Сценарий урока
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

Чистякова Татьяна Юрьевна

Сценарий открытого урока по информатике в 5 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Автор

Чистякова Татьяна Юрьевна, МБОУ г.Иркутска СОШ №6

УМК

Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л.Босова, А.Ю.Босова.- 2-е изд., испр.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019  

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

5

Тема урока

Представление информации в форме таблиц. П/р «Создаем простые таблицы»

Цель урока

Создание условий для формирования знаний о таблицах.

Тема

Представление информации в форме таблиц. П/р «Создаем простые таблицы»

Цель темы

  • акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
  • дать представление о таблице, как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.

Основные понятия урока

  • таблица;
  • графа (столбец) таблицы;
  • строка таблицы;
  • ячейка.

Тип урока

Открытие новых знаний

Форма проведения

Комбинированная

Методы обучения

Проблемный, практический

Технологии

Здоровьесберегающая технология, ИКТ-технология

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, индивидуальная

Материально-техническое обеспечение

Компьютер учителя, проектор, ПК для учащихся

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядностью учебного материала (видео, презентация)

Образовательные Интернет-ресурсы

Собери пазлы «Клавиатура» (Чистякова Т.Ю.)

Видеоурок «Создаем простые таблицы в текстовом процессоре MS Word» (Босова Л.Л.)

https://learningapps.org/display?v=p21ytx6vt17 

https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor5.php 

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знать: основные понятия темы.

Уметь: преобразовывать одни формы представления информации в другие, выбирать язык представления информации в модели в зависимости от поставленной задачи, представлять данные в виде таблицы.

Познавательные:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения и выводы, строить логические цепочки рассуждений, сравнивать, анализировать, делать выводы, выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные:

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, осознавать уровень и качество усвоения результата.

Коммуникативные:

задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

 

Формирование положительной мотивации к получению знаний, способность к личностной саморефлексии,  уважение иного мнения.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.

Организационный.

Цель: создание психологического комфорта, проверка готовности к уроку.

1 мин.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

-приветствуют учителя,

-визуально контролируют свою готовность к уроку,

-рассаживаются на рабочие места.

Личностные: самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

2.

Проверка домашнего задания.

Цель: контроль знаний, необходимых для восприятия нового материала.

  1. мин.

1.  Проверяет знания учащихся по теме «Клавиатура» с использованием практических ЭОР:  Собери пазл: «Клавиатура» 5 кл.

https://learningapps.org/display?v=p21ytx6vt17

После выполнения задания открывается картинка «Памятник клавиатуре».

Спрашивает уч-ся, где находится этот памятник?

Если уч-ся не отвечают, это будет дом.заданием.

2.  Учитель беседует с уч-ся, задает вопросы по изученному на прошлом уроке материалу.

- Какую информацию мы вводим с помощью клавиатуры?

-Расскажите о текстовой форме представления информации.

-Всегда ли удобно ее использовать? Почему?

Если затрудняются ответить, то записывает на доске числовую информацию 1 758 445

Задание: представить числовую форму в текстовую.

Выполняют практические задания из ЭОР.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Записывают в тетрадь число в словесной форме и читают.

Делают вывод, что текстовая форма представления информации не всегда удобна, т.к. громоздка.

Личностные:

умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод.

Коммуникативные:

умение взаимодействовать с учителем.

Познавательные:

умение анализировать, осознанно строить речевое высказывание, актуализировать знания, полученные на предыдущих уроках.

3.

Выявление темы (мотивация)

Цели: активизация познавательной деятельности, формулирование цели урока.

5 мин.

Выдает раздаточный материал с задачей «Оценки за год» (Приложение 1) и предлагает уч-ся ответить на вопросы:

- Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?

- По каким предметам приведены годовые оценки учеников?

Сколько учеников имеют только отличные оценки?

- Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?

Проблемный вопрос: как представить данную информацию, чтобы она была нагляднее, лучше воспринималась?

Записывает на доске тему урока: «Представление информации в форме таблиц».

Выводит на экран фотографию и цитату У.Р.Эшби «Табличная форма представления информации обладает одним очень важным преимуществом: она содержит только факты и ничего больше».

-Вы согласны с этим высказыванием?

Чтобы убедиться в этом учитель выводит на экран текст «Оценки за год» и рядом табличную форму.

Просит учащихся ответить на те же вопросы.

