Рабочая программа по информатике 10 класс (УМК Босова Л.Л.)
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Косенко Елена Викторовна

Программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой по информатике для 10-11 классов. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Рабочая программа по информатике для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ МО РФ от 05.03.2004. 1089);
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2.2821- 10);

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._inf10.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 г.Зеленокумска Советского района»

УТВЕРЖДЕНА приказом по МОУ

«СОШ №12 г.Зеленокумска»

№ 251 от 01.09.2021

директор________Г.В.Неткачева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике в 10 классе

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Уровень: базовый

Срок реализации программы: 1 год (2021-2022 учебный год)

Программа разработана в соответствии с примерной рабочей программой по информатике для 10-11 классов. Авторы: Босова Л.Л., Босова А.Ю. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Количество часов: 1 в неделю (34 часа)

Количество проверочных работ – 5;

Количество контрольных работ – 2.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 10-11 классов составлена на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ» Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
  3. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ МО РФ от 05.03.2004. 1089);
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2.2821- 10);

Цели и образовательные результаты представлены на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

Цели изучения информатики:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм
  • информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования ИКТ в различных сферах индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;
  • достижение большинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала;
  • подготовка учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по информатике.

Задачи обучения информатики:

  • Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных процессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационного моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных последствиях процесса информатизации общества.
  • Углубление теоретической подготовки: более глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты информации, информационного моделирования.
  • Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
  • Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
  • Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  • Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. К последним, прежде всего, относятся операционные системы, прикладное программное обеспечение общего назначения. Приближение степени владения этими средствами к профессиональному уровню.
  • Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, связанных с учебной и практической деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в различных средах, а также о методах и средствах их автоматизации.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками в изучении других дисциплин, в частности в математике.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных. В дополнение к курсу основной школы, изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их

базе информационных службах и сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами построения сайтов, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. У учеников углубляется знание языков программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на ПК типовых задач обработки информации путем программирования.

В разделе социальной информатики на более глубоком уровне, чем в основной школе, раскрываются проблемы информатизации общества, информационного права, информационной безопасности.

Общеобразовательный предмет информатики отражает:  

  • сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания информационных процессов в различных средах (системах);
  • основные области применения информатики, прежде всего информационные и коммуникационные технологии, управление и социальную сферу;
  • междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.

Результаты освоения учебного предмета

При изучении курса «Информатика» формируются следующие личностные результаты:

  1. Гражданско-атриотическое воспитание:
  • представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов; стремление к взаимопониманию и взаимопомощи в процессе этой учебной деятельности; готовность оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; готовность обучающихся противостоять негативным социальным явлениям.
  • ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
  1. Духовно- нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей:
  • формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
  1. Эстетическое воспитание:
  • эстетическое отношение к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. 
  1. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья:
  • физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
  1. Трудовое воспитание:
  • осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности.
  1. Экологическое воспитание:
  • экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
  1. Познавательное:
  • мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; информационная культура, в том числе навыки самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий;  готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

предметные результаты, которые ориентированы на обеспечение, преимущественно,

общеобразовательной и общекультурной подготовки:

  • сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в

окружающем мире;

  • владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  • владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;
  • знание основных конструкций программирования;
  • умение анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  • владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ;
  • использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  • сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  • сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных;
  • сформированность понятия о базах данных и средствах доступа к ним, умений работать с ними;
  • владение компьютерными средствами представления и анализа данных;
  • сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  • сформированность понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.

Содержание учебного предмета

Введение. Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и бработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком.  Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации

Математические основы информатики 

Тексты и кодирование. Равномерные   и   неравномерные коды. Условие Фано. Системы счисления. Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления. Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики. Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

Использование программных систем и сервисов

Компьютер — универсальное устройство обработки данных Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств.Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет-сервисов, облачных технологий и мобильных устройств. Прикладные компьютерные программы, используемые в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации. Параллельное программирование. Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения. Способы и средства обеспечения надежного функционирования средств   ИКТ.   Применение  специализированных программ для обеспечения стабильной работы средств ИКТ.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов. Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных.  Разработка  структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода  текста. Программы распознавания текста, введенного с  использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета.

