Конспект урока "Конструирование мозаики в векторном редакторе (перемещение, копирование, вращение и группировка объектов)"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)
Тема «Конструирование мозаики в векторном редакторе (перемещение, копирование, вращение и группировка объектов)»
Тип урока - урока систематизации и обобщения знаний и умений (общеметодологической направленности).
Цели урока:
Деятельностная - формирование у учащихся основ конструирования сложных графических объектов
Содержательная - построение обобщенной модели знаний об основных действиях с фрагментами рисунка и включение ее в общую систему знаний о технологии работы в векторном редакторе
Планируемые результаты обучения:
Предметные
- Систематизация и обобщение знаний об основных действиях с фрагментами рисунка в векторном редакторе на примере конструирования мозаики.
- Умение творчески применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
- Формирование основ моделирования в векторном редакторе.
Метапредметные:
- Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы (промежуточные и итоговые), вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы.
- Контролирование времени выполнения учебной задачи.
Личностные:
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей, эстетического вкуса.
- Повышение мотивации к изучению предмета.
. Учебные материалы урока. Учебник Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика . 7 класс, - М.Бином . Лаборатория знаний: 2013. — 223 с.
Программное обеспечение и оборудование:
- Проектор.
- Компьютеры.
- Векторный графический редактор CorelDraw.
- Компьютерная презентация «Конструируем в графическом редакторе (мозаика)».
- Демонстрационный флэш-ролик «Орнаментальная мозаика».
Дидактический материал:
- Файлы – заготовки в формате CDR . Материал предназначен для выполнения практической работы учащимися.
- Карточки для групповой работы «Определи мозаичную композицию…»
- Картинка с изображением пчелиных сот для проведения организационного момента урока
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая
Метод: частично – поисковый, проблемного изложения материала.
Формы и методы диагностики:
- Предметных результатов: анализ выполнения учащимися на компьютере поставленной задачи, результаты устного опроса, участие в групповом обсуждении проблемных вопросов.
- Метапредметных результатов:
- Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
- Метод контроля: наблюдение, самооценка учащихся (лист самооценки)
- Формы контроля: индивидуальные и фронтальные; устный опрос
Инструментарий для наблюдения
| Уровни | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
Регулятивные | Умение планировать собственную деятельность на компьютере | Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение | Приобретения навыка саморегуляции |
Познавательные | Способность обучающегося принимать и сохранять постановку учебной задачи | Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную | Проявлять инициативу и самостоятельность в выполнении задания |
Коммуникативные | Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебной задачи | Умение слушать и вступать в диалог при обсуждении проблемных вопросов | Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую |
План урока
- Организационный момент. Планирование эффектов урока. – 2 минуты.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся -5 мин.
- Этап подготовки учащихся к обобщенной деятельности – 15 мин.
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи – 5 мин.
- Этап обобщения и применения знаний и умений в новой ситуации -15 мин.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке – 3 мин.
Описание основных этапов урока
1. Организационный момент. Планирование эффектов урока.
Цель: изучение настроя учащихся для обеспечения личностно-ориентированного подхода во время проведения урока
Планируемые результаты:
- Личностные: самоопределение
- Регулятивные: прогнозирование своей деятельности
- Коммуникативные: умение слушать и принимать позицию другого
Деятельность учителя:
Приветствие. Ребята, перед вами представлена картинка с сотами и веселыми пчелками, нарисуйте в свободных сотах смайлики, которые отражают ваше настроение перед уроком.
Деятельность учеников: приветствие, включение в деятельность (рисуют смайлики – настроение).
Если будут грустные смайлики можно обсудить, какие тревоги у ребят перед уроком, чего они опасаются
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: выработка на личностно значимом уровне положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке
Планируемые результаты:
- Личностные: сформированность мотивации к обучению и познанию
- Регулятивные: целеполагание, прогнозирование своей деятельности
- Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемного вопроса, умение слышать мнения других, правильно и грамотно выражать свои мысли
- Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
Деятельность учеников: отвечают на вопросы учителя, учувствуют в обсуждении темы, предлагают свои варианты темы урока.
Деятельность учителя:
На экране демонстрируются различные изображения мозаики (Слайд 1) ,
которые учитель сопровождает стихотворением:
Она мерцает и блестит, лучи переливая,
На стенах храмов иль домов прохожих восхищая.
Кусочки мелкого стекла, что смальтой называют,
Изображение творя, на солнышке играют.
- Ребята, как вы думаете, о чем идет речь?... Совершенно верно, речь идет о древнем декоративном и монументальном искусстве, которое называется МОЗАИКА (Слайд №2)
МОЗАИКА – (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат.musinum — буквально «посвящённое музам»)
представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц.
