Использование АМО при обучении предмету «информатика» в условиях реализации ФГОС ОО
статья
Как сделать так, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС? Можно использовать активные методы обучения (АМО). Несколько советов вы найдете в данной статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_amo_pri_obuchenii_predmetu_informatika_v_usloviyah_realizatsii_fgos_oo.docx | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование АМО при обучении предмету «информатика» в условиях реализации ФГОС ОО
Верещагина П.А.
Сегодня, каждый из нас пытается для себя определить, как перестроить нашу традиционную систему преподавания так, чтобы действительно наши уроки были современными и отвечали всем требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
А перестраивать нужно многое:
- Составить сценарный план урока, в котором до 60% - свободный выбор учителя в зависимости от ситуации на уроке (вместо жестко структурированного традиционного конспекта урока);
- Формулировка целей урока через активную деятельность учащихся (а не декларирование учителем целей в начале урока);
- Объяснение нового материала занимает 20-30% урока, 10% - закрепление нового материала
(в традиционной форме – этот этап занимал 80%), а все остальное время учитель организовывает самостоятельную деятельность учащихся – около 60% и более; - Формулировки задания звучат иначе: проанализируйте, докажите, создайте схему или модель, исследуйте и оцените (вместо назовите, решите, спишите, найдите, выпишите и т.д. в традиционном уроке)
- Оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося, работа над развитием у учеников способности к самооценке, критериальное оценивание (вместо системы «решил»-«не решил», «из пяти заданий выполнил три»)
Я совершенно не хочу сказать, что традиционная форма урока плоха или, что используя ее, мы не сможем научить детей. Нет. Но многие со мной согласятся, что изменилось не только время, но и сами дети. Им кажется, что мы даем им совершенно ненужные знания (они не могут увидеть каким образом эти знания можно применить в реальной жизни), и теряют интерес не только к теме изучения, но и к самому предмету. Заинтересовать, активизировать учащихся, научить их самостоятельно добывать знания, применять, оценивать, анализировать и синтезировать полученную информацию – вот что ставит в приоритет новый стандарт.
Мы с вами услышали много рекомендаций от наших коллег. Мой совет – это использование активных методов обучения.
Что такое АМО? На сегодня – четкого определения нет. Предложу вам понятие, которое более мне близко’.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. А.м.о. характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
Почему АМО? Технологии АМО позволяют традиционный урок перевести в ранг современного, интерактивного урока, они являются одним из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу, так как достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической и мыслительной деятельности.
АМ можно проводить на различных этапах урока: инициация (орг.момент), вхождение или погружение в тему, формирование ожиданий учеников, интерактивная лекция, практическая часть, подведение итогов, эмоциональная разрядка.
Приведу примеры, которые, на мой взгляд, могут иметь место на уроках информатики:
АМО «Систематик» (проверка домашнего задания или на этапе закрепления изучения нового материала)
Цель: Закрепить и применить знания о признаках ранее изученной темы.
Участники: Все учащиеся, которые делятся на 4 группы.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: нарисованные на бумаге корзины (коробки), набор карточек с признаками разных групп, магниты ИЛИ файл для интерактивной доски ИЛИ (как показали курсы) Интерактивное упражнение для ПК, созданное средствами Google.
Проведение: Учитель вывешивает на доску нарисованные корзины.
У: «Представьте, что мы с вами купили дом и на чердаке обнаружили следующие предметы. Давайте попробуем навести порядок и разложим эти предметы по корзинам». Учащиеся анализируют предложенные наборы карточек, выбирают те, на которых напечатаны правильные признаки нужной группы и вывешивают их под нужной корзиной. Затем учитель предлагает осуществить взаимопроверку по принципу «группа-группа» (I и III группа, II и IV группа), при необходимости направляет и корректирует деятельность.
Этот метод можно применить для тем: Устройство компьютера, Программное обеспечение, Информационные процессы, Свойства информации, Моделирование и др.
АМО презентации учебного материала «Галерея секретов» (изучение новой темы)
Цель: Мотивировать учащихся на активное восприятие нового учебного материала.
Участники: Все учащиеся, которые объявляются сотрудниками нескольких детективных агентств.
Время проведения: 8 минут.
