Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 с изменениями и дополнениями);
- Примерной программы по информатике;
- Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
Авторской программы Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой. «Информатика. Программа для основной школы 7-9 классы», БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «ЦО №4 ».
УМК:
- учебник Босовой Л.Л. «Информатика: Учебник для 7 класса» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
- учебник Босовой Л.Л. «Информатика: Учебник для 8 класса» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013;
- учебник Босовой Л.Л. «Информатика: Учебник для 9 класса» – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Программа по информатике и ИКТ реализуется в объеме 102 часа за весь период обучения (7-9 классы – 1 час в неделю).
Изучение информатики вносит значительный вклад в достижение главных ЦЕЛЕЙ основного общего образования, способствуя:
• формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
• совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
• воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения информатики
в 7 классе необходимо решить следующие задачи:
• создать условия для осознанного использования учащимися при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
• сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
• сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
• сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
• сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
• сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
• сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
в 8-9 классах необходимо решить следующие задачи:
• систематизировать подходы к изучению предмета;
• сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
• научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
• показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
• сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Основные разделы программы
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы | |
Контрольные | Практические | |||
7 класс | ||||
1 | «Введение. Информация и информационные процессы» | 6 |
|
|
2 | «Компьютер - универсальное устройство обработки данных» | 3 |
|
|
3 | «Использование программных систем и сервисов. Файловая система» | 2 |
|
|
4 | «Математические основы информатики. Дискретизация» | 10 |
| 5 |
5 | «Математические основы информатики. Тексты и кодирование» | 13 |
| 5 |
| итого | 34 |
| 10 |
8 класс | ||||
1 | «Математические основы информатики. Системы счисления» | 6 |
|
|
2 | «Математические основы информатики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» | 9 | 1 |
|
3 | «Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями» | 2 |
|
|
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции» | 5 |
|
|
5 | «Алгоритмы и программирование. Разработка алгоритмов и программ» | 12
| 1 | 12 |
| итого | 34 | 2 | 12 |
9 класс | ||||
1 | «Математическое моделирование» | 2 |
|
|
2
| «Математические основы информатики. Списки, графы, деревья» | 2 |
|
|
3 | «Использование программных систем и сервисов. Базы данных. Поиск информации» | 7 |
| 4 |
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Анализ алгоритмов» | 13 | 1 | 6 |
5 | «Использование программных систем и сервисов. Электронные (динамические) таблицы» | 7 |
| 7 |
6 | «Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии» | 3 |
| 3 |
| итого | 34 | 1 | 20 |
Промежуточная аттестация учащихся – 1 раз в четверть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_7-9_2019-20_uch_god_fgos.docx | 77.09 КБ |
ktp_7.xls | 26.5 КБ |
ktp_8.xls | 27 КБ |
ktp_9.xls | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 4»
Рассмотрено и согласовано школьным методическим объединением учителей предметов математики, физики и информатики Протокол №1 от 28 августа 2019 г. Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 29 августа 2019 г. | Утверждаю: Директор МКОУ «ЦО№4» __________ Т.Н.Бирюкова Приказ №115-ОД от 30 августа 2019 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
7-9 класс
Учитель Замышляева Е.В.
