Задания первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2021-2022 учебный год 9 - 11 класс
олимпиадные задания по информатике и икт (9 класс)
Дорогой участник!
Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по информатике.
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
Внимательно прочитайте условие каждого задания, проанализируйте его.
- Излагайте решение четко, логично, грамотно.
- Обосновывайте свои ответы.
- Если тебе кажется, что задания относятся к теме, незнакомой тебе, не теряй самообладание, достаточно проявить внимание, сообразительность, остроумие, которые помогут успешно справиться с заданием.
- Задания не обязательно решать в том порядке, в котором они указаны.
- Во время работы запрещается пользоваться средствами мобильной связи.
- Пиши разборчиво и яркой пастой.
- Не задерживайтесь на задании, которое сразу вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те задания, в ответах на которые вы уверены. К не выполненному заданию Вы сможете вернуться, если останется время.
- Помните, что при оценке учитывается каждый правильно выполненный элемент задания.
Содержание олимпиады охватывает следующие ключевые разделы:
- Кодирование и операции над числами в различных системах счисления.
- Алгоритмизация и программирование.
В олимпиаде представлено 9 задач с разным уровнем сложности. Задания с 1 по 5 оцениваются в 5 баллов, с 6 по 7 оцениваются в 10 баллов, задания 8, 9 оцениваются в 20 баллов. За работу можно набрать максимально – 85 баллов.
Задания олимпиады состоят из 2 частей:
1 часть: необходимо решить задание и записать полученный ответ в Карточку участника олимпиады.
2 часть: Задания принимаются на проверку и оцениваются, только если они выдают правильный ответ на примере входных и выходных данных, приведённом в условии задачи. Результат выполнения необходимо предъявить организатору для оценивания. Решением является программа, записанная на любом языке программирования и сохраненная в созданной на Рабочем столе папке inf_21. Программа не должна выводить никаких иных сообщений, кроме того, что требуется найти в задаче.
Выполнение данных заданий рассчитано до 180 минут
Ж е л а е м у с п е х а!
Скачать:
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2021-2022 учебный год
9 - 11 класс
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
Дорогой участник!
Мы рады приветствовать Вас на школьном туре олимпиады по информатике.
Эта инструкция поможет Вам правильно организовать свое время и успешно выполнить работу.
Внимательно прочитайте условие каждого задания, проанализируйте его.
- Излагайте решение четко, логично, грамотно.
- Обосновывайте свои ответы.
- Если тебе кажется, что задания относятся к теме, незнакомой тебе, не теряй самообладание, достаточно проявить внимание, сообразительность, остроумие, которые помогут успешно справиться с заданием.
- Задания не обязательно решать в том порядке, в котором они указаны.
- Во время работы запрещается пользоваться средствами мобильной связи.
- Пиши разборчиво и яркой пастой.
- Не задерживайтесь на задании, которое сразу вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те задания, в ответах на которые вы уверены. К не выполненному заданию Вы сможете вернуться, если останется время.
- Помните, что при оценке учитывается каждый правильно выполненный элемент задания.
Содержание олимпиады охватывает следующие ключевые разделы:
- Кодирование и операции над числами в различных системах счисления.
- Алгоритмизация и программирование.
В олимпиаде представлено 9 задач с разным уровнем сложности. Задания с 1 по 5 оцениваются в 5 баллов, с 6 по 7 оцениваются в 10 баллов, задания 8, 9 оцениваются в 20 баллов. За работу можно набрать максимально – 85 баллов.
Задания олимпиады состоят из 2 частей:
1 часть: необходимо решить задание и записать полученный ответ в Карточку участника олимпиады.
2 часть: Задания принимаются на проверку и оцениваются, только если они выдают правильный ответ на примере входных и выходных данных, приведённом в условии задачи. Результат выполнения необходимо предъявить организатору для оценивания. Решением является программа, записанная на любом языке программирования и сохраненная в созданной на Рабочем столе папке inf_21. Программа не должна выводить никаких иных сообщений, кроме того, что требуется найти в задаче.
Выполнение данных заданий рассчитано до 180 минут
Ж е л а е м у с п е х а!
КАРТОЧКА УЧАСТНИКА ОЛИМПИАДЫ
Максимальные баллы за задания
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Максимальный балл | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 | 20 | 20 | 85 |
ШИФР | ||
№ задания | Ответ | Кол-во баллов (заполняется учителем) |
Задание 1 | ||
Задание 2 | ||
Задание 3 | ||
Задание 4 | ||
Задание 5 | ||
Задание 6 | ||
Задание 7 | ||
Задание 8 | ||
Задание 9 |
Часть 1
Задание 1.
Модем передает данные со скоростью 7680 бит/с. Передача текстового файла заняла 1,5 мин. Определите, сколько страниц содержал переданный текст, если известно, что он был представлен в 16-битной кодировке Unicode, а на одной странице – 400 символов.
