Нестандартная информатика
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Структура курса представляет собой набор логически законченных и |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnaya_inf.docx | 35.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6
«Принято» | УТВЕРЖДАЮ |
на заседании методического совета | Директор МБОУ г.Иркутска СОШ №6 |
протокол №1 от г. | Рябчевская МА. |
председатель МС | Приказ № |
/ | от« » 202 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НЕСТАНДАРТНАЯ ИНФОРМАТИКА
Смежные дисциплины
(предмет, название авторской или адаптированной (индивидуально-разработанной, модифицированной)
учебной программы)
для учащихся 9 а,б,в
(базовый уровень)
классов
Разработал(а):
Чистякова Т.Ю.
(фамилия, имя, отчество)
ВКК ,
(квалификационная категория)
2018
Рабочая программа составлена на основе
Чистякова Т.Ю. Авторская программа элективного курса «Нестандартная информатика». Утв. МС от
авг.2021
(указание примерной программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов,
год издания)
Программа рассмотрена на заседании МО учителей математики и информатики
МБОУ г.Иркутска СОШ №6
Протокол № от « » 2021 г.
Руководитель МО:
/Николаева Н.Б.
(подпись/расшифровка подписи)
Иркутск 2021
Пояснительная записка
Современные профессии, предлагаемые выпускникам учебных заведений,
становятся все более интеллектоемкими. Информационные технологии, предъявляют
высокие требования к интеллекту работников, занимают лидирующее положение на
международном рынке труда. Поэтому для подготовки детей к жизни в современном
информационном обществе в первую очередь необходимо развивать логическое
мышление, способности к анализу и синтезу.
Цели:
Систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ и подготовка к
государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших
основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи:
- Выработать стратегию подготовки к сдаче экзамена по информатике;
- Сформировать представление о структуре и содержании контрольно-
измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа
(с выбором ответа, с кратким ответом, практическое задание);
- Сформировать умения эффективно распределять время на выполнение заданий
различных типов;
- Развить интерес и положительную мотивацию изучения информатики.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Всего часов |
1 | Информационные процессы | 1 |
2 | Обработка информации | 2 |
3 | Основные устройства ИКТ | 3 |
4 | Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, | 1 |
5 | Проектирование и моделирование | 2 |
6 | Математические инструменты, электронные таблицы | 1 |
7 | Организация информационной среды, поиск информации | 1 |
8 | Алгоритмизация и программирование | 4 |
9 | Коммуникационные технологии | 2 |
Итого: | 17 |
Структура курса представляет собой набор логически законченных и
содержательно взаимосвязанных тем, изучение которых обеспечивает системность и
практическую направленность знаний и умений учащихся. Разнообразный
дидактический материал даёт возможность отбирать задания для учащихся различной
степени подготовки. Занятия направлены на расширение и углубление базового курса.
Основной тип занятий - практикум. Для наиболее успешного усвоения материала
планируются индивидуальные формы работы и работа в малых группах, также, при
самостоятельной работе возможны оперативные консультации учителя. Для текущего
контроля учащимся предлагается набор заданий, принцип решения которых
разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся
самостоятельно.
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере
освоения тем курса.
Основными методами обучения в данном курсе по выбору являются практические
методы выполнения заданий практикума. Практическая деятельность позволяет
развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать
основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового
материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе
выполнения практического задания.
Для реализации содержания программы все теоретические положения
дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике
могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Содержание курса рассчитано на 17 часов и включает в себя 9 разделов:
- Информационные процессы
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация
описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества
информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации.
Кодирование и декодирование информации.
- Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты
компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное
обеспечение общего назначения.
- Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и
файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов.
Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных
параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов,
стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий. Контрольный тест.
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и
обработка информационных объектов
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных
устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием
различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в
базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины;
формулирование запросов.
- Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная графика. ‘Использование стандартных графических объектов
и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные
модели.
- Математические инструменты, электронные таблицы
разбирается совместно с учителем, а основная часть заданий выполняется учащимся
самостоятельно.
Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим
решением заданий в формате ОГЭ.
Обучение по курсу сопровождается наличием у каждого обучаемого раздаточного
материала с тестовыми заданиями в формате ОГЭ в бумажном и электронном виде.
Занятия проводятся в форме лекций и практических занятий по решению задач в
формате ОГЭ. Перед разбором задач сначала предлагается краткая теория по
определенной теме и важные комментарии о том, на что в первую очередь надо
обратить внимание, предлагается наиболее эффективный способ решения. В качестве
домашнего задания учащимся предлагается самостоятельное решение задач по мере
освоения тем курса.
Основными методами обучения в данном курсе по выбору являются практические
методы выполнения заданий практикума. Практическая деятельность позволяет
развить исследовательские и творческие способности учащихся, а также отработать
основные умения. Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового
материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе
выполнения практического задания.
Для реализации содержания программы все теоретические положения
дополняются и закрепляются практическими заданиями, чтобы учащиеся на практике
могли отработать навык выполнения действий по решению поставленной задачи.
Содержание курса рассчитано на 17 часов и включает в себя 9 разделов:
- Информационные процессы
Передачи информации: естественные и формальные языки. Формализация
описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов.
Дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества
информации. Процесс передачи информации, сигнал, скорость передачи информации.
Кодирование и декодирование информации.
- Обработка информации
Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы.
Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Основные компоненты
компьютера и их функции. Программное обеспечение, его структура. Программное
обеспечение общего назначения.
- Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ. Файлы и
файловая система. Оценка количественных параметров информационных объектов.
Объем памяти, необходимый для хранения объектов. Оценка количественных
параметров информационных процессов. Скорость передачи и обработки объектов,
стоимость информационных продуктов, услуг связи.
Повторение основных конструкций, разбор заданий из частей демонстрационных
версий. Контрольный тест.
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах, создание и
обработка информационных объектов
Запись изображений, звука и текстовой информации с использованием различных
устройств. Запись таблиц результатов измерений и опросов с использованием
различных устройств. Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в
базе данных. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины;
формулирование запросов.
- Проектирование и моделирование
Чертежи. Двумерная графика. Использование стандартных графических объектов
и конструирование графических объектов. Простейшие управляемые компьютерные
модели.
- Математические инструменты, электронные таблицы
Таблица как средство моделирования. Математические формулы и вычисления по
ним. Представление формульной зависимости в графическом виде.
- Организация информационной среды, поиск информации
Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам,
отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том
числе из Интернета). Организация информации в среде коллективного использования
информационных ресурсов.
- Алгоритмизация и программирование
Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических
конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов,
записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках про-
граммирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для
конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.
- Коммуникационные технологии
Технология адресации и поиска информации в Интернете.
Контроль знаний
Осуществляется через систему конструктор сайтов, в которую заложены
демонстрационные версии ГИА по информатике двух частей.
Требования к результатам учебной деятельности
В результате изучения данного элективного курса обучающиеся должны
Учащиеся должны знать/'понимать:
- процедуру контроля в формате ОГЭ;
- цели проведения ОГЭ;
- особенности проведения ОГЭ по информатике;
- структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
- назначение заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с
развернутым ответом).
Учащиеся должны уметь:
- работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения
экзамена в целом; - эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
- оформлять решение заданий с выбором ответа и кратким ответом на бланках
ответа в соответствии с инструкцией; - оформлять решение заданий с развернутым ответом в соответствии с
требованиями инструкции по проверке; - применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по
основным тематическим блокам по информатике.
Курс рассчитан на 17 часа лекционно-практических занятий и проводится во
втором полугодии по 1 часу в неделю.
Календарно - тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество | Дата проведения |
1 | Кодирование и декодирование информации | 1 | 14.01 |
2 | Запись простого линейного алгоритма для | 1 | 21.01 |
3 | Логические значения, операции, выражения | 1 .. | 28.01 |
4 | Оценка количественных параметров информационных | 1 | 4.02 |
5 | Файловая система организации данных | 11.02 | |
6 | Решение задач на определение скорости передачи | 1 | 18.02 |
7 | Поиск информации в базе данных по | 1 | 25.02 |
8 | Дискретная форма представления числовой, текстовой, | 4.03 | |
9 | Формальные описания реальных объектов и процессов | 1 | 11.03 |
10 | Электронные таблицы как средство моделирования. | 1 | 18.03 |
11 | Организация информационной среды, поиск | 1 | 25.03 |
12 | Выполнение алгоритмов для конкретного исполнителя | 1 | 8.04 |
13 | Исполнение алгоритма, записанного на естественном | 1 | 15.04 |
14 | Линейный и циклический алгоритмы, записанные на | 1 | 22.04 |
15 | Циклический алгоритм обработки массива чисел, | 1 | 29.04 |
16 | Информационно-коммуникационные технологии | 1 | 6.05 |
17 | Поиск информации в Интернете | 1 | 13.05 |
Итого
| 17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные уроки информатики
Сегодня педагоги активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие как видеоурок, урок – праздник, интернет урок и другие формы. Часто бывает, что ребята рассеивают свое внимание...
Нестандартный урок - КВН по информатике для обучающихся 6-7-ых классов.
Тип урока: обобщающий. Задачи: Проверить ЗУН обучающихся 6-7 класса по информатике.Развивать внимание, логическое мышление, память и воображение.Воспитывать интерес к предмету, работать в команде...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Развитие нестандартного логического мышления на уроках информатики и ИКТ"
Полное название темы - «Реализация компетентностного подхода, как условие развития латерального мышления учащихся на уроках ИКТ».С обобщением своего педагогического опыта я выступал на МО учителей ест...
Решение нестандартных задач на уроке информатики
Данный материал отлично подойдет для проведения уроков информатики в 9, 11-х классах. Текст работы содержит 6 вопросов, предусматривающих открытые ответы. Задачи подобраны из разных тем: упорядочение,...
Решение нестандартных задач на уроках информатики.
В работе представлена подборка задач по следующим темам:Системы счисления Занимательные задачи на применение различных систем счисления.Комбинаторики. В данном разделе представлены основные формулы ко...
Нестандартные занятия информатики
Виды нестандартных уроков информатики...
Нестандартные задачи на уроках информатики
Необходимым условием изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся. Один из способов вовлечения обучаемых в учебн...