Раздаточный материал для заполнения учащимися по теме Моделирование в электронных таблицах
презентация урока для интерактивной доски по информатике и икт (9 класс)

Раздаточный материал для заполнения учащимися по теме "Моделирование в электронных таблицах". Задания взяты из учебника Макаровой, но оптимизированы до одного листа на одного учащегося. По итогам выполнения данной практической работы с опорой на раздаточный материал учащийся должен пройти все этапы моделирования, включая построение таблицы в электронных таблицах на компьютере и анализ результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ «СБЕРКАССА»

За два часа до обеденного перерыва 40 бабушек встали в очередь за пенсией. Кассирша обслуживает клиента в среднем одну минуту.

Первая бабушка «мучила» кассиршу вопросами 9 мин 15с. Каждая следующая бабушка, частично «мотая на ус» ответы, адресованные предыдущим бабушкам, «мучает» кассиршу на 10с меньше. Построить модель ситуации и исследовать ее.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цель моделирования учебная: исследовать ситуацию с разных углов зрения (задания типа «что будет, если...», «как сделать, чтобы...), сделать выводы и дать свои рекомендации по улучшению обслуживания.

Очередь в сбербанке

 

 

 

 

Исходные данные

Кассир

 

 

Время обслуживания
одного клиента Т
кл

0:01:00

 

Очередь

 

 

Время общения (Т1)

0:09:15

 

Уменьшение времени    Т

0:00:10

 

Количество бабушек

40

 

 

 

 

Результаты

№ бабушки

Время обслуживания
i-бабушки (T
i)

Время ожидания
i-ой бабушки

1

0:10:15

0:10:15

2

0:10:05

0:20:20

3

0:09:55

0:30:15

4

0:09:45

0:40:00

5

 

 

 

 

36

 

 

37

 

 

38

 

 

39

 

 

40

 

 

ОПИСАНИЕ ЗАДАЧИ «СБЕРКАССА»

За два часа до обеденного перерыва 40 бабушек встали в очередь за пенсией. Кассирша обслуживает клиента в среднем одну минуту.

Первая бабушка «мучила» кассиршу вопросами 9 мин 15с. Каждая следующая бабушка, частично «мотая на ус» ответы, адресованные предыдущим бабушкам, «мучает» кассиршу на 10с меньше. Построить модель ситуации и исследовать ее.

ЦЕЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Цель моделирования учебная: исследовать ситуацию с разных углов зрения (задания типа «что будет, если...», «как сделать, чтобы...), сделать выводы и дать свои рекомендации по улучшению обслуживания.

Очередь в сбербанке

 

 

 

 

Исходные данные

Кассир

 

 

Время обслуживания
одного клиента Т
кл

0:01:00

 

Очередь

 

 

Время общения (Т1)

0:09:15

 

Уменьшение времени    Т

0:00:10

 

Количество бабушек

40

 

 

 

 

Результаты

№ бабушки

Время обслуживания
i-бабушки (T
i)

Время ожидания
i-ой бабушки

1

0:10:15

0:10:15

2

0:10:05

0:20:20

3

0:09:55

0:30:15

4

0:09:45

0:40:00

5

 

 

 

 

36

 

 

37

 

 

38

 

 

39

 

 

40

 

 

IV этап. Анализ результатов моделирования

По результатам моделирования в электронных таблицах ответить на следующие вопросы:

  1. Как долго будет «мучить» кассиршу сороковая бабушка?

Ответ________________________________________________________

  1. Хватит ли на обслуживание всех бабушек дообеденного времени             (2 часа)?

Ответ________________________________________________________

  1. Если не хватит, то какую по счету бабушку успеют обслужить до перерыва?

Ответ________________________________________________________

  1. Хватит ли времени на обслуживание всей очереди до конца рабочего дня, если после перерыва касса будет открыта еще 4 часа?

Ответ________________________________________________________

  1. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение Ткл?            Можно ли сильно уменьшить Ткл и к чему это приведет?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение времени расспросов?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Можно ли сокращать это время, и к чему это приведет?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Сформировать рекомендации условному кассиру и бабушкам по организации процесса обслуживания. Например, стоит ли выделить отдельного сотрудника, который будет разъяснять возникающие вопросы? Какие другие способы информирования можно использовать? Сколько сотрудников должно работать кассе, чтобы обслужить клиентов до обеда?

Ответ________________________________________________________

IV этап. Анализ результатов моделирования

По результатам моделирования в электронных таблицах ответить на следующие вопросы:

  1. Как долго будет «мучить» кассиршу сороковая бабушка?

Ответ________________________________________________________

  1. Хватит ли на обслуживание всех бабушек дообеденного времени             (2 часа)?

