Рабочая программа по информатики 7 класс
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)

Хирьянова Виктория Александровна

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК) и на примерной программе основного общего образования по информатике с учётом авторской программы Полякова К.Ю., Еремина Е.А. «Информатика. 7 класс», требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_7_klass.docx56.3 КБ

Предварительный просмотр:

   


Пояснительная записка

Большие возможности для формирования личностного потенциала обучаемых, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире в значительной степени обеспечиваются изучением информатики, а также реализацией в учебном процессе возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях. В этой связи возрастает значимость непрерывного освоения учащимися средств и методов информатики и ИКТ, совершенствования содержания и методики обучения информатике в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312).

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7 класса основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК) и на примерной программе основного общего образования по информатике с учётом авторской программы Полякова К.Ю., Еремина Е.А. «Информатика. 7 класс», требованиях к результатам освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных, предметных); основных подходов к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.

Представленный учебник являются ядром целостного УМК, в который, кроме учебников, входят:

  • данная авторская программа по информатике;
  • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте авторского коллектива: http://kpolyakov.spb.ru/school/osnbook.htm 
  • электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию: http://informatics.mccme.ru/course/view.php?id=666 
  • материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме основного государственного экзамена (ОГЭ), размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/оge.htm;
  • методическое пособие для учителя
  • комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР (http://fcior.edu.ru);
  • сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/. 

Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.

Учебники, составляющие ядро УМК, содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к курсу информатики, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в основной школе. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.

Одна из важных задач учебников и программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по информатике. Авторы сделали всё возможное, чтобы в ходе обучения рассмотреть максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ОГЭ.

Цели изучения предмета

Обучение информатике и ИКТ в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
  • развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права

Общая характеристика изучаемого предмета

 Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Программа по предмету «Информатика» предназначена для изучения курса информатики учащимися основной школы. Она включает в себя три крупные содержательные линии:

  • Основы информатики
  • Алгоритмы и программирование
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разноуровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.

Важной составляющей УМК является использование комплекта Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Этот комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.

Место изучаемого предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения информатики на ступени основного общего образования. Согласно учебному плану 2020-2021 учебного года ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 552 на изучение информатики   в 7 классе отводится 1 ч в неделю (34 часа в год).

Разделы углублённого курса предлагается изучать в рамках домашних заданий, самостоятельной работы и элективных курсов предпрофильной подготовки или факультативных занятий.

Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, отведенные на внеурочную деятельность.

Формы обучения информатике

1.        Фронтальное обучение;

2.        Коллективная форма;

3.        Групповая форма;

4.        Парное обучение;

5.        Индивидуальная форма;

6.        Демонстрация;

7.        Лабораторная работа (фронтальная);

8.        Лабораторная работа (индивидуальная);

9.        Семинар;

10.        Проектная форма обучения.

Современные типы и виды уроков информатики

•        уроки вузовского типа (урок-лекция, урок-семинар, урок-практическое занятие, урок-коллоквиум, урок-консультация, урок-зачет);

•        уроки специального назначения (урок-практикум, урок-самостоятельная работа, урок-контрольная работа, урок-фронтальная лабораторная работа, урок-экскурсия, межпредметный урок);

•        уроки игрового типа (урок-ролевая игра, урок-конкурс, урок-викторина, урок-конференция, урок-встреча, урок-проект);

•        уроки на основе содержательных структур (урок работы с книгой, урок на основе электронной рабочей тетради, урок на основе динамических опорных сигналов, урок на основе обобщающих таблиц, урок-диктант, урок на основе типовой программной структуры).

Используются следующие средства обучения учебно-наглядные пособия (иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.), демонстрация приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, видеофильмов и др.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: диктант, самостоятельная. контрольная, зачет, тест. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  9. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

  1. формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  2. формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  3. развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  4. формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  5. развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчётах;
  6. формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.


Содержание учебного предмета

1. Введение в информатику – 4 часа.

Техника безопасности. Информация, ее представление и измерение. Информация.  Информационные объекты различных видов. Единицы измерения количества информации.    

Практические работы:

Практическая работа № 1. «Файлы».

Практическая работа № 2. «Интернет».

2. Компьютер - 5 часов.

