Рабочая программа "Занимательная информатика" 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» относится к общеинтеллектуальному направлению и составлена на основе обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена для учащихся 5 класса. На изучение курса отведено 1 час в неделю, длительность освоения 1 год. Общее количество часов – 34.
Программа курса «Занимательная информатика» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, музыки, литературы, истории) в освоении различных видов и техник искусства, состоит из 3 разделов:
1. «Основы компьютерной графики» (5 класс, 12 часов).
2. «Создание презентаций в среде РowerPoint» (5 класс, 10 часов)
3. «Текстовый процессор Microsoft Word» (6 класс, 12 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_informatika_5_kl.docx | 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
«Школа №3 имени Героя России Сергея Медведева»
Принято на заседании Утверждена
педагогического Совета приказ
протокол №
Рабочая программа
Занимательная информатика
для 5 классов
на 2023-2024 учебный год
(внеурочная деятельность)
Составитель:
Сигова А.Р., учитель математики и информатики
2023 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» относится к общеинтеллектуальному направлению и составлена на основе обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа составлена для учащихся 5 класса. На изучение курса отведено 1 час в неделю, длительность освоения 1 год. Общее количество часов – 34.
Программа курса «Занимательная информатика» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, музыки, литературы, истории) в освоении различных видов и техник искусства, состоит из 3 разделов:
1. «Основы компьютерной графики» (5 класс, 12 часов).
2. «Создание презентаций в среде РowerPoint» (5 класс, 10 часов)
3. «Текстовый процессор Microsoft Word» (6 класс, 12 часов)
Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью.
Информатика как динамично развивающаяся наука становится одной из тех отраслей знаний, которая призвана готовить современного человека к жизни в новом информационном обществе.
Одним из важных аспектов модернизации современного российского образования является информатизация образования. Сегодня учителям необходимо использовать информационно - компьютерные технологии для повышения интереса обучающихся к предмету.
Настоящая программа создает условия для культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
В программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, межпредметные связи.
Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность.
Цели и задачи овладения курса
Цель: формирование самостоятельного мышления, развития фантазии и практического воплощения своих творческих идей, используя возможности персонального компьютера.
Задачи курса:
- способствовать овладению обучающихся приемами работы на компьютере;
- познакомить с основами знаний в области компьютерной графики, текстового редактора;
- прививать детям видение красоты окружающего мира на бумажных и электронных носителях.
- способствовать формированию сознания школьников к системно-информационному восприятию мира, развитие стремления к самообразованию;
- способствовать раскрытию творческих способностей, подготовки к художественно-эстетическому восприятию окружающего мира;
- прививать интерес к полиграфическому искусству, дизайну, оформлению;
- способствовать развитию композиционного мышления, художественного вкуса;
- способствовать развитию коммуникативных способностей.
- способствовать формированию нравственных качеств личности и культуры поведения в обществе.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее:
доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподается, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал распределяется от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время;
наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются наглядные материалы, обучающие программы, презентации.
Для активизации деятельности обучающихся используются такие формы обучения, как занятия:
- игры,
- конкурсы,
- совместное творчество,
- дни свободно творчества.
Особенности организации внеурочного занятия
Формы и методы содержания обучения по данной программе должны реализовываться в компьютерном классе с использованием мультимедийного проектора, экрана. Занятия проводятся один раз в неделю. Преподавание построено в соответствии с принципами здоровьесбережения «не навреди». На каждом занятии обязательно проводится физкультминутка, за компьютером обучающиеся работают 10–15 минут. Сразу после работы за компьютером следует минутка релаксации – обучающиеся выполняют упражнения для глаз и кистей рук. Длительность занятия 40 минут.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы организации работы с детьми:
– коллективная и индивидуальная работа,
– работа в парах,
– практическая работа за компьютером.
Основные методы обучения
– беседа,
– игра: познавательная, развивающая,
– проектная работа,
– практическая работа,
– наглядный.
Ожидаемый результат:
В результате реализации программы воспитанники должны:
– знать состав компьютера и назначение его основных устройств;
– выбирать и загружать нужную программу;
– уметь работать в графических редакторах, с использованием компьютера;
– иметь навыки обработки информации посредством современных компьютерных технологий.
