Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Рабочая программа по информатике 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_informatike_8_klass.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса информатики для 8 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования и базисным учебным планом.
Цели программы:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Основная задача курса — сформировать готовность учащихся к активной учебной деятельности в информационной образовательной среде школы, к использованию методов информатики в других школьных предметах, подготовить учащихся к итоговой аттестации по предмету за курс основной школы и к продолжению образования в старшей школе.
Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- учебник (Босова Л.Л., А.Ю.Босова. Информатика для 8 класса. М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 224)
- рабочая тетрадь Информатика и ИКТ для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 95 с.
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 7 — 9 классов в течение 105 часов (из расчета 1 час в неделю в 7 классе, в 8 и 9 классах).
- Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики.
- Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
- Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
- Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно - тематический план.
№ темы | Название темы | Всего часов |
1 | Введение. Техника безопасности | 1 |
1 | Математические основы информатики | 6 |
Элементы математической логики | 6 | |
2 | Основы алгоритмизации | 11 |
3 | Начала программирования | 8 |
Промежуточная аттестация | 1 | |
4 | Повторение | 1 |
Итого: | 34 |
Форма контроля | Количество (год) |
Проверочные работы | 1 |
Практические работы | 14 (по кол-ву уроков) |
Контрольные работы | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Содержание учебного курса.
Введение в курс информатики. Техника безопасности (1 час)
Тема 1. Математические основы информатики (12 ч)
Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел. Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Аналитическая деятельность:
- анализировать любую позиционную систему как знаковую систему;
- определять диапазон целых чисел в n-разрядном представлении;
- анализировать логическую структуру высказываний;
- анализировать простейшие электронные схемы.
Практическая деятельность:
- переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно;
- выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
- строить таблицы истинности для логических выражений;
- вычислять истинностное значение логического выражения.
- Тема 2. Основы алгоритмизации (11ч)
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Аналитическая деятельность:
- приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
- придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
- выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами;
- определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
- анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
- определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
- осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
- сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
Практическая деятельность:
- исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
- преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
- строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
- составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- составлять алгоритмы с ветвлениями по управлению учебным исполнителем;
- составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
- строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения;
- строить алгоритм (различные алгоритмы) решения задачи с использованием основных алгоритмических конструкций и подпрограмм.
- Тема 3. Начала программирования (8 ч)
Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
Аналитическая деятельность:
- анализировать готовые программы;
- определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
- выделять этапы решения задачи на компьютере.
Практическая деятельность:
- программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
- разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
- разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.
Резерв (Промежуточная аттестация, повторение) (2 часа)
Поурочное планирование
Номер урока | Тема урока | § учебника |
Цели изучения предмета «Информатика». Техника безопасности и правила работы на компьютере. Правила информационной безопасности | Введение | |
Тематический раздел «Математические основы информатики» | ||
Тема «Системы счисления» | ||
Непозиционные и позиционные системы счисления | § 1.1 | |
Развёрнутая форма записи числа. | § 1.1 | |
Двоичная система счисления. | § 1.1 | |
Восьмеричная система счисления. | § 1.1 | |
Шестнадцатеричная система счисления. | § 1.1 | |
Системы счисления и представление информации в компьютере. Контрольная работа №1. Обобщение и систематизация знаний по теме «Системы счисления». | § 1.1, § 1.2 | |
