Рабочая программа по информатике 8 класс к учебнику Семакина И.Г,
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Алексеева Оксана Юрьевна

Рабочая программа по информатике (базовый уровень обучения) для 8 класса по учебнику Семакина И.Г. с календарно-тематическим планированием в соответствии с ФГОС 2.0.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_informatike_8_klass_fgos.docx54.02 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка        2

Основное содержание программы        4

Планируемые результаты изучения программы        5

Календарно-тематическое планирование        7


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с:

  1. Программой основного общего образования по информатике (7–9 класс) авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С.В., Шестакова Л. В. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний»;
  2. Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ №__».

Данная рабочая программа ориентирована на базовый уровень изучения и на использование учебника Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С.В., Шестаковой Л. В. 8 класс. «Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний».

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.

Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:

- информация и информационные процессы;

- представление информации;

- компьютер: устройство и ПО;

- формализация и моделирование;

- системная линия;

- логическая линия;

- алгоритмизация и программирование;

- информационные технологии;

- компьютерные телекоммуникации;

- историческая и социальная линия.

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).  Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий.  Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.


Основное содержание программы

Для каждого раздела указано общее число учебных часов, а также рекомендуемое разделение этого времени на теоретические занятия и практическую работу на компьютере.

№ п/п

Учебный раздел

Кол-во часов

всего

теория

практика

Передача информации в компьютерных сетях

8

4

4

Информационное моделирование

4

3

1

Хранение и обработка информации  в базах данных

11

6

5

Табличные вычисления на компьютере

10

6

4

Повторение

1

1

-

Итого

34

20

14

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях - 8 часов

Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сети. Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей. Передача информации по техническим каналам связи. Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. Архивирование и разархивирование файлов.

Практические работы: Работа в локальной сети. Работа с электронной почтой. Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем. Архивирование и разархивирование файлов.

Раздел 2. Информационное моделирование - 4 часа

Моделирование. Графические информационные модели. Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере.

Практическая работа: Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.  

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных - 11 часов

Понятие базы данных и информационные системы. СУБД. Создание и заполнение базы данных. Основы логики: логические величины и формулы. Условия выбора и простые логические выражения. Условия выбора и сложные логические выражения. Сортировка, удаление и добавление записей.

Практические работы: Работа с готовой базой данных. Проектирование однотабличной базы данных. Формирование простых запросов к готовой базе данных. Формирование сложных запросов к готовой базе данных. Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере – 10 часов

История чисел и систем счисления. Перевод чисел и двоичная арифметика. Представление чисел в памяти компьютера. Электронные таблицы. Правила заполнения электронных таблиц. Абсолютная и относительная адресация. Работа с диапазонами. Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютная адресация. Электронные таблицы и математическое моделирование.

Практические работы: Работа с готовой электронной таблицей. Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц. Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

Раздел 5. Повторение – 1 час

Итоговое повторение за курс 8 класса.

Планируемые результаты изучения программы

При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

  1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Вопросы на уроках могут ставиться таким образом, чтобы их можно было разрешить с помощью коллективного обсуждения, дискуссии.  Также при изучении программы применяются задания проектного характера. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Всё большее время у современных детей занимает работа за  компьютером ( не только над учебными заданиями). Поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.  

При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии, которая связана с информационным моделированием. При этом используются основные понятия системологии:  система, элемент системы, подсистема, связи (отношения, зависимости), структура, системный эффект. В информатике логические умозаключения формализуются средствами алгебры логики.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования.

В информатике получение описания исследуемой системы (объекта) в знаково-символьной форме (в том числе – и в схематической) называется формализацией. Путём формализации создаётся информационная модель, а при её реализации на компьютере с помощью какого-то инструментального средства получается компьютерная модель (например, с помощью СУБД или табличного процессора).

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ - компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».

При изучении программы в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

Ученик научится:

  • правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
  • правилам техники безопасности при работе на компьютере;
  • различать локальные и глобальные сети;
  • приводить примеры аппаратного и программного обеспечения сети;
  • определять необходимый вид услуг глобальных сетей для выполнения различных информационных задач: электронную почту, телеконференцию, файловые архивы и др.;
  • осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети;
  • осуществлять приём/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  • осуществлять просмотр веб-страниц с помощью браузера;
  • ориентироваться в типовом интерфейсе браузера: пользоваться меню, обращаться за справкой и др.;
  • различать и приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в табличной организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
  • создавать и заполнять однотабличную реляционную БД;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • создавать электронную таблицу для несложных расчётов.

