Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».
статья по теме

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir_navykov_samost_rab.doc217 КБ
Office presentation icon formirovanie_navykov_sam_rab.ppt2.44 МБ

Предварительный просмотр:

Козловская Т.В. – учитель математики МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ.

Выступление на НПК «Современный урок».

 

Тема  «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся

с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

  1. Специфика уроков математики   (слайды 3,4)

      Урок математики обладает рядом специфических особенностей:

- Содержание урока математики не является самостоятельным, оно всегда развивается на ранее изученном материале и подготавливает базу для изучения новых знаний.

- В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать.

- При обучении математике должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно продвижение вперед.

 - Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

- Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики.

     Самостоятельное усвоение учащимися новых знаний как структурный элемент занимает на уроке различное место и осуществляется разными методами. Урок может начинаться самостоятельным изучением учебного материала, тогда объяснение преподавателя направлено на уточнение и углубление знаний, самостоятельно усвоенных учащимися. Самостоятельное изучение доступного для учащихся учебного материала может сочетаться с изложением преподавателя, а также проводиться после изложения в целях осмысления и систематизации полученных  знаний, но всегда самостоятельная работа учащихся по усвоению новых знаний проводится под руководством преподавателя. Он постоянно заботится об организации деятельности учащихся, направляет ее, делает дополнения по ходу работы, т.е. управляет познавательной деятельностью учащихся.

  1. Применение элементов модульной технологии в формировании  навыков    

      самостоятельной работы учащихся 5 – 6 классов по изучению нового    

      материала  (слайды 5 – 20, 32 – 39)

Мотивы внедрения в учебный процесс модульной технологии.

    Сущность модульного обучения состоит в том, что обучаемый самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:

-  гарантированность достижения результатов обучения;

-  союз, основанный на взаимной выгоде и равных правах учителя и учеников;

-  возможность работы обучаемых в парах, в группах;

-  возможность выбора уровня обучения;

-  возможность работы в индивидуальном темпе;

-  "мягкий" контроль в процессе освоения учебного содержания  (само- и взаимоконтроль).

Модульная педагогическая технология помогает осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать её, формировать навыки самообучения и самоорганизации, обеспечивая тем самым постепенный переход от пассивного ученика к сотрудничеству ученика и учителя.

 При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

 

Структура модульного урока (слайд 5):

- постановка цели

 (очень важно, чтобы процедура целевой установки на урок вызывала у учащихся положительные эмоции по отношению к деятельности; это имеет огромное значение для пробуждения и поддержания интереса учащихся к изучению материала урока);

- мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность, актуализация знаний (интеллектуальные разминки, математические диктанты, небольшие тесты, приведение занимательных примеров, аналогий, парадоксальных фактов, создание эмоционально-нравственных переживаний, проведение занимательных учебных экспериментов, создание ситуаций удивления, исторические сведения и т.д.);

слайды:  6 – разминка (сложение и вычитание десятичных дробей),

7,81 – разминка с историческими сведениями (сравнение десятичных дробей),

9,10,11 – задачи с близкими для детей жизненными ситуациями (сложение отрицательных чисел, сложение смешанных чисел, сложение десятичных дробей)

- информационный блок (содержание в виде рассказа учителя, лекции, фильма,

  сообщений учащихся, чтения учебника или комбинаций этих компонентов),

слайды 12,13 – проблемная ситуация

слайд 14 – распечатка с методическими указаниями

- отработка материала  (практические работы, решение учебных задач, проблем, ответы  на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др.)

     - контроль  за  его   усвоением ( самоконтроль по готовому решению учителя,  

      тестирование и т.п.)  (слайды 32-39);

     - коррекцией знаний и умений (особенность коррекции в модульном обучении    

        заключается в том, что она проводится сразу же после контроля, на том же уроке, а не

        на следующем, как при традиционном обучении)

       слайды 15 – 20 – рассказ правил при решении примеров, решение задач,

       логические задачи и т.д.

