Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Предварительный просмотр:
Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel.
7-й класс
Цели:
- систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;
- расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- закрепить навыки создания таблиц;
- расширять представление о вычислительных таблицах;
- сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;
- изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;
- сформировать навыки самостоятельной работы;
- систематизация полученных знаний.
Развивающие:
- развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели,
Воспитательные:
- воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к Информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры.
Вид урока: урок формирования новых знаний и выработки практических умений и навыков.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.
Методы: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практический.
Оборудование:
- компьютеры;
- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);
- презентация (Приложение 1)
Основные понятия:
- табличная информационная модель,
- вычислительная таблица,
- формула.
Ход урока
1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала
1. Что называется вычислительной таблицей:
Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.
Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».
В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.
Пример 1:
Товар | Цена, руб. | Количество | Стоимость |
Тетрадь, 12 л., клетка | 3 | 10 | 30 |
Тетрадь, 12 л., линейка, косая | 2,5 | 10 | 25 |
Альбом для рисования, 8 л. | 5 | 4 | 20 |
Карандаши цветные «Зарница», 6 шт. | 20 | 1 | 20 |
Авторучка | 5 | 6 | 30 |
Карандаш простой | 1 | 6 | 6 |
Цветная бумага, 8 цв. | 12 | 2 | 24 |
Итого: | 39 | 155 |
Эта таблица относится к типу ОС. Значения в графе «стоимость» вычислены по формуле: цена х количество.
2. Формирование новых знаний и выработки практических умений и навыков.
Задание 1. Клумбы (Работа в готовой презентации)
С помощью таблицы решим следующую задачу.
На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, ее стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.
Клумба | Размеры | |||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | |
2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | 4 | 3 | 3 | |
4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | 7 | 5 | 7 | |
Итого: |
Решение данной задачи
Шаг1.
Клумба | Размеры | |||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =стр1+стр2+стр3 |
2 | 3 | 4 | 5 | |
3 | 4 | 3 | 3 | |
4 | 4 | 4 | 4 | |
5 | 7 | 5 | 7 | |
Итого: |
Шаг2
Клумба | Размеры | |||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =17 |
2 | 3 | 4 | 5 | =12 |
3 | 4 | 3 | 3 | =10 |
4 | 4 | 4 | 4 | =12 |
5 | 7 | 5 | 7 | =19 |
Итого: | =кл1+кл2+кл3+кл4+кл5 |
Шаг3
Клумба | Размеры | |||
Сторона 1, м | Сторона 1, м | Сторона 1, м | Периметр, м | |
1 | 5 | 5 | 7 | =17 |
2 | 3 | 4 | 5 | =12 |
3 | 4 | 3 | 3 | =10 |
4 | 4 | 4 | 4 | =12 |
5 | 7 | 5 | 7 | =19 |
Итого: | =70 |
Шаг 4. Используя полученные данные ответим на вопросы:
Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?
4. Практическая работа. Решение задач с использованием готовых таблиц в файле Excel (Приложение 2)
Задача 1. Веселые человечки. Путешествия
Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.
Какое расстояние проехал каждый из человечков какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде?
Задача 2. Веселые человечки. Пирожки
Веселые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех пирожки с мясом, яблоками, капустой и повидлом и разложил их по пакетам, кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3 пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки. Пирожков с повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1 коробка и 1 кулек. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулек – 15.
Сколько всего пирожков испек Пончик и сколько среди них было пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку каждого вида?
Задача 3. Веселые человечки. Горючее
Как известно, автомобиль, изобретенный Винтиком и Шпунтиком, работает не на бензине, а на газировке разных сортов. Готовясь к путешествию, Незнайка закупил 10 литров кока-колы, 5 литров лимонада и 10 литров фанты. Винтик и Шпунтик вместе купили 10 литров лимонада и 10 литров фанты. Торопыжка – 5 литров фанты, 10 – кока-колы и 10 – лимонада. Поэт Цветик – 20 литров фанты.
Сколько всего литров горючего купил каждый из человечков, сколько это стоило и какое расстояние можно проехать на этом горючем; сколько всего горючего всех видов было куплено всеми человечками?
5. Подведение итогов, выставление оценок.
Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.
При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?
6. Домашнее задание
§2.7 (стр. 75 – 78);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация расчетов в Excel
Урок использования табличного редактора Exsel на примере расчета штатного расписания хозрасчетной больницы....
Презентация и конспект урока 7_2.7 «Вычислительные таблицы» Босова Л.Л.
Урок предназначен для учеников 7-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке; расширить представ...
Расчет себестоимости изделия из древесины с помощью таблиц Microsoft Office Excel
Таблица расчета себестоимости изделия из древесины с помощью Microsoft OfficeExcel. Может использоваться для экономического расчета во время работы над творческим проектом....
Вычислительные таблицы 7 класс
Вычислительные таблицы...
Практическая работа "Использование функций в расчетах MS Excel 2007"
Дидактический материал практическая работа по теме "Использование функций в расчетах MS Excel 2007" предназначена для учащихся 8 класса .Для выполнения работы используется прогр...
Практическая работа по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007
Дидактический материал практическая работа по теме "Использование статистических функций в расчетах MS Excel 2007" предназначена для учеников 8 класса .Для выполнения работы использует...
Универсальный инструмент расчетов. Microsoft Excel.
Сотни лет в деловой сфере при выполнении однотипных расчетов используют таблицы. С их помощью рассчитывается заработная плата, ведутся различные системы учета материальных ценностей, просчитывается ст...