Ученик получит возможность научиться:

  • правильно использовать возможности «Всемирной паутины» - WWW;
  • правильно осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
  • работать с одной из программ-архиваторов;
  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач;
  • представлять информационные модели в различных формах (графической, табличной, вербальной, математической);
  • сортировать записи в однотабличных БД;
  • графические возможности табличного процессора.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Название разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Дата

Планируемая

Скорректированная

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (8 часов)

1

Компьютерные сети. Аппаратное и программное обеспечение сети. ИОТ.

Знает что такое компьютерная сеть. Различает локальную и глобальную сети. Знает назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов. Выполняет правила техники безопасности в компьютерном классе. Называет основные виды услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др. Знает, что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW. Осуществляет: обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; просмотр Web-страниц с помощью браузера; поиск информации в Интернете, используя поисковые системы. Использует одну из программ-архиваторов.

Развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ.

02.09

2

Работа в локальной сети.

09.09

3

Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей.

Работа с электронной почтой.

16.09

4

Передача информации по техническим каналам связи.

23.09

5

Интернет и всемирная паутина. Способы поиска в Интернете.

30.09

6

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем.

07.10

7

Архивирование и разархивирование файлов.

14.10

8

Обобщение по теме «Передача информации в компьютерных сетях».

21.10

Раздел 2. Информационное моделирование (4 часа)

9

Моделирование. Графические информационные модели.

Выполняет правила техники безопасности в компьютерном классе и при работе на компьютере. Знает, что такое модель. Различает натурные и информационные модели, приводит примеры.

Использует различные формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Ориентируется в таблично организованной информации.

Описывает объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.

11.11

10

Табличные модели.

18.11

11

Информационное моделирование  на компьютере.

Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью.

25.11

12

Обобщение по теме «Информационное моделирование».

02.12

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (10 часов)

13

Понятие базы данных и информационные системы.

Повышает свой образовательный уровень и уровень готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ. Развивает познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ. 

Знает, что такое база данных, СУБД,  информационная система, реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей, логическая величина, выражение.

Составляет команды поиска и сортировки информации в базах данных.

Знакомится с логическими операциями, умеет их выполнять.

Открывает, редактирует готовую БД в одной из СУБД реляционного типа. Организует поиск информации в БД, сортировку записей по ключу.

Добавляет и удаляет записи в БД.

Может создать и заполнить однотабличную БД в среде СУБД.

Умеет решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий. Приобретает опыт использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности.

09.12

14

СУБД. Работа с готовой базой данных.

16.12

15

Создание и заполнение базы данных.

Проектирование однотабличной базы данных.

23.12

16

Основы логики: логические величины и формулы.

13.01

17

Условия выбора и простые логические выражения.

20.01

18

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

27.01

19

Условия выбора и сложные логические выражения.

03.02

20

Формирование сложных запросов к готовой базе данных.

10.02

21

Сортировка, удаление и добавление записей.

17.02

22

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение.

24.02

23

Обобщение по теме: «Хранение и обработка информации в базах данных».

02.03

Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (10 часов)

24

История чисел и систем счисления.  Перевод чисел и двоичная арифметика.

Даёт определение электронной таблицы и табличного процессора.

Знает основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации.

Определяет типы данных, заносимых в электронную таблицу. Имеет представление о работе табличного процессора с формулами.

Знакомится с основными функциями (математическими, статистическими), используемыми при записи формул в ЭТ. Может использовать графические возможности табличного процессора.

Открывает готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров. Редактирует содержимое ячеек; осуществляет расчеты по готовой электронной таблице. Выполняет основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка. Получает диаграммы с помощью графических средств табличного процессора.

Создаёт электронную таблицу для несложных  расчетов.

Приобретает опыт создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

Осуществляет совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов. Организует индивидуальную информационную среду, в том числе с помощью типовых программных средств. Выбирает источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет  и др.).

09.03

25

Представление чисел в памяти компьютера.  

16.03

26

Электронная таблица. Правила заполнения таблицы.

06.04

27

Работа с готовой электронной таблицей.

13.04

28

Работа с диапазонами. Относительная адресация.

20.04

29

Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблицы.

27.04

30

Деловая графика. Условная функция. Логические функции и абсолютные адреса.

04.05

31

Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.

11.05

32

Электронные таблицы и математическое моделирование.

18.05

33

Обобщение по теме: «Табличные вычисления на компьютере».

25.05

Раздел 5. Повторение  (1 час)

34

Итоговое повторение за курс 8 класса.

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 10-11 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 8 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 9 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ по Семакину И.Г. 7 класс...

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

Рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г

рабочая программа по информатике 7-9 ФГОС Семакин И. Г...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...