     - рефлексия (оценка своей работы ).

   

  1.  Примеры самостоятельного формирования учебных  навыков на уроках геометрии.

Самостоятельное изучение материала по учебнику.

               7 класс «Прямоугольный треугольник».  слайды 21 – 30.

      Сущность работы учащихся с книгой не столько в чтении, сколько в обдумывании, в анализе текста. Из текста учащийся должен суметь извлечь главное, т.е. усвоить систему понятий, изложенных в ней, получить информацию, содержащуюся в рисунках, схемах, чертежах, формулах, справочных таблицах. Цель применения этого метода не только образовательная, она гораздо шире. Преподавателю предстоит с помощью этого метода формировать и развивать у учащихся важные общеучебные умения: выбора источника, нахождения в источнике необходимых данных, приемов "беглого" чтения, выделения основного смысла прочитанного, пользования справочным материалом.

       Из приемов самостоятельной работы учащихся с книгой к наиболее широко применяемым относятся самостоятельное изучение текста нового учебного материала, нахождение в учебнике ответов на вопросы преподавателя; заполнение таблиц, предложенных преподавателем, на основе изучения текста, составление плана прочитанного; нахождение в книге необходимых сведений для решения задач с неполными данными.

       Актуализация, мотивация – игра «да» и «нет» не говорите слайд 22. 

После  обсуждения ответов спросить, что мы знаем о прямоугольном треугольнике (только определение).Объявить цели урока.

   Организуя на уроке самостоятельную работу по приобретению новых знаний по учебнику, учитель продумывает план. Он может быть записан на доске, большом листе бумаги или карточках. В нем предусматриваются и разъясняются цель работы и пути ее достижения. План делится на два основных раздела: что ученик должен сделать, чтобы получить новое знание; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.     Слайды 24 – 26.   

    Важной составной частью этого элемента урока является целевая установка учащихся на изучение нового учебного материала Целевая установка - это не просто объявление учащимся цели урока, записанной в плане. Основное значение ее - стимулирование мотивации активной познавательной деятельности учащихся на уроке.

      Очень важно после самостоятельной работы с учебником провести обсуждение, первичное закрепление материала, необходимую коррекцию полученных знаний    (слайды 27 – 30, подведение итогов  слайд 3)1.

     

     К самостоятельной работе, требующей выполнения новой задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятельно читать задание в учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают этими умениями, им следует предоставлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, планировании работы.

    В математике часто способ решения задачи зависит от широты знаний учащихся по теме. В учебниках рассматриваются основные формулы, зависимости между величинами. Учителю полезно через специально подобранную систему задач знакомить учащихся с частными случаями основных формул, тренировать в их применении.

Проблемный  метод

           

   9 класс « Формулы площади треугольника» слайды 32, 33

Решая задачу 1, обратить внимание, что один из катетов прямоугольного треугольника можно рассматривать как его высоту. Тогда формула площади прямоугольного треугольника будет выглядеть так:.

После решения задачи 2 учитель просит придать значение стороне равностороннего треугольника и устно находит его площадь (создание ситуации удивления ) . После этого предложить вывести формулу площади  равностороннего треугольника в общем виде ( сторона = а).

 4. Выводы (слайд 40).

     Учащимся вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний.

   Самостоятельность можно определить как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Основой этой системы должно стать совершенствование ранее приобретенных ЗУН.

     Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определенной системе.

Организация самостоятельной работы, руководство ею  – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Самостоятельная работа – не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.

    Самостоятельная работа только тогда достигает наибольшего успеха, когда школьники осознают результат своих достижений. Большую роль в этом играет проведенный учителем анализ работы учащихся, а также самоанализ ученика.

Источники.

  1. Виленкин Н.Я.и др. «Математика 5»  изд  «Мнемозина» 2009.

  1. Виленкин Н.Я.и др. «Математика 6»  изд  «Мнемозина» 2010.

