Веб-квест как образовательная технология
статья по информатике и икт

Святкин Игорь Александрович

Современный образовательный процесс предполагает развитие творческих способностей у обучаемых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veb_kvest.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

Веб-квест как образовательная технология

Развитие современных информационных технологий позволяет значительно продвинуть гипертекстовые и гипермедиа технологии, открывая широчайшие перспективы для качественного скачка в сфере образования. Линия на информатизацию в сфере образования позволила разработать различные высокотехнологичные обучающие методики, в том числе и Web-квесты.

 «Образовательный веб-квест»- (webquest от англ. Интернет - поиск) – проблемные задания с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.  

«Веб – квест — это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб – квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб - квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб- сайтов (локально или в Интернет)» [1].

Разработчиками веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США). Им определены следующие виды заданий для веб-квестов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Самопознание – любые аспекты исследования личности.
  • Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.  

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

  • Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

  • Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
  • Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных on-line источников.  

Описание различных образовательных Web-квестов [5,6,7,9,11] позволяет выделить среди них, прежде всего, игровые и исследовательские.

«Игровые Web-квесты могут носить образовательный характер, так как

способствуют         ознакомлению         с         определённой         совокупностью технологических знаний. Они ориентированы на школьников 5-6 классов, поскольку форма предоставления информации носит игровой характер. Авторы не ставят задачу целостного охвата учебного материала какой-либо темы. Цель игровых образовательных Web-квестов очень проста и состоит в том, чтобы увлечь подростка забавной игрой, а заодно и познакомить его с простейшими математическими сведениями.  

Исследовательские Web-квесты, напротив, позволяют осуществлять углубление изученных школьниками знаний по предмету, т.е. ориентированы всего лишь на одну категорию школьников, а именно на тех, кто хорошо мотивирован к занятиям им стремится активно пополнять своё портфолио.

Они могут охватывать содержание какой-либо одной учебной проблемы, носящей узкий характер или, напротив, задействовать знания из различных областей учебного.

Предложив учащимся выбрать роли и действовать в соответствии с ними можно создать дополнительную мотивацию при выполнении webквеста. Web-квест может быть сделан для одного предмета или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа эффективнее» [10].

«Формы web-квеста также могут быть различными. Приведем наиболее популярные:

  • Создание базы данных по проблеме, все разделы которой готовят ученики.   Создание микромира, в котором учащиеся могут передвигаться с помощью гиперссылок, моделируя физическое пространство.  
  • Написание интерактивной истории (ученики могут выбирать варианты продолжения работы; для этого каждый раз указываются два-три возможных направления; этот прием напоминает знаменитый выбор дороги у дорожного камня русскими богатырями из былин).  
  • Создание документа, дающего анализ какой-либо сложной проблемы и приглашающий учащихся согласиться или не согласиться с мнением авторов.   Интервью on-line с виртуальным персонажем. Ответы и вопросы разрабатываются учащимися, глубоко изучившими данную личность Данный вариант работы лучше всего предлагать не отдельным ученикам, а мини-группе, получающей общую оценку (которую дают остальные учащиеся и учитель) за свою работу.» [2]

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации.  

«Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей. В начальной школе квесты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическим и особенностями младших школьников. К образовательным квестам можно отнести проектную деятельность. Удачным является использование на уроках квест-проектов.» [2] 

Преимуществом квест-уроков является использование активных методов обучения. Квест-урок может быть предназначен как для групповой, так и для индивидуальной работы.  

Учащийся в процессе работы над таким квест-проектом проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы, приобщается и погружается в глубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Выполняя квест-проект, школьник учится формулировать проблему, критически мыслить, планировать свою деятельность, взвешивать альтернативные мнения, решать сложные проблемы, самостоятельно принимать продуманные решения, брать на себя ответственность за их реализацию.

Проектная деятельность, как любая учебная деятельность, обусловлена двусторонним процессом: деятельностью учителя (обучение) и деятельностью учеников (учение).

Учитель, приступая к созданию квест-урока:

  • готовит интересное выступление;
  • формулирует интересное задание;
  • составляет план работы;
  • составляет список информационных ресурсов.

Ученик:

  • выбирает роль;
  • составляет план поиска ресурсов; • исследует информационные ресурсы;
  • готовит отчет.

«В процессе защиты выполненных заданий по квест-уроку ученик может осознать, что по каждому действию, задаче, проблеме может существовать несколько точек зрения, несколько вариантов решения поставленных задач. Ребенок учится сопоставлять, сравнивать, принимать другие точки зрения» [2]

Квест-уроки формируют у учеников информационные компетенции, знания и умения, способствующих информационной деятельности, воспитывают самоуважение и эмоционально-положительное отношение ученика к себе, предполагают максимальную самостоятельность детского творчества, целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.

Структура веб-квеста, требования к его отдельным элементам: Ясное вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста.  

  • Центральное задание, где четко определен итоговый результат самостоятельной работы  
  • Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт- дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в

Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания.

Роли. Учащимся должен быть представлен список ролей (от 2 и более), от лица которых они могут выполнить задания. Для каждой роли необходимо прописать план работы и задания.  

  • Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы).
  • Описание критериев и параметров оценки веб-квеста.  
  • Руководство к действиям, где описывается, как организовать и представить собранную информацию.  
  • Заключение, где суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом.  

"Многофункциональность образовательных Web-квестов приобретает важное значение на заключительном этапе изучения темы, поскольку их использование помогает достичь целей обобщающего повторения, способствует систематизации знаний, приведению их в целостную систему.

Поэтому вполне правильно говорить о целесообразности использования тематических образовательных Web-квестов по технологии, которые позволяют решать и такую важную задачу совершенствования технологической подготовки школьников, как задачу развития их познавательной самостоятельности.

Некоторые дополнения:  

Web-квесты лучше всего подходят для работы в мини-группах, однако существуют и web-квесты, предназначенные для работы отдельных учеников. Предложив учащимся выбрать роли можно создать дополнительную мотивацию при выполнении web-квеста (например, ученый, журналист, детектив, архитектор и т.п.) и действовать в соответствии с ними. Web-квест

может относится к одному предмету или быть межпредметным. Исследователи отмечают, что во втором случае данная работа

эффективнее.» [12]

Рассматривают два вида веб-квестов: краткосрочный и долгосрочный. «Целью краткосрочных проектов является усвоение знаний и осуществление их внедрения в свою систему знаний. Работа над кратковременным webквестом может занимать от одного до трех сеансов. Долгосрочные web-квесты направлены на расширение и уточнение понятий.

«По завершении работы над долгосрочным web-квестом, ученик должен уметь анализировать полученные знания, трансформировать их, владеть материалом так, чтобы суметь создать задания для работы по теме. Работа над долгосрочным web-квестом может длиться от одной недели до месяца (максимум двух).» [12]

В ходе организации работы школьников над веб-квестами реализуются следующие задачи:

  • образовательная — вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Организация индивидуальной и групповой деятельности школьников, выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме.
  • развивающая — развитие интереса к предмету, творческих способностей воображения учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы с литературой и Интернет - ресурсами; расширение кругозора, эрудиции.
  • воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение выбранной работы.

  Веб-квест, используя информационные ресурсы Интернет и интегрируя их в учебный процесс, помогает эффективно решать целый ряд практических задач, так как в процессе работы над веб-квестом развивается ряд компетенций:

  • использование         информационных         технологий         для         решения

профессиональных задач;

  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде;
  • умение находить несколько вариантов решений проблемной ситуации.

Одним из перспективных направлений формирования информационных и коммуникационных компетенций является технология образовательных вебквестов (Web Quest).

Информационная и учебно-познавательная компетенции проявляются в следующем:

•овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информацию, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ);

•приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.  

•овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации;

После завершения работы учащиеся смогут                            Личностные результаты:  

•Использовать программные средства обработки изображений, создания презентаций, публикаций для представления результатов поисковой и исследовательской деятельности;

•Выражать своё мнение по проблеме;

•Аргументировать свою точку зрения;

•Составлять планы письменных и устных сообщений;

•Привести примеры, иллюстрирующие изучаемую проблему;

•Анализировать, сопоставлять факты и делать выводы;

•Обрабатывать полученную информацию;

•Употреблять в речи изученную лексику по учебной теме;

•Сотрудничать с другими учащимися и родителями, продуктивно работать в команде для решения поставленной проблемы;

•Находить нужные информационные ресурсы;

•Применять творчески свои идеи.

«Метапредметные результаты:  

•Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности;

•Способность осуществлять информационный поиск, оценивать степень значимости источника;

•Умение структурировать найденную информацию;

•Проводить анализ найденной информации, делать выводы на основе совокупности отдельных фактов;

•Осознание         правил и норм         взаимодействия со         взрослыми и сверстниками;

•Навыки использования средств ИКТ для сопровождения интеллектуальной деятельности, развития универсальных учебных

действий» [4]

Предметные результаты:  

•Усвоение первоначальных сведений;

•Использование базового понятийного аппарата на уровне, доступном для понимания средних школьников,

•Умение описывать и характеризовать явления в изучаемой области.

«Кроме того, работая над веб-квестом, учащиеся проходят полный цикл мотивации от внимания до удовлетворения, знакомятся с аутентичным материалом, который позволяет учащимся исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

Важной составляющей любого Web-квеста является его информационный контент, позволяющий вовлекать школьников в активную познавательную деятельность, обеспечивающую решение дидактических, воспитательных и развивающих задач обучения».[8]

Информационный контент любого образовательного Web-квеста – сложен и многообразен, имеет, как правило, разветвленную структуру и многочисленные отделы. Основные составляющие информационного контента главным образом ориентированы на решение задач развития познавательного интереса к технологии, навыков самообразования и совершенствования учащихся.

Основной методической задачей учителя на пути создания хорошего веб-квеста остается продуманность содержания, выбор темы и постановка задачи. Сложность в создании веб-квеста состоит в отборе качественных и тематически релевантных сайтов, соответствующих также уровню подготовки и психологическим и возрастным особенностям учащихся.

«Информационный контент тематического образовательного Webквеста по технологии может быть постоянным, заданным изначально, а может и пополняться в процессе выполнения поисково-познавательных заданий.

Несмотря на то, что Интернет-ресурсы являются важным дополнительным фактором совершенствования методики обучения, внедрение элементов Web-квест технологии в образовательный процесс, в силу ряда обстоятельств, происходит крайне медленно. На это указывают многие учёные: Я. А. Ваграменко, С. П. Грушевский, В. А. Далингер,

А. П. Ершов, Т. В. Капустина, А. А. Кузнецов, О. А. Козлов, В. М. Монахов, И. В. Роберт, Е. И. Смирнов и др.» [3]

Причина тому коренится, на наш взгляд, прежде всего в отсутствии целостной концепции использования Интернет-ресурсов в подготовке школьников, и, что не менее важно – в неразработанности видов учебных заданий, выполняемых с использованием ресурсов Интернета с целью развития познавательной самостоятельности школьников, а также – в неопределённости их места в образовательном процессе и дидактического назначения.

«Работа учащихся в формате веб-квеста разнообразит учебно-воспитательный процесс, сделает его живым и интересным. Образовательный веб-квест — это сайт в сети Интернет, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ.

Тематика веб-квестов может быть самой разнообразной, проблемные задания могут отличаться степенью сложности. Результаты выполнения вебквеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы и т.п.» [3].

Список литературы:

  1. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты [Электронный ресурс]: Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99"/ Быховский Я.С. Электрон. ст.–Режим доступа: http://ito/edu/1990/III/1/30015.html
  2. «Живые» квесты в образовании [Электронный ресурс]: Электрон. ст. – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2013/01/29/zhivye-kvesty-v-obrazovanii  
  3. Зайкин, М.И. Технология обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: из опыта работы учителей Нижегородской области/ М.И. Зайкин// Сборник методических статей Арзамас – Н. Новгород. – 1995.
  4. – С. 85.
  5. Использование технологий веб-квеста как интерактивной образовательной среды для активизации учебной деятельности учащихся и развития сетевого взаимодействия. [Электронный ресурс]:Электрон. ст. – Режим доступа:http://vio.uchim.info/Vio_124/cd_site/articles/art_3_6.htm
  6. Карденахлишвили, Т.Д. Компьютерные игры как технология коммуникативной виртуальной реальности – сети Интернет/Т.Д.
  7. Карденахлишвили //Каспийский регион: политика, экономика, культура. – 2012. – №1. – С. 316-322.
  8. Катержина, С.Ф. Развитие познавательной самостоятельности студентов технического вуза при обучении математике с использованием Webтехнологий: дис. канд. пед. наук. / Катержина Светлана Федоровна; [ГОУ ВПО «Ярославск. гос. пед. ун-т»]. – Ярославль: - 2010. 174 с.: ил., карт.
  9. Мельникова, Л.В. Преподавание иностранного языка и роль общекультурных компетенций в формировании профессиональных компетенций в высшей школе / Л.В. Мельникова // Вестник ТОГИРРО. – 2013. - № 1. – С. 242-246.
  10. Напалков, С.В. Об одном подходе к определению основных составляющих информационного контента тематического образовательного Web-квеста /С.В. Напалов // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. - № 5. – С. 147-151.
  11. Попов, А.И., Использование веб-квестов в процессе организации профессиональной творческой подготовки студентов по приоритетным направлениям / А.И. Попов, В.Г. Однолько, А.А. Букин// Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – 2013. - № 4 (48). – С. 64-70.
  12. Романцова, Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся [Электронный ресурс]: общепедагогические технологии/ Ю.В. Романцова. Электрон. ст.–Режим доступа:
  13. http://festival.1september.ru/articles/513088. 
  14. Сокол И.Н. Использование квест-технологии для повышения ИКТ грамотности педагогов / И.Н. Соколов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. - № 12. – С. 36-40. [Электронный
  15. ресурс]: Электрон. ст. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/13248.htm. 
  16. Что такое образовательный веб-квест [Электронный ресурс]: Электрон. ст. – Режим доступа http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная литература к учебному курсу "Образовательная технология веб-квест

В списке приводятся источники, использованные автором- составителем курса....

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

Долгосрочный проект «Внедрение музыкальной квест-игры как современную образовательную технологию в педагогический процесс в условиях реализации ФГОС»

Новизна проекта: Ранее квест-технология использовалась как форма игры, а данный проект предполагает внедрение квест-игры, как образовательной технологии....

Педагогическая образовательная технология - квест.

использование квест-технологии в педагогичсеких целях...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий учителя-дефектолога в 3 классе коррекционной школы VII вида. «По следам ветра» Тема: «Осень. Признаки осени»

Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку. Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат ...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

На игровом поле лежат вопросы, на которые надо ответить. Игроки крутят волчок и выбирают вопрос. Когда знатоки выполнят задание- конверт с вопросом убирается. Если стрелка волчка остановилась на пусто...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий для 3 класса коррекционной школы VII вида. «Что? Где? Когда?» Тема: «Весна. Обобщающее занятие»

Тип занятия: фронтальное занятиеЦель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме весна.Задачи:1.      коррекционно—образовательная: Расширить з...