Устройство компьютера. Общая схема. Процессор, память. Принцип работы ЭВМ. Основные принципы архитектуры Фон Неймана, хранения и обмена информации, оперативная и долговременная память. Устройства ввода и вывода. Файл и файловая система. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Файлы. Интернет.

Практические работы:

Практическая работа № 3. «Работа с файлами».

Практическая работа № 4. «Использование антивирусов».

3.  Обработка числовой информации – 2 часа.

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Диаграммы и графики в электронных таблицах.

Практические работы:

Практическая работа № 5. «Электронные таблицы».

4. Обработка текстовой информации – 5 часов.

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

Практические работы:

Практическая работа № 6 «Редактирование текста».

Практическая работа № 7 «Форматирование текста».

Практическая работа № 8 «Стилевое форматирование».

Практическая работа № 9 «Таблицы».

Практическая работа № 10 «Списки».

5. Обработка графической информации – 5 часов.

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация.

Практические работы:

Практическая работа № 11 «Растровый графический редактор».

Практическая работа № 12 «Работа с фрагментами».

Практическая работа № 13 «Обработка фотографий».

Практическая работа № 14 «Документы с рисунками».

Практическая работа № 15 «Векторная графика».

6. Алгоритмы и программирование – 9 часов.

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей). Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов.

Алгоритмический язык. Программа. Линейные алгоритмы. Алгоритмические конструкции.

Практические работы:

Практическая работа № 16 «Управление исполнителем с пульта».

Практическая работа № 17 «Программное управление черепахой».

Практическая работа № 18 «Алгоритм «О» в кумире».

Практическая работа № 19 «Линейные алгоритмы».

Практическая работа № 20 «Вспомогательные алгоритмы».

Практическая работа № 21 «Циклические алгоритмы».

Практическая работа № 22 «Циклы с условием».

Практическая работа № 23 «Разветвляющиеся алгоритмы».

Практическая работа № 24 «Ветвления и циклы».

Контрольная работа № 3 по теме: «Алгоритмические конструкции».

7.  Мультимедиа - 2 часа.

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Практические работы:

Практическая работа № 25 «Визитная карточка».

Практическая работа 26 «Презентация проект».

Резерв 2 часа.


Календарно-тематическое планирование

по «Информатике» в 7 классе

на 2021-2022 учебный год

(34 ч., 1 час в неделю)

Тема урока

Основные элементы содержания

Основные виды учебной деятельности

Виды, формы контроля

Планируемые результаты

Планируемые сроки

По плану

По факту

Введение в информатику– 4 часа

1.

Техника безопасности.

Компьютеры и программы.

Техника безопасности и правила организации рабочего места. Компьютеры, программы, пользователи, программисты, данные, процессор, память, устройства ввода и вывода.

Повторение правил поведения в компьютерном классе.

Изучение новой темы с использованием презентации «Компьютеры и программы».

Групповая работа по построению интеллект-карты, в которой связываются основные понятия этого урока.

Тест «Техника безопасности в кабинете информатики»

Предметные:

оценивать информацию с позиции ее свойств, приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике, кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования, оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт), осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Познавательные: использовать общие приемы решения поставленных задач;

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью.

Личностные:

понимание значимости информационной деятельности для

современного человека.

+

2.

Данные в компьютере.

Данные, кодирование, двоичный код, кодовое слово, равномерный код, пиксель, растровый рисунок, бит, байт, файл.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентации «Данные в компьютере».

Закрепление изученного материала, выполнение теста «Данные в компьютере».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Тест «Данные в компьютере».

+

3.

Как управлять компьютерами?

Операционная система, рабочий стол, главное меню, файл, имя и  тип файла, файловый менеджер, документ, редактирование текста, курсор, действия с документом.

Изучение новой темы с использованием презентации «Как управлять компьютерами».

Выполнение практической работы№1 «Файлы».

Практическая работа №1 «Файлы».

+

4.

Интернет.

Интернет, сервер, электронная почта, Всемирная паутина, браузер, веб-сайт, поиск, гипертекст.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентации «Интернет».

Выполнение практической работы №2 «Интернет».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа №2 «Интернет».

+

Компьютер – 5 часов

5.

Центральные устройства компьютера.

