Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса разработана на основе примерной рабочей программы, информатика 7-9 классы, сост. И.Г. Семакин, М.С. Цветкова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г
Предметный курс, для обучения которому предназначена завершенная предметная линия учебников, разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы, а также возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В соответствии с ФГОС изучение информатики в основной школе должно обеспечить:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Поскольку курс информатики для основной школы (7–9 классы) носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Вместе с тем, большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.Учебники содержат теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий (в том числе, в компьютерном классе) сосредоточен в задачнике-практикуме, а также в электронном виде в комплекте ЦОР. Содержание задачника-практикума достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.
Учебники обеспечивают возможность разноуровневого изучения теоретического содержания наиболее важных и динамично развивающихся разделов курса. В каждой книге, помимо основной части, содержащей материал для обязательного изучения (в соответствии с ФГОС), имеются дополнения к отдельным главам под заголовком «Дополнение к главе…»
Большое внимание в содержании учебников уделяется обеспечению важнейшего дидактического принципа – принципа системности. Его реализация обеспечивается в оформлении учебника в целом, где использован систематизирующий видеоряд, иллюстрирующий процесс изучения предмета как путешествие по «Океану Информатики» с посещением расположенных в нем «материков» и «островов» (тематические разделы предмета).
В методической структуре учебника большое значение придается выделению основных знаний и умений, которые должны приобрести учащиеся. В конце каждой главы присутствует логическая схема основных понятий изученной темы, раздел «Коротко о главном»; глоссарий курса в конце книги. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изученного материала. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Большое внимание в курсе уделено решению задачи формирования алгоритмической культуры учащихся, развитию алгоритмического мышления, входящим в перечень предметных результатов ФГОС. Этой теме посвящена бóльшая часть содержания и учебного планирования в 9 классе. Для практической работы используются два вида учебных исполнителей алгоритмов, разработанных авторами и входящих в комплект ЦОР. Для изучения основ программирования используется язык Паскаль.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).
Цели и задачи изучения информатики в основной школе:
- освоение знаний,составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениямиработать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитаниеответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыковприменения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно действующему Базисному плану для образовательных организаций Российской Федерации Рабочая программа для 7-го класса рассчитана на 1 час в неделю, общий объем 34 часа.
Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Согласно учебному плану МБОУ «Баевская СОШ» на изучение информатики в 7 классе отводится 1 ч в неделю, 34 часа в год. В том числе 5 контрольных и 17 практических работ. Уровень обучения – базовый.
Учебно-методический комплекс (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает в себя:
- Учебник «Информатика» для 7 класса.Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011
3. Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
5. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Содержание курса информатики в 7 классе
- Введение в предмет 1 час
Техника безопасности. Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
- Человек и информация 3 часа
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- Компьютер: устройство и программное обеспечение 6 часов
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера.
Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности и при работе на компьютере;
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода
информации);
- структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление,
переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- Текстовая информация и компьютер 10 часов
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль,
поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- Графическая информация и компьютер 6 часов
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Учащиеся должны знать:
- способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню
инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- Мультимедиа и компьютерные презентации 8 часов
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
Учащиеся должны знать:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
- Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Результаты освоения учебного предмета
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
личностные результаты:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие
метапредметные результаты:
1.умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2.Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3.Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
4.Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
5.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются предметные результаты, которые включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
- умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
- умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
- умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
- умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Требования к уровню подготовки выпускников 7 класса. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы. Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник научится...». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике
«Выпускник получит возможность...». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
- Введение в предмет.
- Человек и информация.
