Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципального образования города Братска
Методические рекомендации
по организации проектной деятельности
на уроках информатики
Автор разработки:
Домашова Надежда Геннадьевна
учитель информатики
2022 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………3
- Понятие проекта, виды проектов …………………………………………………….……..3
- Основные этапы проектирования …………………………………...………………………5
- Осуществление проектного обучения ……………………………………………………….6
- Требования, предъявляемые к проектному обучению …………………………………...12
- Планируемые результаты проектного обучения ………………………………………….12
- Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся ………………………………………………………………………………………………..…14
- Примеры проектов для обучающихся ………………………….…………………………14
Заключение…………………………………………………………………………………….18
Библиографический список………………………………………………………………….19
Введение
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Такая подготовка не может быть обеспечена за счёт усвоения определённого количества знаний. На современном этапе требуется другое: выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие способности, необходимые для жизни в быстро меняющемся обществе.
Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и иных сферах. Особо следует выделить учебно-познавательную, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые определяют успешность функционирования выпускника в будущих условиях жизнедеятельности.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.
- Понятие проекта, виды проектов
Проектная деятельность учащихся - это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта.
Проектный метод предполагает творческое раскрытие личности ученика при самостоятельной работе.
Основная цель проектов - способствовать развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений учащихся.
Суть метода проектов заключается в выборе и выполнении какого-либо объекта труда, посильного и доступного учащемуся и разработке необходимой для этого документации.
Проект - это самостоятельная творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой они продолжают пополнять свои знания и умения. Есть вполне устоявшееся определение того, что проект - это "бросок мыслью в будущее". Иначе говоря, это идеальное представление конечного результата деятельности - "конечный продукт в уме", то, что будет достигаться, создаваться. По латыни projectus - брошенный вперед, замысел, план.
Предмет "Информатика и ИКТ" позволяет сделать проектную деятельность основной формой обучения. В результате выполнения проекта у ребят автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам), как к исполнителю, то есть инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу.
Виды проектов.
- По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
II. В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
Исследовательские – такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов разработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.
Творческие – такие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Эти проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.п. Однако оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и пр.
Ролевые, игровые – в таких проектах структура также только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Они часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные) – эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности, и участия каждого в оформлении конечного продукта.
III. По продолжительности выполнения проекты могут быть:
краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках),
средней продолжительности (от недели до месяца),
долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
IV. По характеру управления принято различать проекты:
непосредственные проекты – в них учащиеся имеют возможность общения с учителем “здесь и сейчас”;
сетевые (телекоммуникационные) – участники связываются с организаторами проектной деятельности посредством сети Интернет.
V. По характеру контактов проекты бывают
Групповые – над проектом работают ученики одного класса или параллели; проект могут выполнять учащиеся различных возрастов, что используется во внеклассной работе.
Общешкольные – когда одним проектом заняты очень многие ученики одного учебного заведения.
Региональные – например, многие школы одного региона участвуют в проекте по экологическому мониторингу окружающей среды (здесь для обмена информацией широко используется электронная почта).
Международные – их осуществление возможно только с помощью сети Интернет.
VI. По предметно-содержательной области проекты дифференцируются на:
Монопроекты – как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно.
Межпредметные – такие проекты, как правило, выполняются во неурочное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
- Основные этапы проектной деятельности
Логика построения деятельности учащихся при выполнении проектов должна соответствовать общей структуре проектирования. Выделяют 5 основных этапов проектной деятельности:
Определение проблемы. Здесь важно определить актуальную проблему для исследования, которая соответствовала бы возрасту, способностям и знаниям учеников, была для них интересна.
Определение цели и задач. Учитель помогает ученикам определить цели исследования, направить их на достижение результата.
Подготовка и планирование. Здесь важно помочь ученику подобрать форму выполнения проекта в соответствии с тематикой, а также определить средства и методы организации деятельности. Важным является и определение, в течение какого времени будет выполняться проект. Если это проект групповой, то учитель должен составить инициативные (рабочие) группы учеников, которые будут совместно работать над проектом. Важно сориентировать учеников в поиске нужных материалов, помочь в обработке информации.
Реализация проекта. Работа над проектом всегда начинается со сбора информации, анализа (обсуждения), выдвижения идей. Как только нужная информация будет собрана и проведены все экспериментальные работы, осуществляется оформление проекта. На этом этапе педагог должен оказывать консультационную помощь ученикам, учить их анализировать и обобщать факты, учить оформлению и презентации, при необходимости находить способы стимулирования их интереса к творческому процессу, развивать умственные способности. Необходимо также проверять промежуточные результаты проектной работы.
