Тема урока: Введение в предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ
план-конспект по информатике и икт

Пупченко Вероника Валерьевна

Тема урока: Введение в предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2080e0092c5e2f2558673c32a3154001.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Введение в предмет ИНФОРМАТИКА И ИКТ

Предмет: Информатика и ИКТ

Цели и задачи урока

Цели урока: формирование представления о предмете «Информатика и ИКТ», ознакомление с правилами техники безопасности в кабинете информатики.

Задачи урока: 

  • познакомить учащихся с новым предметом;
  • познакомить с программой курса;
  • познакомить с правилами ТБ в кабинете информатики;
  • рассказать о том, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика;
  • развивать умение выражать свои мысли;
  • развивать умение работать в группах;
  • воспитывать интерес к предмету, к ИКТ;
  • воспитывать умение слушать других.  

Оборудование урока

Ход урока

1. Организационный момент. 

Учитель встречает класс у дверей кабинета. Здравствуйте, дорогие восьмиклассники! Я буду у вас преподавать новый предмет «Информатика и ИКТ».

2. Сообщение темы и целей урока .

Сегодня вы познакомитесь с историей появления науки информатики и узнаете, что она изучает, но перед этим я познакомлю вас с кабинетом информатики и расскажу вам правила, которые нужно соблюдать в этом кабинете.  

3. Техника безопасности в кабинете информатики. 
        Учащиеся знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Расписываются в журнале по безопасному поведению в классе.  


САНИТАРНЫЕ НОРМЫ

  • Освещенность на поверхности стола в рабочей зоне должна быть 300 – 500 лк.
  • Компьютерный класс должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или приточно-вытяжной вентиляции


РЕЖИМ РАБОТЫ

Непрерывная продолжительность работы на компьютере не должна превышать:

  • Для учащихся 1 – 5 классов 10 - 15 мин
  • Для учащихся 6 – 9 классов 20 - 25 мин

ПРАВИЛА РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ:

  • расстояние от экрана до глаз 70 – 80 см.
  • вертикально прямая спина
  • плечи опущены и расслаблены
  • локтевые, тазобедренные, коленные суставы под прямым углом
  • при ухудшении самочувствия (резь в глазах, резкое ухудшение зрения, боль в пальцах, усиление сердцебиения) немедленно покинуть рабочее место, сообщить преподавателю и обратиться к врачу
  • во время учебных занятий выполнять все требования преподавателя
  • нельзя приходить в класс в грязной обуви и одежде. В кабинете информатики должна быть чистота. Это нужно для нормальной работы компьютеров
  • нельзя приносить в кабинет информатики продукты питания, крошки питания и жидкость могут попасть в клавиатуру и испортить ее.
  • в кабинет информатики категорически запрещается приносить и жевать жевательную резинку!
  • мойте руки перед уроком информатики. Если ваши пальцы грязные – испачканные и сальные, то такими же грязными станут клавиши клавиатуры
  • соблюдайте дисциплину в кабинете информатики. Ваша шалость может привести к поломке компьютера.
  • не нажимайте без разрешения учителя кнопку включения компьютера. Это может привести к потере работоспособности компьютера.
  • не трогайте провода, подключенные к компьютеру. Это опасно для жизни и может привести к серьезной поломке компьютера.
  • нажимая клавиши на компьютере, не прилагайте больших усилий. Помните, что, сильно ударяя по клавишам, вы быстро выведете клавиатуру из строя.
  • не трогайте экран монитора даже чистыми руками – на нем все равно останутся следы (отпечатки пальцев)  

4. Место информатики в научном мировоззрении .
Окружающий нас мир бесконечно многообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. С зарождения науки в древности и до наших дней основным методическим принципом познания является моделирование. Модель — это упрощенное по сравнению с реальностью описание объекта или явления, учитывающее только некоторые существенные, с точки зрения цели моделирования, его свойства. Моделирование всегда связано с абстрагированием, с выделением общего из множества частностей. Любой ученый сознает, что понять — это значит найти общность, отвлекшись от частностей, а затем объяснить частности через эту понятую общность.         Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т. е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами. В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное. В 60-70-е годы XX века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина. Предметом информатики является собственно информация, способы ее представления, передачи и обработки. В современном виде информатика оформилась с появлением и развитием электронно-вычислительных машин (ЭВМ).