-Как вы думаете, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока?
Итак, на сегодняшнем уроке речь пойдет о создании МОЗАИКИ (мозаичных композиций).
3. Этап подготовки учащихся к обобщенной деятельности.
Цель: формирование основ мозаичного искусства для выполнения творческого практического задания на последующих этапах урока.
Планируемые результаты:
- Личностные: формирование ценностного отношения к народному творчеству, мотивационная готовность к выполнению практического задания.
- Коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия в группе, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя.
- Познавательные: установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.
Деятельность учащихся: участвуют в обсуждении проблемных вопросов, выполняют задания в группе.
Деятельность учителя:
- Прежде чем, мы решим, какой инструмент будем использовать для создания мозаичной композиции, давайте рассмотрим, что же такое мозаика? Вспомните картинку, в которой вы рисовали свои смайлики. На что она похожа? На какую детскую игру?
Мозаика - это рисунок, составленный из небольших кусочков или различных материалов. Возникновение самого слова «мозаика» окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum и переводится как «посвященная музам». По другой - это всего лишь opus musivum, то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков. Краткая формулировка таит в себе широчайшую гамму цветов, форм и материалов, из которых нынче делают мозаику.
Мозаика зародилась еще на древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки. В российской истории наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Связан он с деятельностью М.В. Ломоносова, Который основал фабрику цветного стекла и мозаичную мастерскую.
- Как вы думаете, любое ли изображение, состоящее из кусочков, является мозаикой?
Работа в группах.
Каждая группа получит карточку с изображениями. Необходимо выбрать те изображения, которые представляют собой мозаичные композиции и объяснить свой выбор (рисунок № 1 не является мозаикой, так как не состоит из мелких деталей. Рисунок № 2 не является мозаикой, так как так как в нём кусочки не близко пригнаны друг к другу. А вот рисунок № 3 – это мозаика.)
- Используя наши выводы в данном задании, попробуйте дать свое определение мозаики.
Мозаика (Слайд №4): –
это изображение, составленное из небольших кусочков (графических элементов), близко пригнанных друг к другу
- Кто из вас знает, какие материалы используют для составления мозаичных композиций? Из чего делают мозаику?
Основные материалы, из которых выполняют мозаичные композиции (Слайд 5):
- стекло
- камень
- смальта
- керамика
- металл
- и другие
-Вспомните, где вы уже встречали мозаику? Из каких кусочков составлена была мозаика?
Все виды мозаичных композиций можно разделить на два вида (Слайд №6) :
- сюжетная
- орнаментальная
Сюжетная - мозаичное изображение с определенным художественным образом, в древности – изображение, посвященное Музе.
Орнаментальная - «украшение», узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов
На экране вы видите сюжетные мозаичные композиции (Слайд №7)
-Попробуйте определить какие изображения лишние и почему?
Для создания мозаики мы не сможем пользоваться стеклом, смальтой и другими материалами. Наш инструмент- это компьютер. Мы с вами будем пользоваться векторным графическим редактором CorelDraw (Слайд №8).
Компьютерные мозаики сегодня очень популярны:
- детские игры, для развития мыслительных процессов детей
- подготовка эскизов для изготовления в дальнейшем например паркета, художественных панно и т.д.
- и многое другое.
Прежде чем мы начнем создавать мозаичные композиции, обратим внимание на важную особенность деталей мозаики. Она заключается в том, что их размеры подобраны так, чтобы при складывании не оставалось просветов. Такие детали называются совместимыми.
Любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей – типовых элементов, которые составляют меню мозаики.
Работа по составлению объектов из типовых элементов называется конструированием.
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи
Цель: Обеспечение закрепления в памяти основных понятий изученной темы, которые необходимы учащимся для успешного выполнения самостоятельной работы базового и повышенного уровней сложности.
Планируемые результаты:
- Познавательные: построение логической цепи рассуждений; синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты.
- Личностные: нравственно-этического оценивание усваиваемого материала
- Регулятивные: прогнозирование, коррекция, определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата.
- Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Деятельность учащихся: участвуют в обсуждении проблемных вопросов
Деятельность учителя.
Конструировать мозаичные композиции мы будем с помощью векторного графического редактора, используя готовое меню мозаики. Давайте рассмотрим пример создания орнаментальной мозаики с помощью графического редактора (Слайд № 9, Флэш-ролик). Обсуждение процесса моделирования композиции.