Ответ________________________________________________________

  1. Если не хватит, то какую по счету бабушку успеют обслужить до перерыва?

Ответ________________________________________________________

  1. Хватит ли времени на обслуживание всей очереди до конца рабочего дня, если после перерыва касса будет открыта еще 4 часа?

Ответ________________________________________________________

  1. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение Ткл?            Можно ли сильно уменьшить Ткл и к чему это приведет?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение времени расспросов?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Можно ли сокращать это время, и к чему это приведет?

Ответ________________________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Сформировать рекомендации условному кассиру и бабушкам по организации процесса обслуживания. Например, стоит ли выделить отдельного сотрудника, который будет разъяснять возникающие вопросы? Какие другие способы информирования можно использовать? Сколько сотрудников должно работать кассе, чтобы обслужить клиентов до обеда?

Ответ________________________________________________________



Предварительный просмотр:

МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ЗАДАЧА 3.22. Биоритмы.

1 этап. Постановка задачи

            Описание задачи:

     Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами. Эти циклы описывают три стороны самочувствия человека: физическую, эмоциональную и интеллектуальную. Биоритмы характеризуют подъемы и спады нашего состояния. Считается, что «взлетам» графика, представляющего собой синусоидальную зависимость, соответствуют более благоприятные дни. Дни, в которые график переходит через ось абсцисс, считаются неблагоприятными. Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах мира в критические дни, когда ось абсцисс пересекают одновременно две или три кривые, людям профессий с повышенным уровнем риска (летчикам, каскадерам и т. п.) предоставляются выходные дни.

    За точку отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека.

   Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т. е. его физическое самочувствие. Периодичность его составляет 23 дня.

      Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, его способность эмоционального восприятия окружающего. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

   Третий биоритм характеризует мыслительные способности, интеллектуальное состояние человека. Цикличность его — 33 дня.

   Предлагается осуществить моделирование биоритмов для конкретного человека от указанной текущей даты (дня отсчета) на месяц вперед с целью дальнейшего анализа модели.

Цель моделирования

На основе анализа индивидуальных биоритмов прогнозировать неблагоприятные дни, выбирать благоприятные дни для разного рода деятельности.

Формализация задачи

Уточняющий вопрос

Ответ

Что моделируется?

Чем характеризуется человек?

Какое состояние исследуется?

Какова периодичность изменения биоритмов?

С каким шагом изменяется график функций?

Какой период жизни исследуется?

X=

Что надо определить?

II этап. Разработка модели

Указанные циклы можно описать приведенными ниже выражениями, в которых переменная Х — количество прожитых человеком дней:

Формула 1____________________________________________________

Формула 2___________________________________________________

х = ___________________________________________________________

физ. цикл          sin (2рX / 23) |__________________________________(3)

эмоц. цикл        sin (2рX / 28) |__________________________________ (4)

интеллект. цикл sin (2pX / 33) |_________________________________(5)

КОМПЬЮТЕРНАЯ МОДЕЛЬ

А

В

С

D

1

Биоритмы

2

3

Исходные данные

4

Дата рождения

06.03.1996

5

Дата отсчета

12.04.2014

6

Длительность прогноза

30

7

Результаты

8

Порядковый день

Физическое

Эмоциональное

Интеллектуальное

9

Формула 1

Формула 3

Формула 4

Формула 5

10

Формула 2

Заполнить вниз

Заполнить вниз

Заполнить вниз

11

Заполнить вниз

IV этап. Анализ результатов моделирования

  1. По результатам расчетов построить общую диаграмму для трех биоритмов.
  2. Введите в ячейки В4 и В5 дату рождения своего рождения.
  3. Проследите пересчет значений и изменения на диаграмме.
  4. Выпишите неблагоприятные дни:____________________

_____________________________________________________

  1. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние) _______________________________________

____________________________________________________

  1. Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее)___________________

_____________________________________________________

  1. По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными:________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Анализ результатов моделирования задачи «Биоритмы». Форматирование диаграммы. Цель: повторить этапы создания графика функций и его форматирование; провести анализ полученных данных и сделать выводы.

Слайд 2

Вставка- > Диаграмма

Слайд 3

п.4. Элементы диаграммы

Слайд 4

Диаграмма

Слайд 5

ПКМ - > Формат оси

Слайд 6

Вкладка /Подпись/

Слайд 7

Вкладка /Числа/

Слайд 8

Анализ полученных результатов Введите свою дату рождения. Определите неблагоприятные дни. Проанализировав диаграмму, выбрать неблагоприятные для сдачи зачета по физкультуре дни (плохое физическое состояние). Выбрать день для похода в цирк, театр или на дискотеку (эмоциональное состояние хорошее). По кривой интеллектуального состояния выбрать дни, когда ответы на уроках будут наиболее/наименее удачными. Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по такой кривой что-либо определить?

