Конспект урока информатики в 8 классе "Решение финансовых задач инструментами Excel"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Материал направлен на освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных, а также освоения технологии автоматизированного расчета ежемесячной оплаты за расход электроэнергии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока информатики в 8 классе | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрусова Анжелика Алексеевна
Предмет: Информатика и ИКТ
Класс: восьмой
Тема: «Решение финансовых задач инструментами Excel»
Формирование универсальных учебных действий на уроке
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
Выявление значения полученного знания | Самопроверка по эталону, коррекция | Анализ постановки задачи | Умение четко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации |
Целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно | Самостоятельное решение задачи творческого и поискового характера | ||
Оценка деятельности |
Задачи урока:
- закрепление навыков и умений работы с инструментами Excel: формулами, функциями, «Мастером диаграмм»;
- освоение технологии проектирования электронных таблиц при заданной постановке задачи и исходных данных;
- освоение технологии автоматизированного расчета при решении экономических задач;
- развитие способности к анализу постановки задачи и исходных данных;
- развитие самостоятельности, внимательности, аккуратности, умения работать индивидуально по заданной теме.
Материалы к уроку:
- табличный процессор Microsoft Excel;
- тест (в электронном виде);
- материал к задаче (в печатном виде)
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности
Вы уже знаете, что программа Excel широко применяется в самых различных областях благодаря мощному инструментарию, позволяющему автоматизировать сложные вычисления.
Какой спектр задач мы решали с использованием программы Excel? (математические задачи, финансовые задачи, статистические задачи).
Какие инструменты Excel применялись при решении этих задач? (функции: математические, логические, статистические; формулы; ссылки; «Мастер диаграмм».
II. Актуализация знаний
Вопрос № 1. Какие математические задачи мы с вами брали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
- задача «Решения квадратного уравнения» (инструменты: математические функции, формулы нахождения корней),
- задача «Определения объема, площади боковой и полной поверхности конуса» (инструменты: математические функции, формулы нахождения объема и площадей),
- задача «Определения объема, площади боковой и полной поверхности цилиндра» (инструменты: математические функции, формулы нахождения объема и площадей),
- задача «Вычисления расстояния между двумя точками» (инструменты: математические функции, формулы).
Вопрос №2. Какие статистические задачи мы с вами брали, и какие средства, инструменты Excel использовали для их решения?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
- задача «Количество правонарушений за год по Центральному округу», в которой подсчитывались статистические показатели среднего значения правонарушений за год, максимального/минимального количества правонарушений по городам (инструменты: статистические функции, формулы).
Вопрос № 3. Давайте обратимся к финансовым задачам. Какие финансовые задачи мы решали, и какие средства, инструменты Excel использовали?
Учащиеся отвечают на вопрос и перечисляют задачи и инструменты:
- задача «Расчетная книга» (инструменты: формулы нахождения %, математические функции, автозаполнение),
- задача «Продажа мороженного по округам г.Москвы» ( расчет продажи мороженного по округам и по месяцам) ( инструменты: математические функции, формулы нахождения % , построение диаграмм (Мастер диаграмм)
- задача «Прайс. Расчета стоимости товара производителем» (цена товара в $, найти стоимость и перевести стоимость в рубли исходя из курса $) (инструменты: формулы нахождения стоимости товара, перевода стоимости из $ в рубли, понятие абсолютной ссылки.
Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: самопроверка по эталону, коррекция.
Сейчас я вам предлагаю перейти к выполнению электронного теста на компьютерах.
Учащиеся приступают к выполнению электронного теста. Тест – 10 минут. Далее – проверка по эталону. Самооценка. Приложение 3.
III. Определение темы и цели урока
Вы получили материал к выполнению зачетной практической работы.
Давайте познакомимся с постановкой задачи и с тем, что от нас требуется.
Постановка задачи «Оплата электроэнергии».
Для оплаты электроэнергии каждый абонент имеет в своем распоряжении Абонентскую карточку «Петроэлектросбыт», которую заполняет самостоятельно, ежемесячно снимая показания электрического счетчика. Непосредственно оплата за электроэнергию происходит в специальных сервисных центрах «Петроэлектросбыта», при этом абонент предоставляет свою Абонентскую карточку. Произведя денежный расчет, каждый абонент получает Квитанцию, в которой указана общая сумма к оплате. Необходимо оплачивать потребленную электроэнергию до 10 числа каждого месяца, следующего за расчетным. Пени (т.е. штрафы за неуплату в срок) начисляются, начиная с 41 –го дня с момента осуществления предыдущего платежа в размере 1% от начисленной суммы платежа. |
Исходные данные:
- Абонентская карточка «Петроэлектросбыта» (дата оплаты, показания счетчика и подпись абонента);
- Квитанция, по которой осуществляется расчет платы за расход электроэнергии (показания счетчика, расход электроэнергии, тариф, начисленная сумма к оплате, пеня, общая сумма к оплате и т.д).
