Рабочая программа по информатике 7 класс (УМК Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._inf7.doc | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»
УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ
«СОШ №12 г.Зеленокумска»
№251 от 01.09.2021
директор________Г.В.Неткачева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике в 7 классе
Количество часов: 1 в неделю (34 часа)
Уровень: базовый
Срок реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)
Программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой по информатике для основной школы 7-9 классы. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Количество часов: 1 в неделю (34 часа)
Количество проверочных работ – 4;
Количество контрольных работ – 2.
Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации обучающихся средствами предмета.
- Гражданско-патриотическое воспитание:
- представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
- ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
- Духовно–нравственное воспитание:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
- Эстетическое воспитание:
- Эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
- Физическое воспитание (формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия)
- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
- Трудовое воспитание:
- интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах профессиональной деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, основанными на достижениях науки информатики и научно–технического прогресса; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.
- Экологическое воспитание:
- осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
- Познавательное:
- сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира; интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, исследовательской деятельности, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем; сформированность информационной культуры, в том числе навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
В результате изучения информатики ученик должен
знать/понимать:
- понятие информации и ее свойства, формы представления;
- основные виды информационных процессов, примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире;
- подходы к измерению информации, единицы измерения информации;
- виды носителей, качественные и количественные характеристики современных носителей информации;
- программный принцип работы компьютера.
- основные компоненты персонального компьютера, их функции и основные характеристики;
- состав и функции программного обеспечения;
- понятие файла, файловой системы, типы файлов;
- графический пользовательский интерфейс;
- гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера;
- формирование изображения на экране монитора, виды компьютерной графики;
- технологии создания текстовых документов;
- понятие технологии мультимедиа и области её применения.
уметь:
- кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
- определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
- определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
- оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).
- получать информацию о характеристиках компьютера;
- оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
- выполнять основные операции с файлами и папками;
- оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
- оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
- использовать программы-архиваторы;
осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов помощью антивирусных программ.
- создавать презентации с использованием готовых шаблонов;
- записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
- создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
- форматировать текстовые документы (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
- вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
- выполнять коллективное создание текстового документа;
- создавать гипертекстовые документы;
- выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
- использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.
- определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
- создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.
- анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
- определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
- выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач
Перечень учебно-методического обеспечения по информатике для 7 класса
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы : 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Материальная база:
- Компьютеры с программным обеспечением на основе операционной системы Windows XP с пакетом офисных приложений
MS Office.
- Плакаты Босовой Л.Л.
- Мультимедийный проектор, экран.
Содержание учебного предмета информатика с указанием форм организации учебных занятий,
основных видов учебной деятельности
Основное содержание по темам | Характеристика основных видов учебной деятельности | |
Тема 1. Информация и информационные процессы (11 часов) | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов) | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации (7 часов) | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа (5 часов) | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Календарно-тематическое планирование для 7 класса
Номер урока | Тема урока | Домашнее задание | Воспитательный компонент | Примечание |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | Введение, с.3-6 | 4,7 | |
2. | Информация и её свойства | §1.1, с.7-11, №9(с.12) | 6,7 | |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2.1-1.2.3, с.13-18, №8(с.22) | 5,7 | |
4. | Входная контрольная работа | Повт.§1.1, 1.2 | 7 | |
5. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2.4-1.2.6, с.18-21, №8(с.22) | 1,2,7 | |
6. | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3, с.23-29, №11 (с.30) | 1,2,5 | |
7. | Представление информации | §1.4, с.31-35, №10(с.36) | 5,7 | |
8. | Дискретная форма представления информации | §1.5, с.37-44, №2, 11(с.44) | 5,7 | |
9. | Единицы измерения информации | §1.6, с.45-49, № 9, 10, 15 (с.50) | 7 | |
10. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». | Тестовые задания с. 51-55 | 5,7 | |
11. | Проверочная работа по теме «Информация и информационные процессы» | Повт.гл.1 | 7 | |
12. | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1, с.56-62, №13,14(с.62) | 2,4,5,7 | |
13. | Персональный компьютер. | §2.2, с.63-68, №9,11(с.69) | 2,4,5,7 | |
14. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3.1, 2.3.2, с.70-74 | 1,5,7 | |
15. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3.3-2.3.5, с.74-79 | 1,5,7 | |
16. | Файлы и файловые структуры | §2.4, с.81-88, №12,15 (с.89) | 5,7 | |
17. | Пользовательский интерфейс | §2.5, с.90-99 | 5 | |
18. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | Повт.гл.2 | 7 | |
19. | Формирование изображения на экране компьютера | §3.1, с.106-111, №2,10 (с.111) | 5,7 | |
20. | Компьютерная графика | §3.2, с.112-121 | 3,5,7 | |
21. | Создание графических изображений | §3.3, с.123-131 | 3,5,7 | |
22. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | Повт.гл.3 | 7 | |
23. | Текстовые документы и технологии их создания. Создание текстовых документов на компьютере | §4.1, 4.2с.143-157, №2 (с.149) №5(с.157), 13(с.158) | 5,7 | |
24. | Прямое форматирование. Стилевое форматирование | §4.3, с.159-167, №6(с.167) | 3,7 | |
25. | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4, с.168-173 | 3,5,7 | |
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5,с.174-177, №4(с.177) | 7 | |
27. | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6, с.178-183, № 3(с.183), 10(с.184) | 5,6 | |
28. | Оформление реферата «История вычислительной техники» | Повт. §4.3 | 1,5,7 | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | Повт.гл.4 | 7 | |
30. | Технология мультимедиа. | §5.1, с.204-208, №4,8 (с.209) | 1,5,7 | |
31. | Компьютерные презентации. | §5.2.1, с.210-211 | 5,7 | |
32. | Годовая контрольная работа за курс 7 класса | Повт. §5.2.1 | 7 | |
33. | Создание мультимедийной презентации «Культура народов России» | §5.2.2, с.211-213 | 1,2,5 | |
34. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». | Повт. гл.5 | 7 |
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического цикла
№ 1 от 30.08.2021г.
Руководитель МО __________ / М.С. Лобачева/
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР
______________ /Е.А.Таренко/
____________________ 2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями
программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно расписано поурочное планирование материала...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс
рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс
Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...
рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...
Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс
Рабочая программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...
Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)
Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...