Учебные материалы
презентация к уроку по информатике и икт (6, 7, 8 класс)

Расулов Рафат Абульфат оглы

Здесь собран материал по информатике и математике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_po_uroku_logicheskie_elementy.docx57.08 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН-КОНСПЕКТ) УРОКА

  1. ФИО учителя: Расулов Рафат Абульфат оглы
  2. Класс: 8; Дата: 21.11.2022; Предмет: Информатика; № урока по расписанию: 1.
  3. Тема урока: Логические элементы
  4. Тип урока: Урок открытия нового знания
  5. Место и роль урока в изучаемой теме: Урок относится к разделу «Элементы алгебры логики».
  6. Цель урока: формирование представления о логических элементах, дизъюнкторах и конъюнкторах.

Этапы урока, предполагаемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы   и формы обучения

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Постановка цели.

2

Приветствие, вступительное слово учителя, сообщение темы урока, организация внимания детей, постановка целей и задач урока совместно с учащимися.

– Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок

Включаются в ритм урока.

Тема: « Логические элементы».

беседа

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

2

– Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

А как происходит познание нового?    

Узнавать новое мы будем, опираясь на ранее изученное, для этого нам необходимо повторить уже известное;

Задаёт вопросы и анализирует ответы учеников:

Учащиеся отвечают на вопросы, вносят дополнения в ответы одноклассников.

беседа

Выявления причин затруднения и постановки цели деятельности.

5

Вопросы:

  1. Сколько простых высказываний содержится в данном сложном: “Прозрачный лес один чернеет, и ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит”? (Три)
  2. Сколько предложений являются высказываниями: “Число 6 - четное”, “Внимание!”, “Некоторые рыбы - хищники”, “Вы любите читать?” (2)
  3. А=“Лазерные принтеры бесшумны и обеспечивают наилучшее качество печати”
    В=“7*7=47 или 7*8=56”
    Какие из этих высказываний истинны? 
    (В)
  4. Запишите высказывание на языке алгебры логики: “Меркурий – планета Солнечной системы и не имеет спутников” (A&¬B)
  5. Чему равно значение логического выражения А и (не А)? (0)
  6. Запишите высказывание на языке алгебры логики: “Неверно, что Солнце движется вокруг Земли” . (¬A)
  7. Вычислите: 1vA&0 (1)
  8. Определите истинность составного выражения: (2*2=4 или 3*3=10) и (2*2=5 или 3*3=9). (Истина)

Совместно с учащимися формулирует тему и цель урока:

Дети формулируют и записывают тему и цель урока:

Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

10

Вопрос: Есть электрическое устройство, которым мы пользуемся каждый день. Оно реализует логическую операцию отрицания. Подумайте, что это за устройство?

Ответ: Выключатель. Если свет не горел, он его включает, если горел – выключает.

Вопрос: Вспомните Новый год и старую елочную гирлянду. Почему она была недолговечна?

Ответ: В старых гирляндах лампочки включались последовательно. Гирлянда горела только тогда, когда все лампочки были исправны. Стоило перегореть хотя бы одной, вся гирлянда не работала.

Вопрос: На какую логическую операцию это похоже?

Ответ: На логическое умножение.

Вопрос: А в современных гирляндах как подключаются лампочки?

Ответ: Параллельно. Гирлянда горит, если хотя бы одна лампочка исправна.

Вопрос: На какую логическую операцию это похоже?

Ответ: На логическое сложение.

Я расскажу вам, как анализировать электронные схемы.

Анализ электронной схемы

Какой сигнал должен быть на выходе при каждом возможном наборе сигналов на входах?

Решение. Все возможные комбинации сигналов на входах А и В внесём в таблицу истинности. Проследим преобразование каждой пары сигналов при прохождении их через логические элементы и запишем полученный результат в таблицу. Заполненная таблица истинности полностью описывает рассматриваемую электронную схему.

В инвертор поступает сигнал от входа В.

В конъюнктор поступают сигналы от входа А и от  инвертора. Таким образом, F = A & B.

Логический элемент И (конъюнктор) реализует операцию логического умножения. Единица на выходе этого элемента появится только тогда, когда на всех входах будут единицы.

Логический элемент ИЛИ (дизъюнктор) реализует операцию логического сложения. Если хотя бы на одном входе будет единица, то на выходе элемента также будет единица.

Логический элемент НЕ (инвертор) реализует операцию отрицания. Если на входе элемента 0, то на выходе 1 и наоборот.

Компьютерные устройства, производящие операции над двоичными числами, и ячейки, хранящие данные, представляют собой электронные схемы, состоящие из отдельных логических элементов.

