Рабочая программа по информатике 8 класс (УМК Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Косенко Елена Викторовна

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._inf8.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ

«СОШ №12 г.Зеленокумска»

№251 от 01.09.2021

директор________Г.В.Неткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике в 8 классе

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)

Программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой по информатике для основной школы 7-9 классы. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Количество проверочных работ – 3;

Количество контрольных работ – 2.

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Личностные результаты

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.

  1. Гражданско-патриотическое воспитание:
  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
  1. Духовно–нравственное воспитание:
  • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
  1. Эстетическое воспитание:
  • Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
  1. Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия)
  • осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  1. Трудовое воспитание:
  • интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
  1. Экологическое воспитание:
  • осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
  1. Познавательное:
  • сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

В результате освоения курса информатики в 8 классе

Учащиеся получат представление:

  • об алгоритмах обработки информации, их свойствах, основных алгоритмических конструкциях; о способах разработки и программной реализации алгоритмов;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

Учащиеся будут уметь:

  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • записывать и преобразовывать логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения;
  • формально исполнять алгоритмы для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд, обрабатывающие цепочки символов или списки, записанные на естественном и алгоритмическом языках;
  • формально исполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций  ветвления (условные операторы) и повторения (циклы);
  • использовать стандартные алгоритмические конструкции для построения алгоритмов для формальных исполнителей;
  • составлять линейные алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (в том числе с логическими связками при задании условий) и повторения;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной  среде программирования.

Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 8  класса

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 8 класс»
  4. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Материальная база:

  • Компьютеры с программным обеспечением: среда программирования Паскаль, Кумир
  • Плакаты Босовой Л.Л.
  • Мультимедийный проектор, экран.

        

Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий,

основных видов учебной деятельности

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности

Тема 1.  Математические основы информатики (13 часов)

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Двоичная арифметика.

Аналитическая деятельность:

  • выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;
  • выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

  • переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;
  • выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;
  • записывать вещественные числа в естественной и нормальной формах;
  • строить таблицы истинности для логических выражений;
  • вычислять истинностное значение логического выражения

Тема 2. Основы

алгоритмизации

(10 часов)

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для  записи  алгоритмов.  Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем.

Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов

Аналитическая деятельность:

  • определять по блок­схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма из одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Тема 3. . Начала программирования

(10 часов)

Системы программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

Домашнее задание

Воспита-тельный компонент

Примеча-ние

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность

Введение, с.3-4

1,2,4,7

Общие сведения о системах счисления.

§1.1.1, с.5-8, 12, №23(с.16)

7

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

§1.1.2,1.1.6, с.5-9, 12, №16, 17(с.16)

5,7

Входная контрольная работа

Повт. §1.1.1, 1.1.2

7

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

§1.1.3-1.14, 1.1.7, с.9-10, 13

5,7

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

§1.1.5, с.10-11, №15 (с.15)

5,7

Представление целых и вещественных чисел

§1.2, с.17-21, №10 (с.21)

5,7

Высказывание. Логические операции

§1.3.1-1.3.2, с.22-29, №3 (с.37)

3,7

Построение таблиц истинности для логических выражений

§1.3.3, с.29-30, №8(3,4, с.39)

2,7

Свойства логических операций

§1.3.4, с.30-32, №9 (с.39)

5,7

Решение логических задач

§1.3.5, с.32-34, №18 (с.44)

5,6

Логические элементы

§1.3.6, с.34-37, №20 (с.45)

7

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

Повт.гл. 1

7

14.

Алгоритмы и исполнители

§2.1, с.46-54, №8(с.54)

1,3,7

15.

Способы записи алгоритмов

§2.2, с.57-62, №9(с.62)

5,7

16.

Объекты алгоритмов

§2.3, с.63-70, №9 (с.70)

3,7

17.

Алгоритмическая конструкция следование

§2.4.1, с.73-76, №3 (с.91)

5,7

18.

Алгоритмическая конструкция ветвление

Полная форма ветвления

§2.4.2, с.76-81

5,7

19.

Неполная форма ветвления

Повт.§2.4.2, №12 (с.93)

5,7

20.

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

§2.4.3, с.81-84

2,5,7

21.

Цикл с заданным условием окончания работы

§2.4.3,с.84-87

2,5

22.

Цикл с заданным числом повторений

§2.4.3, с.88-91, №24 (с.94)

2,5

23.

Алгоритмы управления

С.97-105

7

24.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

Повт.гл. 2

7

25.

Общие сведения о языке программирования Паскаль

§3.1, с.106-112

5,7

26.

Организация ввода и вывода данных

§3.2, с.114-118

5,7

27.

Программирование линейных алгоритмов

§3.3, с.120-124

1,7

28.

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

§3.4.1, с.129-130

5,7

29.

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

§3.4.2-3.4.3, с.130-133

5,7

30.

Программирование циклов с заданным условием продолжения и окончания работы

§3.5.1 - 3.5.2с.137- 139

4,7

31.

Итоговая контрольная работа за курс 8 класса

Повт. §3.1-3.4

7

32.

Программирование циклов с заданным числом повторений. Проект «Культура народов России»

§3.5.3, с.139

2,5,7

33.

Различные варианты программирования циклического алгоритма. Проверочная работа

§3.5.4, с.139-141, № 18 (с.144)

7

34.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования».

Повт. гл. 3

7

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического цикла

№ 1 от 30.08.2021г.

Руководитель МО __________ / М.С. Лобачева/

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ /Е.А.Таренко/

____________________ 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...

Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)

Рабочая программа составлена на основе: Федерального  государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...