Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (11 класс)
Рабочая программа по информатике для 11 класса по учебнику ФГОС Л.Л. Босова, А.Ю.Босова на 2022.-2023 учебный год. В программе находится также календарно- тематическое планирование. Программа рассчитана на 34 часа (занятия 1 ч в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_11_klass_2023.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержательный раздел
ООП СОО МБОУ СОШ №20
П.2.2
Город Новочеркасск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике на 2022-2023 учебный год
Уровень общего образования: основное среднее образование, 11 класс
Количество часов - 33 часа
Учитель: Руина Светлана Павловна
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 11 класса составлена в соответствии с Положением о рабочей программе педагога МБОУ СОШ № 20 на основе:
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- основной образовательной программы ФГОС ООО МБОУ СОШ № 20;
- приказа Минобрнауки России от 22.03.2021 №115 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
На изучение информатики в 11 классе согласно Учебному плану МБОУ СОШ № 20 на 2022-2023 учебный год отводится 1 час в неделю из ФК, что составляет 34 часа в год. В соответствии с календарным графиком школы на реализацию программы по информатике в 11А запланировано 33 часа (календарно – тематическое планирование предмета составлено с учетом государственных праздничных дней, определенных Правительством РФ). Прохождение программного материала в 11А классе будет обеспечено за счет повторения за 33 часа вместо 34 часов.
Содержание программы реализуется посредством учебно – методического комплекта, состоящего из следующих компонентов:
- Учебник «Информатика: Учебник для 11 класса», Босова Л.Л.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020;
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 10-11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Цели обучения курса информатики в 11 классе
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на базовом уровне среднего общего образования — обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, его готовности к жизни в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10-11 классах должно обеспечить:
• сформированность представлений о роли информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном обществе, основ логического и алгоритмического мышления;
• сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
• сформированность представлений о влиянии информационных технологий на жизнь человека в обществе; понимание социального, экономического, политического, культурного, юридического, природного, эргономического, медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
• принятие правовых и этических аспектов информационных технологий; осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование информационных систем, распространение информации.
• создание условий для развития навыков учебной, проектной, научно-исследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию.
Достижение этих целей предполагает реализацию следующих задач:
- Систематизировать подходы к изучению предмета;
- Сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- Сформировать основы логического и алгоритмического мышления;
- Научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
- Показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- Сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Формирование фундаментальных представлений, касающихся информационной составляющей современного мира, создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — прерогатива школьного курса информатики. Его изучение обеспечит школьникам более широкие возможности реализации индивидуальных образовательных запросов; будет способствовать повышению уровня адаптации выпускника школы к жизни и работе в современном информационном обществе; даст дополнительные гарантии получения качественного бесплатного конкурентоспособного образования, которое невозможно без знания информатики и ИКТ; положительно скажется на уровне подготовки выпускников школы, которые будут иметь необходимые компетенции для получения профессионального образования.
Вместе с математикой, физикой, химией, биологией информатика закладывает основы естественнонаучного мировоззрения, формирует понимание огромного значения дисциплины в формировании мировоззрения современного человека. Полученные на уроках теоретические сведения позволят ученикам систематизировать, осмысливать и обобщать уже имеющийся опыт. Это способствует овладению приёмами самостоятельного анализа, синтеза, отбора и систематизации информации, а также развитию критического мышления. Изучение информатики создаёт условия для применения полученных знаний на других школьных предметах и в повседневной жизни, направлено на систематизацию представления учащихся об информационном моделировании, как основном методе приобретения знаний путём расширения и укрепления навыков использования средств ИКТ.
В рабочей программе по информатике предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в информационную деятельность, обеспечение понимания ими изученного материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков, умений решать информационные задачи, разбираться в современных технологиях.
Планируемые результаты освоения учебного
предмета информатика для обучающихся 11 классов
В результате изучения информатики планируются следующие результаты освоения программы:
Личностные:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;
-– ориентация обучающихся на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм;
– готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
– понимание роли информационных процессов в современном мире;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству в процессе образовательной, творческой, общественно-полезной, учебно-исследовательской деятельности;
- способность связать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
- ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
- включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Предметные
- включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
- формирование информационной и алгоритмической культуры;
- развитие алгоритмического мышления;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях (информация, алгоритм, модель) и их свойств;
- формирование умений формализации и структурирования информации;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете;
- формирование представления о компьютере, как универсальном устройстве обработки информации;
- развитие основных навыков и умений использования ЭВМ.