Квалификационная категория - высшая
Ефремов
2019 г.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
1. Наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
2. Понимание роли информационных процессов в современном мире;
3. Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
4. Ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
5. Развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
6. Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики в условиях развития информационного общества;
7. Готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики;
8. Способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
9. Способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
1. Владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
2. Владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
3. Владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей;
4.Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
5. Оценивать правильность выполнения учебной задачи;
6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
7. Владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как: постановка и формулирование проблемы;
8. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
9. Структурирование и визуализация информации;
10. Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
11. Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
12. Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
13. Умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую;
14. Умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
15. ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты:
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры;
2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
4. Формирование представления об основных изучаемых понятиях — «информация», «алгоритм», «модель» — и их свойствах;
5. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
6. Развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
7. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
8. Знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
9. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
10. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
«Введение. Информация и информационные процессы» | Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
- Коммуникативные:
|
«Компьютер - универсальное устройство обработки данных» | Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
- Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Использование программных систем и сервисов. Файловая система» | Личностные:
Предметные:
Метапредметные:
- Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Математические основы информатики. Дискретизация» | Личностные:
Предметные:
-Метапредметные:
- Коммуникативные:
|
«Математические основы информатики. Тексты и кодирование» | Личностные: - Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. - Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. - Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Предметные:
- Метапредметные:
- Коммуникативные:
|
«Использование программных систем и сервисов. Подготовка текстов и демонстрационных материалов» | - Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Предметные:
- Метапредметные:
- Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа» | Личностные: - Смыслообразование – мотивация, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. - Нравственно-этическая ориентация – доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. - Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки Предметные:
- Метапредметные:
- Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Математические основы информатики. Системы счисления» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
|
«Математические основы информатики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные: - понимать значение понятий: множество, подмножество, элемент множества, объединение, пересечение, разность множеств; - понимать значение понятий: суждение (высказывание), умозаключение, конъюнкция, дизъюнкция, инверсия, импликация, эквивалентность, логическое выражение, логические величины, логические операции; - знать этапы составления таблиц истинности; - уметь применять законы логики и правила преобразования логических выражений; - понимать значение понятий: перестановки, сочетания, размещения, факториал, перебор вариантов; -знать значение понятий: событие, случайное событие, достоверное событие, равновероятные события, частота события, вероятность; -уметь выполнять операции над множествами; -уметь решать логические задачи с помощью диаграмм Эйлера; - решать комбинаторные задачи путём систематического перебора вариантов, а также с использованием правила умножения; - приводить примеры логических высказываний, называть логические величины, логические операции, составлять таблицы истинности; - проводить несложные доказательства; - получать простейшие следствия из известных или ранее полученных рассуждений; - использовать примеры и контрпримеры для опровержения утверждений; -выстраивать аргументации при доказательстве; -распознавать логически некорректные рассуждения; - извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; - составлять таблицы, строить диаграммы и графики; -находить частоту события; - находить вероятности случайных событий в простейших случаях; - решать практические задачи с применением вероятностных методов. Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
|
«Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Алгоритмы и программирование. Разработка алгоритмов и программ» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Математическое моделирование» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе; - развивать аналитические способности, внимание, мышление; - обогащение внутреннего мира Предметные: - создание компьютерной модели в электронных таблицах для практического использования в различных жизненных ситуациях; - развивать практические навыки по составлению моделей; - отработать умение проводить анализ полученной информации. Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Математические основы информатики. Списки, графы, деревья» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива; - формировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе. Предметные: - понимание необходимости знаний основ теории графов для решения большого круга задач, показав широту применения теории графов в реальной жизни; - уметь точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения задач; -применять изученные методы для решения соответствующих заданий. Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Использование программных систем и сервисов. Базы данных. Поиск информации» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
|