Необходимые материалы: Мультимедийная презентация «Фамильные секреты Объектов изучения новой темы» («секреты» — характерные признаки).
Этот метод можно применить для тем: Системы объектов, Компьютерные объекты, Графические Информационные модели, Типы алгоритмов и т.д.
Проведение: Учащимся демонстрируется презентация «Фамильные секреты»
У: Для успешной работы наших агентств я предлагаю вам, уважаемые детективы, отправиться за сбором информации на экскурсию в необычную «Галерею секретов». Побывав в виртуальной галерее, вы познакомитесь с «секретами» группы. Будьте очень внимательны во время экскурсии. Эта информация будет очень важна в дальнейшей работе ваших агентств.
(просмотр презентации)
Уч-ся: Воспринимают новую информацию. Визуальная демонстрация нового материала повышает эффективность восприятия учебной информации.
Предполагаемый результат: «Собираем досье» – выделяем характерные признаки групп объектов.
АМО «Тест достижений» (контроль изученной темы)
Цель: Предварительный контроль уровня усвоения знаний о признаках объектов путём тестирования.
Участники: Все учащиеся.
Время проведения: 5 минут.
Необходимые материалы: Индивидуальные тесты по количеству учащихся в классе.
Проведение: Учитель объясняет, что учащимся нужно будет выполнить тестовое задание с выбором 1-го верного ответа, а затем провести взаимоконтроль, обменявшись со своим соседом по парте тестами.
После проверки тестов учитель просит поднять руки тех школьников, которые не сделали в тесте ни одной ошибки.
У: Сейчас вам предстоит выполнить Тест достижений (с выбором 1-го ответа). После этого вы в группе обменяетесь тестами и проведёте взаимопроверку.
Уч-ся: Выполняют тест, обмениваются работами и, сверяясь с эталоном ответов, проверяют результат выполнения.
У: Поднимите руки те, кто не допустил, ни одной шибки. Я вас поздравляю, вы успешно освоили учебный материал. А остальные ребята, допустившие ошибки, доработают материал дома.
Предполагаемый результат: Получить информацию об уровне личных достижений каждого учащегося.
В старшей школе в качестве АМ на различных этапах урока можно использовать приемы из различных технологий.
Например, КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ.
Приемы:
- Софт-анализ. Озвучивается проблема, дается время на обдумывание. Далее, на большое поле записываются индивидуальные мнения, а в центре поля – общее мнение группы.
- Swot-анализ. У каждого решения выделяются сильные, слабые стороны, угрозы и возможности.
Технология ДИАЛОГОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ.
- Задания с последующим письменным выполнением
- Под диктовку определения записана формула. Задание: выразить каждый параметр через все другие;
- Составить схему (можно в виде графа) новой темы, а затем прокомментировать ее своим одноклассникам;
- Из множества продиктованных слов выбрать те, которые характеризуют данный предмет, выделить его свойства и признаки.
Вы видите, что приведенные мною примеры активных методов – это либо обыгранные различные задания, либо использование приемов различных современных педагогических технологий.
Поэтому каждый из вас может создать свою копилку методов, превращающих традиционный урок в современный, отвечающий требованиям ФГОС.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Информатика в условиях реализации ФГОС в основной школе»
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобрете...
Преемственность в обучении и адаптация между I и II ступенями обучения 5 классов в условиях реализации ФГОС в школе YIII вида
Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного...
Доклад на тему Преподавание информатики в условиях реализации ФГОС
Важнейшей задачей изучения информатики является: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение обуч...
Условия преподавания информатики в условиях реализации ФГОС.
Одной из основных целей общего образования - формирование представления об окружающей действительности. Осуществление межпредметных связей способствует формированию у обучающихся цельного представлени...
"Использование облачных технологий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС"
В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процес...
«Применение АМО (активных методов обучения) в целях совершенствования методики преподавания предмета «Информатика» в условиях реализации ФГОС, уровня педагогического мастерства педагога и формирование творческой инициативы учащихся».
Индивидуальный план самообразованияучителя «Информатики» «Применение АМО (активных методов обучения) в целяхсовершенствования методики преподавания предмета &l...
Тема "Создание и заполнение баз данных". Преподавание предмета "Информатика" в условиях реализации ФГОС.
План-конспект урока по теме "Создание и заполнение баз данных"...