Математические основы информатики
Выпускник научится:
- описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
- кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
- оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
- определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
- определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
- записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
- определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
- использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
- описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
- познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
- использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы)
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
- узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
- познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
- познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
- ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
- узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
- составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник научится:
- классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
- выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
- разбираться в иерархической структуре файловой системы;
- осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
- использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
- использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
- навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
- различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т. д.);
- приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- основами соблюдения норм информационной этики и права;
- познакомится с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
- узнает о дискретном представлении аудио-визуальных данных.
Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
- узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
- практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
- познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
- познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
- познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
- узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
- узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
- получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
- получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
- осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
- узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера.
∙ аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
∙ применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
∙ использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
∙ соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за пер сональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
∙ переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, за писанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
∙ определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
∙ строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
∙ определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
∙ узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
∙ читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
∙ выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
∙ создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
∙ понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
∙ использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
∙ использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
∙ использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета. Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
∙ строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
∙ использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах
∙ классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
∙ понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
∙ использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
∙ понимать принцип управления робототехническим устройством;
∙ осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
∙ диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
∙ использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
∙ узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
∙ научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
∙ выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
∙ использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
∙ получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
∙ применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку про грамм;
∙ использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.
∙ использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
∙ анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
∙ понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
∙ создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы; организовывать личное информационное пространство;
∙ критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет. 11 класс Выпускник научится:
∙ аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
∙применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
∙использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
∙ соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за пер сональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
∙переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, за писанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
∙ определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации
∙ строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
∙ определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
∙ узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;
∙ читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
∙ выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
∙ создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
∙понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
∙использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
∙использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
∙использовать в повседневной практической деятельности (в том числе — размещать данные) информационные ресурсы интернет сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
∙ строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
∙ использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах
∙ классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач; ∙
понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
∙ использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
∙ понимать принцип управления робототехническим устройством;
∙ осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
∙ диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
∙ использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных; узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
- научиться складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;
- использовать знания о постановках задач поиска и сортировки, их роли при решении задач анализа данных;
- получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
- применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку про грамм; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы. использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире;
- узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
- создавать веб-страницы, содержащие списки, рисунки, гиперссылки, таблицы, формы;
- организовывать личное информационное пространство; критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
метапредметные
Регулятивные:
- самостоятельно работать, внимательно выслушивать мнение других, уважительно относиться к ответам одноклассников, умение доводить до конца начатую работу;
- задавать вопросы, определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата;
- оценивать объективно труд своих товарищей, анализировать, делать выводы;
- определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- выступать устно или письменно о результатах своих действий, умение организовывать свою деятельность;
- ставить цель и организовывать ее достижение, уметь пояснить свою цель;
- организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку учено–познавательной деятельности.
Познавательные:
- владеть обще предметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель»;
- выполнять действия по заданному алгоритму;
- делать предположения об информации, нужной для решения учебной задачи;
- устанавливать причинно - следственные связи, строить логические рассуждения;
- строить логические рассуждения при выполнении различных видов работ;
- расширенный поиск информации с использованием ресурсов и интернета.
