«Текст как форма представления информации» 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Дойнеко Марина Леонидовна

Открытый урок "Текст как форма представления информации" 5 класс информатика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroktekst_kak_forma_predstavleniya_informatsii.docx55.35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 10. Текст. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

Предмет: Информатика

Класс: 5 класс

Планируемые образовательные результаты:

предметные – общее представление о тексте как форме представления

информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном

языке; сформировать у школьников представление о компьютере как

инструменте обработки текстовой информации;

метапредметные – основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить

речевое высказывание в письменной форме;

личностные – чувство личной ответственности за качество окружающей

информационной среды.

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о тексте как одной из самых распространённых форм

представления информации;

2) рассмотреть вопросы, касающиеся исторических аспектов создания

текстовых документов;

3) рассмотреть компьютер как инструмент создания текстовых документов.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

текст;

текстовая информация;

текстовый документ.

Тип урока:  урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Метод проведения: лекция, практическая работа, метод проектов

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя,

мультимедийный проектор,

экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Текстовая информация»;

2) презентация «Цепочки слов».

Литература:

1) Информатика: учебник для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,

2) Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.

3)  Информатика: рабочая тетрадь  для 5 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.-  М.:  БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013 г.,


Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие мои юные информатики! Наше занятие мне хотелось бы начать со следующих строк:

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда – за работу!

Удачи желаю я вам!

 Сегодня наше занятие необычно тем, что на нем присутствуют гости. Я очень надеюсь, что вы не будете стесняться, будете активными. Сегодня вам предстоит вспомнить известные вам факты, открыть новые знания и  научиться их применять в ходе практической работы. Я думаю, вы  отлично с этим справитесь.

Итак, желаю вам всем отлично потрудиться!

Повторение

На прошлом уроке мы познакомились с кодированием …Давайте вспомним  что такое метод координат? Выполните задание1

Проверяем, вот что должно получиться.

Для того чтобы узнать о чем будет наш урок сегодня я предлагаю

               выполните задание2

 

Задание 3

- Так что же такое текст? Давайте теперь попробуем ответить на этот вопрос.

(словесное высказывание)

Задание 3 карточка

Слушая внимательно, записывайте только вторую букву каждого слова. Дальше надо разбить символы на слова. А что у вас получится мы сейчас узнаем.

Смола, бок, крыша, поле, узор, лист, усы, молния, клад, иней, сцена, герой, удар, перо, юнга, вьюга, очки, куртка, одеяло, пень, ослик, ангел, лыжи, Айболит.

Cтрока из хорошо известного вам текста стихотворения. Кто его автор? (Зимнее утро, А.С.Пушкин)

Мороз и солнце, день чудесный

Итак, сейчас мы  с вами работали с текстом: читали, записывали, рассказывали.

Вывод: таким образом, текст - любое словесное высказывание написанное, напечатанное или существующее в устной форме.

 В каких формах может быть представлен текст

                                                                Текст

                                                словесное высказывание

        напечатанное                        написанное                     в устной форме.

Какой мы можем сделать вывод?

-  А какую информацию может хранить, передавать и обрабатывать компьютер?

 (графическую, текстовую, числовую, звуковую)

Ты часто читаешь книги?

- В какой форме может быть представлена информация в книгах?

- Бегло пролистай учебную книгу на твоем столе. Скажи, какой формы представления информации больше? Почему?

- Догадайся, зачем мы говорим о текстовой форме представления информации?

 

-Как вы думаете, с какой  формой информации человек работает больше всего?

                    (текстовой)

- Совершенно верно.

Так что же мы сегодня будем изучать? Попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

(Текст как форма представления информации). 

Молодцы!

Сегодня мы продолжим изучение информации и расширим  знания о формах представления информации, рассмотрим   наиболее распространенную  форму представления информации – текстовую, изучим и закрепим понятия текст и текстовая информация.

Итак, тема нашего урока «Текст как форма представления информации».  

Откройте  рабочую тетрадь. Запишите тему урока.

  1. Объяснение нового материала: 

Очень давно люди изобрели специальную систему знаков для кодирования звуков человеческой речи. Так зародилась письменность. Народы населяющие Землю делали это по-разному.

Я предложила вам поработать над проектом «История письменности». Давайте узнаем, что интересного нашли наши исследователи:

  • Древний Китай
  • Древнее Двуречье
  • Финикия
  • Индия и Китай
  • Древняя Греция

Подходящий для письма материал был обнаружен в Древнем Египте.

На побережье Нила в изобилии произрастал папирус – растение похожее на нашу осоку. Из его стеблей вырезали полосы, смазывали их  клеем,  высушивали на солнце. Получались тонкие, гибкие листы удобные для письма. В других странах использовали иной материал для письма. Например, в России широко применяли для этих целей бересту. Во II веке н.э. в Китае придумали способ производства бумаги из растительного сырья. Позднее секрет изготовления бумаги узнали арабы, а в X веке и европейцы. В течение тысячи лет бумага верой и правдой служила человеку. Совершенствовались только технология производства и способы нанесения текста на бумагу.

- О чем нам сейчас рассказал Леша?

(о носителях информации)

-Люди всегда стремились не только точно записать смысл сказанного, но и сделать текст художественно выразительным. Например, заглавные буквы в начале повествования красочно разрисовывались, страницы украшались разнообразными орнаментами, придумывались различные шрифты. Появился даже особый вид искусства – каллиграфия.

Для того чтобы получить еще один экземпляр рукописи, требовалось переписать ее заново. Поэтому каждая книга становилась самостоятельным произведением искусства

Тиражирование рукописей стало возможным лишь с изобретением книгопечатания.

В России первые печатные книги появились в Москве в эпоху Ивана Грозного. Русский первопечатник Иван Федоров отпечатал первую книгу в 1564 г.

