамотности и приведены примеры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Джогинская средняя общеобразовательная школа

Мастер - класс

«Развитие функциональной грамотности на уроках информатики»

Автор: Сорокина Ольга Анатольевна,

учитель информатики

с. Джогино

2022 г.

Великая цель образования –

это не знания, а действия

Герберт Спенсер

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность,
необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

5. Креативное мышление.

6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях
развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

В структуру функциональной грамотности входят:

познавательная база, представляющая собой органическое единство предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;

образовательное пространство, представляющее осваиваемую учащимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;

методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.

ИКТ-средства часто являются ключевым инструментом процесса обучения. Сделать уроки интереснее и повысить эффективность обучения с помощью ИКТ можно разными способами:

- подготовить разнообразные материалы и предоставить к ним доступ; записывать опыты на видео и повторно их показывать, чтобы пошагово объяснить происходящее;

- проводить тренинги, тестирование и мониторинги учащихся; использовать имитационные и информационные модели; сделать обучение более доступным для учеников с ограниченными возможностями;

- организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и др.

Очень важно правильно выбрать из огромного многообразия программных продуктов подходящие ИКТ-ресурсы. Например, для эффективной работы учитель может использовать электронную почту, табличные и текстовые редакторы, облачные сервисы. Для организации проектно-исследовательской деятельности обучающиеся и преподаватели могут использовать программные средства для работы с графикой, музыкой, видео, анимацией. Инструменты для общения: блоги, подкасты, соцсети и интернет-сообщества позволяют организовать совместную работу участников образовательного процесса и дистанционное обучение. Инструменты для исследования - поисковые системы, онлайн-словари, поддерживают развитие у обучающихся навыков исследования и критического мышления.

Существуют различные формы организации работы: индивидуальная и групповая работа, сетевое взаимодействие.

Обучение становится гораздо эффективнее, когда ребята делятся идеями и задачами, совместно приобретают знания и учатся друг у друга. Средства для совместной работы также разнообразны: чаты, видеоконференции, WhatsApp, Telegram, MS Teams, совместное редактирование информационных продуктов, блоги, обмен файлами.

Современные мультимедийные технологии универсальны, позволяют реализовать деятельностный подход в обучении и получить профессиональные навыки, представить серьезный материал в доступной, наглядной форме, непосредственно воздействуют на эмоциональную и чувственную сферу человека, предоставляют учащимся возможность самореализации в различных видах творчества, являются эффективным и действенным инструментом воспитания учащихся и формирования целостного мировоззрения для достижения метапредметных результатов.

Цель мастер класса:

способствовать формированию у детей функциональной грамотности: умения выстраивать диалог, работать на основе сотрудничества.

Актуальность

  • Соответствует современной государственной образовательной политике;
  • Развитие у школьников умения использовать свои знания в своей повседневной жизни позволит выпускникам активнее и успешнее включиться во взрослую жизнь, занять устойчивую жизненную позицию, влиять на процессы, происходящие в обществе.

Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития функциональной грамотности:

- Метод проблемного обучения

Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

- Прием «Корзина идей»

Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний.

- Прием «Найди ошибку»

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются.

- Исследовательский метод

Направлен на решение практических задач, результат выполнения – конкретный полезный предмет, модель и т.п.

Учитель предлагает провести самостоятельное исследование в форме наблюдения, записать результаты по заданной форме, провести защиту.

Для развития функциональной грамотности на уроках информатики подбираются задачи, которые предлагаются решить учащимся в Excel.

При решении таких задач учащиеся тренируют умение выполнять задания второй части ОГЭ, где также необходимо умение использовать нужные формулы для расчёта.

Пример1.
Создать таблицу по образцу. Предположим квартплата состоит из оплаты за коммунальные услуги (по 2 руб. за квадратный метр площади) и газоснабжение (по 3 руб. на каждого проживающего в квартире человека).

Расчитать столбец квартплата по формуле: кв. плата = площадь * тариф за коммун. услуги + человек * тариф за газ. Выполнить расчёт "Всего".
В заключении следует построить график, используя столбец "Квартира" и "Кв. плата".


Пример2.
Создать таблицу по образцу. Заполнить столбец Масса в граммах, используя абсолютную ссылку на ячейку D2.

Пример3.
1. Создать таблицу расчета заработной платы для сотрудников организации по образцу. Выполнить расчет Начисленной зарплаты. Для вычисления зарплаты необходимо минимальную заработную плату умножить на коэффициент. Минимальная заработная плата является единой для всех сотрудников, поэтому ссылка на ячейку C12 должна быть абсолютной. Выполнить расчет Всего начислено в ячейке D10.

Установить денежный формат в столбце зарплаты.

Пример4.
Создать таблицу соответственно данному образцу. Рассчитать сумму. Рассчитать сумму в рублях, используя абсолютную ссылку. По данным таблицы постройте диаграмму, используя столбцы "Модель" и "Сумма в рублях".



Пример5.
Создать таблицу по образцу. С помощью функции "ЕСЛИ" произвести предупредительный ремонт (с отметкой "+") оборудования, у которого год закупки до 2005 года. С помощью функции "СЧЁТЕСЛИ" подсчитать итоговое число ремонта.

Пример6.

Создать таблицу по образцу. С помощью функции "ЕСЛИ" увеличить з/п на 50% тем работникам, у которых выработка составила больше 1000 штук деталей. Найти общую сумму к выдаче.

Пример7.
1. Создать таблицу расчёта заработной платы сотрудников с учётом налога и премии.
2. Подсчитать количество сотрудников женского и мужского пола с помощью функции"СЧЁТЕСЛИ"
3. Расставить места в соответствии с проданными товарами используя функцию "РАНГ" (В аргументах функции "РАНГ" значения "Ссылка" диапазон чисел должен быть фиксированный!)

4. Премия начисляется если сотрудник продал товара на сумму большую 5000 р. и составляет 10% от суммы проданного товара.

5. Сумма, выдаваемая "На руки", это "начислено"+"Премия" с учётом налога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Функциональная грамотность на уроках информатики

Функциональная грамотность на уроках информатики...

Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики

формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование ...

Функциональная грамотность на уроках информатики

Краткий обзор функцональной грамотности с точки зрения компьютерной и информационной грамотности на уроках информатики. Примеры заданий 5 -11 класс....

Функциональная грамотность на уроках информатики

Данный урок разработан для детей 8 класса, изучающих Pascal. Здесь рассматривается задача, связанная с функциональной грамотностью. В данной задаче детям предстоит помочь их другу (вымышленному конечн...

Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.

Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....

Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"

Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...

Развитие функциональной грамотности на уроках информатики

Функционально грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной лично...