Зарисуйте в тетради схемы логических элементов.

Отвечают на вопросы:

Анализирует работу электронной схемы.

Этап выявления места и причины затруднения

5

Пример 1.

Составить логическую схему для логического выражения: F=A v B & A.

  1. Две переменные – А и В.
  2. Две логические операции: 1-&, 2-v.
  3. Строим схему:

http://festival.1september.ru/articles/512684/img1.gif

Пример 2.

Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению F=А&Вv http://festival.1september.ru/articles/512684/Image206.gif(ВvА). Вычислить значения выражения для А=1,В=0.

  1. Переменных две: А и В;
  2. Логических операций три: & и две v; А&Вv http://festival.1september.ru/articles/512684/Image206.gif (Вv А).
  3. Схему строим слева направо в соответствии с порядком логических операций:

http://festival.1september.ru/articles/512684/img2.gif

  1. Вычислим значение выражения: F=1&0v http://festival.1september.ru/articles/512684/Image206.gif

(0v1)=0

Запись в тетради

Этап реализации построенного проекта

3

   Задание 1.

Постройте логические схемы, соответствующие логическим выражениям и найдите значения логических выражений:

  1. F=AvB& http://festival.1september.ru/articles/512684/Image206.gifC, если А=1, В=1, С=1. (1)
  2. F= ¬(AvB&C),если А=0, В=1, С=1. (1)

http://festival.1september.ru/articles/512684/img3.gif

Выполнение практических заданий у доски и на местах, результаты сравниваем с результатами на доске

Физкультминутка

1

Физминутка. Зарядка для глаз. Первое упражнение – необходимо следить взглядом за движущимся объектом по замкнутой траектории.

Второе упражнение - взгляд поочередно переводится с точки на большую окружность. Смена фокусировки.

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

5

Проводит опрос по цепочке:

За 1 правильный ответ учитель ставит 1 балл.

1. Дайте определение логики. (Наука о законах и формах мышления).

2. Какие основные понятия подчиняются законам логики. (Высказывание, утверждение,  рассуждение, умозаключение).

3. Дайте определение высказывания. (Некоторое предложение, которое может быть истинно или ложно).

4. Дайте определение утверждения. (Суждение, которое требуется доказать или опровергнуть).

5. Дайте определение рассуждения. (Цепочка высказываний или утверждений, определенным образом связанных друг с другом).

6. Дайте определение умозаключения. (Логическая операция, в результате которой из одного или нескольких данных суждений получается новое суждение).

7. Дайте определение логического выражения. (Запись или устное утверждение, в которое, наряду с постоянными, обязательно входят переменные величины).

8. Приведите примеры логических выражений.

9. Кто основоположник алгебры логики? (Английский математик Джордж Буль).

Отвечают на вопросы:

Включения в систему знаний и повторения.

5

Составить логическую схему для логического выражения: F=A B  A.

Постройте логическую схему, соответствующую логическому выражению

. Вычислить значения выражения для А=1,В=0.

Вычислим значение выражения: F=1∨∧0()=0

Построить логические схемы по формулам:

  • F= ABC, если А=1, В=0, С=1;
  • F= (AB)(CB), если А=0, В=1, С=0;
  • F= (ABC), если А=0, В=0, С=1.

Анализирует ответы учащихся.

Отметьте, пожалуйста, какие этапы урока запомнились и почему.

Решение задач

Рефлексии деятельности (итог занятия, деятельности).

2

Организует проведение рефлексии по вопросам, спроецированным на доске, задаёт домашнее задание.

У кого возникли затруднения при выполнении задания?

− В каком месте возникли затруднения?

− В чем причина, что у вас возникли затруднения?

− Что вам необходимо сделать, чтобы в дальнейшем не возникало затруднений?

Отвечают  индивидуально на вопросы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каталог компьютерных учебных материалов кабинета физики

В кабинете физики имеются программно педагогические средства двух уровней усвоения учебного материала. - 1 уровень: ППС, рассчитанные на использование в ситуациях первичного усвоения учебного материа...

Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном эт...

Учебные материалы

Методика преподавания английского языка...

Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 7 классе по теме «Краткие причастия»

Перзентация для интерактивной доски позволяет учителю полностью провести урок по данной теме с помощью интерактивной доски и проектора....

Подготовка мультимедийных учебных материалов для уроков в коррекционной школе VIII вида

«Расскажи мне - и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – я научусь»(Древняя китайская мудрость)За последние десятилетия в образовании произошли кардинальные измене...

Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.

Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...

Материалы для повышения интереса к учебному материалу

Занимательные факты по темам уроков английского языка в средней школе...