Способы их проверки:
– педагогическое наблюдение,
– контрольные задания,
– контрольные срезы знаний, умений и навыков,
– анализ роста умений и навыков.
Формы подведения итогов:
– итоговые занятия,
– компьютерное тестирование,
– выставки,
– конкурсы.
В рамках предмета «Информатика» так подробно не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучении материала курса.
В основе внеурочного курса лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
– ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
– учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
– обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
– разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
– гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса, что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Общая характеристика учебного курса
Курс внеучебных занятий по информатике «Занимательная информатика» занимает важное место в системе общего образования. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации.
Кроме того, пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
В рамках внеурочных занятий по информатике используется коллективная, фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (в том числе дифференцированная по трудности) формы работы учащихся.
Занятия проводятся в основном в форме комбинирования теоретической части материала и практической работы на компьютере, которая направлена на отработку отдельных технологических приемов и теоретического материала.
Место занятий внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в школьном учебном плане
Внеурочная деятельность по информатике и ИКТ в 5 классе является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов, благодаря чему он может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» предназначена для обучающихся 5 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 40 минут. Занятия проводятся в кабинете информатики. Данная программа предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям школьников.
Реализация данной рабочей программы внеурочной деятельности ориентирована на 5 класс – 34 часа в год; 1 час в неделю.
Содержание курса «Занимательная информатика»
1 год обучения (34 часа – 1 час в неделю)
Введение (1 ч.)
Основы компьютерной графики (12 ч.)
Введение в компьютерную графику. Графический редактор Paint. Инструменты графического редактора. Создание простейших рисунков. Действия над фрагментами рисунка (повороты и отражения фрагментов рисунка). Создание сложных рисунков. Работа с текстом. Атрибуты текста. Технология создания открыток, коллажей.
Создание презентаций в среде РowerPoint (10 ч.)
Компьютерные презентации. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Дизайн презентации и макеты слайдов. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков. Анимация. Возможности настройки анимации.
Текстовый процессор Microsoft Word (12 ч.)
Интерфейс текстовых редакторов. Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Правила ввода текста. Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов). Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки). Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов. Работа с встроенными графическими примитивами в текстовом редакторе Коллективная работа над документом. Сохранение документа в различных текстовых форматах.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования
Изучение информатики в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса внеурочной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде, готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готов-ность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
- интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
- сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Формирование культуры здоровья:
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и ком-муникационных технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки ин-форматики и научно-технического прогресса;
- осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды:
- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том. числе существующих в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения образовательной программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными , регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним: составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
- принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
- выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное принятие решений, принятие решений в группе);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте;
- делать выбор в условиях противоречивой информации и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
- объяснять причины достижения (недостижения) результатов информационной деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
- оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
- осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
Учебно-тематическое планирование разделов
«Основы компьютерной графики», «Создание презентаций в среде РowerPoint», «Текстовый процессор Microsoft Word»