Спасибо, за интересные сообщения.

Всякий письменный текст – это определенная последовательность символов.

Послушайте стихотворение  

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом —

И хозяйничает в нем!

Но едва туда вошла Буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться

Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной!"   (Звери)

На виду у детворы

Крысу красят маляры.   (Крышу)

Посмотрите-ка, ребятки:

Раки выросли на грядке.   (Маки)

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

- Там ползет зеленый лук   (жук)

С длинными усами!

Тает снег. Течет ручей.

На ветвях полно врачей,   (грачей)

Старый дедушка Пахом

На козе скакал верхом,   (коне)

Мама с бочками пошла   (дочками) 

По дороге вдоль села.

Миша дров не напилил,

Печку кепками топил,   (щепками)

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.   (чайки)

Какой вывод? Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл.

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Рассмотрим все возможные варианты расстановки запятой и посмотрим, как при этом меняется смысл.

Таким образом, всего лишь от одного символа - запятой  зависит жизнь человека.

Выполним задание. Изменив одну букву в слове получить новое (приложение: «Цепочка слов»). Бег-шаг  жетоны

Любой из вас согласится с тем, как много сил и времени затрачивается на записи, которые приходится делать в разных ситуациях. На уроке вы записываете в тетради объяснение учителя; дома – домашнее задание; пишите письма родственникам или друзьям; кто-то занимается литературным творчеством и пр. При ручной записи или даже при использовании пишущей машинки часто неприятной проблемой становится необходимость исправлять ошибки или вносить какие-то изменения в текст. При этом приходится зачеркивать, стирать, заклеивать, что портит вид текста. Необходимость переписывать текст ведет к лишнему расходу бумаги.

   Компьютер коренным образом изменил технологию письма.

Компьютер, это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте на другие компьютеры.

  1. Практическая работа на компьютере: слова и анаграммы

ЗАПИШИ РЯДОМ СЛОВА- АНАГРАММЫ (вспомним, что такое анаграмма. Слово, составленное из другого перестановкой букв. Например: весна-навес, смола- масло и т.д.

Алгоритм Переставь слоги местами и слово превратится в другое.

Замени слово:

Алгоритм:

  • кабан
  • рано
  • лыжи
  • сосна
  • навес
  • цоколь

1. выдели слог кА

2.правка\вырезать

3. поставь курсор рядом с Н

4. правка \вставить

. Найди в данных словах спрятавшиеся слова:

Слова:

Алгоритм:

  • Победа-
  • Бусы-
  • Тапочки-
  • Удочка-
  • Машина-
  • Рыбак-

Выдели слово беда

Правка\копировать

Поставь курсор рядом с -

Правка\вставить

Дополнительно на слайде практическое задание

Выполняем задание с карточками.

Итог урока:   Для компьютера текст – это последовательность символов, которые он хранит, обрабатывает и передает по информационным каналам.

Для человека текст – это способ хранения и передачи информации другим людям.

Заполнить пропуски в предложениях.

 Задание 4

Итак, давайте подведем итог нашего урока. Заполните пропуски в тексте.  

Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется ________________. Такой информацией мы пользуемся ежедневно.    _____________________________– это удобная  форма представления информации.   Минимальная единица текста – это _______. К ним  относятся ____________, _________, _____________________. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить ______________ текста. Поменялись карточками, Читаем проверяем.

Информация, представленная в виде написанного или напечатанного текста называется текстовой. Такой информацией мы пользуемся ежедневно. Письменный текст – это удобная  форма представления информации.  Минимальная единица текста – это символ.  К символам относятся буквы, цифры, знаки препинания. Пропуск или замена хотя бы одного символа могут кардинально изменить смысл текста.

Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? (ответы учеников) на слайде

таким образом, на сегодняшнем уроке мы больше узнали о формах представления информации, выяснили, что текст – это наиболее распространенная форма представления информации, что смысл текста меняется при изменении всего лишь одного символа, поэтому впредь мы будем аккуратнее относиться к работе с текстом, написанию, чтению и формулировке текстовых фрагментов.

Рефлексия

 За активную работу на уроке получают оценки: озвучить оценки за урок.

  1. Домашнее задание  РТ.  103, 104

Мел  одия три   буна фарт  ук  мед  ведь ураг  ан   пар  ад   драк  он гор  шок  мол  око  вор  она


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики в 5 классе "Форматирование текста - изменение формы представления информации"

Представлена разработка урока информатики в 5 классе по теме "Форматирование текста - изменение формы представления информации" с использование интерактивной доски Smart Board  в приложении Smart...

Презентация и конспект урока «Текст как форма представления информации» Л. Л. Босова 5 класс

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы: углубить представления учащихся о формах представления информации;  акцентировать внимание учащихся ...

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.

Конспект урока по информатике для 5 класса. Составлен в соответсвии с ФГОС. УМК Босова Л.Л....

Разработка урока по информатике и ИКТ для 5 класса по теме "Кодирование информации. Текст как форма представления информации."

Комбинированный урок. В ходе актуализации обучающиеся повторяют основные способы кодирования информации. Изучают новый материал и рассмаривают ТЕКСТ как один из способов представления информации. Знак...

5 класс ФГОС. Урок 10. Текст как форма представления информации

Урок 10. Текст как форма представления информации.Компьютер – основной инструмент подготовки текстовПланируемые образовательные результаты:предметные – общее представление о тексте как форме представл...

Урок информатики в 5 классе «Текст как форма представления информации»

Урок информатики по теме "Текст как форма представления информации" для 5 класса. УМК Босовой Л. Л....

Разработка урока "Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов"

Урок расчитан для учащихся 5 класса и направлен на формирование представления о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы (дистанционное обучение). На у...