5.  ИКТ в современном мире. 

В своей повседневной жизни, в производственной деятельности человек постоянно имеет дело с тремя упомянутыми выше субстанциями: веществом, энергией, информацией. Мы не можем жить без пищи, одежды, жилья, предметов быта, транспорта и пр. Все это — материальные объекты (в общем понятии — вещество). Электричество, отопление в наших домах — это энергия. Пресса, радио, телевидение, книги — информация.

Аналогичные примеры можно привести из области производства, которую по отношению к трем названным субстанциям можно разделить на:

  • материальное производство (производство сельскохозяйственной и промышленной продукции);
  • энергетику (производство, преобразование, транспортировка энергии);
  • информационную сферу (получение, хранение, передача, переработка информации).

 6.  Что изучается в школьном курсе информатики 

Понятие информации является центральным, системообразующим в курсе. Оно проходит через все темы, связывает их.  Информация — это сведения, знания, сообщения, которые человек воспринимает из внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Информация хранится в памяти человека, а также в знаковой форме в книгах, магнитных записях и пр.

Что человек делает с информацией? Воспринимает извне; запоминает или сохраняет в записях; обрабатывает, в итоге получая новую информацию; передает другим людям.

Информация — первая содержательная линия базового курса информатики.

Информатика — это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров.  

Современный компьютер — это универсальное автоматическое устройство для работы с информацией. Компьютер — вторая содержательная линия курса информатики.

Компьютер — техническое устройство. Поэтому для того, чтобы он выполнял определенную работу, им нужно управлять. Управление работой компьютера происходит с помощью программ (программного обеспечения компьютера). Современный компьютер — это единая система аппаратных средств и программного обеспечения. Без программ компьютер — просто железо. Программное обеспечение современного компьютера — достаточно сложная многоуровневая система.   

7. Первичное закрепление изучаемого материала 

  • Почему в кабинете информатики существуют особые правила поведения?  
  • Можно ли трогать разъемы соединительных кабелей, прикасаться к питающим проводам и к экрану монитора? Включать и отключать аппаратуру без разрешения учителя? Класть диски, книги, тетради на монитор и клавиатуру? Работать во влажной одежде и влажными руками?
  • Что необходимо сделать при появлении запаха гари?
  • Как необходимо сидеть за компьютером?  
  • Где должна лежать тетрадь или учебник? (слева от клавиатуры, так чтобы не мешала работе)
  • На каком расстоянии нужно работать от монитора?

От глаз до экрана монитора: 60-70 см.

  • Сколько времени можно работать в день за компьютером? Детям? Взрослым?

Детям не более 1 часа. Перерыв через 25-30 мин.

Взрослым не более 5 часов. Перерыв через 1 час.

Имеющим очки для постоянного ношения работать в очках.

  • Можно ли работать грязными руками? Можно ли допускать резких ударов? Работать при недостаточном освещении? При плохом самочувствии? Пользоваться клавиатурой, если не подключено напряжение? Вставать с мест, когда в кабинет входят посетители?

8.Подведение итогов урока и  домашнее задание 

Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Прочитать Введение в учебнике, выполнить домашнее задание  письменно в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Введение в предмет. Информация. Информатика как наука". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина

Презентация к уроку "Введение в предмет. Информация. Информатика как наука". Информатика и ИКТ.8 класс. По учебнику И.Г. Семакина...

урок-введение в предмет

Первый урок физики в 7 классе. Это урок введение "Старт в науку физика" Цель: развить познавательный интерес учащихся к предмету, активизи­ровать мыслительную деятельность учащихся, развить умение при...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Урок-повторение по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе "Знакомство с информатикой"

Флипчарт к уроку-повторение по предмету «Информатика и ИКТ» в 3 классе "Знакомство с информатикой"...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Информатика» в 10-ом классе на тему «Локальные компьютерные сети» из раздела «Коммуникационные технологии»....

Конспект урока по физической культуре в 8 классе. Тема урока: Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)

Тема урока: Введение мяча. Бросок мяча в движении (после ловли)Цель урока:  обеспечить усвоение обучающимися техники ловли и передачи мяча в движении, ведению мяча по прямой.Задачи:общеобраз...

Методическая разработка дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов.

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Обработка текстовой информации» предмета информатика среди обучающихся 7-ых классов....