Выпускник научится:
- находить связь между информацией и знаниями человека;
- понимать, что такое информационные процессы;
- определять какие существуют носители информации;
- определять функции языка, как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
- понимать, как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- понимать, что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Выпускник получит возможность научиться:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
- Первое знакомство с компьютером
Выпускник научится:
- правилам техники безопасности и при работе на компьютере;
- узнавать состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основным характеристикам компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- понимать структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
- понимать типы и свойства устройств внешней памяти;
- понимать типы и назначение устройств ввода/вывода;
- определять сущность программного управления работой компьютера;
- принципам организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
Выпускник получит возможность научиться:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
- Текстовая информация и компьютер
Выпускник научится:
- способам представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
- определять назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
- основным режимам работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Выпускник получит возможность научиться:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
- Графическая информация и компьютер
Выпускник научится:
- способам представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- понимать какие существуют области применения компьютерной графики;
- определять назначение графических редакторов;
- определять назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Выпускник получит возможность научиться:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
- Мультимедийные технологии
Выпускник научится:
- что такое мультимедиа;
- принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
- основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Выпускник получит возможность научиться:
- Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
Введение в предмет | 1 | |
1 | Введение в предмет: предмет информатики; роль информации в жизни людей; содержание базового курса информатики. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | 1 |
Человек и информация | 3 | |
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации. | 1 |
3 | Информационные процессы. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» | 1 |
4 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | 1 |
Первое знакомство с компьютером | 6 | |
5 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Практическая работа №2 «Подключение внешних устройств к ПК» | 1 |
6 | Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики ПК. | 1 |
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | 1 |
8 | Файлы. Файловые структуры.Практическая работа №3«Работа с файловой структурой операционной системы». | 1 |
9 | Пользовательский интерфейс | 1 |
10 | Итоговое тестирование по теме «Человек и информация.Компьютер: устройство и ПО». | 1 |
Текстовая информация и компьютер | 10 | |
11 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | 1 |
12 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | 1 |
13 | Практическая работа №4 «Создание небольших текстовых документов». | 1 |
14 | Практическая работа№5 «Форматирование текста. Шрифты». | 1 |
15 | Практическая работа№6«Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены». | 1 |
16 | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов. Практическая работа №7 «Создание и форматирование списков». | 1 |
17 | Повторный инструктаж по технике безопасности и санитарным нормам работы с ПК.Практическая работа №8 «Работа с таблицами». | 1 |
18 | Практическаяработа№9 «Вставка рисунков». Практическаяработа №10 «Вставка в текст формул» | 1 |
19 | Итоговая практическая работа №11 на создание и обработку текстовых документов | 1 |
20 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | 1 |
Графическая информация и компьютер. | 6 | |
21 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 |
22 | Графические редакторы растрового типа. Практическая работа № 12 «Работа с конструктором цвета» | 1 |
23 | Кодирование изображения. Практическаяработа № 13 «Работа с растровым графическим редактором» | 1 |
24 | Практическая работа №14 «Работа с векторным графическим редактором». | 1 |
25 | Технические средства компьютерной графики. Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 1 |
26 | Итоговое тестирование по теме «Графическая информация и компьютер» | 1 |
Мультимедийные технологии | 8 | |
27 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. | 1 |
28 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Практическая работа №15 «Создание компьютерной презентации». | 1 |
29 | Практическая работа №16 «Создание компьютерных презентаций с использованием готовых шаблонов». | 1 |
30 | Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа. | 1 |
31 | Итоговое тестирование по теме «Мультимедийные технологии». | 1 |
32 | Практическая работа№17 «Проектирование и созданиекомпьютерной презентации на произвольную тему.»Демонстрация презентации. | 1 |
33 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 |
34 | Анализ контрольной работы | 1 |
Всего | 34 |
Календарно-тематический план 7 класса
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты в соответствии с ФГОС | Характеристика деятельности обучающихся | Дата проведения | |||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||||||||
план | факт | |||||||||
1. Введение в предмет (1 час) | ||||||||||
1 | Введение в предмет: предмет информатики; роль информации в жизни людей; содержание базового курса информатики. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе | Открытие новых знаний | Смыслообразование – адекватная | Регулятивные: | Познакомиться | Эвристическая беседа. Изучают: правила поведения в кабинете информатики.
Содержание курса информатики. | ||||
2. Человек и информация. (3 часа) | ||||||||||
2 | Информация и знания. Восприятие и представление информации. | Открытие новых знаний | Смыслообразование – адекватная деятельности. | Познавательные: сотрудничество – Регулятивные: | Расширение и Изучить нформация, | Изучают: Связь между информацией и знаниями человека.
