рабочая программа по информатике 5 скк
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Елена Александровна Каньшина

рабочая программа по информатике 5 скк

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_informatike_5_klass_2022_-_kopiya.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

                                               МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19»

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

коррекционно-развивающего обучения

Руководитель _______/Середа Н.В./

Протокол №______ от _________

  СОГЛАСОВАНО

 Зам. директора по УВР

  _______/Леонтьева О.А./

  ________________2022 г.    

       УТВЕРЖДАЮ

     Директор школы

________/Вишнякова Г.Д./

Приказ №                   2022 г.  

Рабочая программа

по информатике

для 5 специального (коррекционного) класса

по адаптированной общеобразовательной программе

для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью

                                                               Разработана:  Каньшиной Е.А.,

                                                  учителем специального

                                                    (коррекционного) класса

             первой квалификационной категории

2022- 2023 учебный год

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018».

Учебник  Информатика . Учебник для 5 класса /[Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Срок реализации  01.09.2022 – 31.05.2023

Количество часов: всего 34; в неделю 1 час

Цели программы:

•        развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельное планирование и осуществление индивидуальной и коллективной информационной деятельности, представление и оценивание ее результаты;

•        целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;

•        воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

•        показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;

•        организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;

•        организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;

•        создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика» в коррекционном образовательном учреждении, обучающем детей с нарушением ОДА, учащиеся 5-х классов начинают изучать пропедевтический курс информатики в рамках регионального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Пропедевтический этап обучения информатике в 5 классе  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов. Благодаря этому, данный курс может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5 класса положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-10 и 11-12 классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей учащихся). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий.

3. Практическая ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4.  Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа по информатике для 5-го класса (за счет регионального школьного компонента в 5-6 классах) предусматривает изучение пропедевтического курса в объеме 1 часа в неделю, так же, как  в 6-ом классе. Содержание курса информатики  в 5-6 классах  является хорошим фундаментом  для изучения информатики в основной школе, а так же  представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования по информатике.

Личностные и предметные результаты

освоения учебного предмета.

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации)

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебной программы

Структура содержания курса информатики для 5класса определена следующими тематическими блоками (разделами):

  1. Информация вокруг нас
  2. Компьютер
  3. Подготовка текстов на компьютере
  4. Компьютерная графика

Тематическое планирование с определением основных видов

 учебной деятельности обучающихся

Тема урока

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

Слушание объяснений учителя.

Работа с раздаточным материалом.  Повторение нумерации.

 Работа с таблицей классов и разрядов.

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией.

1

Знакомство с новым материалом.

3

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

1

Отработка алгоритма решения задач.

4

Управление компьютером.

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного слагаемого

5

Хранение информации.

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного слагаемого при решении задач

6

Передача информации

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного слагаемого при решении примеров

7

Электронная почта.

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного уменьшаемого

8

В мире кодов. Способы кодирования информации.

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого

9

Метод координат.

1

Отработка алгоритма нахождения неизвестного вычитаемого, слагаемого, уменьшаемого. Упражнения по составлению и решению примеров и задач.

10

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

1

Систематизировать устные ответы, счёт в уме, развивать слуховое восприятие и память.

11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

1

Систематизировать устные ответы, счёт в уме, развивать слуховое восприятие и память.

12

Редактирование текста.

1

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы.

13

Текстовый фрагмент и операции с ним.

1

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы.

14

Форматирование текста.

1

15

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

1

Отработка алгоритма выполнения чертежей с помощью линейки, оформление результатов работы.

16

Табличное решение логических задач.

1

Работа с раздаточным материалом.

Решение текстовых задач.

17

Разнообразие наглядных форм представления информации.

1

Выполнение заданий по разграничению понятий.

18

Диаграммы.

1

Сравнение чисел.  

Упражнения по округлению чисел.

19

Компьютерная графика. Графический редактор Paint.»

1

Применение алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

20

Преобразование графических изображений.

1

Сравнение чисел.  

Упражнения по округлению чисел.

Применение алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

21

Создание графических изображений.

1

Оформление результатов работы.

22

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

1

Оформление результатов работы.

23

Списки – способ упорядочения информации.

1

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы.

24

Поиск информации.

1

Отработка алгоритма округления чисел до десятков и сотен

25

Кодирование как изменение формы представления информации.

1

Отработка навыка соотносить арабские цифры - латинским

26

Преобразование информации по заданным правилам.

1

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы.

27

Преобразование информации путем рассуждений

1

Сравнение чисел.  

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы

28

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

1

Сравнение чисел.  

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы

29

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

1

Систематизировать устные ответы, счёт в уме, развивать слуховое восприятие и память.

30

Создание движущихся изображений.

1

Отработка алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

31

Создание анимации по собственному замыслу.

1

Отработка алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

32

Выполнение итогового мини-проекта.

1

Отработка алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

33

Итоговое тестирование.

1

Систематизация учебного материала.

Оформление результатов работы. Тренировочные задания направленные на развитие зрительного восприятия во время поиска ошибок.

34

Повторение

1

Отработка алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений.

итого

34 часа

Материально – техническое обеспечение

 образовательной деятельности

  1. Рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018».
  2. Учебник  Информатика . Учебник для 5 класса /[Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственно­го образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...