ОТКРЫТЫЙ УРОК МДК.01.01. Ввод и обработка цифровой информации Тема урока: «Моя профессия лучше всех»
учебно-методический материал по информатике и икт
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 58.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ Л.Б. ЕРМИНА В г. ЗВЕРЕВО»
Методическая разработка урока (занятия) с использованием инновационных технологий
в рамках регионального конкурса «Моя профессия – мое будущее!»
по профессии(специальности)
09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
МДК.01.01. Ввод и обработка цифровой информации
Тема урока: «Моя профессия лучше всех»
Подготовила: Ибрагимова Ирина Александровна
Преподаватель информатики, междисциплинарных курсов
г.Зверево
2022 г.
1. Актуальность выбранной цели
В данной методической разработке представлена методика проведения теоретического урока в нестандартной форме (урок-игра) по профессии 09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации, который проводится под девизом: «Умным быть – модно!».
Учиться профессии должно быть всегда интересно. Только в этом случае процесс обучения может быть успешным. Педагогам постоянно приходится задумываться над тем, как развивать познавательный интерес обучающихся. Одним из наиболее действенных способов повышения интереса к профессии и мотивации к изучению профессиональных дисциплин является проведение нестандартных уроков.
Нестандартный урок – одна из форм импровизированного учебного занятия, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Это возможность показать обучающимся, что обучение – это не только работа на занятиях и выполнение домашних заданий, но может быть интересным и захватывающим.
2. Методические рекомендации по проведению учебного занятия.
Урок проводится по МДК 01.01. Ввод и обработка цифровой информации по теме «Моя профессия лучше всех», для студентов 1 курса, продолжительность занятия 45 минут.
Для проведения урока требуется кабинет «Мультимедийных технологий» оборудованный компьютером со звуковыми колонками, мультимедийным проектором, экраном, магнитной доской.
Урок сопровождается показом презентации. Форма проведения урока – интеллектуальная игра (группа делится на две команды по 5 человек).
При проведении урока используются методы – словесный, наглядный, частично-поисковый, репродуктивный.
3. План учебного занятия
Тема занятия: «Моя профессия лучше всех»
Тип занятия: урок применения знаний и умений.
Цели:
Образовательная:
- обобщить и систематизировать знания студентов по изученному материалу;
- способствовать запоминанию цифрового материала;
- раскрыть творческий потенциал и стимулировать познавательную активность студентов;
- способствовать формированию интереса к профессии, а также понимание важности профессии и связь с жизнью;
Развивающие:
- способствовать развитию речи у студентов и умения выступать перед аудиторией.
- способствовать развитию мышления студентов и умения сравнивать, анализировать;
- способствовать формированию и развитию самостоятельности студентов;
Воспитательные:
- способствовать формированию ответственности, старательности, аккуратности при работе в коллективе;
- способствовать формированию сознательной дисциплины, взаимоуважения;
Урок нацелен на формирование:
Знаний:
З.1. Устройство ПК, классификация, виды и назначения периферийных устройств;
З.2. Назначения и возможности мультимедийного оборудования;
З.3. Основные приемы обработки цифровой информации;
З.4. Виды информационных ресурсов и основные виды услуг в сети интернет.
Умений:
У.1. Работать с графическими операционными системами ПК;
У.2. Работать в прикладных программах.
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
№ п/п | Этапы урока | Содержание этапа | Действия преподавателя | Действия студента | ОК, ПК | Знать, уметь, владеть |
1. | Организа-ционный момент | Приветствие. Рефлексия. | Организует начало урока, приветствует. Проводит начальную рефлексию. Мотивирует студентов. Создает ситуацию успеха. | Приветствуют. Проходят тест на собственное эмоциональное состояние. Сосредотачиваются. Настраиваются на урок. | ||
2. | Мотивация учебной деятельности через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задачи урока. | Мотивация на урок. Совместное целеполагание. | Создаёт условия для возникновения у студентов внутренней потребности включения в учебную деятельность. Побуждает студентов к высказыванию своих пожеланий по изучению темы урока. Озвучивает сценарий проведения учебного занятия (Правила игры) | Формулируют свои пожелания по изучению темы урока. Соглашаются с поставленными целями. | ОК 1-3, 5-6. ПК 1.1 | |
3. | Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания по основам информатики (первый тур игры) | Задает вопросы (Приложение 1) Стимулирует действия студентов | Отвечают на вопросы. | ОК 1-3, 5-6. | З.1.-З-4 |
4. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем педагога. | Основная часть учебного занятия (игры – со второго по четвертый туры) | Озвучивает задания второго - четвертого туров (Приложение 2 - 4) | Осмысляют содержание, последовательно применяют знания при выполнении предложенных заданий. | ОК 1-3, 5-6. | З.1.-З-4 |
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | ОК 1-3, 5-6. | |||||
5. | Физминутка | Проведение физминутки. | Демонстрирует видео с физминуткой. | Выполняют упражнения. | ||
6. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем педагога. | Продолжение игры (с пятого по седьмой туры) | Озвучивает задания пятого - седьмого туров (Приложение 5 - 7) | Осмысляют содержание, последовательно применяют знания при выполнении предложенных заданий | ОК 1-3, 5-6. ПК 1.1 | З.1.-З-4 У.1.-У.2. |
Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий | ||||||
7. | Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия | Подведение итогов. Награждение победителей. Применение методики «Эмоциональная». | Подводит итоги. Награждает победителей. Предлагает выразить свои эмоции связанные с пройденной игрой, с помощью смайликов. | Подсчитывают заработанные баллы. Выбирают подходящий по эмоции смайлик и закрепляют на магнитной доске. | ||
Исполнение шуточного стихотворения. | Мотивирует студентов на положительные эмоции. | Слушают. |
Формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1 Подготавливать к работе и настраивать аппаратное обеспечение, периферийные устройства и мультимедийное оборудование.
Межпредметная связь:
- «Информатика», «Основы информационных технологий», учебная практика, русский язык, литература.
- Ресурсы для проведения занятия: компьютер, звуковые колонки, MS PowerPoint, мультимедийный проектор, магнитная доска, раздаточно-дидактический материал.
3.1. Технологическая карта учебного занятия.
3.2. Сценарий учебного занятия
Преподаватель: (5 минут)
- Добрый день уважаемые ребята!
Для начала, ребята, я попрошу Вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста (Презентация №1). Выберите, остановите свой взгляд на той полоске, цвет которой Вам наиболее импонирует. А теперь оцените своё эмоциональное состояние (щелчок). Хорошо!
И так, начинаем!
Сегодня наш урок пройдет в форме игры.
Давайте совместно определим цели нашего занятия. Ответьте мне на вопросы: - что нового вы хотите узнать, чему хотите научиться? (студенты дают ответы на поставленные вопросы, педагог обобщает и формулирует цели учебного занятия).
Целью нашей игры будет:
- научиться творческому поиску, выбору правильного решения;
- сформировать интерес к профессии, а также понимание важности профессии и применения ее в жизни.
- выявить уровень подготовленности в теоретическом и профессиональном обучении;
- развить логическое мышление, интерес к новой информации.
Вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Как говорил философ Френсис Бекон «Кто владеет информацией – тот владеет миром».
Мы с вами являемся свидетелями интереснейшего этапа в развитии современного общества – процесса информатизации – пятой информационной революции. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида и свойств.
А теперь предлагаю проверить ваши уже имеющиеся знания в области информатики и информационно-коммуникационных технологий, а также приобрести новые.
Давайте поиграем в интерактивную игру «Битва знатоков».
Разрешите огласить вам условия игры:
1. Группа делится на две команды по 5 человека, в каждой команде. Игра состоит из 7 туров
2. Командам задаются вопросы на скорость, или сообразительность. Вопросы профессиональные и интеллектуальные.
3. За каждый правильный ответ, команде присуждается один балл (жетон).
5. Команда, набравшая наибольшее количество баллов награждается дипломом.
Для начала придумайте названия вашим командам и выберите капитанов.
(капитаны объявляют название команд)
А сейчас давайте проведем жеребьевку, какая команда будет отвечать первой (проводится жеребьевка)
И так, первый тур! (Приложение 1)
Он называется «Дальше, дальше, дальше...» (3 минуты)
- (домашнее задание)
Сейчас я буду задавать вопросы, а вы должны быстро давать на них ответы. Если вы не знаете, то должны сказать «дальше».
(1 правильный ответ – 1 балл) – 3 минуты.
Вопросы для команды №1.
1. Наука о законах, методах и способах накопления, обработки и передачи информации /информатика/
2. Организованная последовательность действий /алгоритм/
3. Устройство ввода информации /клавиатура/
4. Набор символов алфавита русского языка /кириллица/
5. Сколько байт в одном килобайте /1024/
6. Устройство ввода в ЭВМ информации непосредственно с листа /сканер/
7. Как называется устройство, заменяющее мышь на ноутбуке? /тачпад/
8. Значок, который перемещается по экрану, следуя за перемещением мыши /курсор/
9. «Почерк» компьютера /шрифт/
10. Рожица смешная /смайлик/
Вопросы для команды №2.
1. Минимальная единица измерения кол-ва информации /бит/
2. Перечень файлов /каталог/
3. Пересылка данных с носителя данных в основную память /загрузка/
4. Универсальное электронное устройство обработки информации /ЭВМ/
5. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране /курсор/
6. Алгоритм, записанный на языке программирования /программа/
7. Назовите самый «религиозный» элемент графического интерфейса ОС Windows /иконка/
8. Устройство для получения твердых копий? /принтер/
9. Остальные символы называют его «невидимкой» /пробел/
10. В Интернете это не дом, и не улица, и даже не Советский Союз. Обычно содержит особое животное – собаку /адрес/
Молодцы, ребята! Вижу, здесь собрались настоящие знатоки своего дела!
А мы продолжаем, и я объявляю второй тур! (Приложение 2)
Он называется «Распознай пословицу» (5 минут)
Условия просты: Перед вами карточки с заданиями, вам надо написать (а потом огласить) ответы на эти задания, подобрав подходящие пословицы.
Время на выполнение этого задания 5 минут. Удачи!
ЗАДАНИЯ ОТВЕТЫ
Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты | Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты |
Компьютер памятью не испортишь | Кашу маслом не испортишь. |
Дареному компьютеру в системный блок не заглядывают. | Дареному коню в зубы не смотрят. |
В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. | В Тулу со своим самоваром не ездят. |
Утопающий за F1 хватается | Утопающий за соломинку хватается. |
Бит байт бережет | Копейка рубль бережет. |
Что из Корзины удалено, то пропало | Что с возу упало, то пропало. |
Вирусов бояться – в Интернет не ходить | Волков бояться – в лес не ходить |
За одного хакера семь кандидатов наук дают. | За одного битого семь небитых дают. |
Всяк Web-дизайнер свой сайт хвалит. | Всяк кулик свое болото хвалит. |
Молодцы! Очень радует, что наша современная молодежь знает старые, русские пословицы!
Переходим к третьему туру (Приложение 3)
«Компьютерные добавлялки» (5 минут)
В этом туре я буду читать стихотворения, а заканчивать их будете вы. Кто первый из команд дает правильный ответ, получает 1 жетон.
Внимание на экран! (Презентация №1)
Слайд-1
С ним мы в игры поиграем,
С ним мы тексты набираем,
Он оформит их красиво
И разложит по архивам.
Он работу нам облегчит,
Связь мгновенно обеспечит.
Он рисует и поет,
В Интернет с собой ведет.
Друг что надо! Просто супер!
Персональный наш… (Компьютер.)
Слайд-2
Он для нас так много значит!
И под стол его не спрячешь.
Хоть он вовсе не шпион,
У него полно имен.
Есть дороже, есть скромней.
Он компьютерный… (Дисплей.)
Слайд-3
Только поздно или рано
Назовут его… (Экраном.)
Слайд-4
Для фантазии простор:
Третье имя… (Монитор.)
Слайд-5
Монитор — всего полдела.
Чтоб работа закипела,
Чтобы диски ты смотрел,
Чтоб без связи не сидел,
Чтоб компьютер нам помог,
Должен быть… (Системный блок.)
Слайд-6
Кто б подумать только мог,
Заглянув в системный блок,
Как серьезно там внутри:
Блок питанья, проводки,
Есть винчестер, дисковод,
Шлейфы тянутся вперед.
Что под кожухом главней,
Объяснить кто может мне?
И отвечу просто я… (Плата материнская.)
Слайд-7
Был он матричным сначала,
Но жизнь на месте не стояла:
Лазерным бесшумным став,
Печатал быстро, не устав.
Чтоб иметь и текст, и фото
Без проблем и без заботы,
Вы к компьютеру купите
Новый, очень нужный… (Принтер.)
Слайд-8
Очень уж она стремится
Быть богиней и царицей!
Строит лазерные глазки,
Хочет верной быть указкой:
Что нам взять, куда нести,
Что закрыть, куда войти…
А по сути — хвастунишка
Та компьютерная… (Мышка.)
Слайд-9
С телефонами он дружен
И для связи очень нужен,
Ведь к компьютерным сетям
Доступ разрешает нам.
Там где он, там нет проблем!
И зовется он… (Модем.)
Слайд-10
В руки взяли ноутбук
И заметили мы вдруг:
Здесь есть маленький экранчик.
На него поставим пальчик,
И помочь нам будет рад
Добрый труженик… (Тачпад.)
Слайд-11
Здесь почти что сотня клавиш.
Лучше, коль с умом надавишь.
Есть поменьше, есть побольше.
Присмотрись ты к ним подольше:
Цифры, буквы, знаки, стрелы,
Есть здесь Shift, Caps Losk, пробелы.
Да, богатая натура
У моей… (Клавиатуры.)
Слайд-12
Он в компьютерные файлы
Все и вся переведет.
Что ему хозяин задал —
Сделает, не подведет:
Фотографию иль текст
Он воспроизвел и замер.
И незаменим в работе
Наш помощник — новый… (Сканер.)
Молодцы, ребята! Все знаете!
Ну, а теперь задачка посложнее!
четвертый тур (Приложение 4)
«Территория Ошибок» (5 минут)
Каждой команде я раздам лист с клавиатурой. В течение 5 минут необходимо определить какие клавиши стоят не на своем месте и дать верный ответ /какая клавиша где должна быть расположена/. За каждую найденную ошибку вы получаете 1 балл. (24 ошибки)
Молодцы!
А сейчас давайте немного разомнемся. Что-то мы засиделись…
(ФИЗМИНУТКА) (2 мин. 17 с.)
Здорово!
Молодцы!
И так, немного размялись, и снова в бой!
Пятый тур (5 минут) (Приложение 5)
Участники продолжают соревноваться друг против друга.
Побеждает тот, кто больше коротких слов составил из одного длинного слова «Форматирование». За каждое слово, команда игроков получает 1 очко.
Время на выполнение этого задания 5 минут.
Отлично!
Идем дальше.
Шестой тур (5 минут) (Приложение 6)
Я раздам вам таблицы с двумя колонками, в первой колонке представлены высказывания. Если высказывание верное, то во второй колонке поставьте знак «+», если нет – знак «-». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Время на выполнение этого задания 5 минут.
1. Клавиатура – это клавишное устройство ввода информации | + |
2. Устройство ввода в компьютер информации непосредственно с листа – это принтер | - |
3. Компьютер – универсальное техническое средство для работы с информацией | + |
4. Специальный индикатор, указывающий позицию на экране – курсор | + |
5. Устройство, предназначенное для обработки информации – процессор | + |
6. Жесткий магнитный диск для хранения информации в компьютере называется дискетой | - |
7. Манипулятор ручного управления курсором – мышь | + |
8. Чтобы переместить курсор на новую строку в тексте надо нажать клавишу Shift | - |
9. Элемент клавиатуры – это клавиша | + |
10. Микрофон – это устройство вывода информации | - |
Ответы: 1 – (+), 2 – (-), 3 – (+), 4 – (+), 5 – (+), 6 – (-), 7 – (+), 8 – (-), 9 – (+), 10 – (-).