Коммуникативные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
- уметь договариваться, менять и отстаивать свою точку зрения;
- использовать информационные термины в речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку своих действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Содержание учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
№ п/п | Наименование разделов | Характеристика основных содержательных линий | Лабораторные, практические работы, экскурсии, направления проектной деятельности | Использование резерва учебного времени |
1. | Цели изучения курса информатика. Инструктаж по ТБ. | Цели и задачи изучения курса в 11 классе; Основные части предметной области информатики. Правила организации рабочего места, техника безопасности при работе за компьютером. Правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; | ||
2. | Обработка информации в электронных таблицах | Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Инструменты анализа данных | КР №1 | |
3. | Алгоритмы и элементы программирования | Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языках программирования. Структурированные типы данных. Массивы. Структурное программирование | КР №2 | |
4. | Информационное моделирование | Модели и моделирование. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Электронные (динамические) таблицы. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования). Моделирование на графах. Базы данных. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Системы управления базами данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | КР №3 | |
5. | Сетевые информационные технологии | Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Вебсайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Службы Интернета. Интернет как глобальная информационная система. | ||
6. | Основы социальной информатики | Информационное общество. Информационное право и информационная безопасность. | тестирование |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименова | Общее количество часов | Сроки изуче ния | Основное содержание темы | Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся | Универсальные учебные действия |
1 | Цели изучения курса информатика. Инструктаж по ТБ. | 1 | 5.09. | Основные части предметной области информатики. Правила организации рабочего места, техника безопасности при работе за компьютером. Правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами; | Групповая - обсуждение основной части предметной области информатики Фронтальная – ответы на вопросы по темам: «правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами Обработка информации. Передача и хранение информации». Индивидуальная – обработка информации на ПК, правила организации рабочего места, техника безопасности при работе за компьютером | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; контроль и самоконтроль – различать способ и результат действия; прогнозирование – Предвосхищать результаты. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде, обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами, инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех |
2. | Обработка информации в электронных таблицах | 6
| 12.09. 17.10. | Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Инструменты анализа данных | Групповая - обсуждение функций табличного процессора. Фронтальная – ответы на вопросы по темам: «редактирование и форматирование в табличном процессоре, встроенные функции и их использование, инструменты анализа данных». Индивидуальная – обработка информации на ПК, решение задач на использование возможностей электронной таблицы. | |
3. | Алгоритмы и элементы программирования | 9 | 24.10. 26.12. | Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языках программирования. Структурированные типы данных. Массивы. Структурное программирование | Групповая – обсуждение основных сведений об алгоритмах, алгоритмических структур. Фронтальная – ответы на вопросы по темам: «запись алгоритмов на языках программирования, структурированные типы данных, массивы, структурное программирование» Индивидуальная – обработка информации на ПК, решение задач на тему «Структурное программирование» | |
4. | Информационное моделирование | 8 | 9.01. 27.02. | Модели и моделирование. Математическое моделирование Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики). Электронные (динамические) таблицы. Примеры использования динамических (электронных) таблиц на практике (в том числе — в задачах математического моделирования). Моделирование на графах. Базы данных. Реляционные (табличные) базы данных. Таблица — представление сведений об однотипных объектах. Поле, запись. Ключевые поля таблицы. Системы управления базами данных. Поиск и выбор в базах данных. Сортировка данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач. | Групповая - обсуждение некоторых сведений из теории «Модели и моделирование». Фронтальная – ответы на вопросы по темам: «представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. графическое представление данных (схемы, таблицы, графики), электронные (динамические) таблицы». Индивидуальная – использовать при решении задач возможности электронных таблиц и СУБД. | |
5. | Сетевые информационные технологии | 5 | 6.03. 10.04. | Компьютерные сети Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Сетевое хранение данных. Облачные сервисы. Службы Интернета. Интернет как глобальная информационная система. | Групповая - обсуждение основной части предметной области информатики Фронтальная – ответы на вопросы по темам: «правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами», «Обработка информации. Передача и хранение информации». Индивидуальная – обработка информации на ПК, правила организации рабочего места, техника безопасности при работе за компьютером | Регулятивные - определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения, работают по составленному плану, используют наряду с основными дополнительные средства. Познавательные - передают содержание в сжатом (развернутом) виде, обще учебные– использовать общие приемы решения поставленных задач; знаково-символистические действия, смысловое чтение Коммуникативные - оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций, умеют при необходимости отстаивать точку зрения, аргументируя ее, подтверждая фактами, инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью; проявлять активность во взаимодействии для решения задач; формулировать собственное мнение, слушать собеседника; управление коммуникацией – разрешать конфликты на основе учета интересов и позиции всех. |
