Технологическая карта урока информатики
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)

Домашова Надежда Геннадьевна

Тема урока "Построение диаграмм и графиков в программе MS Excel"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_9_klass.docx272.01 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИНФОРМАТИКИ

   9 класс

г. Братск, Иркутская область МБОУ «СОШ № 8»

Учитель информатики Домашова Н.Г.

Тема:  «Построение диаграмм и графиков  в программе MS Excel»

Тематический раздел рабочей программы «Обработка числовой информации»

Дата проведения: 09.02.23 г. (продолжительность 40 мин.)

Изучаемые элементы содержания образования: табличный процессор MS Excel.

Оборудование: ПК  для учителя, мультимедийный проектор; учебник «Информатика» 9 кл., Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Москва, БИНОМ, 2013г.,  рабочая  тетрадь, ПК для учащихся, раздаточный материал для практической работы, карточки для рефлексии,  мини – плакат «Самооценка».

Тип урока: комбинированный

Цели обучения

Развивающая: развитие умений ставить цель, наблюдать, анализировать, устанавливать аналогии,  делать выводы.

Воспитательные:  формирование общекультурных навыков работы с графической информацией электронных таблиц, воспитание самостоятельности при выполнении заданий. 

Обучающие: расширение представления обучающихся о возможностях программы MS  Excel, формирование практических умений построения диаграмм и графиков средствами MS Excel.

Задачи обучения: научить применять полученные знания на практике.

Форма проведения учебного занятия (урока) работа с учебником, практическая работа.

Методы обучения:  проблемное обучение.

Этап урока / хронометраж

Формы обучения

Деятельность педагога

и методы обучения

Деятельность обучающихся (формы учебно-познавательной деятельности)

Результаты обучения и формируемые УУД

Дидактические материалы и учебное оборудование

Предметные

Познава-тельные

Коммуни-кативные

Регуляти-вные

Лично-стные

Этап I. Обнаружение предмета и способа действия

(10 мин.)

Коллективная

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих. Создает эмоциональный настрой на урок. Предлагает вспомнить тему предыдущего урока: «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки».

Проводит интерактивную опрос-игру (Презентация).

- Сколько ссылок различают?

- Охарактеризуйте относительный тип ссылки?

- Охарактеризуйте абсолютный тип ссылки?

- Охарактеризуйте смешанный тип ссылки?

- Как можно изменить тип ссылки?

- Для чего нужны встроенные функции? т.д.

Проблемный вопрос:

1.Какая перед вами таблица, и  какие можно вставлять объекты в такой документ?  (демонстрация таблицы Excel на экране)

Направляет учащихся на определение темы и цели урока.

Организует рефлексию Этапа I.

 Учащиеся, включаются в диалог с учителем.

Отвечают на вопросы интерактивной опрос -игры, делают вывод о теме и проблеме

урока.

Определяют тему и цели урока.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Разъяснять содержание понятий и адекватно пользоваться ими.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Строить позитивные отношения со сверстниками, учителем в процессе учебно-познавательной деятельности.

Формировать учебные задачи как шаги к достижению поставленной цели. Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей.

Формирование ответственного отношения к учению.

-Компьютер;

-мультимедий

ный проектор;

-презентация

Интерактивная опрос-игра «Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки»;

-рабочая тетрадь;

-карточки для рефлексии Приложение 2

Этап II. Исследование предмета и способа действий

(10 мин.)

Индивидуальная

Учитель  объясняет  порядок  работы  и  организует  деятельность  учащихся:

изучение  учебного материала в тексте учебника стр. 122-127  

вам предстоит выяснить:

  1. Что такое диаграмма?
  2. Объекты диаграммы.
  3. Типы диаграмм.
  4. Научиться создавать диаграммы.
  5. Редактировать ее, а также редактировать отдельные элементы, т.е объекты диаграммы выполняя практическую работу.

Организует рефлексию

Этапа II

«Плюс-минус-интересно»

Работают индивидуально с учебником Анализируют учебный материал. Обобщают новые знания.

Проводят самооценку полученных знаний.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Осуществлять сохранение информации в формах описания, схемах, таблицах

Находить в изучаемом материале требуемую информацию

Умение проявлять инициативу, принимать решения

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Готовность и спосо

бность к саморазвитию и само-

образованию на основе мотивации к обучению и познанию

-Учебники «Информатика» 9 кл.,

Л.Л. Босова

А.Ю. Босова

Москва, БИНОМС

2013г.;

-параграф 3.3.2 «Построение диаграмм»

- карточки для рефлексии

Приложение 3

Этап III. Тренинг способа деятельности

(20мин.)

Парная

Организует выполнение  практической работы в парах за ПК, выдается карточка «Построение графиков и диаграмм в ЭТ» Приложение 1

Ставит перед учащимися задачу.