- Какие действия с элементами меню мозаики я совершала в этом ролике для составления мозаики?
- Давайте вспомним, как выполняются эти действия в COREL DRAW:
- Для перемещения фигуры используй инструмент УКАЗАТЕЛЬ
- Для копирования фигуры выполни следующие действия:
- выдели фигуру
- зажми фигуру правой кнопкой мыши и перемести в нужное место.
- отпусти кнопку мыши и в появившемся меню выбери команду СКОПИРОВАТЬ СЮДА
- Для вращения фигуры нажми дважды на нужную фигуру и используй маркеры вращения
- Увеличить масштаб можно с помощью колеса мыши.
- Для группировки объектов выдели нужные фигуры и нажми CTRL+G
Флэш-ролик демонстрирует процесс создания орнамента из геометрических фигур с помощью действий: копирование, перемещение, вращение и группировка.
Для повторения основных действий можно открыть заготовку для выполнения практического задания .
5. Этап включения изученного в систему знаний
Цель: выявление качества и уровня усвоения знаний и способности применения знаний в новой ситуации.
Планируемые результаты:
- Личностные: самоопределение.
- Регулятивные: волевая саморегуляция.
- Познавательные: моделирование, постановка и решение проблем (самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера); выбор эффективных способов решения задачи.
Деятельность учащихся: конструируют свою мозаичную композицию с помощью векторного графического редактора на основе меню мозаики.
Деятельность учителя:
Для выполнения практической работы вам понадобится заготовка – файл с меню мозаики, он находится на рабочем столе под именем «Мозаика» .
Ваша задача открыть этот файл и создать в нем свою мозаику (орнаментальную или сюжетную). Результат необходимо сохранить в сетевой папке вашего класса.
Рассмотрим алгоритм вашей работы (Слайд № 10)
А теперь приступим к выполнению задания
6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Цель : качественная оценка работы класса и отдельных учащихся. Саморефлексию учащихся их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.
Планируемые результаты:
- Личностные: нравственно-этическое оценивание, смыслообразование.
- Регулятивные: оценка – осознание уровня и качества усвоения материала; контроль.
- Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Познавательные: рефлексия способов и качества выполненных заданий.
Деятельность учащихся: заполнение листов самооценки и листа «Настроение»
Деятельность учителя:
- Ребята, сегодня вы выступили в роли дизайнеров, которые занимались конструированием своих мозаик. Каждый из вас придумал свою мозаичную композицию. Используя меню мозаики.
На следующем уроке мы организуем просмотр ваших работ на экране, при котором вы сможете рассказать, где можно использовать вашу мозаику.
- Что вам понравилось сегодня на уроке, что не получилось? Кого из ребят вы бы хотели поблагодарить за сотрудничество?
Вернемся к нашим пчелкам, нарисуйте смайлик, который характеризует ваше настроение после урока.
А теперь заполните листы самооценки, попробуйте оценить себя с точки зрения успешной работы на уроке.
Лист с вопросами по саморефлексии деятельности учащихся на уроке
Отметка – баллы успешности (Б.У.):
0 б.у. – низкий уровень
1 б.у. – средний уровень
2 б.у. – максимальный уровень
Вид деятельности | Баллы успешности |
Ответы на устные вопросы учителя |
|
Практическая работа на компьютере |
|
Участие в работе группы |
|
Итого баллов |
|
Подведем итоги.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок 20 Знакомство с векторным редактором, встроенным в Word 2007
В презентации к уроку к рассмотрению предлагаются:- основные приемы работы с графическими примитивами;- ознакомление с графическим интерфейсом Word 2007;- творческие работы учащихся 6-х классов....
Урок информатики в 7 классе по теме: "Создание рисунков в векторном редакторе"
Урок-практикум с использованием Smart-доски....
Векторный редактор
Урок производственного обучения по теме: Векторная графика. Основы работы с векторными объектами....
Авторский урок по информатике для 9-го класса из элективного курса на тему: «Векторная графика. Векторный редактор Corel Draw»
Урок «Создание пейзажа в векторном редакторе Corel Draw X6».Содержит детальную методическую разработку создания рисунка в Corel Draw X6.Урок демонстрирует создание произвольных фигур разли...
Элективный курс по информатике и ИКТ для 9-х классов «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»
Элективный курс по информатике и ИКТ «Компьютерная графика. Векторный редактор CorelDraw»предназначен для предпрофильных классов....
Практическая работа для построения рисунков в векторном редакторе для 6 класса
Построение рисунка в векторном графическом редакторе...
Векторная графика. Векторный редактор CorelDraw
Элективный курс для 7 класса...