Задание 2.
Решите уравнение 121x + 110 = 1019. Ответ запишите в двоичной системе счисления.
Задание 3.
Определите значение переменной k, полученное в результате работы следующей программы:
var k, s: integer;
begin
s:=100;
k:=0;
while s > 0 do begin
s := s - 15;
k := k + 2;
end;
write(k);
end.
Задание 4.
Определите значение суммы целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:
x : = 4 + 8 * 3 ;
y : = ( x mod 10 ) + 15;
x : = ( y div 10 ) + 3
Задание 5.
У исполнителя Гамма две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 3;
2. умножь на b, где b — неизвестное натуральное число.
Выполняя первую из них, Гамма увеличивает число на экране на 3, а выполняя вторую, умножает это число на b. Программа для исполнителя Гамма — это последовательность номеров команд. Известно, что программа 11211 переводит число 1 в число 97. Определите значение b.
Задание 6.
Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразует её.
Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки цифр.
А) заменить (v, w).
Эта команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w. Например, выполнение команды
заменить (111, 27)
преобразует строку 05111150 в строку 0527150.
Если в строке нет вхождений цепочки v, то выполнение команды заменить (v, w) не меняет эту строку.
Б) нашлось (v).
Эта команда проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор. Если она встречается, то команда возвращает логическое значение «истина», в противном случае возвращает значение «ложь». Строка исполнителя при этом не изменяется.
Цикл
ПОКА условие
последовательность команд
КОНЕЦ ПОКА
выполняется, пока условие истинно.
В конструкции
ЕСЛИ условие
ТО команда1
ИНАЧЕ команда2
КОНЕЦ ЕСЛИ
выполняется команда1 (если условие истинно) или команда2 (если условие ложно).
Какая строка получится в результате применения приведённой ниже программы к строке, состоящей из 127 идущих подряд цифр «9»? В ответе запишите полученную строку.
Задание 7.
Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n — натуральное число, задан следующими соотношениями:
F(n) = 2 при n ≤ 2;
F(n) = F(n − 1) + 2 · F(n − 2) при n > 2.
Чему равно значение функции F(5)?
Часть 2
Задание 8. Считалка
Задание рассчитано на написание программы на любом языке программирования.
Для выбора водящего в детской игре N человек становятся в круг, после чего произносится считалка. На первом слове считалки указывается на первого человека в кругу, на втором слове – на второго человека и т. д. После N-го человека снова идёт первый человек (все люди в кругу пронумерованы числами от 1 до N, круг зацикливается, после человека с номером N идёт человек с номером 1).
Всего в считалке M слов. Определите, на какого человека придётся последнее слово считалки.
Входные данные
Программа получает на вход два целых положительных числа. Первое число N – количество людей в кругу. Второе число M – количество слов в считалке. Оба числа не превосходят 109 .
Выходные данные
Программа должна вывести одно целое число от 1 до N – номер человека в круге, на которого придётся последнее слово считалки.
Пример
№ | INPUT.TXT | OUTPUT.TXT |
1 | 10 25 | 5 |
Задание 9. Подготовка к олимпиаде
Задание рассчитано на написание программы на любом языке программирования.
Юра решил подготовиться к региональной олимпиаде по информатике. Он выбрал N задач, чтобы решить их на каникулах. В первый день Юра решил K задач, а в каждый следующий день Юра решал на одну задачу больше, чем в предыдущий день. Определите, сколько дней уйдёт у Юры на подготовку к олимпиаде
Входные данные
Программа получает на вход два целых положительных числа N и K, записанных в отдельных строках - количество задач, которые намерен решить Юра, и количество задач, которые он решил в первый день подготовки.
Выходные данные
Программа должна вывести единственное число - количество дней, которое потребовалось Юре для решения задач.
Пример
№ | INPUT.TXT | OUTPUT.TXT | Примечание |
1 | 10 3 | 3 | В примере в первый день Юра решит 3 задачи, во второй день - 4, в третий день - 5, итого на решение 10 задач у Юры уйдёт 3 дня |
Предварительный просмотр:
Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по информатике и ИКТ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
2021-2022 учебный год
КЛЮЧИ
к заданиям первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников
по информатике и ИКТ 2021-2022 учебный год
9 - 11 класс
Максимальные баллы за задания
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Итого |
Максимальный балл | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 10 | 10 | 20 | 20 | 85 |
Если задание 1 части 1-5 выполнено частично (ход решения верный, но допущены вычислительные ошибки) – 3 балла; 6-7 задание – 5 баллов.
Если задание 2 части выполнено частично (программа запускается, но выдает ошибочный ответ) – 5 баллов.
Часть 1
Задание 1.
Объём информации вычисляется по формуле Q = q * t, где t — время передачи q — скорость передачи данных. Поэтому Q = 7680 бит/c * 90с = 691200 бит.
