Рабочая программа по информатике 10 класс
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Рабочая программа по информатике 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_10_klass_r.p.doc | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
г. Морозовска Ростовской области
«Утверждаю»:
Директор МБОУ СОШ №1
___________ /Рыкова И.С./
Приказ от «30» августа 2022г. №_1__
Рабочая учебная программа
по предмету «информатика»
для 10 класса
(базовый уровень обучения)
Количество часов 34
Учитель: Ануфриенко О.В.
Программа разработана на основе
Авторской программы Босова Л.Л, Босова А.Ю. Программа для основной школы. 10-11 классы. - БИНОМ. Лаборатория знаний
г. Морозовск
2022 г
Пояснительная записка
Рабочая программа для курса информатике 10 класса разработана на основе нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон Российской Федерации от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 11.02.2022 № 69 "О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115";
- Приказ Министерства просвещения РФ от 06.02.2009 № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
- Примерная основная образовательная программа основного среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16 от 12.05.2016);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении Санитарных правил СП 2.4 3648-24 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- Письмо Минпросвещения РФ от 06.08.2021 № СК-228/03 «Рекомендации для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в ОО в 2021/2022 учебном году»;
- Письмо Министерства образования Ростовской области от 20.05.2022 № 24/3.1 «Рекомендации по составлению учебного плана образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2022-2023 учебный год»;
- Учебный план МБОУ СОШ № 1 на 2022 – 2023 учебный год.
год;
Цели курса;
- формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
- умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
- совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.
На изучение информатики отводится 1 учебный час в неделю (33 часа в год). Программа нацелена на изучение УМК Босова Л. Л «Информатика 10».
Планируемые результаты изучения информатики в 10 классе
Личностные результаты:
- научится ориентации на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативности, креативности, готовности и способности к личностному самоопределению;
- научится принятию и реализации ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережному, ответственному и компетентному отношению к собственному физическому и психологическому здоровью;
- научится нравственному сознанию и поведению на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- научится развитию компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- научится готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательному отношению к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- научится уважению ко всем формам собственности, готовности к защите своей собственности,
Метапредметные результаты:
- научится самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- научится оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- научится сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметные результаты:
- научиться использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
- научиться строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
- научиться использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
- научиться аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- научиться применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
- классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
- использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
- понимать принцип управления робототехническим устройством;
- научиться осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
- диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
- использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
- научиться узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
- научиться переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- научиться определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
- научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- научиться использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
- научиться строить логической выражение по заданной таблице истинности;
- решать несложные логические уравнения.
- – выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
- научиться создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
- научиться использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
- научиться планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
- научиться разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
- научиться определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
- научиться узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
- читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
- выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
- создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
- научиться использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
- получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
- применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ;
- использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ;
- научиться выполнять созданные программы.
- находить оптимальный путь во взвешенном графе;
- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования
- реальных процессов;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД;
- описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
- применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
- научиться создавать учебные многотабличные базы данных.
- научиться использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
- использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
- научиться использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
- научиться использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
- научиться анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- научиться понимать общие принципы разработки и функционирования интернет - приложений;
- научиться создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
- научиться критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
- научиться использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание учебного предмета «информатика» 10 класс.
Глава 1. Информация и информационные процессы (5 часов)
§ 1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура
1.Информация, её свойства и виды
2.Информационная культура и информационная грамотность
3.Этапы работы с информацией
4.Некоторые приёмы работы с текстовой информацией
§ 2. Подходы к измерению информации
1.Содержательный подход к измерению информации
2.Алфавитный подход к измерению информации
3.Единицы измерения информации
§ 3. Информационные связи в системах различной природы
1.Системы
2.Информационные связи в системах
3.Системы управления
§ 4. Обработка информации
1.Задачи обработки информации
2.Кодирование информации
3.Поиск информации
§ 5. Передача и хранение информации
1.Передача информации
2.Хранение информации
Глава 3. Представление информации в компьютере
§ 14. Кодирование текстовой информации
1.Кодировка АSCII и её расширения
2.Стандарт UNICODE
3.Информационный объём текстового сообщения
§ 15. Кодирование графической информации
1.Общие подходы к кодированию графической информации
2.О векторной и растровой графике
3.Кодирование цвета
4.Цветовая модель RGB
5.Цветовая модель HSB
6.Цветовая модель CMYK
§ 16. Кодирование звуковой информации
1.Звук и его характеристики
2.Понятие звукозаписи
3.Оцифровка звука
Глава 2. Компьютер и его программное обеспечение (5 часов)
§ 6. История развития вычислительной техники
1.Этапы информационных преобразований в обществе
2.История развития устройств для вычислений
3.Поколения ЭВМ
§7. Основополагающие принципы устройства ЭВМ
1.Принципы Неймана-Лебедева
2.Архитектура персонального компьютера
3.Перспективные направления развития компьютеров
§ 8. Программное обеспечение компьютера
1.Структура программного обеспечения
2.Системное программное обеспечение
3.Системы программирования
4.Прикладное программное обеспечение
§ 9. Файловая система компьютера
1.Файлы и каталоги
2.Функции файловой системы
3.Файловые структуры
Глава 3. Представление информации в компьютере (9 часов)
§ 10. Представление чисел в позиционных системах счисления
1.Общие сведения о системах счисления
2.Позиционные системы счисления
3.Перевод чисел из q-ичной в десятичную систему счисления§ 11.
4. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую
5.Перевод целого десятичного числа в систему счисления с основанием q
6.Перевод целого десятичного числа в двоичную систему счисления
7.Перевод целого числа из системы счисления с основанием p в систему счисления с основанием q
8.Перевод конечной десятичной дроби в систему счисления с основанием q
9.«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления
§ 12. Арифметические операции в позиционных системах счисления
1.Сложение чисел в системе счисления с основанием q
2.Вычитание чисел в системе счисления с основанием q
3.Умножение чисел в системе счисления с основанием q
4.Деление чисел в системе счисления с основанием q
5.Двоичная арифметика
§ 13. Представление чисел в компьютере
1.Представление целых чисел
2.Представление вещественных чисел
Математические основы информатики
Глава 1. Информация и информационные процессы
§ 4. Обработка информации
4.2. Кодирование информации
Глава 4. Элементы теории множеств и алгебры логики (8 часов)
§ 17. Некоторые сведения из теории множеств
1.Понятие множества
2.Операции над множествами
3.Мощность множества
§ 18. Алгебра логики
1.Логические высказывания и переменные
2.Логические операции
3.Логические выражения
4. Предикаты и их множества истинности
§ 19. Таблицы истинности
1.Построение таблиц истинности
2.Анализ таблиц истинности
§20.Преобразование логических выражений
1.Основные законы алгебры логики
2.Логические функции
3.Составление логического выражения по таблице истинности и его упрощение
§ 21. Элементы схем техники. Логические схемы.
1.Логические элементы
2.Сумматор
3.Триггер
§ 22. Логические задачи и способы их решения
1.Метод рассуждений
2.Задачи о рыцарях и лжецах
3.Задачи на сопоставление. Табличный метод
4.Использование таблиц истинности для решения логических задач
5.Решение логических задач путём упрощения логических выражений
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов (5 часов)
§ 23. Текстовые документы
1.Виды текстовых документов
2.Виды программного обеспечения для обработки текстовой информации
3.Создание текстовых документов на компьютере
4.Средства автоматизации процесса создания документов
5.Совместная работа над документом
6.Оформление реферата как пример автоматизации процесса создания документов
7.Другие возможности автоматизации обработки текстовой информации
Глава 5. Современные технологии создания и обработки информационных объектов § 24. Объекты компьютерной графики
Компьютерная графика и её виды
2.Форматы графических файлов
3.Понятие разрешения
4.Цифровая фотография
§ 25. Компьютерные презентации
1.Виды компьютерных презентаций.
2.Создание презентаций
Тематическое планирование по информатике в 10 классе.
Темы | Количество часов |
Информация и информационные процессы | 6 |
Компьютер и его программное обеспечение | 5 |
Представление информации в компьютере | 9 |
Элементы теории множеств и алгебры логики | 8 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов | 4 |
Повторение | 1 |
Всего | 33 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата проведения |
Информация и информационные процессы – 6 ч. | ||||
Информация. Информационная грамотность и информационная культура. | 1 | §1. | 02.09 | |
Подходы к измерению информации | 1 | §2 | 9.09 | |
Информационные связи в системах различной природы | 1 | §3 | 16.09 | |
Обработка информации | 1 | §4 | 23.09 | |
Передача и хранение информации | 1 | §5 | 30.09 | |
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» . | 1 | §1–5 | 7.10 | |
Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч. | ||||
История развития вычислительной техники | 1 | §6 | 14.10 | |
Основополагающие принципы устройства ЭВМ. | 1 | §7 | 21.10 | |
Программное обеспечение компьютера | 1 | §8 | 28.10 | |
Файловая система компьютера | 1 | §9 | 11.11 | |
Контрольная работа по теме «Компьютер и его программное обеспечение». | 1 | §6–9 | 18.11 | |
Представление информации в компьютере – 9 ч. | ||||
Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 | §10 | 25.11 | |
Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | §11.1–11.4 . Решение задач. | 02.12 | |
«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. | 1 | 11.5,12 . Решение задач. | 9.12 | |
Контрольная работа «Системы счисления». | 1 | 11.5,12 . Реше-ние задач | 16.12 | |
Представление чисел в компьютере. | 1 | §13 . Решение задач. | 23.12 | |
Правила техники безопасности в кабинете информатики ИОТ-003-2013. Кодирование текстовой информации | 1 | §14 . Решение задач. | 13.01 | |
Кодирование графической информации | 1 | §15 . Решение задач. | 20.01 | |
Кодирование звуковой информации | 1 | §16 . Решение задач. | 27.01 | |
Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» (урок-семинар) | 1 | §10–16 . Решение задач. | 3.02 | |
Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 ч. | ||||
Некоторые сведения из теории множеств | 1 | §17 . Решение задач. | 10.02 | |
Алгебра логики | 1 | §18 . Решение задач. | 17.02 | |
Таблицы истинности | 1 | §19 . Решение задач. | 3.03 | |
Основные законы алгебры логики | 1 | §20.1 Решение задач. | 10.03 | |
25-26 | Преобразование логических выражений | 2 | §20.2–20.3 Решение задач. | 17.03 -7.04 |
27 | Контрольная работа : «Элементы теории множеств и алгебры логики». | 1 | Повт. 17-20 | 14.04 |
| Элементы схемотехники. Логические схемы | 1 | §21 . Решение задач. | 21.04 |
| Логические задачи и способы их решения | 1 | §22 . Решение задач. | 28.04 |
Современные технологии создания и обработки информационных объектов – (5 ч.) | ||||
| Текстовые документы | 1 | §23 . | 5.05 |
| Объекты компьютерной графики | 1 | §24 . | 12.05 |
| Итоговая контрольная работа | 1 | §25 | 19.05 |
| Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | §23–25 . Решение задач. | 26.05 |
| Создание компьютерных презентаций | 1 | Решение задач. | 30.05 |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета ____________ Чипигина Е.В.
Подпись руководителя Ф.И.О
МБОУ СОШ №1 «_30__» августа 2022 года
От «_30» августа 2022 года №__1___
______________ _Чипигина Е.В.___
Подпись руководителя Ф.И.О
МС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...