  1. Погорелов А.В. «Геометрия» изд. «Просвещение» 2004.

  1.  www.festival. 1 september.ru

  1. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4857/Itemid,118/

  1. http://www.authorstream.com/Presentation/gummatov889583-7/

7 http://osvarke.info/122-organizaciya-i-metodika-provedeniya-urokov.html   

   «ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ И

    ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ПРЕДМЕТАМ»

МБОУ «Хову-Аксынская» СОШ.

9 апреля 2012 года.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на НПК «Современный урок». Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом. Учитель математики МБОУ «Хову-Аксынская СОШ Козловская Т.В.

Слайд 2

На современном этапе развития учебно-воспитательного процесса наблюдается постепенный отказ от приоритетного формирования ЗУН в чистом виде. Центр тяжести переносится на формирование способностей личности учащихся, особенно способности ее к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков. Все эти категории входят в понятие «компетентность». Воспитание компетентного человека и должно служить главной конечной целью образовательного процесса в средней школе.

Слайд 3

Специфика уроков математики. Содержание урока математики не является самостоятельным. В процессе овладения математическими знаниями в большей степени по сравнению с другими предметами уделяется внимание развитию логического мышления, умениям рассуждать, доказывать. При обучении математике должны быть созданы условия, при которых каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изученном материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможно продвижение вперед.

Слайд 4

Специфика уроков математики. Теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, значит, теория не отрывается от практики. Математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.

Слайд 5

Структура модульного урока: - постановка цели, - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность, актуализация знаний, - информационный блок, - отработка материала , - контроль за его усвоением , - коррекция знаний и умений, - рефлексия.

Слайд 6

Ну-ка, сосчитай! 34 + 62 = 96 28 + 105 = 133 38 – 18 = 20 83 – 55 = 28 Уравняйте количество десятичных знаков: 2,14 и 64,2 0 0,035 и 34, 7452 0 2,4 000 5,8 5 класс

Слайд 7

Девиз урока: «Кто ищет, тот всегда найдет». С К Т Е А В У И Н 5 класс

Слайд 8

Симон Стевин Фламандский ученый Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой «Десятая», изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в Европе началось широкое использование десятичных дробей. С. Стевин для отделения целой части от дробной ставил нуль в кружочке.

Слайд 9

Мотивация на усвоение материала Пусть температура воздуха была равна -4 0 С. Ближе к вечеру она изменилась на -3 0 С. Что стало с температурой: понизилась или повысилась? Какой стала температура воздуха к вечеру? -4+(-3)= - 7 5 5 0 0 -5 -5 6 класс

Слайд 10

На школьных соревнованиях по прыжкам в длину результат засчитывался как сумма трех попыток. На первое место претендовали Алим и Начын. Кто из мальчиков выиграл, если попытки Алима 3,6м; 3,42м; 3,54м, а попытки Начына 3,49м; 3,4м; 3,58м? 5 класс

Слайд 11

Чтобы отмыть всю семью, вернувшуюся после активной прогулки, маме пришлось купить три куска мыла по цене рубля за кусок, флакон шампуня за рубля, стиральный порошок за рубля и средство для мытья ванн за рубля. Во сколько обошлись семье гигиенические процедуры? 5 класс

Слайд 12

Как разделить 3 яблока поровну между 2 детьми? 5 класс

Слайд 13

- смешанное число

Слайд 14

Информационный блок Компонент 3. Умножение десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т.д.. (10 мин) Цель : ознакомить с правилом умножения десятичных дробей на 10, 100, 1000 и т.д., выработать первичные навыки применения данного правила. Методические указания: чтобы умножить десятичные дроби на 10, 100, 1000 и т.д., нужно в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо , сколько нулей стоит в множителе после единицы. Пример: 0,0456 · 1 000 = 0 045 ,6 = 45,6; 4,3 · 1 00 = 4 30. Реши самостоятельно. Выполнить действия (каждый пример «стоит» 1 балл). 1 вариант. 2 вариант. 1) 27,67 · 10 1) 75,13 · 10 2) 7,42 · 100 2) 9,43 · 100 3) 0,678 · 1000 3) 0,475 · 1000 4) 4,73 · 1000 4) 6,75 · 1000 5 класс