Процессор, оперативная память, долговременная память, постоянное запоминающее устройство, контроллер, магнитный и оптический диск, флеш-память, облачные хранилища данных.

Изучение новой темы с использованием презентации «Процессор и память».

Закрепление изученного материала Закрепление изученного материала, выполнение теста «Устройство компьютера».

Тест «Устройство компьютера».

Предметные:

выполнять основные операции с файлами и папками, оценивать размеры файлов, осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ.

Метапредметные:

Коммуникативные: представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме.

Регулятивные: оценивать достигнутый результат.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Личностные:

понимание

правовых норм использования

программного обеспечения; ответственное

отношение к

используемому программному обеспечению; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете.

 

+

6.

Внешние устройства.

Устройства ввода, клавиатура, манипулятор, мышь, сенсорная панель, сканер, устройства вывода, монитор, принтер, сенсорный экран.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Устройства ввода» и «Устройства вывода».

Закрепление изученного материала, выполнение теста «Устройства ввода и вывода».

Тест «Устройства ввода и вывода».

+

7.

Программное обеспечение.

Программа, прикладные и системные программы, операционная система.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Программное обеспечение»,

«Правовая охрана программа и данных», «Прикладные программы» и «Системное программное обеспечение».

Закрепление изученного материала, выполнение теста «Программное обеспечение».

Тест «Программное обеспечение».

1 урок 2 четверть

+

8.

Файловая система.

Файл, папка, корневая папка, путь к файлу, рабочая папка, расширение имени файла, операции с файлами

Изучение новой темы с использованием презентаций «Файловая система» и «Операции с файлами».

Выполнение практической работы № 3 «Работа с файлами».

Практическая работа № 3 «Работа с файлами».

+

9.

Защита от компьютерных вирусов.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Защита от компьютерных вирусов».

Выполнение практической работы № 4. «Использование антивирусов».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 4. «Использование антивирусов».

+

Обработка числовой информации – 2 часа

10.

Электронные таблицы.

Электронная таблица, табличный процессор, ячейка, строка, столбец, адрес, диапазон.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Электронные таблицы».

Закрепление изученного материала.

Экспресс-опрос изученного материала.

Предметные:

создавать небольшие электронные таблицы, используя базовую конфигурацию программного обеспечения, форматировать электронные таблицы.

Метапредметные:

Коммуникативные: развивать способность брать на себя инициативу в организации совместного действия; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно; самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действия в соответствии с ней; сличать свой способ действия с эталоном.

Познавательные: определять основную и второстепенную информацию; выделять количественные характеристики объектов, заданные словами

Личностные:

формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к самостоятельной и коллективной исследовательской деятельности.

+

11.

Функции в электронных таблицах.

Таблица, функция, значения, формула.        

        

Выполнение практической работы № 5. «Электронные таблицы».

Практическая работа № 5. «Электронные таблицы».

+

Обработка текстовой информации – 5 часов

12.

Редактирование текста.

Текстовый редактор и процессор, редактирование и форматирование, формат файла. Ввод и редактирование текста, функциональные клавиши. Сохранение и печать документов.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Программы для обработки текстов» и «Редактирование текстов».

Выполнение практической работы  6 «Редактирование текста».

Практическая работа № 6 «Редактирование текста».

Предметные:

создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, форматировать текстовые документы, установка параметров страницы документа, форматирование символов и абзацев, вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения, научиться создавать маркированные списки в текстовом редакторе.

Метапредметные:

Коммуникативные: формирование умений интерпретировать и представлять информацию.

Регулятивные: понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения задачи.

Личностные:

формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах переработки информации человеком, техническими системами.

+

13.

Форматирование текста.

Форматирование, фрагмент, шрифт, гарнитура, кегль, контекстное меню, абзац, выравнивание, отступы, интервалы

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Форматирование символов» и «Форматирование абзацев».

Выполнение практической работы № 7 «Форматирование текста».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 7 «Форматирование текста».

+

14

Стилевое форматирование.

Стиль абзаца, стиль символов

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Стилевое форматирование».

Выполнение практической работы № 8 «Стилевое форматирование».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 8 «Стилевое форматирование».

+

15.

Таблицы.

