Решение задач повышенной сложности по информатике
элективный курс по информатике и икт (10 класс)

Тляушева Туктабига Нургалиевна

    Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.

Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach_povyshennoy_slozhnosti_1.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г.ТОБОЛЬСКА

Рассмотрено:

Протокол заседания ШМО

№ ____  от «____» _______2020г.

Согласовано:

Протокол заседания:

Управляющего совета

№ ____  от «____» _______2020г.

Утверждено:

               

Приказ №______

  от «____» _______2019г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по элективному курсу

«Решение задач повышенной сложности по информатике»

для 10 - 11 класса

68 часов

Учитель: Тляушева Туктабига Нургалиевна

г.Тобольск

2020  год

  1. Пояснительная записка

    Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.

Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.

Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Подготовка к обучению в ВУЗе.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
  • Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.     

Виды деятельности на занятиях:

Лекция, беседа, практикум, консультация, работа на компьютере.

Формы контроля.

  1. Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.   
  2. Тематический контроль: тест.
  3. Итоговый контроль: итоговый тест.

2. Место предмета в базисном учебном плане

        Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» рассчитан на 34 часа по 1 часу в неделю в течение учебного года.

  1. Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Лекция

Практ.

10 класс

1

Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ

1

1

2

Информация и ее кодирование

8

1

7

3

Системы счисления

7

1

4

Основы логики

11

1

10

5

Компьютерные сети

7

7

Всего

35

11 класс

1

Информация и ее кодирование

8

1

7

2

Основы логики

8

2

6

3

Моделирование

4

4

4

Алгоритмизация и программирование

14

2

12

Всего:

34

5

29

Итого за 2 года

69

  1. Содержание курса

 Информация и ее кодирование

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

Системы счисления

        Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления». Арифметические операции в системах счисления.

Компьютерные сети

        Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.

Моделирование

Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.

Основы логики

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

Алгоритмизация и программирование

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

 

Планируемые результаты

 Изучение данного курса дает учащимся возможность:

  • повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса информатики и ИКТ;
  • освоить основные приемы решения задач;
  • овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
  • овладеть и пользоваться на практике техникой сдачи теста;
  • познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
  • повысить уровень творческого развития, познавательной активности;
  • познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения.

Интернет-ресурсы

  1. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  2. https://ege.sdamgia.ru/
  3. http://kpolyakov.spb.ru

Календарно-тематическое планирование 10 класс

занятия

Дата

Содержание материала

Количество

часов

план

факт

1.

Структура КИМов  ЕГЭ  по информатике и ИКТ

1

2.

Кодирование и декодирование

1

3.

Кодирование и декодирование

1

4.

Равномерные и неравномерные коды

1

5.

Равномерные и неравномерные коды

1

6.

Кодирование текстовой информации

1

7.

Кодирование текстовой информации

1

8.

Кодирование графической информации

1

9.

Кодирование звуковой информации

1

10.

Решение уравнений с числами в разных системах счисления

1

11.

Решение уравнений с числами в разных системах счисления

1

12.

Некомпьютерные системы счисления

1

13.

Использование правил систем счисления для прикладных задач

1

14.

Использование правил систем счисления для прикладных задач

1

15.

Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления

1

16.

Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления

1

17.

Логика и кодирование

1

18.

Логика и кодирование

1

19.

Составление таблиц истинности

1

20.

Составление таблиц истинности

1

21.

Составление таблиц истинности

1

22.

Упрощение логических выражений

1

23.

Упрощение логических выражений

1

24.

Упрощение логических выражений

1

25

Решение логических уравнений

1

26.

Решение логических уравнений

1

27.

Решение логических уравнений

1

28.

Определение файла по его маске

1

29.

Определение группы файлов по маске

1

30.

Определение адреса сети

1

31.

Определение адреса узла

1

32.

Определение количества компьютеров в сети

1

33.

Определение номера компьютера в сети

1

34.

Решение задач на компьютерные сети

1

                

Календарно-тематическое планирование 11 класс

занятия

Дата

Содержание материала

Количество

часов

план

факт

1.

Кодирование и декодирование

1

2.

Кодирование и декодирование

1

3.

Математические основы информации

1

4.

Математические основы информации

1

5.

Математические основы информации

1

6.

Передача текстовой информации

1

7.

Передача графической информации

1

8.

Передача звуковой информации

1

9.

Логика и кодирование

1

10.

Логика и кодирование

1

11.

Решение логических уравнений

1

12.

Решение логических уравнений

1

13.

Решение систем логических уравнений

1

14.

Решение систем логических уравнений

1

15.

Решение систем логических уравнений

1

16.

Решение систем логических уравнений

1

17.

Решение задач по моделированию с помощью графов

1

18.

Структурирование информации

1

19.

Составление выигрышной стратегии

1

20.

Составление выигрышной стратегии

1

21.

Разработка алгоритма для исполнителя

1

22.

Разработка алгоритма для исполнителя

1

23.

Динамические алгоритмы

1

24.

Динамические алгоритмы

1

25

Рекурсивные алгоритмы

1

26.

Рекурсивные алгоритмы

1

27.

Алгоритмы с подпрограммами

1

28.

Алгоритмы с подпрограммами

1

29.

Сортировка массива

1

30.

Сортировка массива

1

31.

Сортировка массива

1

32.

Поиск ошибок в алгоритме

1

33.

Поиск ошибок в алгоритме

1

34.

Поиск ошибок в алгоритме

1

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Программа факультатива для 9 класса по химии «Решение задач повышенной сложности»

Программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Рассматриваются основные темы, необходимые для успешной сдачи ГИА в 9 классе....

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"

Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....

Решение задач повышенной сложности для дифференцированного обучения и при подготовке к ЕГЭ по информатике

Презентация создана в помощь учителю-предметнику. Она содержит разбор решения задач из нескольких тематик  по информатике. Задания могут быть использованы как в учебном процессе, так и при подгот...

Решение задач повышенной сложности по информатике

Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.Целью предлагаемой п...