Подведение итогов. Итогом проекта является презентация. Она может проходить в виде оформления стенгазет или стендов, выступления с докладом, подготовки отчёта или защиты проекта. Желательно — обсуждение, что вышло, а что нет, какие проблемы возникли при работе над проектом.
Критерии оценки проектов:
- осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы
- аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов
- выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность
- качество изделия, его оригинальность, уровень творчества,
- качество и полнота в оформлении записей
- свободное владение материалом во время защиты проекта
- Осуществление проектного обучения
Целью проектного обучения является включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Действенность этой педагогической технологии обусловлена тем, что она позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, учащиеся осваивают методы инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.
Осуществление проектного обучения требует соответствующего планирования и организации учебного процесса, его дидактического, методического и материально-технического обеспечения.
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии, разработки по совершенствованию любых сфер деятельности человека.
Умения работать с информацией, материалами, инструментами учащиеся приобретают по мере осуществления репродуктивных и проектных этапов обучения. При этом система проектов строится по принципу усложнения и достижения осознания учащимися собственных способностей в проектно-творческой деятельности.
Преподаватель должен учитывать основные требования к подбору объектов проектной деятельности, среди которых наиболее существенными являются:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес учащихся к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
Необходимо обеспечение следующих условий учебной проектной деятельности:
- возможность использования полученных знаний, умений и навыков;
- соответствие учебной задачи индивидуальным возможностям учащихся;
- наличие соответствующих материально-технических средств;
- использование образовательных ресурсов школы и социума.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно-популярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной документации, планов и отчетов учащихся, выставку лучших проектных продуктов.
Многие школьники могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполнимых заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, проводит разъяснительную работу о значимости и возможностях того или иного проекта.
Алгоритм работы над проектом
Этап/срок | Содержание работы | Деятельность учащихся |
1. Поисковый | а) Определение темы и целей проекта, его исходного положения. | Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта. |
2. Аналитический | а) Определение источников необходимой информации. б) Определение способов сбора и анализа информации. в) Определение способа представления результатов (формы проекта). г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. | Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии успеха проектной деятельности. |
3. Работа над проектом | а) Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.п.). б) Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. в) Выбор оптимального варианта хода проекта. г) Поэтапное выполнение исследовательских задач. | Поэтапно выполняют задачи проекта. |
4.Анализ, коррекция, оценка результата | а) Анализ информации. б) Формулирование выводов. | Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. |
5. Рефлексия. Защита индивидуального итогового проекта | а) Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (возможные формы отчета: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет). б) Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. | Представляют проект, участвуют в его коллективном анализе и оценке. |
Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителе и ученика. Учитель помогает ребенку добывать знания. За специальной информацией учащиеся могут обращаться к учителям, родителям, друзьям, специалистам.
Паспорт творческого, исследовательского проекта
Авторы проекта | |
Фамилия, имя, отчество, класс, количество лет | |
Руководитель исследовательской работы или творческого проекта (Ф.И.О., должность) | |
Название творческого объединения, год обучения исследовательской работе | |
Описание проекта | |
Тема исследовательской работы или творческого проекта | |
Проблема | |
Актуальность | |
Цель | |
Задачи | |
Гипотеза | |
Объект исследования | |
Предмет исследования | |
Замысел, идея исследования | |
Методы | |
Приблизительная продолжительность проекта | |
Ресурсы | |
Этапы работы | |
Предполагаемый результат (продукт) | |
Выводы, результаты | |
Какое практическое значение может иметь данная работа? | |
Список литературы |
Оформление текста работы
Текст набирается и печатается:
- шрифтом TimesNewRoman, 14 кегль через 1,5 интервала;
- поля: левое – 3 см, верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см;
- размер абзацного отступа – 5 знаков (1,25 см);
- точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, восклицательный и вопросительный знаки, знак процента, градуса, минуты, секунды не отбиваются от предшествующего слова или цифры. Знаки номера (№), параграфа и слово страница (с.) отбиваются от идущей за ними цифры пробелом;
- число от размерности отбивается неразрывным пробелом: 3 км, 1999 г.