Таблица, ячейка, диапазон, рамка, заливка, объединение ячеек, удаление строк, вставка строк,

заливка.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Таблицы».

Выполнение

практической работы  № 9 «Таблицы».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 9 «Таблицы».

+


16.

Списки.

Список, маркер, маркированный список, нумерованный список, многоуровневый список.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Списки».

Выполнение практической работы №  10 «Списки».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 10 «Списки».

+

Обработка графической информации – 5 часов

17.

Растровый графический редактор.

Графический редактор, панель инструментов, палитра, масштаб, заливка, текстовые надписи.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Растровый графический редактор».

Выполнение практической работы №  11 «Растровый графический редактор».

Практическая работа № 11 «Растровый графический редактор».

Предметные:

определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе, создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.

Метапредметные:

Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения
в план и способ действия в случае расхождения действия и его результата.

Познавательные: контролировать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: определять общую цель и пути ее достижения.

Личностные:

знание сфер применения компьютерной графики;

способность

применять

теоретические

знания для решения

практических задач; интерес к изучению вопросов, связанных с

компьютерной графикой; формирование интереса к изучению вопросов, связанных с

компьютерной графикой.

+

18.

Работа с фрагментами. 

Фрагмент, выделение области, прямоугольная область, область произвольной формы.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Работа с фрагментами».

Выполнение практической работы №  12 «Работа с фрагментами».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 12 «Работа с фрагментами».

19.

Обработка фотографий. 

Кадрирование, вращение, отражение, перспектива, коррекция уровней, яркость, контраст, коррекция цвета.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Обработка фотографий».

Выполнение практической работы № 12 «Обработка фотографий».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 13 «Обработка фотографий».

20.

Вставка рисунков в документ. 

Вставка рисунка, изменение размеров рисунка, обтекание текстом, буфер обмена, скриншот.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Вставка рисунков в документ».

Выполнение практической работы №  14 «Документы с рисунками».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 14 «Документы с рисунками».

21.

Векторная графика. 

Векторный рисунок, векторный редактор, выделение объектов, выравнивание.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Векторная графика».

Выполнение практической работы №  15 «Векторная графика».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 15 «Векторная графика».

Алгоритмы и программирование – 9 часов

22.

Алгоритмы и исполнители. 

Алгоритм, исполнитель, среда исполнителя, система команд исполнителя, дискретность, понятность, определенность, конечность, корректность, массовость. Управление с пульта.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Алгоритмы и исполнители».

Выполнение практической работы 16 «Управление исполнителем с пульта».

Практическая работа № 16 «Управление исполнителем с пульта».

Предметные:

программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений, разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение уравнения и пр.), разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; планирование – применять установленные правила в планировании способа решения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии программного обеспечения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – слушать собеседника, задавать вопросы; использовать речь.

Личностные:

формирование интереса к изучению вопросов, связанных с

программированием.

23.

Формальные исполнители

Примеры формальных исполнителей. Исполнитель удвоитель, черепашка, робот, шифровальщик.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Примеры исполнителей».

Работа с исполнителем «Удвоитель».

Выполнение практической работы 17 «Программное управление черепахой».

Работа с исполнителем «Удвоитель».

Практическая работа № 17 «Программное управление черепахой».

24.

Способы записи алгоритмов. 

Словесная запись, запись по шагам, блок – схема. Переменная, язык программирования.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Способы записи алгоритмов».

Выполнение практической работы №  18 «Алгоритм «О» в кумире».

Практическая работа № 18 «Алгоритм «О» в кумире».

 25.

Линейные алгоритмы. 

Линейный алгоритм, программа. Алгоритмический язык, служебные слова. Синтаксические и логические ошибки.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Линейные алгоритмы».

Выполнение практической работы № 19 «Линейные алгоритмы».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 19 «Линейные алгоритмы».

    26.

Вспомогательные алгоритмы.

Вспомогательный алгоритм. Процедура., вызов процедуры, возврат из процедуры.

Проверка усвоения предыдущего материала.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Вспомогательные алгоритмы».

Выполнение практической работы № 20 «Вспомогательные алгоритмы».

Экспресс-опрос изученного материала на прошлом уроке.

Практическая работа № 20 «Вспомогательные алгоритмы».

