Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов
рабочая программа по информатике и икт
Предварительный просмотр:
6
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23 города Ельца»
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования
в соответствии с ФГОС ООО, ФОП ООО
утвержденной приказом МБОУ СШ № 23
г. Ельца от «__»________2023 г №____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Информатика»
для 5-6 классов
(основное общее образование)
Елец 2023
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
5 КЛАСС
1. Устройство компьютера
Правила безопасности при работе за компьютером. Основные устройства компьютера. Системный блок. Процессор. Постоянная и оперативная память. Мобильные и стационарные устройств. Внутренние и внешние устройства компьютера. Файловая система компьютера. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Функции операционной системы. Виды операционных систем. Работа с текстовым редактором «Блокнот».
2.Алгоритмы и программирование
Алгоритмы и языки программирования. Блок-схемы. Линейные алгоритмические алгоритмы. Ветвление. Работа в среде программирования.
3. Информационные технологии
Оформление презентаций. Структура презентации. Изображения в презентации. Составление запроса для поиска изображений. Редактирование слайда. Способы структурирования информации. Схемы, таблицы, списки. Заголовки на слайдах.
4. Цифровая грамотность
Коммуникация в Сети. Хранение информации в Интернете. Сервер. Хостинг. Формирование адреса в Интернет. Электронная почта. Алгоритм создания аккаунта в социальной сети. Безопасность: пароли. Признаки надёжного пароля. Безопасность: интернет-мошенничество. Личная информация. Социальные сети: сетевой этикет, приватность. Кибербуллинг. Вирусы. Виды вирусов. Антивирусные программы.
6 КЛАСС
1. Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания мира. Этапы моделирования. Использование моделей в повседневной жизни. Виды моделей. Информационное моделирование. Формальное описание моделей. Построение информационной модели. Компьютерное моделирование.
2. Алгоритмы и программирование
Среда текстового программирования. Управление исполнителем. Циклические алгоритмы. Переменные. Разбиение задачи на подзадачи, использование вспомогательных алгоритмов (процедур). Процедуры с параметрами.
3. Информационные процессы
Информационные процессы. Информация и способы получения информации. Хранение, передача и обработка информации. Двоичный код. Процесс кодирования на компьютер. Кодирование различной информации. Равномерный двоичный код. Правила создания кодовых таблиц. Информационный объём данных. Единицы измерения информации. Работа с различными файлами. Основные расширения файлов. Информационный размер файлов различного типа.
4. Информационные технологии
Табличные модели и их особенности. Интерфейс табличного процессора. Ячейки. Адреса ячеек. Диапазон данных. Типы данных в ячейках. Составление формул. Автозаполнение ячеек.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Изучение информатики в 5-6 классах направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного предмета.
В результате изучения информатики в 5-6 классах у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1)патриотического воспитания:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию;
понимание значения информатики как науки в жизни современного общества.
2)духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете.
3)гражданского воспитания:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм, с учётом осознания последствий поступков.
4)ценностей научного познания:
наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики;
интерес к обучению и познанию;
любознательность;
стремление к самообразованию;
овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
5) формирования культуры здоровья:
установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ.
6)трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно-технического прогресса.
7)экологического воспитания:
наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями – познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями;
оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; запоминать и систематизировать информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта);
выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта;
принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче и формализации информации, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения;
составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого.
Принятие себя и других:
осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- класс
применять правила безопасности при работе за компьютером;
знать основные устройства компьютера;
знать назначение устройств компьютера;
классифицировать компьютеры на мобильные и стационарные;
классифицировать устройства компьютера на внутренние и внешние;
знать принципы работы файловой системы компьютера;
работать с файлами и папками в файловой системе компьютера;
работать с текстовым редактором «Блокнот»; иметь представление о программном обеспечении компьютера;
дифференцировать программы на основные и дополнительные;
знать назначение операционной системы;
знать виды операционных систем;
знать понятие «алгоритм»;
определять алгоритм по его свойствам;
знать способы записи алгоритма;
составлять алгоритм, используя словесное описание;
знать основные элементы блок-схем;
знать виды основных алгоритмических структур;
составлять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы с помощью блок-схем;
знать интерфейс среды программирования Кумир;
составлять простые программы в среде программирования Кумир;
иметь представление о редакторе презентаций;
создавать и редактировать презентацию средствами редактора презентаций;
добавлять различные объекты на слайд: заголовок, текст, таблица, схема;
оформлять слайды;
создавать, копировать, вставлять, удалять и перемещать слайды;
работать с макетами слайдов;
добавлять изображения в презентацию;
составлять запрос для поиска изображений;
вставлять схемы, таблицы и списки в презентацию;
иметь представление о коммуникации в Сети;
иметь представление о хранении информации в Интернете;
знать понятия «сервер», «хостинг», «компьютерная сеть»,
«локальная сеть», «глобальная сеть»;
иметь представление о формировании адреса в Интернете;
работать с электронной почтой;
создавать аккаунт в социальной сети;
знать правила безопасности в Интернете;
отличать надёжный пароль от ненадёжного; иметь представление о личной информации и о правилах работы с ней;
знать, что такое вирусы и антивирусное программное обеспечение;
знать правила сетевого этикета.