Приводят примеры информации из области человеческой деятельности, живой природы и техники. Отвечают на вопросы. | ||||
3 | Информационные процессы. Практическая работа №1 «Работа с клавиатурным тренажером» | Комбини- рованный | Смыслообразование – адекватная | Регулятивные: | Понимание Хранениеинформации,
Применять основные приемы редактирования. | Изучают:
Приводят примеры информативных и неинформативных сообщений. Выполняют практическое езадание №1 | ||||
4 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации. | Открытие новых знаний | Самоопределение – на основе | Регулятивные: установленные | Изучить понятия бит; | |||||
3. Первое знакомство с компьютером. (6 часов) | ||||||||||
5 | Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. Практическаяработа №2 «Подключение внешних устройств к ПК» | Комбиниро ванный | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». Смыслообразование – адекватная | Регулятивные: | Научиться | Изучают:
Учатся
Пользоваться клавиатурой. Выполняют практическое задание №2 | ||||
6 | Как устроен персональный компьютер Основные характеристики ПК | Открытие новых знаний | Действие нравствено-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо»). понимание жизни опытом. | Регулятивные: удерживать | Научиться характеристику | Изучают:
Типы и назначение устройств ввода-вывода. Отвечают на вопросы | ||||
7 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции | Открытие новых знаний | Самоопределе | Регулятивные: учебного | Научиться | Изучают:
| ||||
8 | Файлы. Файловые структуры.Практическая работа №3«Работа с файловой структурой операционной системы». | Комбиниро ванный | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования». понимание собственных | Регулятивные: задачу | Научиться: файловой | Изучают:
| ||||
9 | Пользовательский интерфейс | Открытие нывых знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение». понимание | Регулятивные: Содержаниемучебного предмета. | Научиться | Учатся:
Ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами.
Использовать антивирусные программы. | ||||
10 | Итоговое тестирование по теме «Человек и информация.Компьютер: устройство и ПО». | Контроль и оценка знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-критично относятся к своему мнению | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Индивидуальная-выполнение тестовой работы | ||||
4. Текстовая информация и компьютер (10 часов) | ||||||||||
11 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | Открытие новых знаний | Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. Понимание квалифицированного | Регулятивные: контроль исамоконтроль – | Научиться | Изучают: Способы представления символьной информации в памяти ЭВМ (таблицы, кодировки, текстовые файлы) | ||||
12 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры. | Открытие новых знаний | Формирование познавательного интереса к изучению нового, способам обобщения и систематизации знаний | Коммуникативные: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по данной теме. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий | Оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) | Изучают:
Основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование6, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами). | ||||
13 | Практическая работа №4 «Создание небольших текстовых документов». | Практикум | Понимание | Регулятивные: выбирать наиболее | Научиться |
Сохраняют текст на диске, загружают его с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №4 | ||||
14 | Практическая работа№5 «Форматирование текста. Шрифты». | Практикум | Понимание | Регулятивные: | Научиться |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №5 | ||||
15 | Практическая работа№6«Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены». | Практикум | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания | Оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.) |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №6 | ||||
16 | Повторный инструктаж по технике безопасности и санитарным нормам работы с ПК. Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов. Практическая работа №7 «Создание и форматирование списков». | Комбини- рованный | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий. Понимание | Регулятивные: | Научиться |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №7 | ||||
17 | Практическая работа №8 «Работа с таблицами». | Практикум | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение», формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе. Понимание | Регулятивные: Познавательные: | Научиться |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №8 | ||||
18 | Практическая работа№9 «Вставка рисунков». Практическая работа №10 «Вставка в текст формул» | Практикум | Понимание с | Регулятивные: | Научиться вставлять в текстовый документ рисунки и формулы. Выполнять различное обтекание данных элементов текстом. |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практические задания №9, №10. | ||||
19 | Итоговая практическая работа №11 на создание и обработку текстовых документов | Практикум | Формирование навыков самоанализа и самоконтроля | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Применяют полученные знания и навыки |
Сохраняют текст на диске, загружаютего с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №11 | ||||
20 | Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер» | Контроль и оценка знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»;формирования желания выполнять учебные действия. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-критично относятся к своему мнению | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Индивидуальная-выполнение тестовой работы | ||||
5. Графическая информация и компьютер. (6 часов) | ||||||||||