«Алгоритмы и элементы программирования. Анализ алгоритмов» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем |
«Использование программных систем и сервисов. Электронные (динамические) таблицы» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
|
«Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии» | Личностные: - Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды - Самопознание и самоопределение, включая самоотношение и самооценку. - Становление смыслообразующей функции познавательного мотива Предметные:
Метапредметные:
- Познавательные:
|
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | Содержание |
7 класс | |||
1 | «Введение. Информация и информационные процессы» | 6 | Информация – одно из основных обобщающих понятий современной науки. Различные аспекты слова «информация»: информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой, и информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком. Примеры данных: тексты, числа. Дискретность данных. Анализ данных. Возможность описания непрерывных объектов и процессов с помощью дискретных данных. Информационные процессы – процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных. |
2 | «Компьютер - универсальное устройство обработки данных» | 3 | Архитектура компьютера: процессор, оперативная память, внешняя энергонезависимая память, устройства ввода-вывода; их количественные характеристики. Компьютеры, встроенные в технические устройства и производственные комплексы. Роботизированные производства, аддитивные технологии (3D-принтеры). Программное обеспечение компьютера. Носители информации, используемые в ИКТ. История и перспективы развития. Представление об объемах данных и скоростях доступа, характерных для различных видов носителей. Носители информации в живой природе. История и тенденции развития компьютеров, улучшение характеристик компьютеров. Суперкомпьютеры. Физические ограничения на значения характеристик компьютеров. Параллельные вычисления. Техника безопасности и правила работы на компьютере. |
3 | «Использование программных систем и сервисов. Файловая система» | 2 | Принципы построения файловых систем. Каталог (директория). Основные операции при работе с файлами: создание, редактирование, копирование, перемещение, удаление. Типы файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница печатного текста, полный текст романа «Евгений Онегин», минутный видеоклип, полуторачасовой фильм, файл данных космических наблюдений, файл промежуточных данных при математическом моделировании сложных физических процессов и др.). Архивирование и разархивирование. Файловый менеджер. Поиск в файловой системе. |
4 | «Математические основы информатики. Дискретизация» | 10 | Измерение и дискретизация. Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных. Кодирование цвета. Цветовые модели. Модели RGB и CMYK. Модели HSB и CMY. Глубина кодирования. Знакомство с растровой и векторной графикой. Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Количество каналов записи. Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением изображений и звуковых файлов. |
5 | «Математические основы информатики. Тексты и кодирование» | 13 | Символ. Алфавит – конечное множество символов. Текст – конечная последовательность символов данного алфавита. Количество различных текстов данной длины в данном алфавите. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование. Двоичный алфавит. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите. Двоичные коды с фиксированной длиной кодового слова. Разрядность кода – длина кодового слова. Примеры двоичных кодов с разрядностью 8, 16, 32. Единицы измерения длины двоичных текстов: бит, байт, Килобайт и т.д. Количество информации, содержащееся в сообщении. Подход А.Н. Колмогорова к определению количества информации. Зависимость количества кодовых комбинаций от разрядности кода. Код ASCII. Кодировки кириллицы. Примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Unicode. Таблицы кодировки с алфавитом, отличным от двоичного. Искажение информации при передаче. Коды, исправляющие ошибки. Возможность однозначного декодирования для кодов с различной длиной кодовых слов. |
6 | «Использование программных систем и сервисов. Подготовка текстов и демонстрационных материалов» | 7 | Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ). Текстовый процессор – инструмент создания, редактирования и форматирования текстов. Свойства страницы, абзаца, символа. Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, и графических объектов. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок и др. История изменений. Проверка правописания, словари. Инструменты ввода текста с использованием сканера, программ распознавания, расшифровки устной речи. Компьютерный перевод. Понятие о системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Деловая переписка, учебная публикация, коллективная работа. Реферат и аннотация. Подготовка компьютерных презентаций. Включение в презентацию аудиовизуальных объектов. Знакомство с графическими редакторами. Операции редактирования графических объектов: изменение размера, сжатие изображения; обрезка, поворот, отражение, работа с областями (выделение, копирование, заливка цветом), коррекция цвета, яркости и контрастности. Знакомство с обработкой фотографий. Геометрические и стилевые преобразования. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.). Средства компьютерного проектирования. Чертежи и работа с ними. Базовые операции: выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты. |
7 | «Использование программных систем и сервисов. Мультимедиа» | 3 | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных |
8 класс | |||
1 | «Математические основы информатики. Системы счисления» | 6 | Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно. Арифметические действия в системах счисления. |
2 | «Математические основы информатики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» | 9 | Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера-Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Логические операции следования (импликация) и равносильности (эквивалентность). Свойства логических операций. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера. |
3 | «Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями» | 2 | Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Алгоритмический язык (язык программирования) – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер – автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Программное управление самодвижущимся роботом. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Понятие об этапах разработки программ и приемах отладки программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами. |