6 класс
знать, что такое модель и моделирование;
знать этапы моделирования;
строить словесную модель;
знать виды моделей;
иметь представление об информационном моделировании;
строить информационную модель;
иметь представление о формальном описании моделей;
иметь представление о компьютерном моделировании;
разбивать задачи на подзадачи;
составлять программы для управления исполнителем в среде текстового программирования, в том числе с использованием циклов и вспомогательных алгоритмов (процедур) с параметрами;
иметь представление об информационных процессах;
знать способы получения и кодирования информации;
иметь представление о двоичном коде;
осуществлять процессы двоичного кодирования и декодирования информации на компьютере;
кодировать различную информацию двоичным кодом;
иметь представление о равномерном двоичном коде;
знать правила создания кодовых таблиц;
определять информационный объём данных;
знать единицы измерения информации;
знать основные расширения файлов;
иметь представление о табличных моделях и их особенностях;
знать интерфейс табличного процессора;
знать понятие «ячейка»;
определять адреса ячеек в табличном процессоре;
знать, что такое диапазон данных;
определять адрес диапазона данных;
работать с различными типами данных в ячейках;
составлять формулы в табличном процессоре;
пользоваться функцией автозаполнения ячеек .
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Воспитательный компонент | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Устройство компьютера | ||||||
1.1 | Техника безопасности и правила работы за компьютером. Компьютер – универсальное устройство обработки данных | 2 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Патриотическое воспитание | ||
1.2 | Файлы и папки | 2 | 1 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Гражданское воспитание Ценности научного познания | |
1.3 | Текстовые документы | 4 | 3 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Духовно-нравственное воспитание Ценности научного познания | |
Итого по разделу | 8 | |||||
Раздел 2. Алгоритмы и программирование | ||||||
2.1 | Алгоритмы и исполнители | 2 | https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass | Ценности научного познания Эстетическое воспитание | ||
2.2 | Работа в среде программирования | 9 | 1 | 6 | https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass | Ценности научного познания Трудовое воспитание |
Итого по разделу | 11 | |||||
Раздел 3. Информационные технологии | ||||||
3.1 | Компьютерные презентации | 7 | 1 | 4 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Духовно-нравственное воспитание Эстетическое воспитание |
Итого по разделу | 7 | |||||
Раздел 4. Цифровая грамотность | ||||||
4.1 | Работа в Интернете | 5 | 3 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Ценности научного познания Гражданское воспитание. | |
4.2 | Безопасность в Интернете | 2 | 1 | https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php https://www.yaklass.ru/p/informatika | Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Духовно-нравственное воспитание | |
Итого по разделу | 7 | |||||
Резервное время | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 17 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | Воспитательный компонент | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
Раздел 1. Теоретические основы информатики | ||||||
1.1 | Техника безопасности и правила работы за компьютером. Моделирование как метод познания мира | 4 | 1 | Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия Эстетическое воспитание | ||
Итого по разделу | 4 | |||||
Раздел 2. Алгоритмы и программирование | ||||||
2.1 | Работа в среде программирования | 12 | 1 | 9 | https://www.yaklass.ru/p/informatika#program-6-klass | Ценности научного познания Гражданское воспитание |
Итого по разделу | 12 | |||||
Раздел 3. Информационные процессы | ||||||
3.1 | Информация и информационные процессы | 3 | 1 | Духовно-нравственное воспитание Трудовое воспитание | ||
3.2 | Двоичный код | 3 | 1 | Ценности научного познания | ||
3.3 | Единицы измерения информации. | 3 | 1 | Ценности научного познания | ||
Итого по разделу | 9 | |||||
Раздел 4. Информационные технологии | ||||||
4.1 | Электронные таблицы | 8 | 1 | 5 | Ценности научного познания. Трудовое воспитание | |
Итого по разделу | 8 | |||||
Резервное время | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 17 |
ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ. 5–6 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету Информатика 8 класс (Угринович Н.Д., 1 час в неделю)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и кодификатора эл...
Рабочая программа по предмету Информатика 9 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю)
Настоящая рабочая учебная программа базового курса «Информатика» для 9 класса II ступени обучения средней общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учеб...
Рабочая программа по предмету Информатика 11 класс (Угринович Н.Д., 2 часа в неделю) базовый уровень
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и...
Рабочая программа по предмету «информатика» 8 класс на 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» и код...
рабочая программа по истории для5 класса
рабочая программа по истории для 5 класса...
Рабочая программа по предмету информатика 5 класс ФГОС
Рабочая программа составлена по авторской рабочей программе Босовой Л.Л. расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....