Рабочая программа по информатике
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа по информатике 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl_informatika_gotovo.docx | 57.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Цель курса: развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Основные задачи курса:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений; - создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера (постановка и формулирование проблемы;
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);
- организовать в виртуальных лабораториях работу, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- формирование умений и навыков самостоятельной работы;
- стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме;
- умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные образовательные результаты
- широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
- способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
- уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
- владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
- широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные образовательные результаты
в сфере познавательной деятельности
- освоение основных понятий и методов информатики;
- выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
- выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
- преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
- решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
- понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
- оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
- следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
- авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
- получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
- овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
- соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
- соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Наименование раздела | Перечень формируемых универсальных учебных действий |
Знакомство и работа в графическом редакторе Paint 11 | Личностные: Мотивация к обучению и познанию; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Познавательные: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD 16 | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). Регулятивные: планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника. |
Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point7 | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха. Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. Коммуникативные: включаться в диалог, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; формулировать собственное мнение и позицию; оценивать собственное поведение и поведение окружающих; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. |
Календарно-тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Дата проведения | |
по плану | по факту | ||
I | Компьютерная графика 11 | ||
1 | Техника безопасности в кабинете ИИКТ. Введение в компьютерную графику | ||
2 | Интерфейс графического редактора Paint | ||
3 | Знакомство с инструментами графического редактора | ||
4 | Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. | ||
5 | Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Кубик». | ||
6 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия». | ||
7 | Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Открытка для мамы». | ||
8 | Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». | ||
9 | Инструмент «Текст». Создание рисунка «Ветка рябины». | ||
10 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Новогодняя елочка». | ||
11 | Индивидуальный проект «Скоро Новый год. Поздравления» | ||
II | Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. 16 | ||
12 | Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере. | ||
13 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | ||
14 | Оформление текста: применение шрифтов и их атрибутов. | ||
15 | Оформление текста: выделение текста цветом. Создание текста «Скоро Новый год» | ||
16 | Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. | ||
17 | Нумерация и маркеры | ||
18 | Изменение формата нумерации и маркировки | ||
19 | Вставка специальных символов, даты и времени | ||
20 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | ||
21 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста | ||
22 | Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | ||
23 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки | ||
24 | Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков | ||
25 | Используем элементы рисования: объект WordArt | ||
26 | Создание рисунков с помощью панели рисования | ||
27 | Индивидуальный проект «Негативное воздействие продолжительности по времени компьютерных игр на здоровье ребенка» | ||
III | Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint8 | ||
28 | Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда | ||
29 | Настройка анимации | ||
30 | Настройка анимации. Проект «Часы» | ||
31 | Использование гиперссылки в показе слайдов | ||
32 | Использование звука в презентации | ||
33 | Использование видео в презентации | ||
34 | Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедийной интерактивной презентации |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока по программе | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
I | Компьютерная графика | 11 | ||
1 |
| 1 | 2.09 | |
2 |
| 1 | 9.09 | |
3 |
| 1 | 16.09 | |
4 |
| 1 | 23.09 | |
5 |
| 1 | 30.09 | |
6 |
| 1 | 7.10 | |
7 |
| 1 | 14.10 | |
8 |
| 1 | 21.10 | |
9 |
| 1 | 28.10 | |
10 |
| 1 | 11.11 | |
11 |
| 1 | 18.11 | |
II | Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. | 16 | ||
12 |
| 1 | 25.11 | |
13 |
| 1 | 2.12 | |
14 |
| 1 | 9.12 | |
15 |
| 1 | 16.12 | |
16 |
| 1 | 23.12 | |
17 |
| 1 | 13.01 | |
18 |
| 1 | 20.01 | |
19 |
| 1 | 27.01 | |
20 |
| 1 | 3.02 | |
21 |
| 1 | 10.02 | |
22 |
| 1 | 17.02 | |
23 |
| 1 | 24.02 | |
24 |
| 1 | 2.03 | |
25 |
| 1 | 9.03 | |
26 |
| 1 | 16.03 | |
27 |
| 1 | 30.03 | |
III | Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint | 8 | ||
28 |
| 6.04 | ||
29 |
| 13.04 | ||
30 |
| 20.04 | ||
31 |
| 27.04 | ||
32 |
| 4.05 | ||
33 |
| 11.05 | ||
34 |
| 18.05 | ||
35 |
| 25.05 |
Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ урока по программе | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||
I | Компьютерная графика | 11 | ||
1 |
| 1 | 7.09 | |
2 |
| 1 | 14.09 | |
3 |
| 1 | 21.09 | |
4 |
| 1 | 28.09 | |
5 |
| 1 | 5.10 | |
6 |
| 1 | 12.10 | |
7 |
| 1 | 18.10 | |
8 |
| 1 | 26.10 | |
9 |
| 1 | 2.11 | |
10 |
| 1 | 16.11 | |
11 |
| 1 | 23.11 | |
II | Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. | 16 | ||
12 |
| 1 | 30.11 | |
13 |
| 1 | 7.12 | |
14 |
| 1 | 14.12 | |
15 |
| 1 | 21.12 | |
16 |
| 1 | 28.12 | |
17 |
| 1 | 11.01 | |
18 |
| 1 | 18.01 | |
19 |
| 1 | 25.01 | |
20 |
| 1 | 1.02 | |
21 |
| 1 | 8.02 | |
22 |
| 1 | 15.02 | |
23 |
| 1 | 22.02 | |
24 |
| 1 | 29.02 | |
25 |
| 1 | 7.03 | |
26 |
| 1 | 14.03 | |
27 |
| 1 | 4.04 | |
III | Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint | 8 | ||
28 |
| 11.04 | ||
29 |
| 18.04 | ||
30 |
| 25.04 | ||
31 |
| 2.05 | ||
32 |
| 9.05 | ||
33 |
| 16.05 | ||
34 |
| 23.05 | ||
35 |
| 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...