6. | Основы социальной информатики | 4 | 17.04. 22.05. | Информационное общество. Информационное право и информационная безопасность | Групповая - обсуждение особенностей и критериев развития информационного общества. Фронтальная – ответы на вопросы по темам: информационное право и информационная безопасность. Индивидуальная – обработка информации на ПК, применение знаний по теме «Информационное право и информационная безопасность» |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ
В 11А НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Номер урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Д/задание |
I полугодие | ||||
1 | Табличный процессор. Основные сведения | 1 | 5.09.2022 | §1 вопросы |
2 | Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 | 12.09.2022 | §2 вопросы |
3 | Встроенные функции и их использование | 1 | 19.09.2022 | §3 п.1, 2 |
4 | Логические функции | 1 | 26.09.2022 | §3 п.3, стр.44 №7,8,10 |
5 | Финансовые и текстовые функции | 1 | 3.10.2022 | §3 п.4,5, стр.45 №11-13 |
6 | Инструменты анализа данных | 1 | 10.10.2022 | §4 стр.61 №10 |
7 | Контрольная работа №1 по теме «Обработка информации в электронных таблицах» | 1 | 17.10.2022 | |
8 | Основные сведения об алгоритмах. | 1 | 24.10.2022 | §5 вопросы |
9 | Алгоритмические структуры | 1 | 7.11.2022 | §6 вопросы |
10 | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 1 | 14.11.2022 | §7п.1,2 |
11 | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 1 | 21.11.2022 | §7 п.3 |
12 | Функциональный подход к анализу программ | 1 | 28.11.2022 | §7 п.4 |
13 | Структурированные типы данных. Массивы | 1 | 05.12.2022 | §8 |
14 | Структурное программирование | 1 | 12.12.2022 | §9 п.1,2 |
15 | Контрольная работа №2 по теме «Алгоритмы и элементы программирования | 1 | 19.12.2022 | §9 п.3,4 |
16 | Модели и моделирование | 1 | 26.12.2022 | §10 |
II полугодие | ||||
17 | Моделирование на графах | 1 | 9.01.2023 | §11 |
18 | Знакомство с теорией игр | 1 | 16.01.2023 | §11 п.2 |
19 | База данных как модель предметной области | 1 | 23.01.2023 | §12 п.1-3 |
20 | Реляционные базы данных | 1 | 30.01.2023 | §12 п.4 |
21 | Системы управления базами данных | 1 | 6.02.2023 | §13 п.1,2 |
22 | Проектирование и разработка базы данных | 1 | 13.02.2023 | §13 п.3,4 |
23 | Контрольная работа№3 по теме «Информационное моделирование» | 1 | 20.02.2023 | |
24 | Основы построения компьютерных сетей | 1 | 27.02.2023 | §14 п.1-3 вопросы |
25 | Как устроен Интернет | 1 | 6.03.2023 | §14 п.4-5 вопросы |
26 | Службы Интернета | 1 | 13.03.2023 | §15 вопросы |
27 | Интернет как глобальная информационная система | 1 | 20.03.2023 | §16 стр.226 №10,11 |
28 | Тест по теме «Сетевые информационные технологии. | 1 | 3.04.2023 | |
29 | Информационное общество | 1 | 10.04.2023 | §17 вопросы |
30 | Информационное право | 1 | 17.04.2023 | §18.1-18.3 вопр. 1-9 |
31 | Информационная безопасность | 1 | 24.04.2023 | §18.4, 18.5 вопр.10-21 |
32 | Разбор решения заданий ЕГЭ | 1 | 15.05.2022 | ЭОР |
33 | Основные идеи и понятия курса | 1 | 22.05.2023 | ЭОР |
Всего: 33 часа |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Информатика. Базовый уровень : учебник для 11 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020.
- Информатика. 11 класс: самостоятельные и контрольные работы /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. Информатика.
- Информатика. 11 класс. Электронная форма учебника Босовой Л.Л.,Босовой А.Ю. (Полная версия).
- Информатика 10-11 классы. Компьютерный практикум / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Е.А. Мирончик
- Информатика 10-11 классы. Базовый уровень : методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.Е. Аквилянов, Е.А. Мирончик, И. Дж. Куклина. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 10–11 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Сайт http://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/
Перечень электронных образовательных ресурсов
1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
2. http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
3. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
4. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
5. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
6. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
7. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Для подготовки к ЕГЭ используется пособие: http://inf.sdamgia.ru/ - каталог заданий с пояснениями и решением, а также http://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm Сайт доктора технических наук, учителя высшей категории Полякова К.
Согласовано Согласовано
Руководитель ШМО ЕМЦ Заместитель директора по УВР
______________ Л.И.Родина ____________Л. Е.Гребенникова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учебного предмета "История России. Всеобщая история" для 7 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1534146) учебного предмета «Английский язык» для 4 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год....
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год
Рабочая программа по математике 5 класс по учебнику Е.А.Бунимович, Г.В.Дорофеев на 2022.-2023 учебный год. За основу взят КОНСТРУКТОР ПРОГРАММ. В программе есть календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1924425) учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2022/2023 учебный год
Основная цель — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и нравст...
Рабочая программа основного общего образования учебного предмета «Математика» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "МАТЕМАТИКА" Рабочая программа по математике для обучающихся 5 классов разработана на основе Федерального ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 355874) учебного предмета «Русский язык» для 5 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросв...