Статья по теме "Электронные образовательные ресурсы"
статья по информатике и икт

Кулькова Ирина Викторовна

Сообщение на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovete_kulkova_i._v._1.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

                              Сообщение на педсовете.

Тема: Электронные образовательные ресурсы.( слайд 1)

                                      Учитель математики: Кулькова И. В.

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные,  мультимедийно насыщенные ЭОР.

Что же такое ЭОР? (Слайд 2)

Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств (слайд 3).


Классификация ЭОР:  (слайд 4)

1. По типу среды распространения и использования:

  • Интернет-ресурсы
  • Оффлайн-ресурсы
  • Ресурсы для электронных досок

2.По виду содержимого контента:

  • Электронные справочники
  • Викторины
  • Словари
  • Учебники
  • Лабораторные работы

3.По реализационному принципу:

  • Мультимедиа-ресурсы
  • Презентационные ресурсы
  • Системы обучения

4.По составляющим входящего контента

  • Лекционные ресурсы
  • Практические ресурсы
  • Ресурсы-имитаторы (тренажеры)
  • Контрольно-измерительные материалы

Поскольку образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям: (слайд 5)

  • По цели создания
  • По природе основной информации
  • По наличию печатного эквивалента
  • По технологии распространения
  • По функции в учебном процессе
  • По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР

По функции в учебном процессе ЭОР могут быть: (Слайд 6)

  • Текстовые
  • Тестографические
  • Мультимедийные

Каждый электронный ЭОР должен иметь модульную структуру и состоять из модулей вида ИПК, где  И- информационный (лекционный) модуль, П- практический ( лабораторный, интерактивный ) модуль, К – контролирующий ( тестовый) модуль. (слайд 7) 

Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам.  (слайд8)

Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях.

Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь.

 Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.

Для работы учителя существуют Федеральные коллекции: (слайд 9)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -  http://www.fcior.edu.ru

Портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) обеспечивает доступ к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов системы образования по принципу «единого окна» и предоставляет единую современную технологическую платформу.  (слайд 10)

 Портал обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

В хранилище портала размещаются электронные учебные модули открытых мультимедийных систем.
Доступ к электронным образовательным ресурсам организуется через каталог, эффективные средства поиска и заказа ресурсов. Портал содержит необходимые программы для работы с электронными образовательными ресурсами, тематические форумы и многие другие средства, реализующие эффективную обратную связь с пользователями.

В настоящее время в каталоге ФЦИОР представлены электронные учебные модули открытых мультимедиасистем по 16 учебным предметам школьной программы с 5-го по 11-й класс (биология, география, естествознание, изобразительное искусство, иностранный язык, информатика и ИКТ, история, литература, математика, мировая художественная культура, музыка, обществознание, русский язык, технология, физика и химия).  Идет активное наполнение каталога новыми ресурсами, совершенствуются инструменты отбора и использования ЭОР.

На данный момент каталог сайта ФЦИОР объединяет более 15 000 электронных учебных модулей, созданных для общего образования, и более 11 000, ориентированных на профессиональное образование.

Ресурсы портала могут использовать все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, методисты, разработчики учебно-методических материалов, работники органов управления образованием, родители.

Щелкая по ссылкам Установить проигрыватель ресурсов версии 1.0.0.91 (8216 Кб) для ОС Windows или Установить проигрыватель ресурсов версии 2.2.2.138 (33673 Кб) для ALT Linux 4.1, пользователь может установить необходимое программное обеспечение для определенной операционной системы.

     

Существует также коллекция цифровых образовательных ресурсов ( слайд 11)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса. Портал был создан в 2006 году. Цель создания портала – сосредоточение в одном месте и предоставление доступа к широкому набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин. Хранилище представляет всем заинтересованным участникам образовательного процесса бесплатный и свободный доступ к учебным материалам.

Для средней школы есть Российский общеобразовательный портал

www.school.edu.ru  (слайд 12).

Портал был создан в 2002 году и за это время успешно развился как в плане предоставляемых сервисов, так и с точки зрения информационного накопления. Одним из основных компонентов портала является каталог интернет - ресурсов, содержащий аннотированные описания образовательных интернет – ресурсов для дошкольного и общего (среднего) образования, дополнительного образования детей, повышения квалификации педагогов и методистов. Тематические коллекции являются собственными ресурсами портала, предназначенными для использования в практической педагогической работе. Коллекции включают полные тексты литературных произведений и исторических документов, иллюстративный материал по истории, живописи, архитектуре, ауди-и видеоматериалы, а также сборники диктантов по русскому языку, опытов по физике и химии, комментариев по законодательству в образовании, проводится полнотекстовый поиск с учетом морфологии ( словоформ русского языка).

 В настоящее время на портале представлены следующие коллекции: (слайд 13)

  • Естественнонаучные эксперименты
  • Исторические документы
  • Русская и зарубежная литература для школы
  • Мировая художественная культура
  • Музыкальная коллекция
  • Право в сфере образования
  • История образования
  • Диктанты

 Федеральная Государственная Информационная Система  «Моя школа» – это единый федеральный портал с доступом к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам для учеников, родителей и учителей. (слайд 14)

 Единый доступ к образовательным сервисам и цифровым учебным материалам ФГИС «Моя школа» заработает с  1 сентября 2022 года. Уже сегодня тестирование функционала платформы проходит в 15 пилотных регионах Российской Федерации.

Пользоваться «Моей школой» смогут учащиеся, их родители, педагоги и другие сотрудники образовательных организаций, органы государственной власти и местного самоуправления, а также поставщики цифрового образовательного контента и сервисов, включая издательства учебной литературы.

Основные подсистемы ФГИС «Моя школа» будут включать в себя:

  • электронные журналы и электронные дневники;
  • библиотеку верифицированного цифрового образовательного контента;
  • персональные и групповые каналы связи пользователей, в том числе в режиме чатов и видеоконференцсвязи;
  • учебные задания, ключи правильных ответов, критерии проверки для проведения диагностических работ;
  • возможность проведения диагностических работ в системе и расчет их результатов;
  • трансляцию цифровых образовательных решений, а также мониторинг их применения.

Вход в систему «Моя школа» осуществляется с помощью учетной записи портала Госуслуг.( слайд 15, 16) 

Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
Интерактивные модели легко вписываются в урок математики  и позволяют учителю организовать 
новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:

  1. Компьютерные наблюдения – после того, как объяснён новый материал, или во время объяснения имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.
  2. Экспериментальные задачи-исследования – задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.
  3. Расчётные задачи с последующей компьютерной проверкой – задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.
  4. Лабораторные работы – эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование её свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.
  5. Дидактические игры – учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приёмов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Отметим положительные и отрицательные моменты при использовании цифровых образовательных ресурсов на уроках математики. Достоинства использования ЦОРов умалить невозможно, это:
1. Объяснение нового материала происходит в более яркой и увлекательной форме, что способствует повышению мотивации к учению(презентация урока, которая представляет собой его мультимедийный конспект, содержит краткий текст, основные формулы, чертежи, рисунки, видеофрагменты, анимации);
2. Наглядность;
3. Экономия времени на уроке;
4. Возможность одновременно слушать и видеть, что способствует лучшему усвоению;
5. Возможность сделать процесс обобщения знаний интересным;
6. Возможность быстрой и всеобъемлющей проверки знаний сразу у всего класса;

7. Возможность применять для учеников онлайн тесты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, составленные из упражнений Открытого банка заданий;

8. Расширение возможности работы над проектами на уроках и во внеурочной деятельности, применяя Интернет;
9. Расширение возможности применить свои знания в нестандартной ситуации, например, составление своего алгоритма работы;

К недостаткам использования цифровых образовательных ресурсов можно отнести:
1. Низкую эффективность применения чужих ЦОРов в готовом виде, т.к. не будут учтены особенности класса;
2. Возможность поломки аппаратуры;
3. Наличие готового ЦОР почти не дает возможности учителю для изменения хода урока в связи с непредвиденной ситуацией;

4. Излишняя насыщенность урока цифровыми образовательными ресурсами отвлекает учащихся от поставленной конкретной задачи;

5. Можно отнести также ухудшение здоровья, в общем, и зрения, в частности, как у учителей, так и у школьников, занимающихся длительное время компьютером.

Существует Федеральный закон от 29.12.2010 « О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ( слайд 17)

Таким образом, использование ЭОР открывает широкие возможности во всех областях образования. Главное помнить, что любое внедрение ЭОР не должно навредить учащимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"

Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...

Методическая статья «Использование цифрового образовательного ресурса в преподавании истории»

Хочется поделиться опытом использования электронного средства учебного назначения, созданного совместно со своими учениками. В нашем лицее старшеклассники с увлечением работают над созданием электронн...

Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "

Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "...

Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности"

Моя статья  предназначена как для тех, кто еще только задумывается над созданием медиатеки в собственной школе, и для тех, кто уже её создал....

Статья "Разработка электронного образовательного ресурса"

В работе приведен пример разработанного мною ЭОР по учебной дисциплине "Технологическое оборудование"  раздел "Грузоподъемные машины"...

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...