Задание, направленное на развитие познавательного УУД: анализ постановки задачи, самостоятельное решение задачи творческого и поискового характера.
Задача:
Проанализировав постановку задачи и исходные данные, автоматизировать расчет ежемесячной оплаты за расход электроэнергии, для этого:
- спроектировать в Excel электронную таблицу «Оплата электроэнергии»;
- используя формулы Excel, составить расчет ежемесячного начисления оплаты за расход электроэнергии;
- используя логические функции Excel, составить расчет начисления пеней, если платеж осуществлялся не в срок и рассчитать ежемесячную общую суммы к оплате (с учетом начисленной оплаты и пеней)
- используя Мастер диаграмм Excel, построить столбчатую диаграмму, отражающую ежемесячную общую суммы к оплате за расход электроэнергии;
Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: целепологание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
- Как вы думаете, можно ли эту задачу отнести к ранее изученным: математическим, финансовым, статистическим?
- В чем вы видите существенное отличие данной задачи от решенных ранее?
- Как бы вы назвали данный вид задач? (подсказка, если затрудняются: экономическая задача. Задачи, решаемые в процессе экономического анализа, планирования, проектирования, связанные с определением искомых неизвестных величин на основе исходных данных. В отличие от математических, экономические задачи не всегда удается формализовать, свести только к расчету Их решение сопровождается поиском недостающих данных, экспертными оценками, обсуждением, принятием решений).
Итак, подведем черту: определите тему нашего урока? Следовательно, какова будет цель нашего урока? Какими способами мы будем достигать поставленной цели?
IV. Формирование новых знаний и умений через выполнение практической работы
Учащиеся приступают к выполнению практической работы на компьютерах.
V. Презентация итогов работы учащихся
Задание, направленное на развитие коммуникативного УУД: умение четко выражать свои мысли согласно задачам и условиям коммуникации
Учащиеся представляют на мультимедийном проекторе свои проекты расчетов, защищают их, отвечая на вопросы учителя и учащихся. После всех выступлений учитель демонстрирует свой проект расчетов к поставленной задаче. Приложение 4.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
Учащиеся с педагогом подводят итоги урока.
Задание, направленное на развитие регулятивного УУД: оценка деятельности
- Какова была цель нашего урока? Реализована ли она?
- Каким способом мы достигли поставленной цели?
- Какие новые способы оплаты электроэнергии вы узнали?
- Почему этот способ, с твоей точки зрения, наиболее эффективен при решении данного вида задач?
Задание, направленное на развитие личностного УУД: выявление значения полученного знания
- Что вызвало трудности?
- Как вы думаете, будет ли ваша деятельность полезной?
- Какой способ оплаты электроэнергии удобен для тебя?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что бы вы хотели изменить (добавить) в уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал к уроку информатики в 5 классе "Клавиатура - инструмент писателя"
В комлект материалов к уроку информатики по теме "Клавиатура - инструмент писателя" входит презентация и опорный конспект, составленные на основе учебника "Информатика. 5-6 класс" под ред. профессора ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Введение формул в ЭТ. Стандартные функции Excel. (урок открытия новых знаний)
ФИО (полностью)Шишкова Валентина Валерьевна Место работыМОУ «Авсюнинская СОШ» ДолжностьУчитель информатики ПредметИнформатика Класс9 класс Тема и номер урока в тем...
План-конспект урока информатики "Решение расчетных задач с помощью электронных таблиц"
Данный материал содержит подробный план-конспект урока по теме "Решение раччетных задач с помощью электронных таблиц" и презентацию к уроку.Цель урока: Формирование умений и навыков создания, редактир...
Конспект урока "Составление счета на покупку в MS Excel"
На уроке в коррекционной школе ученики совместно с учителем составляют счет к подарку первокласснику на заданную сумму. Приведен пример счета....
План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel"
План-конспект урока информатики в 8 классе "Электронные таблицы. Знакомство с табличным процессором Microsoft Excel" и приложение к уроку (практическая работа, презентация)...
План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"
План-конспект урока информатики по теме "Этапы решения задач на компьютере"Тема:Этапы решения задач на компьютереЦели:1) образовательныеПовторить пройденный материал по теме: «Определе...
Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)
Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...