- всегда отбиваются неразрывным пробелом инициалы от фамилии, а также делаются отбивки в сокращениях типа «и т. д.»;
- кавычки и скобки набираются вплотную к слову, без пробелов. Если скобка или кавычка завершает предложение, точка ставится после них, если же точка необходима внутри скобки, то снаружи она уже не ставится;
- расстояние между названиями разделов и последующим текстом должно равняться 1,5 интервалам, такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;
- каждая глава и основные структурные части работы начинаются с новой страницы;
- заголовки в тексте классифицируются по степени важности и логически соотносятся между собой, что необходимо отражать при компьютерном наборе. Оглавление, введение, названия глав, заключение, библиографический список имеют заголовок одного порядка и набираются одним шрифтом – полужирным, 14 кегль, прописными буквами. Названия параграфов, выводы по главам и приложения имеют заголовок нижнего порядка и набираются полужирным шрифтом, 14 кегль, строчными буквами. Заголовок располагается по центру листа. В заголовках недопустимы переносы и не ставится точка в конце;
- Нумерация страниц ведётся с титульного листа, который считается первой страницей (номер страницы на титульном листе не печатается), затем страницы нумеруются по порядку, включая иллюстрации и приложения; номера страниц проставляются в правом верхнем углу страницы.
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТА
Школа, класс:
______ класс
Ф.И.О. ученика:
Предмет:
Тема проекта:
Экспертное оценивание проекта
Критерий | показатель | оценка |
Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем (оценка сформированности познавательных учебных действий) | умение поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения | |
поиск и обработка информации | ||
формулировка выводов и/или обоснование и реализация/апробация принятого решения; владение логическими операциями, навыками критического мышления. | ||
обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и т.п. | ||
Общая оценка по критерию | ||
Знание предмета (сформированность предметных знаний и способов действий) | умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания (в т.ч. владение научной терминологией) и способы действий. | |
Сформированность регулятивных действий | умение самостоятельно определять тему, планировать этапы работы | |
умение управлять своей познавательной деятельностью во времени (проявление самооценки, коррекции и самоконтроля) | ||
умение использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях | ||
Общая оценка по критерию | ||
Коммуникация | Навыки оформления проектной работы и пояснительной записки | |
Структурирование текста/ сообщения, преобразование информации | ||
Умение представить свою работу, выразить свои мысли и выводы. | ||
Владение ПК, подготовка презентации | ||
Умение ответить на вопросы | ||
Оригинальность работы | ||
Навыки грамотного использования сети Интернет. | ||
Общая оценка по критерию | ||
Итоговая оценка за проект | ||
Уровень выполнения проекта (базовый, повышенный) |
Шкала оценивания пятибалльная. Общая оценка по критерию выставляется целым числом (применяется математическое округление)
Повышенный уровень за выполнение проекта выставляется только при трёх общих оценках «4» или «5»
Члены экспертной комиссии: 1. / ФИО
2. / ФИО
3. / ФИО
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий | Уровни сформированности навыков проектной деятельности | |||
Базовый | Повышенный | |||
Самосто-ятельное приобретение знаний и решение проблем | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного | Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы | ||
Знание предмета | Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки | Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют | ||
Регулятивные действия | Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы. Работа доведена до конца и представлена комиссии; | Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. | ||
некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося | Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно | |||
Коммуникация | Продемонстрированы навыки оформления проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы | Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы | ||
- Требования, предъявляемые к проектному обучению
1.Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) - эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные и измеряемые результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
2. Целостность - общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
3. Последовательность и связность - логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
4. Объективность и обоснованность - доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.
5. Компетентность авторов - адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса, а так же владение технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.
6. Жизнеспособность - определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.
- Планируемые результаты проектного
обучения
Личностные результаты:
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
- потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;
- умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;
- устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;
Метапредметные результаты:
- планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
- распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
- использовать такие методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
- использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «гипотезы», эксперимент, моделирование, теоретическое обоснование;
- использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
- отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
- видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Предметные результаты:
- определять область своих познавательных интересов;
- искать необходимую информацию в открытом информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов, работать с каталогами библиотек;
- находить практическое применение имеющимся предметным знаниям в ходе выполнения учебного исследования или проекта;
- определять проблему как противоречие;
- формулировать цель и задачи учебного исследования или проекта;
- определять продукт учебного проекта и результаты учебного исследования;
- предполагать возможное практическое применение результатов учебного исследования и продукта учебного проекта.
- Организация проектной деятельности на уроках информатики
как способ формирования информационно-коммуникативной компетентности обучающихся
Изучение вопросов информатизации общества, поиска, переработки и преобразования информации во всех ее видах на уроках информатики и ИКТ должно формировать информационно-коммуникативную компетентность.
При помощи реальных объектов (принтер, модем и др.) и информационных технологий (электронная почта, СМИ, Интернет и др.), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Информационная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями и др.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога.
Для реализации технологии формирования информационно-коммуникативной компетентности школьников должна быть сконструирована образовательная среда как условия обучения и развития.
