Функциональная грамотность на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Данный урок разработан для детей 8 класса, изучающих Pascal. Здесь рассматривается задача, связанная с функциональной грамотностью. В данной задаче детям предстоит помочь их другу (вымышленному конечно же), который просит рассчитать количество рулонов обоев...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_rubanva.doc | 91 КБ |
ssylka_na_vse_fayly.txt | 82 байта |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Функциональная грамотность на уроках информатики».
Тип урока: урок закрепления знаний и умений.
Цели урока: проверить умение учащихся решать бытовые математические задачи, применить навыки программирования в среде Pascal для решения задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: применение знаний языка Pascal для решения бытовой задачи.
Метапредметные:
- познавательные: умение работать с текстом, систематизировать полученную информацию;
- коммуникативные: навыки эффективного общения, уважение к доводам и убеждениям оппонента;
- регулятивные: умение ставить цели в зависимости от постановки задачи, саморегуляция (мобилизация и распределение сил для преодоления препятствий).
Личностные:
- формирование умения наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы;
- развитие познавательного интереса, логического мышления и функциональной грамотности;
- формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний для решения бытовых задач;
- развитие умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.
Педагогические технологии: проблемного обучения, ИКТ-технология, групповые технология (работа в парах), технология сотрудничества, технология развития критического мышления через чтение и письмо, здоровьесберегающая технология.
Методы организации учебной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- парная.
Оборудование:
- компьютеры;
- проектор.
Электронные образовательные ресурсы: презентации, шаблоны программ для разных уровней, тест, созданный в программе MyTest 10.2.0.2
Учебные материалы урока: Учебник «Информатика», 8 класс, Босова Л.Л., Босова А.Ю., -М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 – 155 с: ил.
Раздаточные материалы лист оценивания, задача, шаблоны разноуровневых программ, критерии оценивания.
План урока:
- Организационный момент – 1 минута.
- Запись домашнего задания –1 минута.
- Входной контроль и коррекция опорных знаний – 5 минут.
- Формулирование темы урока, целеполагание и мотивация – 1-2 минуты.
- Поиск информации для решения задачи. Оформление решения в тетради – 10 минут.
- Физкультминутка – 1,5 минуты.
- Работа с программой – 15 минут.
- Контроль – 6-7 минут.
- Рефлексия – 2,5 минуты.
Диагностика предметных и метапредметных результатов проводится с помощью листа оценивания, в котором учащиеся выставят оценку за тестирование и оценку за составление программы. По среднему из двух оценок будет выставлена оценка за урок.
Для удобства проведения урока учителю лучше сразу рассадить детей в пары так, чтобы рядом сидели дети примерно одного уровня. Каждому ученику на парте нужно оставить текст с задачей. С их компьютеров должен быть доступ к файлам программ и презентации. 1 уровень – для самых слабых детей. К нему прилагается файд. Данный файл уже содержит все команды, ученику нужно будет только из расставить в нужно порядке. 2 уровень – точно такой же файл, только ученик не получает текстового файла со всеми вычислениями. 3 уровень – отличается от других тем, что в нём ученику нужно будет самостоятельно записать все формулы.
Технологическая карта урока
№ этапа | Этапы урока | Методы и формы работы | Проверяемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Организационный момент | Приветствие учащихся. Психологический, эмоциональный и деловой настрой. Проверка отсутствующих. Определение готовности учащихся к уроку. На каждом столе учащегося раздаточный материал: Текст задачи, лист оценивания. | Приветствие учителя. Включение в деловой режим работы. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем и одноклассниками. | |
Запись домашнего задания | Выводит слайд с домашним заданием (доработать программу, добавив возможность указания количества окон и дверей или проходов с их размерами, что позволит вычислить количество рулонов обоев для любой комнаты). | Записывают домашнее задание. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: саморегуляция. Коммуникативные: умение вести диалог с учителем. | |
Воспроизведение опорных знаний и умений. Входной контроль. | Запускает тест для детей, в котором собраны вопросы по основам языка Pascal. Индивидуально отвечает на возникшие вопросы учащихся. | Отвечают на вопросы теста. В индивидуальном порядке задают вопросы учителю. | Познавательные: обобщение и систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по изучении ЯП Pascal. Личностные: личностного отношения к языку программирования Pascal, оценивание правильного усвоения материала. Регулятивные: умение применять знания. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем (правильно задать вопрос). | |
Пояснение к этапу №3: на учительском компьютере по сети запущен файл «тест.mtf» с помощью тестовой программы MyTest (вопросы теста здесь). Вопросы теста воспроизводятся в произвольном порядке. По окончании теста, в тестовой программе выставляется оценка, выводится полный отчет, выдается сообщение о допущенных (если есть) ошибках. Результаты прохождения теста сохраняются на головном компьютере. | ||||
Формулирование темы урока, целеполагание и мотивация | Объясняет детям, что данное задание это не просто задача, а проблема человека, с которой нужно помочь справиться. Цель они должны сформулировать после прочтения текста с задачей. Цель: помочь другу рассчитать количество рулонов для покупки. | Учащийся, выбранный для чтения задачи, читает полный текст. Остальные дети следят за текстом. Если будут возникать вопросы, то можно дать им озвучить их. Дети должны понять, что им не хватает данных, которые они должны взять из презентации. | Личностные: преодоление трудностей для достижения намеченной цели. Регулятивные: постановка учебной цели с позиции того, что уже известно и того, что нужно (хотелось) узнать. Коммуникативные: умение точно и последовательно формулировать свою мысль. | |