Каждый символ в данной кодировке кодируется 16-ю битами. Следовательно, количество символов N = 691200 бит / 16 бит = 43200, тогда количество страниц S = 43200 / 400 = 108.
Ответ: 108.
Задание 2.
Необходимо преобразовать уравнение 121x + 110 = 1019, перевести его в десятичную систему счисления.
1*x2 + 2*x + 1 + 1 = 1 * 92 + 0 * 9 + 1 * 90
x2 + 2 * x – 80 = 0
Корни квадратного уравнения: 8 и −10. Следовательно, основание системы счисления равно 8. 810=10002.
Ответ: 1000.
Задание 3.
В данной программе цикл выполняется семь раз: в конце цикла переменная s принимает значение 100-7*15 = -5, k = 7 * 2 = 14.
s | k |
100 | 0 |
85 | 2 |
70 | 4 |
55 | 6 |
40 | 8 |
25 | 10 |
10 | 12 |
- 5 | 14 |
Ответ: 14.
Задание 4.
Операция div делит число с отбрасыванием остатка. Операция mod оставляет только остаток от деления числа. Поэтому:
x : = 4 + 8 * 3 = 28,
y : = ( x mod 10 ) + 15 = 8 + 15 = 23,
x : = ( y div 10 ) + 3 = 2 + 3 = 5.
Следовательно, сумма переменных x и y будет равна 5 + 23 = 28.
Ответ: 28.
Задание 5.
Исполнитель, выполнив две первые команды, получит число 7: 1+3+3 = 7.
Далее составляется и решается уравнение: 7b + 6 = 97, 7b = 91, b = 13.
Ответ: b = 13.
Задание 6.
Данный алгоритм сначала заменит 9 первых девяток на три тройки, а затем заменит эти три тройки обратно на одну девятку. То есть, девять подряд идущих девяток заменяются на одну. Так из 127 девяток = 14 групп по 9 девяток и еще одна девятка — всего 15. Снова заменится еще одна группа из 9 девяток, итого осталось 7 девяток. Шесть первых будут заменены на две тройки, и останется строка 339.
Ответ: 339.
Задание 7.
Необходимо последовательно найти:
F(1) = 2;
F(2) =2;
F(3) = 2 + 4 = 6;
F(4) = 6 + 4 = 10;
F(5) = 10 + 12 = 22;
Таким образом, ответ F(5) = 22.
Ответ: F(5) = 22.
Часть 2
Задание 8. Считалка
Ответом является остаток от деления числа M на число N, за единственным исключением – если остаток равен нулю, то есть M делится на N, то считалка остановится на последнем человеке и программа должна вывести значение N, а не 0. Это нужно рассмотреть при помощи одного условия if.
Пример решения задачи на языке Pascal:
var N, M: integer;
begin
read(N);
read(M);
if M mod N = 0 then
write(N)
else
write(M mod N)
end.
Задание 9. Подготовка к олимпиаде
В этой задаче будем в цикле считать, сколько задач решил Юра с начала каникул. Для этого заведем переменную solved (число решенных задач с начала каникул) и переменную day (количество прошедших дней). Далее в цикле пока solved < N значение solved увеличивается на K, а значение K увеличивается на 1 (на следующий день Юра решит на одну задачу больше).
Пример решения задачи на языке Pascal:
var N, K, solved, day: integer;
begin
readln(N);
readln(K);
solved := 0;
day := 0;
while solved < N do
begin
solved := solved + K + day;
inc(day);
end;
writeln(day);
end.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные работы по истории школьного этапа всероссийской предметной олимпиады
Данные олимпиадные задания по истории для 5-11 классов созданы для проведения школьного этапа всероссийской предметной олимпиады. Ключи прилагаются. Если понравится, то буду рада. Хотелось бы уз...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ 7-8 класс
Задание для школьного этапа олимпиады по немецкому языку включает 3 раздела – чтение, грамматика и лексика, письмо. На его выполнение отводится 2 часа 30 мин....
Схема организации школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников 2014-2015 гг.
Данная презентация содержит разъяснения по организации и проведению школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2014-2015 учебном году. в общеобразовательных учреждениях г. о. Коломна....
Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы
Разработка материалов первого (школьного) этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по информатике и ИКТ 2017-2018 уч.год 7- 9 классы...
Школьный этап всероссийской предметной олимпиады по английскому языку. 2017–2018 уч. г. 5–6 классы.
Данный материал поможет в состовлении олимпиадных работ....
Грамота за подготовку призера муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников
Грамота за подготовку призера муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников в 2016-2017 учебном году по предмету "Физическая культура"...
Анализ проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по физкультуре2019-2020 учебный год
Анализ проведения школьного этапаВсероссийской предметной олимпиады школьников по физкультуре2019-2020 учебный год .10. 2019 года в МОУ- СОШ с.Кирово проводился школьный этап В...