Слайд 9

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 3.23. Совместимость людей по биоритмам. Когда у двух людей совпадают или очень близки графики по одно­му, двум или даже всем трем биоритмам, то можно предположить довольно высокую совместимость этих людей. Построить модель физической, эмоциональной и интеллектуальной совместимости двух друзей. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ Открыть файл Биоритмы. Выделить ранее рассчитанные столбцы своих биоритмов, скопировать их и вставить в столбцы Е, F , G , используя команду Специ­альная вставка -> Только значения. Ввести в ячейку D 4 дату рождения друга. Модель мгновенно просчитается для новых данных. В столбцах Н, I , J провести расчет суммарных биоритмов по формулам.



Предварительный просмотр:

Задача 3.6. Компьютерный магазин

I этап. Постановка задачи

Описание задачи

Компьютерный магазин продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость покупки превышает некоторую сумму, то покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость любой покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

Цель моделирования: автоматизировать расчет стоимости покупки. Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

Формализация задачи

Уточняющий вопрос

Ваш ответ

Что моделируется?

Что известно о товарах?

Что надо знать дополнительно

о покупке?

Что надо определить?

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Математическая модель

Цена товара в руб.:________________________________________

Стоимость товара каждого вида:____________________________

Стоимость покупки без скидки:_____________________________

Стоимость покупки со скидкой_____________________________

Компьютерная модель (вариант №1)

Функция IF возвращает первое значение, если логическое выражение при вычислении дает значение истина, и второе значение, если ложь

Синтаксис функции

IF (Лог_выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

______________________________________________________________

III этап. Компьютерный эксперимент

Заполнить таблицу. Провести тестовые расчеты.

IV этап. Анализ результатов

1. Какова стоимость покупки со скидкой 15%:___________________

2. Какова стоимость покупки со скидкой 25%:___________________

3. Укажите в таблице курс доллара равный 39. Какова стоимость покупки без скидки? _________________________________.

4. Какова стоимость покупки по текущему курсу евро (82,63):

без скидки:____________________со скидкой:_____________________?

Задача 3.6. Компьютерный магазин

I этап. Постановка задачи

Описание задачи

Компьютерный магазин продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость покупки превышает некоторую сумму, то покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость любой покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

Цель моделирования: автоматизировать расчет стоимости покупки. Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

Формализация задачи

Уточняющий вопрос

Ваш ответ

Что моделируется?

Что известно о товарах?

Что надо знать дополнительно

о покупке?

Что надо определить?

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Математическая модель

Цена товара в руб.:________________________________________

Стоимость товара каждого вида:____________________________

Стоимость покупки без скидки:_____________________________

Стоимость покупки со скидкой_____________________________

Компьютерная модель (вариант №2)

Функция IF возвращает первое значение, если логическое выражение при вычислении дает значение истина, и второе значение, если ложь

Синтаксис функции

IF (Лог_выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

______________________________________________________________

III этап. Компьютерный эксперимент

Заполнить таблицу. Провести тестовые расчеты.

IV этап. Анализ результатов

1. Какова стоимость покупки со скидкой 23%:___________________

2. Какова стоимость покупки со скидкой 17%:___________________

3. Укажите в таблице курс доллара равный 32. Какова стоимость покупки без скидки? _________________________________.

4. Какова стоимость покупки по текущему курсу евро (82,63):

без скидки:____________________со скидкой:_____________________?


Задача 3.6. Компьютерный магазин

I этап. Постановка задачи

Описание задачи

Компьютерный магазин продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость покупки превышает некоторую сумму, то покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость любой покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

Цель моделирования: автоматизировать расчет стоимости покупки. Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

Формализация задачи

Уточняющий вопрос

Ваш ответ

Что моделируется?

Что известно о товарах?

Что надо знать дополнительно

о покупке?

Что надо определить?

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Математическая модель

Цена товара в руб.:________________________________________

Стоимость товара каждого вида:____________________________

Стоимость покупки без скидки:_____________________________

Стоимость покупки со скидкой_____________________________


Компьютерная модель (вариант №3)

Функция IF возвращает первое значение, если логическое выражение при вычислении дает значение истина, и второе значение, если ложь

Синтаксис функции

IF (Лог_выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

______________________________________________________________

III этап. Компьютерный эксперимент

Заполнить таблицу. Провести тестовые расчеты.

IV этап. Анализ результатов

1. Какова стоимость покупки со скидкой 19%:___________________

2. Какова стоимость покупки со скидкой 35%:___________________

3. Укажите в таблице курс доллара равный 45. Какова стоимость покупки без скидки? _________________________________.