Поиск информации для решения задачи. Оформление решения в тетради | Говорит детям, где можно найти презентацию друга. Следит за общением детей. По просьбе учащихся, помогает разобраться в задании. Выводит на доске план дома из презентации учителя (слайд 4). Напоминает формулы площадей, механику произведения расчётов (нужно взять всю площадь стен и вычесть потом площадь дверей\окон; разделить получившуюся площадь на площадь одного рулона обоев). Проверяет правильность выполнения задания, сопоставляя формулы. | Дети открывают презентацию. Из неё они должны выяснить, какие размеры у обоев и цены. Дети должны сказать для какой именно комнаты им нужно произвести расчёты. | Регулятивные: умение оценивать свои силы, сопоставлять и корректировать свои действия в соответствии с полученными заданиями, оценивать результаты своей деятельности. Коммуникативные: умение работать в паре, совершенствование этих умений, умение выражать свою точку зрения и прислушиваться к другой точке зрения. Познавательные: выбор приоритетов, поиск и выделение нужной информации. | |
Пояснение к этапу №5: В презентации учителя есть все необходимые расчёты, там настроена анимация, поэтому можно будет выводить на экран поочередно все формулы, которые получилось детям составить. | ||||
Физкультминутка | На доске - видео | Выполняют физкультурные движения. | ||
Пояснение к этапу №6: физкультминутка проводится в кабинете информатики, где большое количество компьютеров. Поэтому видео выбрано таким образом, чтобы во время физкультминутки не причинить вред ни себе, ни компьютерам. | ||||
Применение полученных знаний на практике (работа в паре: взаимообмен заданиями) | Учитель открывает программу 5 уровня и объясняет, что детям сейчас нужно будет дописать программу, и дать указания в зависимости от уровня детей. Даёт пояснения по названиям файлов, напоминает, что все расчёты у них уже есть в тетрадях, остаётся только записать это в виде операторов языка Pascal. | Дети получают от учителя задание – дописать программу, чтобы она вычисляла количество рулонов обоев. Они открывают каждый свой уровень и приступают к работе. | Личностные: формирование основ профессионального определения. Регулятивные: прогнозирование, планирование, коррекция. Коммуникативные: навыки эффективного общения, умение работать в паре, совершенствование этих умений, умение выражать свою точку зрения и прислушиваться к другой точке зрения. Познавательные: выбор приоритетов, поиск и выделение нужной информации. | |
Пояснение к этапу №7: в этом этапе дети могут свободно советоваться со своим соседом по парте. Для этого лучше посадить рядом тех, кому достанутся одинаковые уровни, чтобы у более успевающего не было соблазна подсмотреть. В итоге, у всех должна получиться такая программа. После того, как все получат свои программы, нужно попросить поменяться соседям друг с другом, чтобы они запустили программы и ввели наши исходные данные. | ||||
Контроль | Включает 10 слайд. Консультирует учащихся по возникающим вопросам. Напоминает о выставлении балов в оценочный лист. | Проверяют программу своего соседа. Если программа работает, то ученик вправе поставить своему однокласснику ту оценку, которая соответствует данному уровню задачи. Если возникают проблемы в работе программы, но их удаётся устранить своими силами (без вмешательства учителя), то оценку следует снизить на балл. Если не удаётся решить задачу даже вдвоём, то просят учителя помочь им. Анализируют допущенные ошибки. В индивидуальном порядке задают вопросы учителю. Выставляют баллы в оценочный лист. | Личностные: критичная оценка. Регулятивные: расстановка приоритетов для выполнения заданий. Коммуникативные: умение правильно формулировать вопрос. Познавательные: структурирование знаний, самостоятельное создание алгоритма построения логической схемы. | |
Пояснение по этапу №8: после того, как все выставят баллы за задачу, учитель просит выставить итоговую оценку, которая будет средним арифметическим между двумя предыдущими баллами. | ||||
Рефлексия | Выводит по очереди вопросы на слайде. Что нового узнали на уроке? Какие цели мы ставили в начале урока? Выполнены ли цели урока? Что необычного было на этом уроке? Можно ли ещё какие-либо задачи бытового характера решить на уроках информатики? Выводит на экран слайд эмоциональной оценки урока. После урока с учеником, поставившим вопрос, проведена консультация, Вопрос решен. | Отвечают на вопросы. Расставляются приоритеты. Цели урока выполнены. Подсчитывают баллы по критериям, выставляют итоговую оценку в лист оценивания и отдают учителю. | Личностные: оценка результатов и корректировка собственной познавательной деятельности. Регулятивные: умение планировать свои действия. Коммуникативные: умение точно формулировать свою мысль. Познавательные: чётко и правильно выстроенная цепочка логических действий для построения логических схем. |
Использованные материалы:
- программа: «Информатика», 8 класс, авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика, 2015;
- учебник: Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.;
- контрольно-измерительные материалы: «Информатика. Планируемые результаты», Босова Л.Л., Просвещение, М:2016; Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И.Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе;
- Физкультминутка.
- Электронное приложение к учебнику «Информатика» для 8 класса (УМК Босова Л.Л. и др. 5-9 кл.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Функциональная грамотность на уроках информатики
Функциональная грамотность на уроках информатики...
Фрагмент урока Функциональная грамотность на уроке информатики
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование ...
Функциональная грамотность на уроках информатики
Краткий обзор функцональной грамотности с точки зрения компьютерной и информационной грамотности на уроках информатики. Примеры заданий 5 -11 класс....
Формирование функциональной грамотности на уроках информатики.
Использование активных форм и методов обучения на уроках информатики....
Компетентностно-ориентированные задания для формирования функциональной грамотности на уроках информатики по теме "Алгоритмы"
Компетентностно-ориентированные задания по информатике по теме "Алгоритмы" для развития функциональной грамотности у обучающихся...
Мастер-класс «Функциональная грамотность на уроках информатики».
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы - воспитание и обучение функционально-грамотных людей....
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"
Обобщение опыта по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках информатики"...