21 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | Открытие новых знаний | Использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий; с | Регулятивные: и определятьобъекты и явленияокружающей | Научиться | Изучают:
Назначение графических редакторов. | ||||
22 | Графические редакторы растрового типа. Практическая работа № 12 «Работа с конструктором цвета» | Комбини- рованный | Научиться | Регулятивные: | Способность | Изучают:
Сохраняют рисунки на диске и загружают с диска, выводят на печать. Выполняют практическое задание №12 | ||||
23 | Кодирование изображения. Практическая работа № 13 «Работа с растровым графическим редактором». | Комбини- рованный | Формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире. Действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); интерес к | Регулятивные: цель и пути еедостижения | Научиться | Изучают способы кодирования изображения. Выполняют практическое задание №13 | ||||
24 | Практическая работа №14 «Работа с векторным графическим редактором». | Практикум | Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Формирование умения работать в векторном графическом редакторе. | Выполняют практическое задание №14 | ||||
25 | Технические средства компьютерной графики | Открытие новых знаний | Формирования желания выполнять учебные действия;использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: формировать способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию в преодолении препятствий; осознавать уровень и качество усвоения материала. Познавательные: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Изуение технических средств компьютерной графики. |
| ||||
26 | Итоговое тестирование по теме «Графическая информация и компьютер» | Контроль и оценка знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-критично относятся к своему мнению | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Индивидуальная-выполнение тестовой работы | ||||
6. Технология мультимедиа. (8 часов) | ||||||||||
27 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации. | Открытие новых знаний | Способность увязать | Регулятивные: | Научиться оценке | Изучают:
| ||||
28 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. Практическая работа №15 «Создание компьютерной презентации». | Комбини- рованный | Формирование интереса к творческой деятельности на основе составленного плана, проекта, модели, образца | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Ознакомление обучающихся с этапами и способами создания презентации | Создают несложную презентацию, используя готовые шаблоны в среде типовой программы. Выполняют практические задания №15, №16 | ||||
29 | Практическая работа №16 «Создание компьютерных презентаций с использованием готовых шаблонов». | Комбини- рованный | ||||||||
30 | Аналоговый и цифровой звук. Технические средства мультимедиа | Открытие новых знаний | Действие смыслообразования, устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, (интерес, мотивация); интерес к | Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания | Знакомятся с видами представления звука и техническими средствами мультимедиа. | Учатся:
Основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. | ||||
31 | Итоговое тестирование по теме «Мультимедийные технологии». | Контроль и оценка знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-критично относятся к своему мнению | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Индивидуальная-выполнение тестовой работы | ||||
32 | Практическаяработа№17 «Проектирование и создание компьютерной презентации на произвольную тему.»Демонстрация презентации | Практикум | Повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. способность | Регулятивные: источников вразных формах. | Научиться | Проектируют и создают несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст. | ||||
33 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | Контроль и оценка знаний | Умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение»; формирования желания выполнять учебные действия. Объясняют себе свои наиболее заметные достижения | Регулятивные – понимают причины неуспеха, выход и этой ситуации. Познавательные – делают предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные-критично относятся к своему мнению | Используют разные приемы проверки правильности выполняемых заданий | Индивидуальная-выполнение тестовой работы | ||||
34 | Анализ контрольной работы | Контроль и оценка знаний | Способность | Регулятивные: | Объясняют отличия в оценках той или иной ситуации разными людьми; проявляют положительное отношение к результатам своей учебной деятельности | Групповая – обсуждение и решение ошибок, полученных в контрольной работе. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Электронное приложение к учебникам
«Информатика» для 8-9 класса (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor6.php)
включает:
- методические материалы для учителя;
- файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;
- текстовые файлы с дидактическими материалами (для печати);
- дополнительные материалы для чтения;
- мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;
- интерактивные тесты.
Материально-техническое обеспечение:
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы :
Программные средства:
- Операционная система – Windows XP.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Виртуальные компьютерные лаборатории.
- Система оптического распознавания текста.
- Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем).
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
- Программа интерактивного общения.
- Простой редактор Wеb - страниц.
Электронное сопровождение
- ЦОР для Smart
Технические средства обучения:
1.Компьютеры 13 шт.
2.Проектор, экран
3.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок
4.Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...