Разъясняет

домашнее задание.

(Выполнить задание 10 на стр. 132 учебника)

В конце урока организует уборку рабочих мест.

Организует рефлексию

 Этапа III.

Учащиеся делятся на пары и  выполняют  практическую работу на компьютере «Построение графиков и диаграмм в ЭТ».

Осуществляют самоконтроль/ взаи-

моконтроль  выполнения этапов практической работы с целью выявления затруднений или ошибок

при решении учебной задачи и изыскивают средства для их устранения.

Осуществляют самооценку работы группы.

Записывают

домашнее задание. Проводят уборку рабочих мест.

Осуществляют рефлексию своей деятельности.

Учатся формированию практических умений построению диаграмм: формированию практических умений организовывать собственную деятельность, через выполнение заданий

Алгоритмизировать планирование процесса познавательной трудовой деятельности;самостоятельно органи

зовывать и выполнять   практическую работу.

Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответ-

ствии с поставленной перед группой задачей.

Организовывать учебное взаимодействие в группе.

Ставить  цель деятельности  на  основе определенной проблемы  и

существующих возможностей.

Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Осознание важности предметной тдеятельности.

-Учебники «Информатика» 9 кл.,

Л.Л. Босова

А.Ю. Босова

Москва, БИНОМ

2013г.;

- Оборудование и материалы для выполнения практической работы:

-компьютер;

-карточка;

- табличный процессор MS Excel

- мини – плакат

«Самооценка»

  • Я узнал…
  • Я научился…
  • Теперь я могу…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Приложение 1

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Построение графиков и диаграмм в электронных таблицах»

  1. Постройте  график функции
  1.   на интервале  с шагом 0,5
  1. Рассчитайте еженедельную выручку цирка, если известно:
  1. количество проданных билетов каждый день
  2.  цена взрослого билета - 15 руб.
  3. цена детского на 30% дешевле чем взрослого. 

Постройте диаграмму (график) ежедневной выручки цирка.

  1.  Постройте диаграммы

В пещере у реки поселился огнедышащий дракон по имени Сергей Михайлович. Всех, кто пытался его прогнать, он прогонял сам, полыхая на них огнем. За первые 100 лет дракона пытались прогнать 2 царевича, 3 королевича и 5 простых рыцарей. За 2 -ое  столетие на него покушались 3 царевича, 2 королевича и 7 простых рыцарей. За третий век дракона беспокоили 7 царевичей, 5 королевичей и 6 простых рыцарей. За следующее столетие Сергею Михайловичу пришлось иметь дело с 3 царевичами, 6 королевичами и 10 простыми рыцарями. После этого дракона в конце концов оставили  в покое и объявили гору, на которой он жил, заповедником.

Требуется:

  1. Построить 4 круговых диаграммы, показывающие, сколько королевичей и сколько простых рыцарей пытались в течение каждого века выгнать из дому ни в чем не повинного дракона.
  2. Постройте 2 столбиковые диаграммы, показывающие, сколько царевичей, королевичей и простых рыцарей пытались в течение каждого века выгнать из дому ни в чем не повинного дракона. На одной из них в качестве опорных точек возьмите столетия, на другой - титулы (царевич, королевич, простой рыцарь).
  3. Постройте линейную диаграмму, показывающую, как изменялось от века к веку количество царевичей, королевичей и простых рыцарей, пытавшихся выгнать из дому ни в чем  не повинного дракона.

Приложение 2

C:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpgC:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpg

C:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpgC:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpgC:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpgC:\Users\User\Desktop\рефлексия\Рефлексия Гомзякова ЕП\Приложение 3.3.jpg

Приложение 3

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://www.info.barbados-fs.ru/wp-content/uploads/2012/10/Znak-plyusa.png

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://school30-nt.ucoz.ru/0202/1/image_1468837562.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://www.info.barbados-fs.ru/wp-content/uploads/2012/10/Znak-plyusa.png

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://school30-nt.ucoz.ru/0202/1/image_1468837562.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://www.info.barbados-fs.ru/wp-content/uploads/2012/10/Znak-plyusa.png

http://s54.radikal.ru/i146/0911/b5/caaa1ccba985.jpg

http://school30-nt.ucoz.ru/0202/1/image_1468837562.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока информатики

Технологическая карта урока информатики в 4 классе "Мой школьный день" . Урока обобщения  изученного материала за курс информатики 4 класса....

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Информационные модели на графах"

Тема урока. Информационные модели на графахЦель урока;Образовательная – расширить преставления о видах информационных моделей:сформировать представление о графах как наглядном средстве представления с...

Технологическая карта урока информатики с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Подробный конспект урока информатики по теме: "RGB-кодировка" (7 класс, учебник "Информатика и ИКТ" И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков ). В отдельной таблице пред...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...