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции» | 5 | Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Запись алгоритмических конструкций в выбранном языке программирования. Примеры записи команд ветвления и повторения и других конструкций в различных алгоритмических языках. |
5 | «Алгоритмы и программирование. Разработка алгоритмов и программ» | 12 | Оператор присваивания. Представление о структурах данных. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Двумерные массивы. Примеры задач обработки данных: • нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; • нахождение всех корней заданного квадратного уравнения; • заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел; • нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; • нахождение минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; обработка целых чисел, представленных записями в десятичной и двоичной системах счисления, нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Знакомство с документированием программ. Составление описание программы по образцу. |
9 класс | |||
1 | «Математическое моделирование» | 2 | Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования. Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта. Использование компьютеров при работе с математическими моделями. Компьютерные эксперименты. Примеры использования математических (компьютерных) моделей при решении научно-технических задач. Представление о цикле моделирования: построение математической модели, ее программная реализация, проверка на простых примерах (тестирование), проведение компьютерного эксперимента, анализ его результатов, уточнение модели. |
2 | «Математические основы информатики. Списки, графы, деревья» | 2 | Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Начальная вершина (источник) и конечная вершина (сток) в ориентированном графе. Длина (вес) ребра и пути. Понятие минимального пути. Матрица смежности графа (с длинами ребер). Дерево. Корень, лист, вершина (узел). Предшествующая вершина, последующие вершины. Поддерево. Высота дерева. Бинарное дерево. Генеалогическое дерево. |
3 | «Использование программных систем и сервисов. Базы данных. Поиск информации» | 7 | Базы данных. Таблица как представление отношения. Поиск данных в готовой базе. Связи между таблицами. Поиск информации в сети Интернет. Средства и методика поиска информации. Построение запросов; браузеры. Компьютерные энциклопедии и словари. Компьютерные карты и другие справочные системы. Поисковые машины. |
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Анализ алгоритмов» | 13 | Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул. |
5 | «Использование программных систем и сервисов. Электронные (динамические) таблицы» | 7 | Электронные (динамические) таблицы. Формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации; преобразование формул при копировании. Выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировка) его элементов; построение графиков и диаграмм. |
6 | «Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии» | 3 | Компьютерные сети. Интернет. Адресация в сети Интернет. Доменная система имен. Сайт. Сетевое хранение данных. Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических экспериментов, Интернет-данные, в частности, данные социальных сетей). Технологии их обработки и хранения. Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы: почтовая служба; справочные службы (карты, расписания и т. п.), поисковые службы, службы обновления программного обеспечения и др. Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы; защита от них. Приемы, повышающие безопасность работы в сети Интернет. Проблема подлинности полученной информации. Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в сети Интернет. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция и др. Гигиенические, эргономические и технические условия эксплуатации средств ИКТ. Экономические, правовые и этические аспекты их использования. Личная информация, средства ее защиты. Организация личного информационного пространства. Основные этапы и тенденции развития ИКТ. Стандарты в сфере информатики и ИКТ. Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков и др.) и компьютерной эры (языки программирования, адресация в сети Интернет и др.). |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе контрольные работы | |
Контрольные | Практические | |||
7 класс | ||||
1 | «Введение. Информация и информационные процессы» | 6 | ||
2 | «Компьютер - универсальное устройство обработки данных» | 3 | ||
3 | «Использование программных систем и сервисов. Файловая система» | 2 | ||
4 | «Математические основы информатики. Дискретизация» | 10 | 5 | |
5 | «Математические основы информатики. Тексты и кодирование» | 13 | 5 | |
итого | 34 | 10 | ||
8 класс | ||||
1 | «Математические основы информатики. Системы счисления» | 6 | ||
2 | «Математические основы информатики. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики» | 9 | 1 | |
3 | «Алгоритмы и элементы программирования. Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями» | 2 | ||
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Алгоритмические конструкции» | 5 | ||
5 | «Алгоритмы и программирование. Разработка алгоритмов и программ» | 12 | 1 | 12 |
итого | 34 | 2 | 12 | |
9 класс | ||||
1 | «Математическое моделирование» | 2 | ||
2 | «Математические основы информатики. Списки, графы, деревья» | 2 | ||
3 | «Использование программных систем и сервисов. Базы данных. Поиск информации» | 7 | 4 | |
4 | «Алгоритмы и элементы программирования. Анализ алгоритмов» | 13 | 1 | 6 |
5 | «Использование программных систем и сервисов. Электронные (динамические) таблицы» | 7 | 7 | |
6 | «Работа в информационном пространстве. Информационно-коммуникационные технологии» | 3 | 3 | |
итого | 34 | 1 | 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Юосовой Л.Л. Содержит разделы: пояснительная записка, содержание образования, КТП, критерии и нормы оценки, требования к уровню подготовки уч...
Рабочая программа по информатике 6 класс Босова Л.Л.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...
Рабочая программа по информатике 5 класс Босова Л.Л.
Расширенное тематиеское планирование....
Рабочая программа по информатике 8 класс Босова Л.Л.
Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образо...
Рабочая программа по информатике 7 класс Босова
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 7 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]Ра...
Рабочая программа по информатике 5 класс Босова
С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика и ИКТ» в образовательном учреждении за счет часов школьного компонента вводится изучение в 5 классе предмета «Информатика и ИКТ».[1]Ра...
Рабочая программа по информатике 5 класс Босова
Рабочая программа по информатике для 5 класса по Босовой Л.Л....