Слайд 15

Объясни, как складывать (вычитать) десятичные дроби? 16,25 + 24,3 = 16,25 + 24,30 = 40,55 2,4 – 1,28 = 2,40 – 1,28 = 1,12 25,135 + 0,865 = 26,000 = 26

Слайд 16

Кто выиграл? Алим 3,6 + 3,42 + 3,54 = 3,60+ 3,42 + 3,54 = 10,56м. Начын 3,49 + 3,4 + 3,58 = 3,49 + 3,40 + 3,58 = 10,47м. Выиграл Алим.

Слайд 17

Объясни, как умножить десятичную дробь на натуральное число. 13,6 * 23 = 13,6 23 408 272 3128 * + , 312 , 8 1 цифра после запятой 1 цифра после запятой

Слайд 18

25185 * 100 = Объясни, как умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т.д. , 2518,5 314 * 1000 = , 3140

Слайд 19

Логическая задача Таня, Оля, Наташа, Катя и Ира измерили свой рост. Получились результаты: 1,3 м, 1,47 м, 1,5 м, 1,4 м, 1,38 м. Известно, что Оля ниже Наташи, но выше Тани. Катя выше Наташи, а Ира ниже Тани. Найдите рост каждой девочки.

Слайд 20

Проверь себя Таня-1,38м Оля-1,4м Наташа-1,47м Катя-1,5м Ира-1,3м

Слайд 21

Прямоугольный треугольник ( Пр. Δ ) Цели: 1. Дать определение прямоугольного треугольника, название его сторон. 2. Рассмотреть свойства прямоугольных треугольников. 3. Рассмотреть признаки равенства прямоугольных треугольников. 4.Формировать навыки работы с учебным текстом, умение выделять главное, составлять конспект. 7 класс

Слайд 22

«да» и «нет» не говорите, ставьте + или - А С В

Слайд 23

Что нужно сделать: Прочитать п. 35 стр. 57. Начертить в тетради прямоугольный треугольник, подписать название сторон. Обдумать, каким свойством обладают углы. Выписать признак равенства пр. Δ Вспомнить ( п. 20, 22, 27) признаки равенства Δ .

Слайд 24

Уметь: 1. Уметь чертить прямоугольный треугольник, знать название его сторон. 2. Знать свойство острых углов прямоугольных треугольников, применять в решении задач. 3. Применять признаки равенства прямоугольных треугольников. После 29

Слайд 25

Определение прямоугольного треугольника А В С гипотенуза катет катет

Слайд 26

Свойства прямоугольного треугольника 1. Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна 90 º . 2. Катет прямоугольного треугольника, лежащий против угла 30 º , равен половине гипотенузы. 3. Если катет равен половине гипотенузы, то он лежит против угла 30 º .

Слайд 27

Определи… М К Р А Т О N L H 53 º 45 º 30 º 4 ,5 см 9 см

Слайд 28

Признаки равенства прямоугольных треугольников = = =

Слайд 29

Подведем итоги: Продолжить предложение: 1. Треугольник называется прямоугольным, если ……. 2. Катет, лежащий против угла в 30 ˚.... 3. Если катет равен половине гипотенузы, то……

Слайд 30

Найти площадь фигуры 5 3 4 S =1/2 ab S = ½ а ·h Задача 1. S =6 h = √ 25 – 9 = 4 9 класс

Слайд 31

Найти площадь фигуры 4 Задача 2. A C B D S = ½ а ·h h = √ 12 = 2√ 3 S = ½ ·4 · 2√ 3= 4√ 3 S = 1/4 а 2√3

Слайд 32

Здравствуйте! Сейчас Вам будет предложен тест по математике из 5 вопросов. Нажимайте на кнопки на экране под вопросами, в которых, по Вашему мнению, записан верный ответ. Нажмите кнопку «далее», чтобы начать тестирование. Желаем удачи! Тест 3. Итоговый .

