Решение задач повышенной сложности по информатике
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.
Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.
Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
РАССМОТРЕНО на заседании УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20 Приказом директора
г. Южно-Сахалинска Приказ №___ от _____
протокол № от_____________ 2022г. А.А.Тишевский _____
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
для учащихся 10-11 классов
Решение задач повышенной сложности по информатике
(название программы, курса, дисциплины)
Составитель: Балахонов Юрий Юрьевич, учитель
(ФИО, должность)
Южно-Сахалинск, 2022г.
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.
Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.
Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.
Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.
Цели курса:
- Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
- Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
- Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.
Задачи курса:
- Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
- Подготовка к обучению в ВУЗе.
- Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
- Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
- Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
- Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности из курса информатики и ИКТ»
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- осознавать свои личные качества, способности и возможности;
- осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
- овладение выпускниками освоенных техник саморегуляции и навыков самоконтроля в процессе сдачи экзаменов;
- осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
- учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Познавательные УУД:
- учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
- планировать свою подготовку к экзаменам с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
- задействовать различные интеллектуальные ресурсы при подготовке к экзаменам;
- понимать психологические основ сдачи экзамена и наличие позитивного отношения к процессу сдачи;
- обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни ;
- уметь формулировать собственные проблемы ;
Коммуникативные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации ;
- учиться самостоятельно решать проблемы в стрессовой ситуации;
- формулировать свое собственное мнение и позицию;
Личностные УУД:
- учиться строить взаимоотношения с окружающими;
- учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации ;
- учиться самостоятельно решать проблемы в стрессовой ситуации;
- формулировать свое собственное мнение и позицию ;
Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.
Содержание курса
Информация и ее кодирование
Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.
Системы счисления
Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления». Арифметические операции в системах счисления.
Компьютерные сети
Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.
Моделирование
Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.
Основы логики
Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.
Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
Место предмета в базисном учебном плане
Внеурочная деятельность «Решение задач повышенной сложности по информатике» рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю в течение учебного года.
Тематическое планирование
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | |
Лекция | Практ. | |||
10 класс | ||||
1 | Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ | 1 | 1 | |
2 | Информация и ее кодирование | 8 | 1 | 7 |
3 | Системы счисления | 7 | 1 | |
4 | Основы логики | 11 | 1 | 10 |
5 | Компьютерные сети | 7 | 7 | |
Всего | 34 | |||
11 класс | ||||
1 | Информация и ее кодирование | 8 | 1 | 7 |
2 | Основы логики | 8 | 2 | 6 |
3 | Моделирование | 4 | 4 | |
4 | Алгоритмизация и программирование | 14 | 2 | 12 |
Всего: | 34 | 5 | 29 | |
Итого за 2 года | 68 |
Интернет-ресурсы
- http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
- https://ege.sdamgia.ru/
- http://kpolyakov.spb.ru
Календарно-тематическое планирование 10 класс
№ занятия | Содержание материала | Количество часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1. | Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ | 1 | |||
2. | Кодирование и декодирование | 1 | |||
3. | Кодирование и декодирование | 1 | |||
4. | Равномерные и неравномерные коды | 1 | |||
5. | Равномерные и неравномерные коды | 1 | |||
6. | Кодирование текстовой информации | 1 | |||
7. | Кодирование текстовой информации | 1 | |||
8. | Кодирование графической информации | 1 | |||
9. | Кодирование звуковой информации | 1 | |||
10. | Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 1 | |||
11. | Решение уравнений с числами в разных системах счисления | 1 | |||
12. | Некомпьютерные системы счисления | 1 | |||
13. | Использование правил систем счисления для прикладных задач | 1 | |||
14. | Использование правил систем счисления для прикладных задач | 1 | |||
15. | Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 1 | |||
16. | Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления | 1 | |||
17. | Логика и кодирование | 1 | |||
18. | Логика и кодирование | 1 | |||
19. | Законы логики | 1 | |||
20. | Составление таблиц истинности | 1 | |||
21. | Составление таблиц истинности | 1 | |||
22. | Упрощение логических выражений | 1 | |||
23. | Упрощение логических выражений | 1 | |||
24. | Упрощение логических выражений с помощью законов логики | 1 | |||
25 | Решение логических уравнений | 1 | |||
26. | Решение логических уравнений | 1 | |||
27. | Решение логических уравнений и задач | 1 | |||
28. | Определение файла по его маске | 1 | |||
29. | Определение группы файлов по маске | 1 | |||
30. | Определение адреса сети | 1 | |||
31. | Определение адреса узла | 1 | |||
32. | Определение количества компьютеров в сети | 1 | |||
33. | Определение номера компьютера в сети | 1 | |||
34. | Решение задач на компьютерные сети | 1 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ занятия | Содержание материала | Количество часов | Дата | Примечание | |
план | факт | ||||
1. | Кодирование и декодирование | 1 | |||
2. | Кодирование и декодирование | 1 | |||
3. | Математические основы информации | 1 | |||
4. | Математические основы информации | 1 | |||
5. | Математические основы информации | 1 | |||
6. | Передача текстовой информации | 1 | |||
7. | Передача графической информации | 1 | |||
8. | Передача звуковой информации | 1 | |||
9. | Логика и кодирование | 1 | |||
10. | Логика и кодирование | 1 | |||
11. | Решение логических уравнений | 1 | |||
12. | Решение логических уравнений | 1 | |||
13. | Решение систем логических уравнений | 1 | |||
14. | Решение систем логических уравнений | 1 | |||
15. | Решение систем логических уравнений | 1 | |||
16. | Решение систем логических уравнений | 1 | |||
17. | Решение задач по моделированию с помощью графов | 1 | |||
18. | Структурирование информации | 1 | |||
19. | Составление выигрышной стратегии | 1 | |||
20. | Составление выигрышной стратегии | 1 | |||
21. | Разработка алгоритма для исполнителя | 1 | |||
22. | Разработка алгоритма для исполнителя | 1 | |||
23. | Динамические алгоритмы | 1 | |||
24. | Динамические алгоритмы | 1 | |||
25 | Рекурсивные алгоритмы | 1 | |||
26. | Рекурсивные алгоритмы | 1 | |||
27. | Алгоритмы с подпрограммами | 1 | |||
28. | Алгоритмы с подпрограммами | 1 | |||
29. | Сортировка массива | 1 | |||
30. | Сортировка массива | 1 | |||
31. | Сортировка массива | 1 | |||
32. | Поиск ошибок в алгоритме | 1 | |||
33. | Поиск ошибок в алгоритме | 1 | |||
34. | Поиск ошибок в алгоритме | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Программа факультатива для 9 класса по химии «Решение задач повышенной сложности»
Программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Рассматриваются основные темы, необходимые для успешной сдачи ГИА в 9 классе....
Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике
Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...
Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"
Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....
Решение задач повышенной сложности для дифференцированного обучения и при подготовке к ЕГЭ по информатике
Презентация создана в помощь учителю-предметнику. Она содержит разбор решения задач из нескольких тематик по информатике. Задания могут быть использованы как в учебном процессе, так и при подгот...
Решение задач повышенной сложности по информатике
Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.Целью предлагаемой программы я...