Планируемые результаты подготовки выпускников

Изучение информатики в школе важно не только для тех учащихся, которые планирует стать специалистами, разрабатывающими новые информационные технологии; не менее важно оно и для тех, кто планирует стать в будущем физиком или медиком, историком или филологом, руководителем предприятия или политиком, представителем любой другой области знаний или профессии.

Курс информатики средней школы является завершающим этапом непрерывной подготовки школьников в области информатики и ИКТ; он опирается на содержание курса информатики основной школы и опыт постоянного применения ИКТ, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Результаты базового уровня изучения предмета ориентированы, в первую очередь, на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития. Они включают в себя:

  • понимание предмета, ключевых вопросов и основных составляющих элементов изучаемой предметной области;
  • умение решать основные задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области;
  • осознание рамок изучаемой предметной области, типичных связей с некоторыми другими областями знания.

Содержание курса информатики в старшей школе ориентировано на дальнейшее развитие информационных компетенций выпускника, готового к жизни и деятельности в современном высокотехнологичном информационном обществе, умение эффективно использовать возможности этого общества и защищаться от его негативных воздействий.

Все ученики, изучающие информатику на базовом уровне, должны овладеть ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится предметная область информатики.

Каждый ученик, изучивший курс информатики базового уровня, может научиться выполнять задания базового уровня сложности, входящие в ЕГЭ.

Мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять большинство заданий повышенного уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Особо мотивированный ученик, изучивший курс информатики базового уровня, должен получить возможность научиться выполнять отдельные задания высокого уровня сложности, входящих в ЕГЭ.

Календарно-тематическое планирование

Номер
урока

Тема урока

Домашнее задание

Воспитательный компонент

Примечание

Информация и информационные процессы – 6 часов

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

§1

2,3,4

Подходы к измерению информации

§2

1,7

Входная контрольная работа

повт§1-3

7

Информационные связи в системах различной природы

§3

6,7

Обработка информации. Передача и хранение  информации

§4,5

2,3

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

Повт.§1–5

7

Компьютер и его программное обеспечение – 5 часов

История развития вычислительной техники

§6

1,7

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

§7

1,5,7

Программное обеспечение компьютера

§8

5,7

Файловая система компьютера

§9

5,7

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа

Повт.§6–9

7

Представление информации в компьютере – 9 часов

Представление чисел в позиционных системах счисления

§10

7

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

§11.1–11.4

5,7

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

§11.5

5,7

Арифметические операции в позиционных системах счисления

§12

7

Представление чисел в компьютере

§13

5,7

Кодирование текстовой информации

§14

3,5,7

Кодирование графической информации

§15

3,5,7

Кодирование звуковой информации

§16

3,5,7

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» Проверочная работа

Повт.§10–16

7

Элементы теории множеств и алгебры логики - 8 часов

Некоторые сведения из теории множеств

§17

7

Алгебра логики

§18

7

Таблицы истинности

§19

5,7

Основные законы алгебры логики

§20.1

7

Преобразование логических выражений

§20.2–20.3

5,7

Элементы схемотехники. Логические схемы

§21

5,7

Логические задачи и способы их решения

§22

5,7

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» Проверочная работа

Повт.§17–22

7

Современные технологии создания и обработки информационных объектов – 6 часов

Текстовые документы

§23

3,5

Объекты компьютерной графики

§24

3,5

Годовая контрольная работа за курс 10 класса

Повт. §23

7

Компьютерные презентации

§25

3,5

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» Проверочная работа

Повт. §24

7

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

Повт.§23–25

3,5,7

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания методического объединения учителей естественно математического цикла

№ 1 от 30.08.2021 г.

Руководитель МО __________ / М.С. Лобачева/

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ /Е.А.Таренко/

____________________ 2021 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике к учебнику Босовой Л.Л. 9 класс, с домашними заданиями

программа составлена на основе программы Босовой Л.Л., но болле подробно  расписано поурочное планирование материала...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс

рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 6 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 7 класс...

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс

Рабочая программа по информатике и ИКТ Босова 8 класс...

рабочая программа 5-6 класс (ФГОС) Босова Л.Л.

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требования...

Рабочая программа по информатике. Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. 7 класс

Рабочая программа  составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа по учебному предмету «Информатика» для 7–9 классов», составлена в соответствии с:...

Рабочая программа по информатике 7-9 (Босова Л.Л.)

Рабочая программа составлена на основе: Федерального  государ­ственного образовательного стандарта основного общего обра­зования (приказ Министерства образования и науки Российской Федера...