Тема «Элементы математической логики» | ||
Анализ Контрольной работы №1. Высказывания и логические связки | § 1.4 | |
Логические операции и операции над множествами | § 1.4, § 1.3 | |
Логические выражения | § 1.4 | |
Таблицы истинности логических выражений | § 1.4 | |
Логические элементы | § 1.4 | |
Контрольная работа №2. Обобщение и систематизация знаний по теме «Элементы математической логики». | § 1.3 § 1.4 | |
Тематический раздел «Основы алгоритмизации» | ||
Тема «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции» | ||
Анализ Контрольной работы №2. Алгоритмы и исполнители.Практическая работа №1. «Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных» | § 2.1 | |
Способы записи алгоритмов. Практическая работа №2. «Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую» | § 3.2 | |
Объекты алгоритмов. Команда присваивания | § 2.3 | |
Алгоритмическая конструкция «следование». Линейные алгоритмы. | § 2.4 | |
Алгоритмическая конструкция «ветвление»: полная и неполная форма. Практическая работа №3. «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием ветвлений для управления исполнителем Робот» | § 2.4 | |
Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. Практические работы №4. «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителем Робот» | § 2.4 | |
Цикл с заданным условием окончания работы. Практическая работа №5. «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных» | § 2.4 | |
Цикл с заданным числом повторений. Практические работы № 6. «”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных», «Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями Черепашка, Чертёжник» | § 2.4 | |
Цикл с переменной. Практическая работа №7.«”Ручное” исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных» | § 2.4 | |
Анализ алгоритмов для исполнителей Робот, Черепашка, Чертёжник | § 2.1-2.4 | |
Контрольная работа №3. Обобщение и систематизация знаний по теме «Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции». | Глава 2 | |
Тема «Начала программирования» | ||
Анализ Контрольной работы №3. Общие сведения о языке и системе программирования. Первая программа | § 3.1 / § 1.1 (доп.главы) | |
Организация ввода и вывода данных. Практические работы №8. «Вычисление арифметических выражений», «Строки» | § 3.2 / § 1.2 (доп.главы) | |
Программирование линейных алгоритмов. Практические работы №9. «Вычисление логических выражений», «Графические примитивы» | § 3.3 / § 1.3 (доп.главы) | |
Условный оператор. Практическая работа №10. «Нахождение минимума и максимума из двух, трёх и четырёх чисел». | § 3.4 / § 1.4 (доп.главы) | |
Многообразие способов записи ветвлений. Практическая работа №11. «Решение квадратного уравнения» | § 3.4 / § 1.4 (доп.главы) | |
Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Практическая работа №12. «Алгоритм Евклида для нахождения НОД двух натуральных чисел» | § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) | |
Программирование циклов с известным условием окончания работы. Практическая работа №13. «Разбиение записи натурального числа на отдельные цифры» | § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) | |
Программирование циклов с заданным числом повторений. Практическая работа №14. «Проверка натурального числа на простоту» Анализ алгоритмов на языке программирования. Обобщение и систематизация знаний по теме «Язык программирования». Проверочная работа №1. | § 3.5 / § 1.5 (доп.главы) § 3.3–3.5 / § 1.3–1.5 (доп. главы) | |
Промежуточная аттестация. Обобщение и систематизация знаний и умений по курсу информатики 8 класса | Главы 1–3 / 1–2, § 1.1–1.5 (доп. главы) | |
Резерв. Повтрение |
Форма контроля | Количество (год) |
Проверочные работы | 1 |
Практические работы | 14 (по кол-ву уроков) |
Контрольные работы | 3 |
Промежуточная аттестация | 1 |
Босова, Л. Л. Информатика. 8–9 классы. Начала программирования на языке Python. Дополнительные главы к учебникам / Л. Л. Босова, Н. А. Аквилянов, И. О. Кочергин и др. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. — 96 с.
Учебно - методические средства обучения:
1. Учебник Босова Л.Л., А.Ю.Босова. Информатика для 8 класса. М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 224
2. Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ для 8 класса Л.Л.Босова, А.Ю.Босова М.:Бином. Лаборатория знаний 2016 г. 95 с.
3. Авторская программа Босова Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», 2015
4. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал. http://www.school.edu.ru/
5. www. school.edu - "Российский общеобразовательный портал".
6. www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
7. www.it-n.ru "Сеть творческих учителей"
8. www .festival.1september.ru Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
9. Пограммное обеспечение: операционная система Linux, Графический редактор OpenOffice.org Draw., текстовый редактор OpenOffice. Org Writer.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...