Слайд 33

Решить уравнение х + 5,7 = 10 4,7 15,7 4,3 5,7

Слайд 34

Решить уравнение 16,1 9,7 44,3 х – 3,2 = 12,9

Слайд 35

Найти значение выражения 5 · а + 12,13, если а = 2,4. 13,15 22,33 24,13

Слайд 36

Реши задачу: «Турист отправился в отпуск на велосипеде. Какое расстояние он проедет за 4 часа, если двигается со скоростью 37,6 км/ч?» 150,4 км 15,04 км 1504 км

Слайд 37

Реши задачу. «Скорость улитки 0,53 м/мин. Какое расстояние она пройдет за 10 мин?» 53 м 0,530 м 5,3 м

Слайд 38

Ошибка! Вспомни правила!

Слайд 39

Работа закончена. Ты молодец!

Слайд 40

Выводы: Учащимся вполне доступна самостоятельная работа, направленная на изучение и усвоение новых знаний. Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определенной системе. Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Самостоятельная работа – не самоцель, она является средством формирования у учащихся активности и самостоятельности как черт личности, развития их интеллектуальных и творческих способностей.

Слайд 41

Из истории терминов Термин « гипотенуза » произошел от греческого «тянущаяся под чем-либо», «стягивающая». Слово берет начало от древнеегипетских арф, на которых струны натягивались на концы двух взаимно перпендикулярных подставок.

Слайд 42

Из истории терминов Термин « катет » - от греческого «катетос» - отвес, перпендикуляр. Евклид употреблял выражения «стороны, заключающие прямой угол» для катетов и «сторона, стягивающая прямой угол» для гипотенузы.

Слайд 43

Источники: Виленкин Н.Я.и др. «Математика 5» изд «Мнемозина» 2009. Виленкин Н.Я.и др. «Математика 6» изд «Мнемозина» 2010. Погорелов А.В. «Геометрия» изд. «Просвещение» 2004. www.festival. 1 september.ru http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4857/Itemid,118/ http://www.authorstream.com/Presentation/gummatov889583-7/ http://www.authorstream.com/Presentation/gummatov-889583-7 Картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?p=8&text

Слайд 44

Спасибо за внимание! Удачи и творческих свершений!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования навыков самостоятельной работы учащихся

В статье описываются разные формы, способы и приемы организации самоятельной работы учащихся на уроке....

Развитие познавательного интереса и навыков самостоятельной работы учащихся на основе технологии УДЕ (Укрупнение Дидактических Единиц)

Применение технологии УДЕ по Эрдниеву П.М. на примере рассмотрения темы "Модуль числа" в школьном курсе математики...

Дидактические карточки для формирования навыков самостоятельной работы учащихся

На уроках физики, как и на уроках по другим предметам, с помощью различных самостоятельных работ учащиеся могут приобретать знания, умения и навыки. Все эти работы только тогда дают полож...

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"

Работа по проблемной теме "Развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка в условиях коррекционной школы"...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках истории как средство развития личности интегрированной в современном обществе.

Самостоятельная учебная работа – такой вид учебной деятельности, при котором предполагается определенный уровень самостоятельности  учеников во всех ее структурных компонентах – от постановки про...

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроках баяна,аккордеона.

   На сегодняшний день наблюдения показывают, что в педагогической среде всё ещё живут так называемые «натаскивания», при которых обучающиеся слепо подражают своему педагогу, механиче...

Формирование навыков самостоятельной работы учащихся на уроках

Одна из основных задач школы - подготовка учащихся к жизни в современном обществе, воспитание мыслящего человека, умеющего анализировать, сравнивать, ориентироваться в потоке информации. Для этого нео...