Хорошо! А теперь поменяйтесь уже заполненными таблицами, и проверьте результаты друг друга по эталону ответов, которые я вам сейчас раздам.
Капитаны команд, огласите, пожалуйста, сколько правильных ответов у ваших противников.
И вновь все молодцы!
Не устали?
Тогда продолжим.
Седьмой тур (Приложение 7).
«Попробуй, угадай» (5 минут)
При любом обмене информации должны существовать приемник и источник информации. А передавать информацию они будут невербальным способом, т.е. с помощью мимики и жестов.
Сейчас по 2 члена команды по очереди будут выступать в роли приемника и источника информации.
Задание:
- Команде «_____________»:
- Принтер
- Компьютер завис
- Команде «_____________»:
1. Мышь
2. Злобный вирус
Подведение итогов (5 минут)
Вот и подошло время подвести итоги. Капитаны команд, посчитайте, сколько жетонов набрала ваша команда за всю игру.
Итак! Победила команда ___________! Поздравляю! (вручается диплом)
Все ребята молодцы!
Рефлексия. У вас на столах лежат смайлики, прошу вас наклеить на доску (плакат) смайлик, соответствующий вашему настроению.
В заключении я хочу сказать – мастер по обработке цифровой информации – профессия универсальная, это первая ступень квалификации в области компьютерных технологий. Но, став на эту ступеньку, можно увидеть перспективу, с неё начинается дорога в будущее. В наши дни обществу требуется много людей, профессиональная деятельность которых тесно связана с компьютерными технологиями и информационными системами. Вот почему профессия мастер по обработке цифровой информации так необходима.
Высокий уровень информационной культуры, развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм – вот основные характеристики человека, подготовленного к жизни в информационном обществе.
И сегодня мы убедились в том, что вы обладаете всеми этими качествами и с легкостью устроитесь на работу и будете востребованы на рынке труда.
И, напоследок, разрешите мне дать вам небольшой вредный совет, стихотворением Григория Остера:
Вредный совет :) (Приложение 8)
Hе вздумай бабушку пугать,
Рассказывая ей,
Кого и чем ты замочил
В компьютерной игре.
Пускай считает, что внучок
Сегодня целый день
Сидел тихонько в уголке
И с мышкою играл.
(Г. Остер)
Я благодарю вас всех за участие!
Спасибо!
До свидания!
4. Дидактичекий материал к учебному занятию.
1. Клавиатура
2 . Смайлики
5. Список используемой литературы.
1. ФГОС СОО СПО про профессии 230103.0 Мастер по обработке цифровой информации (Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 №854).
2. В.А. Карсонов «Педагогические технологии в образовании в вопросах и ответах»: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.С. Замиловой, В.А. Ширяевой – Саратов 2005.-100 с.
3. http://bookap.info
4. http://www.informio.ru
5. https://infourok.ru/
6. https://moluch.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по предмету "Информатика и ИКТ" для профессии "Мастер по обработке цифровой информации"
Урок по предмету общеобразовательного цикла ФГОС НПО по профессии 230103.02 Мастер по обработке цифровой информации (1 курс)Урок из раздела 4 "Формализация и моделирование". Тема урока: "Основные этап...
Программа профессионального модуля "Ввод и обработка цифровой информации"
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Ввод и обработка цифровой информации...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины МАТЕМАТИКА для профессий 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике», 230103.02 «Мастер по обработке цифровой информации»
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образов...
ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информации
ПМ.01 Ввод и обработка цифровой информацииПо спец. "Мастер по обработке цифровой информации"...
Учебно-методический комплекс по производственной практике по профессии 230103.02 "Мастер по обработке цифровой информации"
Учебно-методический комплекс производственной практики по профессии 320103.02 "Мастер по обработке цифровой информации" разработан в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС НПО, Типовым Пол...
Тест по информатике «Ввод и обработка цифровой информации»
Тест по информатике по теме " Ввод и обработка цифровой информации"...
Рабочая программа Ввод и обработка цифровой информации
Рабочая программа ПМ "Ввод и обработка цифровой мультимедийной информации" для специальности Мастер обработки цифровой информации....