27.

Циклические алгоритмы. 

Циклический алгоритм. Тело цикла. Цикл. Вложенный цикл.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Циклы с условием».

Выполнение практической работы № 22 «Циклы с условием».

Практическая работа № 21 «Циклические алгоритмы».

28.

Циклы с условием. 

Переменная. Присваивание. Цикл. Цикл с условием, условие, логические команды, зацикливание.

Практическая работа № 22 «Циклы с условием».

29.

Разветвляющиеся алгоритмы.

Условие. Ветвление. Вложенные ветвления. Полная и неполная форма ветвления. Разветвляющийся алгоритм

Изучение новой темы с использованием презентаций «Циклы с условием».

Выполнение практической работы № 23 «Разветвляющиеся алгоритмы».

Практическая работа № 23 «Разветвляющиеся алгоритмы».

30.

Ветвления и циклы.

Ветвление, цикл. Следование.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Ветвления и циклы».

Выполнение практической работы № 24 «Ветвления и циклы».

Практическая работа № 24 «Ветвления и циклы».

Мультимедиа – 2 часа

31.

Компьютерные

презентации.

Компьютерная презентация,

слайд, макет,

дизайн,

гиперссылка,

эффекты анимации, выравнивание, шрифт, список, фон, звук, видео.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Мультимедиа. Введение».

Выполнение практической работы № 25 «Визитная карточка».

Практическая работа 25 «Визитная карточка»

Предметные:

создавать презентации с использованием готовых шаблонов.

Метапредметные:

Регулятивные: целеполагание – формировать и удерживать учебную задачу; прогнозирование – предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Познавательные: обще учебные – выбирать наиболее эффективные способы решения задач.

Коммуникативные: взаимодействие – формулировать свои затруднения; ставить вопросы, вести устный диалог

Личностные:

способность

увязать знания

об основных

возможностях

компьютера с собственным жизненным опытом;

интерес к вопросам, связанным с практическим применением

компьютеров.

32.

Презентации с несколькими слайдами.

Переход между слайдами, скрытые слайды, сортировщик слайдов, показ презентации.

Изучение новой темы с использованием презентаций «Презентации с несколькими слайдами».

Выполнение практической работы № 26 «Презентация проект».

Практическая работа 26 «Презентация проект»

33.

Резерв

34.

Резерв

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методические пособия:

  1. К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин. Информатика. 7 класс в 2 частях: Учебник для общеобразовательных учреждений. Издательство «Бином» 2019г.
  2. Информатика. 7–9 классы: примерная рабочая программа / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  3. Информатика. 7–9 классы: методическое пособие / К. Ю. Поляков, Е. А. Еремин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

Интернет ресурсы:

1. www. edu - "Российское образование" Федеральный портал.

2. www.school.edu - "Российский общеобразовательный портал".

3. www.school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

4. http://fcior.edu.ru/ Портал «Федеральный центр Информационно-образовательных ресурсов»

5. www .festival.1september.ru   Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

6. http://www.fipi.ru  - портал информационной поддержки мониторинга качества образования, здесь можно найти Федеральный банк тестовых заданий.

7. https://www.kpolyakov.spb.ru/ - сайт Полякова К.Ю. Преподавание, наука и жизнь.

Аппаратные средства:

  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
  • Принтер– позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
  • Устройства вывода звуковой информации– наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.
  • Устройства для создания музыкальной информации(музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.
  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.)  – позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
  • Управляемые компьютером устройства– дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.

Программные средства:

  • Операционная система.
  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  • Антивирусная программа.
  • Программа-архиватор.
  • Клавиатурный тренажер.
  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  • Звуковой редактор.
  • Простая система управления базами данных.
  • Простая геоинформационная система.
  • Система автоматизированного проектирования.
  • Виртуальные компьютерные лаборатории.
  • Программа-переводчик.
  • Система оптического распознавания текста.
  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
  • Система программирования.
  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  •  Программа интерактивного общения
  •  Простой редактор Web-страниц
  •  Среда программирования КуМир (http://www.niisi.ru/kumir/);

среда программирования FreePascal (http://www.freepascal.org/) или PascalABC.NET (http://pascalabc.net);

и другие свободно распространяемые программные средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...