4. Какова стоимость покупки по текущему курсу евро (82,63):

без скидки:____________________со скидкой:_____________________?


Задача 3.6. Компьютерный магазин

I этап. Постановка задачи

Описание задачи

Компьютерный магазин продает товары, указанные в прайс-листе. Стоимость указана в долларах. Если стоимость покупки превышает некоторую сумму, то покупателю предоставляется скидка. Составить таблицу-шаблон, позволяющую быстро рассчитать стоимость любой покупки. В расчете учесть текущий курс доллара.

Цель моделирования: автоматизировать расчет стоимости покупки. Составить шаблон расчетной квитанции для покупателя.

Формализация задачи

Уточняющий вопрос

Ваш ответ

Что моделируется?

Что известно о товарах?

Что надо знать дополнительно

о покупке?

Что надо определить?

II этап. Разработка модели

Информационная модель

Математическая модель

Цена товара в руб.:________________________________________

Стоимость товара каждого вида:____________________________

Стоимость покупки без скидки:_____________________________

Стоимость покупки со скидкой_____________________________

Компьютерная модель (вариант №4)

Функция IF возвращает первое значение, если логическое выражение при вычислении дает значение истина, и второе значение, если ложь

Синтаксис функции

IF (Лог_выражение; Значение_если_истина; Значение_если_ложь)

______________________________________________________________

III этап. Компьютерный эксперимент

Заполнить таблицу. Провести тестовые расчеты.

IV этап. Анализ результатов

1. Какова стоимость покупки со скидкой 26%:___________________

2. Какова стоимость покупки со скидкой 12%:___________________

3. Укажите в таблице курс доллара равный 35. Какова стоимость покупки без скидки? _________________________________.

4. Какова стоимость покупки по текущему курсу евро (82,63):

без скидки:____________________со скидкой:_____________________?



Предварительный просмотр:

Задача 3.7. Сберкасса.

Вопросы:

Ответы:

Сколько времени понадобится кассиру, чтобы обслужить всю очередь.

4:40:00

Как долго будет «мучить» кассиршу 40-ая бабушка?

0:03:45

Хватит ли на обслуживание всех бабушек  дообеденного времени (2 часа)?

нет

Какую по счету бабушку успевают обслужить до перерыва?

13

Хватит ли времени на обслуживание всей очереди до конца рабочего дня, если после перерыва касса будет открыта ещё 4 часа?

Нет

Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение Т кл и к чему это приведет?

Чем больше время обслуживания одной бабушки, тем больше бабушек кассирша не обслужит в этот день.

Как влияет на время обслуживания очереди уменьшение времени расспросов? Можно ли сокращать это время, и к чему это приведет?

Уменьшение времени расспросов (вместо 0:00:10 секунд напечатать  0:00:05 секунд), приводит к увеличению времени обслуживания всей очереди.

Сформировать рекомендации кассиру и бабушкам по организации процесса обслуживания. Например, стоит ли выделить отдельного сотрудника, который будет разъяснять возникающие вопросы? Какие другие способы информирования можно использовать?

Сколько сотрудников должно работать в кассе, чтобы обслужить клиентов до обеда?

4 кассира

40 : 13 =  3 (ост. 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моделирование в электронной таблице MS Excel

Конспект урока на тему: "Моделирование в электронной таблице MS Excel. Графические информационные модели". Материал конспекта ориентирован на учащихся 9 класса. Конспект содержит теоретический материа...

Раздаточный материал по русскому языку по теме"Сложное предложение"

Данные задания используются для проверки как теоретических знаний учащихся, так и практичесих навыков: составлять схемы предложений, расставлять знаки препинатия, определять виды сложных предложений. ...

Раздаточный материал по английскому языку на тему: "My meals"

Раздаточный материал по английскому языку (тексты, задания к текстам)...

Интегрированный урок по алгебре и информатике «Моделирование в электронных таблицах. График и свойства квадратичной функции».

Цель урока: Рассмотреть применение моделирования в электронных таблицах для построения и изучения свойств квадратичной функции....

Применение моделирования в электронных таблицах на уроках физики

Данная статья отражает опыт работы при использовании электронных таблиц при анализе результатов лабораторных работ по физике....

Моделирование в электронных таблицах

Графический метод решения экономической задачи в электронной таблице. Можно воспользоваться для урока "моделирование в электронных таблицах" для учащихся 11 классов или студентов 1 курса "Математическ...

Моделирование в электронных таблицах

Материалы (презентация и готовая модель) для практической работы "Математическая модель. Расчет геометрических параметров объекта. Задача о склеивании коробки"...