-Скажите, а почему это произошло? Что стало с информацией? Её стало больше или меньше?

-Любую ли информацию можно заносить в таблицу?

Просит привести примеры, где учащиеся встречались с таблицами.

- Что общего у всех этих таблиц?

- Из каких частей она состоит?

Учащиеся читают текст задачи и пытаются найти ответы в тексте.

Приходят к выводу, что такая форма неудобна, ее нужно изменить, лучше всего в табличную. Самостоятельно формулируют тему и цели урока, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

Приходят к выводу, что табличная форма более удобна, наглядна, что информации не становится меньше или больше, а изменяется только форма.

Табличную форму можно использовать только для однотипной  информации.

Учащиеся приводят примеры: расписание уроков, дневник, календарь, таблица умножения и т.д.

Отвечают, что любая таблица состоит их столбцов и строк.

4.

Изучение нового материала использованием ЭОР, интернет ресурсов.

Цели: формирование знаний о создании простых таблиц в текстовом процессореWord.

8-10 мин.

Учитель демонстрирует фрагмент видео урока «Создание простых таблиц в текстовом процессоре MS Word»

https://youtu.be/TSpCgwtuD8o 

Выводит на экран алгоритм.

Смотрят видеофрагмент, после  формулируют алгоритм создания таблицы.

Записывают алгоритм в тетрадь.

Личностные:

-развитие внимания, зрительной и слуховой памяти,

-развитие грамотной речи.

Познавательные:

-формирование представлений о таблице, как одной из наглядных форм представления информации, её структуре.

5.

Физкультминутка.

1 мин.

Предлагает выполнить упражнения, демонстрируя видео зарядку: https://youtu.be/SAWr-KZhD0E 

Выполняют упражнения.

6.

Закрепление полученных знаний на практике. Практическая работа.

15 мин.

Предлагает выполнить П/Р №9, зад.№2, 3. Дает краткий инструктаж по выполнению практической работы.

Индивидуально работают за компьютером.

Регулятивные:

умение планировать решение учебной задачи:

-выстраивать последовательность необходимых операций.

Познавательные:

eмение преобразовывать текстовую информацию в табличную, умение логически рассуждать и фиксировать наличие связей между объектами, умение представлять результаты работы в виде таблиц в текстовом процессоре MS Word.

7.

 Рефлексия деятельности.

Предлагает составить синквейн «Таблица»

Работат в парах Составляют синквейн «Таблица»

-Анализируют результаты своей работы на уроке;

Отмечают оригинальные синквейны одноклассников,

Оценивают работу одноклассников на уроке.

Личностные:

умение оценивать свои достижения.

Регулятивные:

умение понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

Умение делать предположения об информации, которая нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные:

умение критично относиться к своему мнению.

8.

Подведение итогов.

 Выставление оценок.

5 мин.

- Ребята, наш урок подходит к концу.

Давайте подведем итоги: Что нового вы  сегодня узнали? Что научились создавать практически?

Проверяет выполнение практической работы. Выставляет оценки.

Отвечают на вопросы учителя.

9.

Домашнее задание.

Цели: формирование навыков и умений самостоятельной и творческой деятельности, создание атмосферы увлеченности.

1-2 мин.

Дифференцированное задание: 1. П.9, РТ №124,

2. с.133 задание №4 (творческая работа «Загадки»).  Рекомендации для выполнения практической работы: загадки придумать свои, картинку-отгадку найти в Интернете. Документ распечатать на принтере.

3. Найти информацию о памятнике «Клавиатуре».

Записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)

Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...

Сценарий урока "Построение чертежа основы фартука" с презентацией и технологической картой урока

Тема изучается на третьем занятии раздела «Конструирование и моделирование». Урок имеет важней шее значение в дальнейшем обучении учащихся, т. к. изучаются основы черчения и конструировани...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Сценарий урока "Первая мировая война". Создаем учебный фильм. Урок-проект. 9 класс.

Конспект урока в 9 классе по теме "Первая мировая война". Урок выстроен с учетом требований новых стандатртов. Включает 4 этапа:этап актуализации знаний, этап - построение учебной задачи, этап - решен...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

Использование традиционных народных праздников как средства воспитания на уроках английского языка. Сценарий урока-праздника.

Урок-праздник как пример использования народных традиций для реализации воспитательной функции урока английского языка....