№ п/п | Наименование темы | Теория | Практические занятия | Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Введение (1 ч.) | 1 | |||
Основы компьютерной графики (12 ч.) | |||||
2 | Интерфейс графического редактора Paint | 0,5 | 0,5 | ||
3 | Инструменты рисования. Настройка инструментов. Палитра. | 0,5 | 0,5 | ||
4 | Создание рисунка «Пейзаж» | 0,5 | 0,5 | ||
5 | Фрагмент рисунка. Действия над фрагментом | 0,5 | 0,5 | ||
6 | Создание рисунка из типовых объектов | 0,5 | 0,5 | ||
7 | Создание рисунка с элементами декоративно-прикладного искусства. | 0,5 | 0,5 | ||
8 | Работа с текстом. Атрибуты текста. | 0,5 | 0,5 | ||
9 | Создание открытки на выбранную тему | 0,5 | 0,5 | ||
10 | Создание рисунка из пикселей | 0,5 | 0,5 | ||
11 | Создание коллажа | 0,5 | 0,5 | ||
12 | Индивидуальный проект | 1 | |||
Создание презентаций в среде РowerPoint (10 ч.) | |||||
13 | Знакомство с интерфейсом Power Point | 0,5 | 0,5 | ||
14 | Создание и дизайн слайдов | 0,5 | 0,5 | ||
15 | Работа с объектами в презентации | 0,5 | 0,5 | ||
16 | Создание презентации «Скакалочка» | 0,5 | 0,5 | ||
17 | Анимация в презентации | 0,5 | 0,5 | ||
18 | Создание презентации «Времена года» | 0,5 | 0,5 | ||
19 | Сбор материала для презентации | 1 | |||
20 | Создание презентации на выбранную тему | 1 | |||
21 | Работа над проектом | 1 | |||
22 | Представление и защита презентации | 1 | |||
Текстовый процессор Microsoft Word (12 ч.) | |||||
23 | Интерфейс текстового процессора Word. Правила набора текста. | 0,5 | 0,5 | ||
24 | Редактирование текста | 0,5 | 0,5 | ||
25 | Форматирование символов | 0,5 | 0,5 | ||
26 | Форматирование абзацев | 0,5 | 0,5 | ||
27 | Стилевое форматирование | 0,5 | 0,5 | ||
28 | Списки, таблицы, специальные символы | 0,5 | 0,5 | ||
29 | Графические объекты в тексте | 0,5 | 0,5 | ||
30 | Поиск и замена по тексту | 0,5 | 0,5 | ||
31 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 0,5 | 0,5 | ||
32 | Создаем векторные изображения | 0,5 | 0,5 | ||
33 | Индивидуальный проект на свободную тему | 1 | |||
34 | Индивидуальный проект на свободную тему | 1 |
Используемый учебно-методический комплекс
Учебник «Информатика» Босовой Л.Л. для 5-го класса входит в состав учебно-методического комплекса (УМК) по информатике для 5класса. В состав УМК входят учебники, рабочие тетради, методическое пособие для учителей и набор цифровых образовательных ресурсов на диске «Информатика 5-7». Учебник «ИНФОРМАТИКА» для 5-ых классов автора Босовой Л.Л. разработан с учётом целенаправленного формирования и развития универсальных учебных действий. Это определяется их структурой, содержанием, системой заданий и практических работ.
Тематическое планирование курса «Информатика-5» было составлено на основе следующих документов:
1. Босова Л.Л. Информатика. Программа для основной школы : 5-6 классы. 7-9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М. : Просвещение/Бином, 2016. – 88 с. : ил. – ( Программы и планирование).
2. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 5 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. – 184 с. : ил.
3. Босова Л.Л. Информатика : учебник для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2020. – 224 с. : ил.
4. Босова Л.Л. Информатика. 5–6 классы : методическое пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. — 2-е изд., перераб. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. — 384 с.: ил.
5. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса: в 2 ч. Ч.1 / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 88 c.: ил.
6. Босова Л.Л. Информатика : рабочая тетрадь в 2-х частях для 6 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 4-е изд. – М . : Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 104 с. : ил.
7. Мирончик Е.А. Информатика. Изучаем алгоритмику. Мой КуМир. 5 – 6 классы / Е.А. Мирончик, И.Д. куклина, Л.Л. Босова. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2018. – 128 с. : ил.
8. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Уроки музыки 1-4 классы и рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка к адаптированной корреционной программе по музыке в начальной школе. Рабочая коррекционая программа по музыке 1 класс по программе Критской, Сергеевой....
Технология рабочая программа 5 класс Базовый уровень (ФГОС 5 класс) на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по направлению «Индустриальные технологии» составлена для учащихся 5 класса на основе следующих документов:...
Рабочая программа 11 класс класс
Пояснительная записка ,тематическое планирование 11 класс...
Рабочая программа для классов с углубленным изучением математики (8 класс)
Рабочая программа...
рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии
Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....
Рабочая программа 7 класс, КТП 7 класс
КТП 7 класс...
Рабочие программы 5 класс, 6 класс, 8 класс
Пррезентация - это массовая альтернатива индивидуальному разговору, поэтому в моей работе я часто ей пользуюсь, как средством достижения положительного результутата от учебного ппроцесса....