Образовательная среда ориентируется на осознание школьником целостного миропонимания; на получение представления об информационных объектах и на их преобразование в человеческой практике, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств; на овладение обучающимся совокупностью общеобразовательных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде.
Основным "двигателем" самостоятельного мышления и познавательной активности ребёнка является сотрудничество в группах совместно работающих детей. Большую роль при этом играет организация проектной деятельности на уроках, так как она основаны на учебном сотрудничестве обучающихся между собой и работают без пошагового учительского руководства и контроля.
- Примеры проектов для обучающихся
1. Проект "Кроссворд - проверь свои знания" (8 класс).
Тип проекта: практико-ориентированный
Планируемый результат: Создание и оформление тематического кроссворда в текстовом процессоре Word.
Цели: учащимся предстоит, используя навыки работы со шрифтами, автофигурами, всевозможными заливками и таблицами самостоятельно освоить технологию создания кроссвордов.
Предметно-содержательная область: информатика или любой образовательный предмет
В предлагаемом проекте кроссворд служит для проверки знаний не только того, кто его разгадывает, но также и для того, кто его создаёт. Очень хороший вариант для обобщения и закрепления пройденного материала по любой теме урока. Проект подходит для учащихся 5 -8 класса. Данный проект может быть использован учителем в дальнейшей своей работе.
Ход проекта
- определение темы вопросов для кроссворда;
- отбор материала, его анализ и составление вопросов с ответами;
- создание макета кроссворда на бумаге;
- создание кроссворда на ПК, при оформлении кроссворда можно использовать вставку рисунков, символов, автофигур.
- запись вопросов и ответов к кроссворду;
- представление результатов работы учителю.
2. Проект «Новости компьютерного мира» (8 класс).
Тип проекта: информационный, общий.
Планируемый результат: создание учеником компьютерной презентации с подборкой сообщений, иллюстраций, заметками из периодической прессы.
Цели: формирование навыка самостоятельного выполнения задания, а также потребности к расширению своего кругозора. Кроме этого идёт параллельная подготовка к изучению темы «Компьютер».
Предметно-содержательная область: информатика.
В предлагаемом проекте необходимо используя материалы периодической печати или сети Интернет оформить компьютерную презентацию, в которой проанализировать новости компьютерного мира, новинки оборудования, программ и устройств. Материал и снабдить собственными комментариями об использовании той или иной новинки.
Ход проекта
- отбор материала, его анализ;
- создание презентации на компьютере;
- добавление собственных комментариев;
- представление результатов работы учителю.
3. Проект «Социологический опрос» (10 класс).
Тип проекта: исследовательский.
Планируемый результат: получение количественных характеристик различных социальных явлений, их иллюстрация диаграммами.
Цели: отработка навыков сбора информации путём проведения анкетирования, практическое использование имеющихся знаний для обработки результатов с помощью Excel, самообучение построению диаграмм по полученным таблицам.
Предметно-содержательная область: информатика и любая область окружающей действительности.
При изучении информационных технологий интересным получается проект «Социалогический опрос», где старшеклассники, составив анкету и проведя социологическое исследование по выбранной ими же общественно значимой теме, обрабатывают полученные материалы в Excel.
Темы исследований могут быть различными, это и отношения – учитель-ученик, твоё свободное время, наркотики и молодёжь, роль социальных сетей в твоей жизни и так далее.
Защита проектов проводится на уроке, обязательно с конкретными выводами и рекомендациями. Для представления результатов обязательна демонстрация подготовленной презентации.
Темы проектов, используемых на уроках информатики по классам:
8 класс:
Тема "Информация и информационные процессы"
"Шифровальщик" (разработать систему кодировки для шифровки текстовой информации, представить в виде текстового файла(д/з));
"Кроссворд по теме " (разработать вопросы с ответами по теме и представить в виде текстового файла, используя таблицы, заливки, автофигуры, изображения(д/з)).
Тема "Компьютер как универсальное устройство обработки информации"
"Новости компьютерного мира" (подобрать материал, используя сеть Интернет или периодическую печать и представить проект в виде компьютерной презентации (д/з));
"Я конструирую робота (компьютер)" (с помощью автофигур текстового процессора нарисовать робота или компьютер (на уроке));
"Компьютер будущего" (используя прикладные программные средства или подручные материалы сконструировать компьютер будущего (макет), таким, как вы его себе представляете, сделать описание основных его частей (д/з));
Тема "Коммуникационные технологии"
"Тематический сайт" (используя язык разметки HTML разработать сайт по любой теме любимого школьного предмета (в течение нескольких уроков)).
9 класс:
Тема "Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации"
"Плакат" (средствами растровой или векторной графики разработать тематический плакат или афишу к фильму (д/з));
"Мой трек" (используя программы для обработки звука создать музыкальную композицию, например, гимн класса (д/з));
Тема "Кодирование и обработка текстовой информации"
"Визитная карточка" (средствами текстового процессора разработать визитную карточку класса, школы или кружка(д/з));
"Интерактивная книга" или "Детский алфавит" (средствами текстового процессора обработать небольшое художественное произведение, дав возможность переходов в нем с помощью гиперссылок (д/з) );
Тема "Кодирование и обработка числовой информации"
"Наш домашний бюджет" (средствами электронных таблиц разработать форму ведения домашнего бюджета, учитывать доходы и расходы семьи за месяц и год (д/з));
Тема "Основы алгоритмизации"
"Я рисую на Pascal" (средствами языка программирования Pascal создать изображение (д/з));
Тема "Моделирование и формализация"
"Интерактивная или 3D модель процесса или явления"
10 класс
Тема "Информационные технологии"
"Тест по теме "Кодирование и обработка текстовой информации" (средствами текстового процессора разработать тест по теме, используя гиперссылки для перехода между вопросами и получения варианта ответов(на уроке));
"Анимационный мультфильм" (разработать анимационный мультфильм или ролик на темы современных проблем человечества (д/з));
"Видеоролик по любой теме школьного курса" (средствами прикладного программного обеспечения создать видеоролик (или отснять) по любой теме школьного курса, произвести его озвучивание);
"Социологический опрос" (провести социологическое исследование и представить результаты с помощью электронных таблиц);
Тема "Коммуникационные технологии"
"Тематический сайт" (создать тематический сайт с использованием собственных фото и видео материалов)
11 класс
Тема "Компьютер как средство автоматизации информационных процессов"
"Компьютер (робот будущего)" (анимационный или видеофильм)
"Предупрежден- значит вооружен" (защита информации от вирусов, хакерских атак и т.п. анимационный или видеофильм)
Тема "Моделирование и формализация"
"Интерактивная модель процесса или явления"
Тема "Базы данных и СУБД"
"База данных"
Тема "Повторение. Подготовка к ЕГЭ"
"Программа-тестер по предмету"
Заключение
Подготовка людей к жизни и труду в условиях информационного общества является основной целью информатизации образования и предполагает формирование умения использовать для решения своих практических задач информационные технологии. Поэтому актуальность использования компьютерных технологий в профессиональной ориентации обучающихся очевидна: она обусловлена стремительным ходом процесса информатизации общества.
Процесс этот связан с повышением влияния интеллектуальных видов деятельности на все стороны общественной жизни и ориентирован на использование больших объёмов достоверной и исчерпывающей информации, а, следовательно, необходимостью автоматизации её обработки.
Развитие этих «навыков XXI века» - века, главной ценностью которого становится самостоятельное приобретение нового знания – основная задача школы. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной компетентностью, сегодня всё более отчётливо проявляется прямая зависимость между информационными компетенциями человека и качеством его жизни.
Библиографический список
- Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2014. – № 3.
- Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. –2014. – № 4
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2014. - с. 42.
- Организация проектной деятельности обучающихся на уроках информатики https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/12/19/metod_razrabotka_organizatsiya_proektnoy_deyatelnosti.docx
- "Проектная деятельность на уроках информатики https://урок.рф/library/proektnaya_deyatelnost_na_urokah_informatiki_163806.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации "Организация проектной и исследовательской деятельности в школе"
Презентация об организации проектной и исследовательской деятельности в школе....
Научно-методическая разработка. Организация проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы и во внеурочное время как эффективный способ повышения познавательной активности учащихся
Изменения в сфере применения и использования высоких технологий происходят так быстро, что порой трудно уследить даже за названиями её новых программных продуктов, не говоря уже об их назначении. Одна...
Методическая неделя "Организация проектной деятельности на уроках"
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих ...
Учебно-методическая разработка: "Организация проектной и исследовательской деятельности в коррекционной школе VIII-го вида"
Актуальность метода проектов в современной педагогике заключается в необходимости активизации самостоятельной умственной и предметно- практической деятельности учащихся современной специальной (коррек...
Методическая разработка "Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся"
В методической разработке рассматриваются вопросы организации проектной деятельности на уроках информатики....
Методические рекомендации "Организация проектно - исследовательской деятельности школьников по биологии в образовательном учреждении"
В сборнике представлена система организации и воспитательная роль исследовательской деятельности учащихся по биологии и экологии в образовательном учреждении, алгоритм разработки проекта, подготовки к...
Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.
Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...